Так было и, наверное, будет всегда, что в
какое-то время в той или иной области человеческой деятельности
появляется человек, который все видит лучше других, а главное - наделен
инстинктом к созидательной творческой деятельности. Одним из таких
первооткрывателей в области бронетанковой техники и был американский
конструктор Джордж Уолтер Кристи. Случалось, и не раз, что в советские
годы авторы отдельных книг о танках отправляли его на жительство в
Германию, наделяли его именем Вальтер, и даже писали о том, что он
передал СССР свой танк, не желая, чтобы его использовали империалисты.
На самом же деле У. Кристи (1865 - 1944 гг.) никогда не был сторонником
большевизма, хотя нацизм он тоже не одобрял. Это был типичный
американец-янки, предприимчивый, инициативный, упорный в достижении
поставленной цели, хотя одновременно неуживчивый и эксцентричный. Свои
идеи он жаждал воплотить в металл и стремился к этому, несмотря ни на
что.
Работа У. Кристи на оборону САСШ
(Северо-Американских Соединенных Штатов) началась в 1915 г., когда он,
будучи владельцем небольшой частной компании «Фронт драйв мотор
компани», решил сконструировать 76,2-мм зенитное орудие на самоходном
колесном шасси. Перетяжеленная самоходка была подвергнута серьезной
критике, однако Военно-промышленный комитет посчитал целесообразным
сделать ему еще один заказ на 203-мм самоходную гаубицу, которую
Кристи поставил на такое шасси, что оно позволяло ей двигаться не
только на колесах, но и на гусеницах. Несмотря на то что скорость на
гусеницах достигала 25 км/ч, ее забраковали как и предыдущий образец
М.1916, хотя конструктор и получил 7800 долларов за зенитку и 60000 —
за 4 мортиры.
Опытный крейсерский танк У. Кристи, модель1919 г.
По итогам испытаний были признаны
неудачными и все остальные его разработки: 75-мм, 105-мм и 155-мм
пушечные и гаубичные САУ, которые заказывал ему департамент. Всего за 4
года он построил 11 машин 4 типов, и все они были забракованы по
причине недостаточной технической надежности. Заказ на свой первый
танк У. Кристи получил 22 ноября 1919 г, а полную спецификацию на него —
8 июня 1920-го. Уже в январе 1921 г. танк демонстрируется на его
заводе, после чего его отправили на Абердинский полигон для испытаний,
которые проводились там до 21 апреля 1921 г. Главным достоинством
нового танка было то, что он мог передвигаться как на колесах, так и на
гусеницах. Чтобы поменять движитель усилиями экипажа, требовалось
всего 15 минут, но так как две колесные пары были у танка
неподрессоренными, его очень сильно трясло на колесном ходу.
Маневренность, так же как и проходимость, из-за небольшой высоты зацепа
гусеницы признали неудовлетворительной. Боевую часть - тесной и плохо
вентилируемой. В то же время даже эта конструкция содержала немало
интересных технических решений. Так, имевшийся в его распоряжении
6-цилиндровый двигатель собственной конструкции мощностью 120 л. с. У.
Кристи расположил поперек корпуса с приводом на два фрикциона и две
бортовые коробки передач. Благодаря этому при повороте можно было
отключить соответствующий фрикцион, и ведущее колесо, вращаясь
вхолостую, делало меньше оборотов и облегчало поворот танка.
Средняя пара опорных катков вместе с
верхним поддерживающим роликом могла подниматься и опускаться, что
обеспечивало натяжение гусениц. По результатам испытаний было решено
переделать машину, на что выделялись дополнительные ассигнования.
Контракт был заключен 15 июня 1921 г., после чего танк сначала
отправился обратно на завод, а затем 28 марта 1922 г. опять на
Абердинский полигон для испытаний. Новый танк, получивший обозначение
М.1921, хотя и создавался на базе своего предшественника, имел от него
множество отличий. Отсутствовала башня, а спаренная пушечно-пулеметная
шаровая установка была размещена в лобовом бронелисте корпуса. Два
дополнительных пулемета «браунинг» в шаровых установках размещались по
углам боевого отделения, из-за чего экипаж танка на одного человека
пришлось увеличить. Теперь два стрелка обслуживали пушку и два
пулемета, а командир мог вести наблюдения за дорогой, причем
механика-водителя посадили слева сзади. Ходовая часть танка
использовалась старая, однако теперь передние рулевые колеса получили
мощные пружинные рессоры, а бортовые тележки — катки большого диаметра.
