Название это, однажды кем-то данное итальянским
танкам 30-х гг, вот уже довольно долго кочует из одного издания в
другое скорее всего потому, что лучше, наверное, и не скажешь. Все свои
силы фашистская Италия сосредоточила на создании могучего
военно-морского флота, чтобы превратить, Средиземное море в «маре
нострум» (наше море), а вот на танки их уже не хватило. Имея
большой задел собственных конструкторских разработок и целый ряд
оригинальных опытных машин, итальянцы ничего лучше не придумали, как в
1929 г. закупить в Англии все тот же известный танк «Виккерс-6 тонн»
(который они построили по лицензии в количестве 24 штук под маркой
«Виккерс-Армстронг-Ансальдо-29») и танкетку «Карден-Лойд Мk IV». По ее
образцу было выпущено 25 танкеток СV 29, после чего в 1933 г. фирмы
«Фиат» и «Ансальдо» создали ее улучшенный вариант CV3/33, а затем еще
более усовершенствованный образец CVЗ/35. Главное, к чему стремились
конструкторы, была идея создать «малый танк», пригодный для боевых
действий в горах. Поэтому длина шасси танкеток была увеличена, а ее
ширину, наоборот, уменьшили. Высоту также понизили, чтобы машина
приобрела повышенную устойчивость.
Итальянская танкетка CV3/33, 1933 г
Итальянский вариант английской танкетки получил также более
совершенную гусеницу, в результате чего во время испытаний в Альпах
CV3/33 свободно преодолевали подъемы в 40-45 градусой, а спускались по
склонам крутизной до 60 градусов. Основной тип танкетки вооружался
спаркой из двух пулеметов с воздушным охлаждением, как и на танках
«Фиат-З000А». Подобная мера оказалась вынужденной, так как итальянский
танковый пулемет имел вертикально вставлявшийся магазин и применять его
в одиночку означало уменьшить и без того невысокую скорострельность.
По заказу Бразилии была изготовлена танкетка, вооруженная 20-мм пушкой
и с упрощенной ходовой частью на 4 опорных катках с резиновыми
амортизаторами, но для самих себя такую конструкцию итальянцы почему-то
сочли непригодной. Китаю был продан вариант с двумя пулеметами
водяного охлаждения, в то время как часть своих собственных машин
CV3/33 итальянцы оборудовали огнеметом, что превратило их в чисто
огнеметные танки, так как кроме огнемета другое вооружение на них не
устанавливалось. Места для огнесмеси внутри танкетки не было, поэтому,
для нее был придуман вначале бак позади рубки экипажа, а несколько
позднее большой бронированный бак прицеп на колесах. Эти машины
довольно успешно были применены в колониальной войне в Абиссинии
(Эфиопии) в 1935 г., где их использовали вместе с танкетками, имевшими
пулеметы. Но даже там они понесли потери, а несколько машин были
захвачены абиссинцами. 120 танкеток CV3/35 Италия в составе двух
танковых батальонов отправила на помощь мятежникам Франко в Испанию,
где им пришлось столкнуться с республиканскими танками Т-26 и БТ-5,
отправленными в Испанию из Советского Союза. По сравнению с ними боевые
качества собственных машин показались итальянцам настолько ничтожными,
что уже в 1937 г. их перестали производить, хотя изготовлено их было
много - более 2500 единиц. Танкетки CV3/35 экспортировались в Австрию,
Бразилию, Болгарию, Венгрию, Китай, причем в самой итальянской армии их
использовали вплоть до 1943 г., а в венгерской до 1942-го, когда
оставшиеся в строю машины венгры передали вооруженным формированиям
Хорватии для борьбы против партизан И. Броз Тито.
Удивительно, но танки «Фиат-3000В», прошедшие модернизацию в 1929-1930
гг., когда на них улучшили подвеску и установили орудия калибра 37-мм,
чтобы хотя бы так уравнять их с советскими танками, в Испанию почему-то
так и не послали. Зато эти танки участвовали во Второй мировой войне,
на албанском фронте в 1940-1941 гг., потом в Югославии, а в 1943 г.
даже в Сицилии, правда, уже на положении стационарных огневых точек.
Сражения в Испании показали, что подходящего танка для предстоящей
войны у Италии нет. Поэтому вместо танкетки CV3/35 было решено выпускать
машину с вооружением в башне, и именно такой танк L 6/40 был
разработан в Италии в 1939 г., а на следующий год запущен в серийное
производство. Танк имел прогрессивную подвеску на торсионах, но по
старинке клепаный корпус на каркасе из уголков.
Итальянский легкий танк «Фиат L 6/40». 1941 г. Ливия.
По замыслу конструкторов этот танк должен был стать аналогом
германского танка-разведчика Pz-II и использоваться в кавалерии и
разведывательных подразделениях. Танк имел броню от 6 до 30-мм и
вооружался 20-мм автоматической пушкой и 8-мм пулеметом, что было, в
общем-то, неплохо, но очень маленький экипаж, в котором на плечи
командира ложилось слишком много обязанностей. Всего в 1940-1942 гг.
танков было произведено 267 штук. Огнеметный вариант был несколько
тяжелее и в качестве основного вооружения получил огнемет в башне,
спаренный с пулеметом. Запас огнесмеси достигал 200 л, но дальность
огнеметания оставалась такой же, как и на огнеметных танкетках.
