Не будет таким уж преувеличением
утверждать, что советские танкисты полюбили танки БТ прежде всего за
скорость. «Какой же русский не любит быстрой езды?» не так ли? Однако
для военных специалистов важным было и другой их качество: потеряв
гусеницу, они продолжали движение на колесах, что гусеничным машинам
было не по силам. Однако для этого требовалось снять и неповрежденную
гусеницу, так как приводы колесного и гусеничного хода у танков БТ не
были синхронизированы. К тому же на колесном ходу у БТ ведущей была
всего лишь одна пара колес, поэтому проходимость его на колесах была
крайне невелика, особенно вне дорог, которых в России всегда не
хватало. Все это знали, по-видимому, хорошо понимал молодой танкист
4-го танкового полка Украинского военного округа Н. Цыганов.
Специального технического образования он не имел, а был
изобретателем-самоучкой, что, однако, не помешало ему разработать в
1934 г. автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ, за что нарком
обороны К. Ворошилов наградил его золотыми часами и произвел из
младшего командира в командиры взвода. Выступая с речью перед 4-м
танковым полком, Ворошилов отдал приказ - создать новый
«колесно-гусеничный движитель для танка БТ, с которым он может быть
превращен в еще более грозную боевую машину». Присутствовавший при этом
командующий войсками УВО И. Якир поручил выполнение задания наркома
группе инженеров под руководством Н. Цыганова. Работая в течение 4
месяцев по 16-18 часов в сутки, они изготовили к апрелю 1935 г. чертежи
и модель танка БТ в 1/5 натуральной величины с новым движителем,
имевшим 3 пары ведущих и 1 пару управляемых колес. Кому точно
принадлежала идея создать такой танк, сейчас уже точно не скажешь. Сам
Цыганов совершенно искренне считал, что... Сталину, поскольку о том,
что это его идея, Цыганову с товарищами рассказал их «любимый
полководец-большевик» товарищ Якир. В своем письме Сталину и Ворошилову
инженеры полка вместе с Цыгановым так и рапортовали: мол, вы, товарищ
Сталин, выдвинули идею, Якир нам ее разъяснил, а мы уж в кратчайшие
сроки все сделали, чтобы исполнить свой партийный долг, а танк мы
решили назвать БТ-ИС (ИС - Иосиф Сталин).
Советский легкий танк БТ-ИС, 1936 г
По личному указанию Ворошилова для
изготовления БТ-ИС были выделены необходимые средства и место на
танкоремонтном заводе №48 в Харькове. В июне 1935 г. начались испытания
нового танка, о которых докладывали опять-таки лично Ворошилову,
который распорядился, чтобы в 1936 г. было сделано уже 10 танков БТ-ИС
на базе танка БТ-5. Затем в июне-марте 1937 г. последовал пробег новых
танков по маршруту Харьков—Москва, после которых в танк еще раз внесли
усовершенствования и передали его для войсковых испытаний. В
окончательном виде БТ-ИС представлял собой качественно новую модель
танка БТ-5, отличавшуюся от прототипа использованием трех пар ведущих
колес для колесного хода. Наличие специального механизма —
синхронизатора — уравнивало скорость движения на колесах и гусеницах, в
результате чего танк мог продолжать движение, даже потеряв одну из
гусениц. Кроме того, 6 ведущих колес позволяли использовать более 75 %
массы танка в качестве сцепного веса, что не могло не увеличить его
проходимость на колесном ходу. Изюминкой конструкции был отказ от
шестеренчатой передачи с ведущих колес хода на гусеницах на задние
опорные катки колесного хода. Теперь вращение на все 3 пары ведущих
колес передавалось через систему карданных валов, расположенных в
верхней части корпуса. При этом свечная подвеска всех колес типа Кристи
на танке сохранилась, но сами свечи с надетыми на них пружинами
располагались в танке иначе. Был введен ряд новых механизмов колесного
хода, синхронизатор, угловая распределительная коробка, верхние коробки
передач, карданные валы, приводы ведущих колес колесного хода, привод
переключения синхронизатора, а также установлен новый кормовой бензобак.
Во время испытаний танки БТ-ИС прошли на колесах от 1500 до 2500 км и,
несмотря на большую сложность движителя по сравнению с базовым танком
БТ-5, показали не только лучшую проходимость, но и живучесть. Они хорошо
двигались при потере одной гусеницы, а также одного-двух катков.
