После окончания Первой мировой войны
перед военными и конструкторами встал вопрос: а что дальше? Какие, из
сделанных танков понадобятся в будущем, на какие образцы
ориентироваться, как вооружать? Из-за сокращения финансирования
стоимость новых машин не должна была быть слишком большой. Было
очевидно, что танки совершенствовать придется, но вот как лучше всего
это сделать, везде решали по-своему. Например, французы, которым
досталось около 150 английских тяжелых танков Mk.V, поставили на них
свои 75-мм короткоствольные пушки, стоявшие раньше на танках «Шнейдер»
СА-1. Огневая мощь значительно возросла, но, увы, модернизация эта явно
запоздала. В 1923 г. на легкие танки «Рено» начали ставить
резиновые гусеницы конструкции Кегресса, благодаря чему максимальная
скорость увеличилась с 7,8 до 14 км/ч, а средняя -с 4,5 до 10 км/ч. В
таком виде танки опробовали в Марокко в 1925-1926 гг., во время войны
против мятежного племени риффов, и тут же выяснили, что гусеницы из
резины для танков не годятся, поскольку в случае разрыва их невозможно
починить в полевых условиях. Более того, спереди и сзади для защиты
гусениц и облегчения преодоления рвов на модернизированных танках
пришлось навесить стальные катки-барабаны, так что они получились даже
хуже, чем танки Первой мировой войны. Пришлось на танках следующей
модернизации М26/27 опять ставить металлические гусеницы, а ставшие
ненужными барабаны снимать! В 1927 г. был создан новый танк «Рено»
NС-27 с новой гусеницей, имевшей хороший зацеп, причем кроме
металлической гусеницы на нем могла использоваться и резиновая, скорость
с которой достигала 35 км/ч. Французам несколько машин удалось продать
иностранцам, но сами они его на вооружение так и не приняли. В итоге на
все старые танки «Рено» поставили новые пулеметы образца 1931 г. и
посчитали, что уж теперь-то они вооружены как следует. Несколько
больший успех ожидал французов в области тяжелого танкостроения.
Спецификацию на собственный тяжелый танк они утвердили еще в 1916 г.,
вслед за англичанами, а два прототипа СНАR IА и IВ были закончены
постройкой ответственно в конце 1917 и начале 1918 г. Ряд французских
источников сообщали, что они предназначались для прорыва германской
«Линии Гинденбурга», но война закончилась раньше, чем эти танки успели
ввести в строй. По своему внешнему виду СНАR I напоминал английские
танки Мk.С, но был гигантских размеров, а его вооружение располагалось в
двух башнях по одной спереди и сзади. На СНАR IА стояла 75-мм пушка, на
IВ - 105-мм. Затем на их базе французы смогли изготовить еще более
совершенную модель СНАR 2С -70-тонный танк, броня которого была
рассчитана на попадание снарядов германской 77-мм полевой пушки: 45-мм -
спереди, 22-мм -по бортам и 37-мм - на башне! Поскольку танк получился
очень дорогим, а значит и ценным, для наблюдения за местностью на его
башнях поставили стробоскопы. Внешне новый танк выглядел очень
высоким и узким, но внутри имел достаточно места, чтобы расположить там
рекордно большой экипаж из 13 человек. Много людей требовалось для
обслуживания очень сложной двигательной установки, состоявшей из двух
бензиновых двигателей «Мерседес», которые вращали электрогенераторы, а
те питали током электромоторы, совсем как на танках «Сен-Шамон».
Французский танк прорыва 2С, 1921 г.
Максимальная скорость 2С была всего 17 км/ч, но такая скорость считалась вполне достаточной. Всего
было изготовлено 10 танков этого типа, причем последний был сдан армии в
1922 г. Впоследствии их неоднократно модернизировали, а на один из них
сумели поставить даже 155-мм гаубицу, из-за чего вес этой машины,
получившей обозначение 2С бис, достиг 74 т. Эксперимент привлек внимание
иностранных спецслужб, из-за чего в соответствующих кругах, а затем и в
открытой печати потом еще долго муссировались слухи о секретных
танках-монстрах, подготовленных Францией и вооруженных 155-мм орудиями! Конечно,
видом своим они впечатляли, а также могли преодолевать рвы шириной
более 5 м, валить деревья до 80 см толщиной и ломать кирпичные стены, но
уже тогда большой вес и малая маневренность сильно затрудняли их
использование. С началом Второй мировой войны остававшиеся в строю 6
танков этого типа были затребованы на фронт. Два дня они скитались по
железным дорогам, после чего их решили подорвать свои же танкисты, хотя
встречаются сообщения, что они были уничтожены германской авиацией. В
любом случае погибли они на железной дороге, и кто сейчас может точно
утверждать, что именно доложили своему начальству германские летчики и
французские танкисты! Таким образом, даже довольно-таки глубокая
модернизация танков Первой мировой войны, предпринятая во Франции в 20-е
гг., особого успеха не имела, хотя сами французы, по-видимому, долгое
время считали иначе. Источник: http://pro-tank.ru/ |