Во Франции в 1920-е годы созданию танкеток уделялось мало
внимания, но успехи англичан заставили французов активизироваться. В 1929 году в
государственных мастерских в Рейле изготовили одноместную танкетку «Сабатэ». На
поля сражений эта машина массой 2,3 т должна была перевозиться на грузовом
автомобиле, а в бою передвигаться на металлических гусеницах, управляемая
водителем-пулеметчиком, в положении лежа, с помощью ножных педалей и ручного
рычага акселератора. Вне боя он мог управлять танкеткой сидя, пользуясь вторым
комплектом педалей. Скорость машины, оснащенной 18-сильным двигателем, не
превышала 8 км/ч. Из стадии опытного образца эта разработка не вышла.
Единственная же серийно выпускавшаяся во Франции танкетка была спроектирована
фирмой «Рено» в 1931 году на основе конструкции британской «Карден-Лойд» Мк VI.
Клас¬сифицировалась она как танкетка снабжения пехоты и соответственно этому
использовалась. Производили ее фирмы «Рено», «Берлие», АМХ и «Фугаи». С 1932 по
1940 год было выпущено 4896 танкеток под обозначением UE и UE2.
Танкетка Рено "UE" в Вермахте
Танкетки «Рено» UE и UE2 имели клепаный корпус. Головы членов экипажа
прикрывались литыми бронеколпаками. Вооружение отсутствовало. Варианты UE и UE2
различа¬лись незначительными элементами конструкции. Масса машин составляла 2,1
т, грузоподъемность — 400 кг. Компоновка — аналогична британскому прототипу. В
боевом отделении между членами экипажа устанавливался 4-цилиндровый
карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Renault 85 мощностью 35 л.с,
позволявший машине развивать скорость 30 км/ч. Ходовая часть состояла из шести
опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки, подвешенные к
продольной балке на полуэллиптических листовых рессорах, двух поддерживающих
катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса. Запас
хода машины — 60 км.
Во французской армии танкетки Renault UE использовались в соединениях пехоты и
кавалерии как транспортные машины и артиллерийские тягачи для 25-мм
противотанковой пушки SA34. В пехотном полку имелось девять, а в моторизованном
18 танкеток.
Танкетки, захваченные Вермахтом, были вооружены пулеметами и использовались в
германских войсках для борьбы с партизанами, охраны аэродромов, а также в
качестве машин прокладки линий связи. Кроме Китая, закупившего десять машин
Renault UE (Chine), вооруженных 7,5-мм пулеметом «Лебель» в полностью
бронированной четырехгранной рубке, смещенной к правому борту, производство
Renault UE наладила Румыния. На 22 июня 1941 года в румынской армии числилось
178 Renault UE: 126 UE Malaxa собственного производства; 13 Renault UE,
закупленных во Франции; 39 машин, переданных из трофеев Германии. В румынской
армии Renault UE применяли в качестве тягачей 47-мм пушек «Шнейдер», по 12 машин
в противотанковой роте. Большинство из них было уничтожено и захвачено
советскими войсками. М.Барятинский
|