Конечно, у танка выявились недостатки, связанные в основном с
необходимостью подкрепления некоторых тяжелонагруженных деталей, но в
целом армейская комиссия пришла к выводу, что на вооружение танк
следует принять.
Последовало распоряжение: изготовить в 1937 г. установочную серию из 5
машин. На них предполагалось установить бортовую наклонную броню
толщиной 6 мм для защиты бортовой передачи и устранить выявленные
недостатки, чтобы на следующий год выпустить уже 300 танков БТ-ИС.
Крепление гусениц во время колесного хода предусматривалось на откидных
бортовых полках. Между тем Цыганов, считая, что дело с танком БТ-ИС
уже решено, взялся за разработку танка с улучшенной броневой защитой
на базе БТ-7. Изготовлена новая машина была в конце 1937 г. и названа в
лучших традициях тех лет: БТ-СВ-2 «Черепаха» (СВ —
«Сталин—Ворошилов»). Главное, чем этот танк отличался от всех прочих,
стала конструкция его бронекорпуса, листы которого располагались под
очень большими углами наклона - 15—58 градусов. Носовая часть имела ту
же ширину, что и весь корпус, поэтому передняя труба для направляющих
колес БТ-7 на этом танке оказалась не нужна. Подвеска передних опорных
катков не изменилась, за исключением того, что ее пружинные рессоры
отклонили назад под углом в 38 градусов. Корпус БТ-СВ-2 совсем не
имел выступающих деталей, за исключением колпаков пружин вертикальной
подвески. Все броневые листы выполнялись съемными и к корпусу крепились
на болтах. В целях большей жесткости броневого прикрытия гусениц в его
нижней части предусматривались специальные перемычки, по 3 с каждой
стороны. Кормовой бензобак БТ-7 на танке убрали, поэтому корма тоже
стала наклонной, хотя из-за этого баки пришлось размещать по бортам.
Советский опытный легкий танк БТ-СВ-2, 1938 г.
Башня танка также не имела кормовой
ниши, поэтому радиостанцию из нее перенесли в носовую часть корпуса,
где кроме водителя разместили 4-го члена экипажа — радиста. Опытный
образец БТ-СВ-2 был сделан из обычной стали толщиной 10-12-мм, а вот
проект реальной боевой машины существовал даже в двух вариантах. Первый
предусматривал использование брони марки ФД толщиной 40— 55 мм,
защищавшей танк от 45-мм снарядов на любых расстояниях; второй
предусматривал защиту от 12,7-мм пуль и предполагал применение 20-25-мм
брони марки «ИЗ». БТ-СВ-2 проходил испытание зимой 1937 - весной
1938 г., во время которых он прошел 2068 км. Было отмечено, что такой
принцип бронирования можно считать вполне приемлемым, но ходовая часть
серийных БТ-7 при реальном бронировании танка и весе БТ-СВ-2 в 24-25 т
будет слишком слаба. Предполагалось изготовить образец танка с
полноценным бронированием и провести его испытание обстрелом. Однако
все работы по этой машине, так же как и по БТ-ИС, были прекращены,
поскольку в начале 1938 г. Н. Цыганов и вся его группа были арестованы.
Еще раньше — в марте 1937 г. арестовали большую группу конструкторов
на ХПЗ, в частности начальника танкового КБ А.Фирсова, место которого
занял М. Кошкин, известный всему миру как человек, который создал
легендарный Т-34. Еще неизвестно, получили бы наши танки и
дизельный двигатель, если бы также арестованные «двигателисты» И.
Трашутин и Ю. Степанов в 1939 г. не были освобождены после устранения
Ежова. Самое интересное, что, хотя Цыганов и был репрессирован,
вопрос о доведении БТ-7 до уровня БТ-ИС с повестки дня так и не сняли.
Более того, пока проводились его испытания, Главное автобронетанковое
управление РККА в октябре 1937 г. выдало заказ ХПЗ на практически такой
же танк БТ-20 -в новом принятом обозначении А-20, который был сделан в
металле в 1939 г. Привод колесного хода на нем осуществлялся на 6
колесах, как и у танка БТ-ИС, а верхний лобовой лист располагался под
углом наклона 53 градуса. Чисто гусеничный А-20 получил обозначение
А-32 и стал прототипом знаменитой «тридцатьчетверки», только на нем
установили орудие калибром 76,2-мм, более толстую броню и 5 пар опорных
катков, диаметр которых по сравнению с танками БТ был увеличен до
400-мм.