Все это увеличивало плавность хода, что и было подтверждено на
испытаниях. Танк достаточно хорошо, особенно, если судить по
фотографиям, преодолевал различного рода препятствия, однако военные
посчитали, что маневренность и механическую надежность недостаточными,
а боевое отделение для 4 человек слишком тесным.
За танк М. 1919 и его переделку (М.1921)
Департаменту вооружений пришлось заплатить 82 000 долларов, но так как
после войны военные расходы сильно уменьшились, дальнейшее
финансирование проекта было прекращено, а сам танк М.1921 10 июля 1924
г. поступил в музей Абердинского полигона. В 1926 г. поляки предложили
У. Кристи продать М.1921, однако в цене не сошлись, и он так и остался
музейным экспонатом. У. Кристи эта неудача нисколько не обескуражила,
как, впрочем, и еще одна, последовавшая вслед за первой, когда после
всех испытаний осталась невостребованной целая серия его амфибийных
колесно-гусеничных машин М.1921, М. 1922 и М. 1923 для Корпуса морской
пехоты. На всех этих машинах Кристи опять-таки установил автомобильные
колеса большого диаметра, передняя пара которых была управляемой.
Привод пред-
Конструкция шасси крейсерского танка У. Кристи
последней пары колес от последней (для
повышения тяговых характеристик) осуществлялся при помощи съемных цепей
Галля. На воде движение танка обеспечивали два гребных винта, а его
повороты достигались их реверсированием, причем скорость на плаву была
12 км/ч. Вооружение танков-амфибий Кристи для машин подобного типа было
по тому времени исключительно мощным: 75-мм французская полевая пушка
Шнейдера модели 1897 г., состоявшая на вооружении армии США. На своем
танке М.1922 У. Кристи в целях рекламы 6 декабря 1922 г. переплыл реку
Гудзон. В 1923 г. с борта линкора «Висконсин» М. 1923 с учебными целями
высадили на побережье Пуэрто-Рико, опробовалась его перевозка на
палубе подводной лодки в погруженном состоянии... Однако новых заказов
на свои амфибии конструктор так и не получил и вынужден был дальнейшее
сотрудничество с Корпусом морской пехоты прекратить. Прибыль У.
Кристи на этот период времени составила 175 000 долларов, причем в 1928
г. правительство выплатило ему еще 100 000 долларов за авторские
права, после чего все эти средства были вложены им в новую компанию
«Уилтрак лейер корпорашн» и разработку перспективного танка М.1928.
Теперь уже каждый опорный каток на нем имел отличную индивидуальную
подвеску, а само шасси состояло из 8 обрезиненных катков большого
диаметра. Мощные спиральные пружины, надетые на свечи-толкатели (из-за
чего этот тип подвески очень часто так и называли «свечным»),
соединялись с катками через качающиеся рычаги и располагались между
двумя бортовыми листами корпуса. Как недостаток подобного устройства
отмечалось «съедание» подвеской заброневого пространства внутри танка.
Зато благодаря исключительно плавному ходу танк достигал невиданных
раньше скоростей: до 112 км/ч -на колесах и 68 км/ч - на гусеницах!
Вооружение опытного образца состояло из двух пулеметов, один из которых
закреплялся в лобовом листе корпуса, но танк можно было оборудовать
башней, а значит, установить на нем и более мощное вооружение.
Испытания танка начались в октябре 1930 г. и проводились в форте Мид под
наблюдением Джорджа Паттона и подполковника Адна Чаффи -будущих
прославленных командиров американских танковых войск, давших машине
высокую оценку. За время испытаний танк пробежал 200 миль — на колесах и
140 миль (по пересеченной мест¬ности) - на гусеницах, показал хорошую
управляемость и достаточную надежность. Однако еще в июне 1930 г. с
танком У. Кристи смогла познакомиться советская закупочная комиссия И.