Слабость вооружения этих машин заставила итальянцев превратить
некоторую их часть в самоходные установки «Земовенте» DA 47/32 (Scafo
L40), вооруженных 47-мм орудием с длиной ствола в 32 калибра в открытой
сверху рубке в передней части корпуса. Сверху она закрывалась
брезентом, но все равно комфортом данная САУ обладала минимальным. На
командирских машинах за счет размещения радиостанции сокращался
боезапас, а некоторые были вооружены всего лишь одним пулеметом,
который итальянцы постарались замаскировать под орудие при помощи
фальшивого ствола. Зато итальянцы подумали о снабжении своих САУ
боеприпасами. Для этого на то же шасси были сделаны безбашенные
машины-транспортеры, которые могли следовать за САУ и имели по бортам
специальные контейнеры для снарядов, а для самообороны - пулемет.
Следующим должен был стать новый танк, способный на равных сражаться с
советскими Т-26 и БТ. Прототип машины, получившей обозначение М11/39,
изготовили 1937 г., но 37-мм пушку на нем разместили не в башне, а в
корпусе справа от водителя.
Итальянский средний танк М 11/39, лето 1941
Зато в небольшой по размерам башне на корпусе конструкторы
установили традиционную спарку пулеметов «Бреда» — «нормального»
танкового пулемета с большим магазином и высоким темпом огня у
итальянцев по-прежнему не было. Подвеску на танк решили
позаимствовать с чешского танка LT-35, причем она показалась итальянцам
настолько удачной, что все свои последующие танки и САУ они
разрабатывали исключительно на ее основе. В Испанию этот танк также не
попал, но 70 из 100 изготовленных машин были отправлены воевать в
Африку, где большая часть их погибла в боях или же была захвачена в
качестве трофеев англичанами. В отличие от немцев, которые на своих
танках использовали моторы, работавшие на бензине, итальянцы на свой
танк поставили дизель. Сама по себе идея была здравой, однако в данной
конкретной обстановке особых выгод она не принесла, скорее наоборот:
когда эти машины оказались на африканском театре военных действий,
дизельные танки только добавили итальянцам проблем со снабжением. В
нашей литературе нередко можно было прочитать о том, что итальянские
конструкторы поставили пушку в корпусе только из-за того, что им не по
силам оказалось сконструировать погон под башню с 37-мм орудием. Но в
это же время в Италии был принят на вооружение тяжелый бронеавтомобиль
«Фиат-Ансальдо 611», вооружение которого состояло все из того же 37-мм
орудия «Виккерс-Терни» (что и на танке «Фиат-З000В»), которое как раз и
устанавливалось в башне. Получается, что в одном случае они это могли
сделать, а в другом - нет? Видимо, причина такой установки орудия
заключалась в чем-то другом, но неудача разработки была несомненной.
Весьма оригинальной конструкцией должен был стать и специальный
итальянский «пустынный» танк С-43 (Р431) - Саrrо Сеleге Sahariano,
который должен был иметь шасси типа Кристи. Внешне эта машина весьма
походила на английский танк «Крусейдер», но она так и осталась на
уровне опытного образца.
Первый более или менее «современный» танк появился у итальянцев,
когда Вторая мировая война уже давно началась. Это была машина М13/40,
выпущенная в 1940 г. и наконец-то вооруженная 47-мм орудием в башне.
Впрочем, как и на предыдущей модели, весь корпус и башня на этом танке
были клепаными.
Итальянский средний танк М 13/40. Тунис. 1942 г.
Сама башня стала двухместной: командир-наводчик
-справа и заряжающий - слева, для которы на башне имелся один общий
двухстворчатый люк. Двигатель располагался сзади, а трансмиссия и
бортовые редукторы – спереди, подвеска -аналогичная мину М11/39.
Выпуск новой машины составлял от 60 до 70 танков в месяц. Всего мимо
выпущено 799 машин. Танк широко использовался во время боев в Северной
Африке, но хотя и был лучше своего предшественника, точно так же
оказался весьма уязвимым для противотанкового оружия англичан.
Несколько машин англичане захватили и передали их в автсралийские
части, использовавшие их в 3 эскадронах, которые получили названия
«Динго», «Кролик и «Вомбат» (всего 16 машин). На ботах и башнях
трофейных танков австралийцы в качестве опознавательного знака
изображали больших белых кенгуру, чтобы их можно было опознать издали.
Командирская машина М40 отличалась от линейных танков тем, что на ней
отсутствовала башня. Следующий образец М14/41 оснащался более мощным
двигателем и воздухоочистителями, приспособленными для работы в пустыне.
Было изготовлено 1100 машин, которые использовались в боях не только в
Африке, но и в итальянских частях, воевавших против СССР.
Итальянский средний танк М 14/41 133-й танковой дивизии «Литторио». Египет, осень 1942 г.
В это же время в Италии был создан довольно удачный бронеавтомобиль
для разведки «Фиат АВ40/ 41», на который устанавливалась башня с танка
16/40, вооруженная 20-мм автоматической пушкой. Машина имела
четырехосное шасси, при этом запасные колеса в нишах по обеим сторонам
корпуса, как и на советских бронеавтомобилях БА-6, могли поворачиваться
при наезде на препятствия, чем достигалась повышенная проходимость.
Постов управления было два - спереди и сзади, благодаря чему машина
могла идти задним ходом, не разворачиваясь, причем задний пост
управления даже дополнительно вооружался пулеметом. Всего было выпущено
около 500 машин АВ40/41, которые сражались на самых разных фронтах,
причем везде без особого успеха. Лишь к 1943 г. конструкторам стало
ясно, что 20-мм пушка даже для такой машины уже не может считаться
серьезным оружием, поэтому они разработали новый образец АВ-43,
вооруженный уже 47-мм орудием в башне, но тут союзники высадились в
Сицилии и итальянцам стало не до новой техники, а американцы,
столкнувшиеся с их танками, как раз и назвали их «железные гробы», и
этим, пожалуй, было все сказано.
Итальянский разведывательный бронеавтомобиль «Фиат АВ 40/41 , Северная Африка, 1941 г.
Источник: http://pro-tank.ru/ |