Советский опытный танк А-20, 1939 г
Интересно, что помимо всех этих машин в
1932 -1938 гг. в СССР разрабатывалось еще множество танков с
колесно-гусеничным движителем. Среди них были сразу два плавающих танка
Т-43, которые в 1933-1934 гг. делали на заводе опытного машиностроения
им. С. М. Кирова (№ 185) в Ленинграде и московском заводе № 37.
Два плавающих танка по образцу танков БТ- ПТ-1 и ПТ-1А имели скорость
на гусеницах: 62, на колесах — 90 и на плаву — 6 км/ч, а ПТ-1 А даже 10
км/ч. При весе 14,2 и 15,3 т их экипаж составлял 4 человека, а
вооружение состояло из одной 45-мм пушки и 4 пулемет он, хотя по
толщине брони они уступали БТ. Легкий колесно-гусеничный танк
Т-46-1, также изготовленный в 1925 г. заводом № 185, получил ведущие
колеса спереди, что усложнило привод на колеса, но зато оборудовался
синхронизатором хода. Помимо пушки и нескольких пулеметов, включая
зенитный, этот танк имел еще и спаренный с орудием пневматический
огнемет, имевший запас огнесмеси на 12 выстрелов. Танк испытали, но на
вооружение так и не приняли. Другой легкий танк Т-25, созданный на
Сталинградском тракторном заводе в 1939 г., представлял собой пеструю
смесь из узлов и деталей танков Т-26 и БТ, но в серию он тоже не пошел,
поскольку его скорость на гусеницах составляла всего 28 км/ч.
Тогда же, в 1934-1937 гг., была предпринята попытка заменить в
производстве чисто гусеничный Т-28 колесно-гусеничным Т-29,
отличавшийся от своего прототипа только движителем и трансмиссией.
Советский средний колесно-гусеничный танк Т-29, 1939г.
По проекту ЭКУ ОГПУ - тюремного КБ, где
работали арестованные конструкторы (которые, увы, подвергались
репрессиям и до 1937 г.), первые танки Т-29-4 и Т-29-5 были изготовлены
еще в 1934 г., но затем машину несколько лет улучшали, чтобы начать ее
серийно выпускать на Кировском заводе в Ленинграде. Здесь в мае 1937
г. был также арестован главный конструктор танкового КБ О. Иванов,
вместо которого эту должность получил 29-летний Ж. Котин, женатый на
приемной дочери наркома Ворошилова, поэтому Т-29 доделывал уже он. В
1936 г. этот танк приняли даже на вооружение, в 1937 г. изготовили две
машины, однако после этого выпускать танк все-таки не стали. При лобовой
броне толщиной 30-мм и экипаже из 5 человек масса танка увеличилась до
28,8 т, что оказалось пределом для колесно-гусеничного движителя, хотя
и этот танк на колесном ходу имел ведущими 6 катков из 8. В
декабре 1937 г. Котин подписал чертежи ходовой части Т-28, переделанной
по типу шасси тяжелого танка Т-35, однако было уже очевидно, что
многобашенные танки ни при каком типе подвески нельзя будет защитить
достаточно толстой броней, и чем меньше танк будет иметь башен, тем
лучше. Каких-либо других отечественных танков на базе БТ создано не
было, как не было создано и каких-либо САУ с использованием их ходовой
части. Свою смекалку тут проявили финские инженеры, которым в 1942 г.
пришлось модернизировать советские трофейные БТ-7.
Финская САУ ВТ-42, созданная на базе советского трофейного танка
В увеличенную по размерам башню они
установили английскую 114-мм гаубицу образца 1918 г., оснастив ее
дульным тормозом для уменьшения отката. При этом ни ходовая часть, ни
корпус танка изменениям не подвергались. К концу года было изготовлено
18 самоходных гаубиц этого типа, получивших в финской армии обозначение
ВТ-42. Из них сформировали батальон штурмовых орудий, на вооружении
которого они находились вплоть до самого выхода Финляндии из войны в
1944 г.! Во время блокады Ленинграда свой вклад в оборону города внесли
даже опытные Т-29, но в целом судьба усовершенствованных танков Кристи в
России, а также тех, кто в большинстве своем их создавал, оказалась
печальной. Источник: http://pro-tank.ru/ |