Халепского, направленная за границу покупать современные танки для
СССР. Вначале Халепский особого интереса к танку не проявил - уж больно
необычен он ему показался, однако в июне 1930 г. сделка по его продаже
СССР все-таки состоялась. По поводу этого танка в советском журнале
«Наука и техника» № 42, 19 октября 1929 г. в разделе «Военная техника»
было сообщено, что «в Америке создан новый танк-скороход, который при
движении на гусеницах по свежевспаханной земле развивал скорость 67
км/ч, то есть почти не отставал от куьерского поезда, а на колесах на
бетонном шоссе мог ехать со скоростью 120 км/ч. Переход с колес на
гусеницы проходил всего за 14 минут, хотя все другие подробности
устройства этого танка пока содержатся в строгом секрете». В то же
время высказывалась мысль о том, что на высоких скоростях танк будет
быстро ломаться, хотя, ввиду того что против толчков на быстром ходу
применены весьма совершенные устройства дня их поглощения, такие
поломки маловероятны. Сам конструктор назвал свой новый образец «Модель
1940 года», рассчитывая, винимо, что именно к этому времени его танк
распространится повсеместно. Однако, как это ни парадоксально,
высокие тактико-технические характеристики нового танка, и прежде всего
высокая скорость, создали ему много противников среди американских
военных. Приводились соображения о том, что для танков
сопровождения пехоты высокая скорость не нужна, а для кавалерийских
танков (в американской армии того времени существовало разделение
между пехотными танками, которые как раз и назывались TANKS, и танками
кавалерии, именовавшимися «боевыми машинами» — СОМВАТ САRS) она тоже
не нужна, поскольку на больших скоростях эффективная стрельба из
него невозможна. Отмечали и высокую уязвимость одной пары ведущих
колес, и сильный износ траков, и неудобство обслуживания танка
экипажем. По логике вещей конструктору следовало бы убавить прыти и
стать сговорчивее, но тут его посетила новая идея, реализация которой
окончательно рассорила Кристи с американской армией. Речь идет о
знаменитом на весь мир «летающем танке», идею которого он стал
пытаться реализовать прямо-таки с маниакальным упорством. По
проекту У. Кристи на легкий 5-тонный колесно-гусеничный танк должна была
устанавливаться бипланная коробка крыльев, к которой на двух трубчатых
балках крепилось крестообразное хвостовое оперение. Спереди на
верхнем крыле стоял редуктор с воздушным винтом. По замыслу
конструктора, первые 70-80 м танк должен был разгоняться на гусеницах.
Затем водитель, он же пилот, переключал редуктор на воздушный винт,
после
Летающий танк «Кристи», 1932 г.
чего, пробежав еще 90-100 м и
разогнавшись до скорости 130- 210 км/ч, танк взлетал! После посадки на
гусеницы пилот-водитель при помощи специального рычага должен был
сбросить оба крыла и хвостовое оперение и вступить в бой, как на
обычной гусеничной машине! Экипаж «крылатого танка» должен был состоять
из двух человек: пилота-водителя и стрелка. Основой для «крылатого
танка» стала модель 1932 г. (М.1932), сделанная из дюралюминия и
поэтому рекордно легкая. Подвеска по сравнению с предыдущими образцами
была еще больше улучшена. Так, вертикальное перемещение балансиров
достигло 610 мм, а сами колеса были снабжены пневматиками и для более
равномерного распределения веса расположены на одинаковом расстоянии
друг от друга. Мощность двигателя достигла 750 л. с., но, несмотря на
всю заманчивость этого проекта, осуществить на практике его не удалось.
Для уровня развития техники того времени исключительно сложной задачей
оказалась система переключения двигателя с наземного движителя на
воздушный. Интересно, что и этот танк тоже оказался в СССР, так как
У. Кристи, постоянно нуждаясь в деньгах, продал его нашей стране за
сумму в 20 000 долларов летом 1932 г. Машина тайно, так как
Госдепартамент США наложил запрет на ее продажу, была переправлена в
СССР, где она получила обозначение БТ-32, прошла испытания и даже была
показана на военном параде в Харькове. В конце концов все эти
неурядицы с футуристическими проектами ударили Кристи по его же
карману, вот почему «танк века» М.1931 из опытных образцов так все-таки и
не вышел. Департамент вооружении, недовольный экстравагантностью и
несговорчивостью Кристи, решил строить танки его типа самостоятельно, а
сам Кристи поспешил продать свой танк СССР, где на его основе была
выпущена целая серия танков БТ. Этот танк стал в нашей стране вторым по
массовости танком после Т-26. Самих «танков Кристи» (М.1931) было
построено всего 9. Два шасси без башен были проданы СССР, а остальные
попали в американскую армию. По американской терминологии, машины,
проходящие армейские испытания, обозначаются буквой «Т» (от слова ТЕSТ
- испытания»), вот почему танки 1, 2, 3 и 5, переданные в кавалерию,
получили обозначение Т.1, в то время как танки 2, 6, 7, оказавшиеся в
пехоте, индекс Т.З, поскольку танки Т.2 к этому времени уже
испытывались.
