На полях сражений Первой мировой
войны сначала появились тяжелые танки, а вслед за ними — средние
и легкие. Именно легкие французские танки
FT17 оказались наиболее
приспособленными для сопровождения пехоты и
кавалерии в глубине расположения противника, после прорыва полосы его
обороны. Благодаря дешевизне и относительной простоте конструкции, легкие танки
выпускались в значительно больших количествах, чем
остальные. Так, например, к моменту
заключения перемирия 11 ноября 1918 года
было изготовлено 3177 легких танков
FT17.
По-видимому, последнее обстоятельство, а также то, что легкие машины с экипажем
всего из двух человек оказались на поле боя
чуть ли не эффективнее тяжелых, подтолкнуло военных к мысли «одеть» броней каждого пехотинца. Французский
полковник Ж.Этьенн и британский майор
Дж.Мартель мечтали о «роях бронированных
застрельщиков» — легких и дешевых
бронированных машинах с экипажем из
одного-двух человек. Такие сверхмалые
машины получили название «танкетка» —
французское уменьшительное от английского слова
«танк». Уже после окончания войны
идея их создания и боевого применения была развита английским военным
теоретиком Дж.Фуллером. В середине 1920-х годов начался
своего рода танкетный бум.
Первую такую машину построил в
1924 году майор Дж.Мартель. При ее
изготовлении он использовал автомобильные детали и
узлы, а сборка шла в его собственном гараже.
Спустя год он продемонстрировал
представителям военного министерства
свое детище. Танкетка Мартеля имела
полугусеничный движитель с
расположенными за кормой управляемыми колесами. По сути ее шасси представляло собой развернутый
задом наперед полугусеничный автомобиль. Толщина броневых листов
ящикообразного корпуса составляла
8 —10 мм. Вооружение — один пулемет
калибра 7,7 мм, экипаж — один
человек. Двигатель мощностью всего 16
л.с, тем не менее, разгонял машину
массой 2,5 т до максимальной скорости
24 км/ч и позволял преодолевать
значительные подъемы.
Машина понравилась военным, и
автомобильные фирмы «Моррис» и
«Кросслей» получили заказы на ее
доработку и выпуск небольшой партии. Обе фирмы в 1926 — 1927 годах
изготовили и испытали восемь танкеток «Моррис-Мартель» и
«Кросслей-Мартель», практически аналогичных
по конструкции и размерам, но отличавшихся
по внешнему виду, массе и
числу членов экипажа. Первые имели
экипаж из двух человек, вторые — из одного. Все танкетки поступили в 3-й
батальон Королевского танкового корпуса, входивший в состав «Экспериментальных механизированных сил»
(Experimental
Mechanised
Force).
Одновременно с Мартелем над созданием
танкеток работали инженер Джон Карден
и его партнер Вивиан Лойд. В мастерской, принадлежавшей
Кардену, в 1915 году они построили
первый образец одноместной танкетки «Карден-Лойд» Мк
I.
Это была гусеничная машина массой
2,6 т. Фордовский двигатель мощностью
22,5 л.с. обеспечивал ей неплохую
подвижность. Вооружение состояло из 7,7-мм пулемета, который
устанавливался за коробчатым поворотным
щитом. Движитель — гусеничный Однако уже второй вариант танкетки,
будучи в основном подобным Мк
I, имел колесно-гусеничный движитель с двумя колесами автомобильного
типа по бортам машины и небольшим управляемым колесом
в корме. При переходе на колесный
ход гусеничный движитель вывешивался. Привод на колеса
осуществлялся с помощью цепной передачи,
ведущая звездочка которой размещалась на оси ведущего колеса гусеничного
движителя.
Танкетка «Карден-Лойд»
Mk
III
имела принципиально другую конструкцию и отличалась приземистым
корпусом коробчатой формы. Боевое отделение
— открытое сверху и сзади. Два члена
экипажа размещались рядом друг с другом: механик-водитель — слева, а пулеметчик —
справа. Перед ним в вертикальной
стенке боевого отделения находился
7,7-мм пулемет «Льюис» воздушного
охлаждения. Совершенно очевидно, что
эта машина имела преимущества над
одноместными танкетками, тем не
менее, следующий вариант — Мк
IV
—
вновь разработали как одноместный. В целом
его конструкция была аналогичной танкетке
Мк
II, но превосходила ее по надежности и управляемости. Как наиболее совершенную из одноместных модификаций танкетку Мк
IV
изготовили в восьми экземплярах, которые
в 1927 году поступили в «Экспериментальные
механизированные
силы». Следует отметить, что появление
колесно-гусеничных вариантов танкеток связано
со стремлением сберечь крайне
ограниченный ресурс гусениц при
совершении маршей.
