В 1935 году Японию индустриальной
державой всерьез никто не считал, а ее успехи в области кораблестроения
объясняли ее островным положением и помощью такого развитого
государства, как Великобритания. И надо заметить, что когда в Японии
началось создание собственной танковой промышленности, она первым
делом начала с изучения зарубежного опыта и закупок танков,
применявшихся в годы Первой мировой войны. В 1917-1923 гг. закупались и испытывались английские танки Mk.IV, Mk.А «Уиппет»,
французские «Рено» FT-18 и М21 «Шенильет». Первая танковая группа была
сформирована в апреле 1925 года из танков «Уиппет» и «Рено». В 1927-1930
гг. испытывались английские танки «Виккерс» MkC, «Виккерс 6-тонный» и
танкетка «Карден-Лойд» Mk.VI, французский легкий танк «Рено» NC-26.
Закупленные во Франции «Рено» FT-18 («Ко-гата») и NC-27 («Оцу»)
оставались в строю вплоть до 1940 г. - часть «Оцу» японцы даже оснастили
дизельным двигателем.
В 1927 г. арсенал в Осаке построил
опытный двухбашенный танк весом 18т «Чи-и» -«средний первый», имевший
57-мм орудие и два пулемета. В 1931 г. тем же арсеналом был создан
18-тонный трехбашенный танк «91»,
имевший одну орудийную и две пулеметные башни, расположенные в
продольной плоскости, причем задняя пулеметная башня располагалась на
нем позади двигательного отсека. Танк имел 37-мм и 70-мм орудия, однако
скорость снаряда последнего была невелика -около 300 м/с. За ним в
1934 г. последовал трехбашенный «95», но в целом многобашенные махины
остались на уровне опытных образцов, и лишь несколько построенных танков
«91» в конце 30-х гг. применялись в Китае.
Опытный японский тяжелый танк "2595", 1934 г.
Отдали дань японские конструкторы и
созданию сверхмощных танков для прорыва укрепленных районов. Однако,
поскольку приоритетным у японцев был флот, дальше макетов дело не
продвинулось. Тем не менее проект 1939 г. предполагал трехбашенную
машину весом 100 т с задним расположением двигателя и передним -
трансмиссии. В главной башне предусматривались 105-мм пушка и 2
пулемета, а в каждой малой - по одной 37-мм. Высота танка должна была
составить 4,2 м, длина -10 м, ширина - 4,2 м, толщина брони 35-75-мм,
экипаж -11 человек. В другом варианте танка «О-и» - «большой первый»,
или «Тип 100», обе малые башни должны были располагаться спереди.
Опытный японский сверхтяжелый танк прорыва, тип 100 "О-И", 1939 г.
Толщина брони предполагалась 200-мм, а
вес - 200 т! Чтобы сдвинуть с места такую махину, планировалось
оснастить ее сразу двумя моторами BMW мощностью 550 л.с. каждый, а также
поставить ее на широкие гусеницы. Но если в Советской России танки СМК и
Т-100 построить в это время при меньшем весе все-таки удалось, то оба
японских проекта так и не были реализованы. Несколько лучше обстояло
дело со средними танками, которые в Японии в начале 30-х гг.
разрабатывались на базе закупленных в Англии танков «Виккерс Мk.С». Танк
«89 Ко», или «И-го» («первая модель»), стал первым танком японского
производства и выпускался малой серией (всего изготовлено 230 танков
этого типа) в 1931-1937 гг. С 1936 г. на него уже стали устанавливать
специальный дизельный двигатель, созданный в 1932 г. Интересно, что для
входа и выхода в танк помимо единственного башенного люка служила
больтая входная дверь, располагавшаяся в переднем бронелисте корпуса под
установкой лобового пулемета! Вооружение в башне — 57-мм
короткоствольная пушка (начальная скорость снаряда 350 м/с) и 6,5-мм
пулемет - располагалось очень неудачно: пушка спереди, а пулемет сзади.