Отличались они друг от друга только по
вооружению: один крупнокалиберный 12,7-мм пулемет на танках Т.1, в то
время как на пехотных машинах оно было сильнее — 37-мм пушка и
спаренный с ней пулемет винтовочного калибра. Кроме того, пехотные
машины получили собственные имена «Торнадо», «Харрикейн» и «Циклон».Что
же касается машин Департамента вооружений, то первый же его танк,
изготовленный для кавалерии под маркой Т.2, оказался лишь жалким
подобием модели М.1931. При более низкой скорости хода он имел
совершенно неудачную внешнюю рессорную подвеску, которая оказалась
настолько уязвимой, что конструкторам пришлось защищать ее
специальными бронелистами. Но то, что еще как-то смотрелось на бумаге,
на практике оказалось и вовсе никуда не годным, так как экипажи
снимали эти бронелисты, потому что они и без этого срывались, на ходу
задевая о различные препятствия. Ведущей на Т.2 была все та же задняя
пара катков, а передача к ним от ведущих колес гусеничного хода
осуществлялась цепями Галля. Мотор располагался спереди, что по сути
дела превращало его даже не в танк, а в легкий колесно-гусеничный
бронеавтомобиль для опасных прогулок. Желая, во что бы то ни стало
спасти честь мундира, военные испытывали Т.2 целых два года, но
положительных результатов так и не добились, а танк Кристи превзойти не
смогли.
Танк БТ-2 с пулеметным вооружением, 1935 г.
|
|
|
Опытный кавалерийский колесно-гусеничныи танк Т4
|
Опытный кавалерийский колесно-гусеничный танк Т4Е1
|
Опытный кавалерийский колесно-гусеничный танк Т4Е2
|
Колесно-гусеничные танки Департамента вооружений США
Тем временем У. Кристи сконструировал
еще один скоростной колесно-гусеничный танк-бронеавтомобиль М.1933,
приспособленный для переброски по воздуху на внешней подвеске под
тяжелыми самолетами, но опытные разработки потребовали практически всех
его средств и в 1934 г. он окончательно разорился. А между тем в
это время в СССР уже полным ходом шло производство танков БТ, которые в
1936 г. английский генерал-майор А. Уэйвелл и конструктор танкетки,
теперь уже полковник Г. Мартел, увидели на маневрах. Оба британца были
настолько потрясены успешными действиями этих машин, что тут же
рекомендовали британскому правительству купить у Кристи его танк, что
оно практически тут же и сделало, выплатив ему за модель 1932 г. 8 000
фунтов стерлингов. Теперь американский конструк-тор отправился в
Англию, где оказался 11 ноября 1936 г. Английские специалисты подвергли
его шасси серьезным испытаниям -достаточно сказать, что пробег
составил 678 миль, из них 327-по бездорожью, после чего за рекордно
короткий срок в 10 месяцев приняли его на вооружение в чисто гусеничном
варианте под маркой А.13.Е2, причислив к так называемым крейсерским
танкам. Еще один свой проект У. Кристи продать англичанам не удалось, и
он вновь оказался в Нью-Йорке совершенно без денег. Последней его
работой, последней идеей, так и оставшейся в чертежах, стал безбашенный
танк М.1943, имевший авторское название «модель 1950 года». Танк был во
многом похож на будущие шведские танки STRV-103, поступившие на
вооружение в 1963 г. Интересно, что проживая в Англии, У. Кристи
написал небольшую брошюру «Современная мобильная оборона», в которой
изложил все основные задачи конструирования бронетанковой техники,
которые актуальны и для сегодняшнего дня. «Моей первой и основной
задачей, — писал он, — стало создание такого шасси, которое могло бы
защитить того человека, который решился бы доверить ему свою жизнь на
поле боя — машину, которая защищала бы его и уничтожала его противников.
Именно поэтому фронтальные проекции моего шасси таковы, что оно
трудноуязвимо для любых типов боеприпасов. Кроме того, мы
сконструировали наше шасси таким образом, чтобы оно было как можно
более низким, а значит, и малозаметным. Затем мы обратились к проблеме
защиты путем увеличения скорости. Скорость как для аэроплана, так и для
наземной боевой машины одинаково значимы. Имея скорость, можно легко
уйти от противника или обойти его, быстро занять удобное положение для
ведения огня и столь же быстро выйти из-под обстрела». Сегодня один
из экземпляров этой брошюры (специально подготовленной для того, чтобы
произвести впечатление на британское Военное министерство, хотя эта
попытка и не удалась!) хранится в британском Королевском танковом
музее в Бовингтоне. Но главное в ней, конечно же, не автограф ее
автора, а те идеи, которые в ней были высказаны так много лет назад и
до сих пор не потеряли своего значения. Источник: http://pro-tank.ru/ |