Японцы одними из первых начали установку на свои танки курсовых
пулеметов, но вот для башни почему-то упорно предпочитали спаренной
раздельную установку вооружения. Переломным годом в японском
танкостроении стал 1933 г., когда Верховное командование приняло решение
по широкомасштабной механизации армии и выдало cоответствующие заказы
промышленности. Закупив танкетку «Карден-Лойд», японцы сразу же
отказались от ее безбашенного варианта и через два года создали так
называемый малый танк образца 2592 в летосчислении по японскому
календарю. Несмотря на слабость брони и вооружения, эта машина
прослужила более 10 лет, что говорит о несомненной удаче японских
проектировщиков. Именно на этих малых танках была отработана
подвеска, предложенная в 1932 г. японским инженер-майором (впоследствии —
генерал-майором) Томио Хара, ставшим одним из наиболее известных
японских танкостроителей. Одинарные обрезиненные опорные катки
блокировались по два на качающихся балансирах. Упругими элементами
служили горизонтальные спиральные пружины, заключенные в трубы,
приклепанные к бортам корпуса. Балансиры были связаны рычагами, оси
которых также крепились к корпусу. Рычаги, в свою очередь, шарнирно
соединялись с тягами, идущими к пружинам. Такая конструкция подвески
типа «Хара», сочетавшая компактность с большим ходом балансиров,
оказалась простой, грубоватой по устройству, но надежной и посло этого
применялась на всех японских танках 30-40-х гг. Достаточно было
просто напросто увеличить количество труб с балансирами, чтобы получить
целый ряд шасси для любых танков - как легких, так и тяжелых. Внутри
корпуса элементы подвески отсутствовали, что позволяло увеличить его
полезный объем. Для японских танков, которые были особенно тесными по
сравнению с танками других стран, это имело большое значение. До
1937 г. японцы выпустили более тысячи таких «малых танков», танкеток и,
пожалуй, добились с ними наилучших результатов. Тем не менее было
решено, что такие машины невыгодны, после чего конструкторы
переключились на создание уже более тяжелых легких и средних машин. В
1935 г. появились самые известные и массовые легкие танки «Ха-го»
(«третья модель»), а спустя два года -средние «Чи-ха», последние до
конца Второй мировой войны были основными в японских вооруженных силах.
Японский средний танк, "Чи-ха", 1938 г.
После начала войны с Китаем в 1937 г.
темпы строительства бронетанковой техники резко увеличились,
одновременно приступили к модернизации «Ха-го» и «Чи-ха». В середине
30-х гг. командование флота (в Японии сухопутные войска и военно-морской
флот не зависели друг от друга) проявило интерес к танкам-амфибиям, что
объяснялось успешными опытами с подобной техникой в Англии и СССР.
Японцам она понадобилась для планируемых морских десантов в будущей
войне. Были созданы прототипы плавающих танков, причем один из них -
«И-го» оборудовали даже водометным движителем, однако дальше
экспериментов дело не пошло.
Японское танкостроение отличает
тщательное изучение иностранного опыта, длительное увлечение танкетками,
неудачи в работе над тяжелыми машинами и переход на легкие и средние. С
1933 г. японцы начали применять дизель-моторы с 6, 8 и 12 цилиндрами с
общей размерностью цилиндров, далеко опередив в этом отношении другие
страны. Столь же продуманной была и унифицированная подвеска, одинаковая
для всех японских танков, чего больше не было ни в одной армии мира,
однако самих танков японцы выпускали явно недостаточно. Так, с 1931 по
1939 гг. в Японии было произведено всего 2020 машин, спроектировано 16
образцов, из которых в производство было принято 7.
Танковые войска Японии имели достаточно
обученный младший командный состав, механиков-водителей, артиллеристов,
радистов, подготовка которых занимала 2 года. Но вот офицеров набирали
из числа общевойсковых, после чего их готовили всего 3-6 месяцев, и они
даже в танке не расставались со своим офицерским мечом. Во многом
связано это было с тем, что, несмотря на ряд очень важных технических
решений, по которым японские конструкторы опередили Европу и США,
танкостроение 30-40-х гг. так и не смогло выделиться в Японии в
приоритетную отрасль военного производства, поскольку таковыми являлись
судостроение и авиация. В боевых действиях против Китая в 1937 г.
Япония в Маньчжурии использовала всего 400 боевых машины. К середине
1939 г. было изготовлено 2020 танков, в войсках же их имелось 720. Для
сравнения: Германия в сентябре 1939 г располагала 3195 танками, а к июню
1941 г. - 5639, в СССР к июню 1941 г. - около 22 600. Развитие
производства танков в Японии можно проследить по годам: 1939 г. — 462,
1940 г. - 1023, 1941 г. - 1024, тогда как самый высокий уровень годового
производства танков был достигнут в 1942 г., когда японская
промышленность сумела выпустить 1191 танк и потом уже только сокращала
их производство. Источник: http://pro-tank.ru/ |