Тем временем Карден и Лойд, учтя
недостатки предыдущих моделей,
сконцентрировались на
разработке двухместных танкеток. Вслед за
Mk
III
такой машиной стала танкетка Мк
V
Ее изготовили в двух вариантах —
колесно-гусеничном и гусеничном. На основе последнего в 1928
году создали наиболее удачную танкетку тех лет — «Карден-Лойд» Мк
VI.
От
колесно-гусеничного движителя
окончательно
отказались, поскольку
ресурс
гусениц удалось существенно
повысить.
Так, например, на танкетке
Мк
V
гусеницы прошли 925 км. Этот
результат
посчитали вполне достаточным. Что касается танкетки Мк
VI,
то она получилась предельно простой и надежной машиной. Она имела низкий корпус коробчатой формы
с открытым сверху боевым отделением. На марше головы
механика-водителя и
пулеметчика выступали над
бортами. В бою им приходилось пригибаться.
Между рабочими местами членов экипажа в середине корпуса в специальном
отсеке, изолированном асбестом, размещался
4-цилиндровый карбюраторный двигатель
жидкостного охлаждения «Форд-Т» мощностью
22,5 л.с. Это позволило сократить длину машины и повысить ее
поворотливость. Трансмиссия состояла из планетарной коробки
передач и автомобильного дифференциала,
составлявшего вместе с бортовыми передачами механизм поворота. Четыре
обрезиненных опорных катка малого диаметра
имели в качестве упругого элемента подвески листовые рессоры, одновременно
выполнявшие роль балансиров. Поддерживающих катков не было, верхняя
ветвь гусеницы скользила по желобу.
Ведущее колесо имело зубовое
зацепление с гусеницей. Пулемет «Виккерс» калибра 7,69 мм с водяным охлаждением
размещался в амбразуре лобового листа
боевого отделения в съемной установке.
Его можно было легко снять с машины и установить на своей штатной треноге, которая укладывалась на корпусе танкетки перед местом механика-водителя. Масса танкетки составляла
всего 1,4 т. Бронирование: 5 — 9 мм.
Максимальная скорость достигала 40
км/ч, запас хода — 144 км.
Танкетка
«Карден-Лойд» Мк
VI
пользовалась исключительной популярностью
у военных многих стран. С одной стороны,
этому способствовала умелая рекламная кампания, организованная ее производителем — фирмой «Виккерс», а с другой — простота конструкции и дешевизна. С 1928 по 1930 год из ворот фирмы вышли 270 танкеток.
Однако лишь сравнительно небольшая их
часть поступила на вооружение собственно
британской армии. В 1932 году в
составе «Экспериментальных механизированных сил» насчитывалось 80
танкеток «Карден-Лойд»
Mk
VI. Столь
прохладное отношение английских военных к
этой машине вполне объяснимо: к этому
времени уже стало понятно, что дать
каждому пехотинцу персональную бронированную
танкетку не удастся, да и не нужно. Ни на что, кроме решения
задач разведки и связи, она не
годилась. Да и вообще в те годы в
Соединенном королевстве к бронетанковой
технике относились довольно сдержанно,
предпочитая в основном эксперименты, как технические,
так и организационные. Несомненно,
сказывался и некий эффект «почивания на
лаврах». По мнению англичан, после
Первой мировой войны никакого
реального противника для них на Европейском континенте просто не
было, а для решения задач в колониях
вполне хватало бронеавтомобилей и
некоторого количества танков, сохранившихся еще с войны. Такую
позицию британского политического
и военного руководства можно признать
вполне здравой, во всяком случае, до 1933 года, то есть до прихода
к власти в Германии нацистов.
Что касается экспериментов английских
военных с танкеткой
Mk
VI, то на
ее базе создавали различные боевые машины,
в том числе 47-мм самоходную
пушку и самоходный миномет системы Стокса;
испытывали в качестве тягача для
различных артсистем и для специальной
гусеничной грузовой прицепки; ставились опыты по использованию
Mk
VI
в качестве
машины артиллерийской разведки,
оснащенной радиостанцией. По требованию
военных, а также по инициативе самих разработчиков были спроектированы
трехместный вариант танкетки и двухместный —
с тандемным размещением членов
экипажа. На танкетках проводили испытания
различных двигателей, в частности
4- и 6-цилиндровых «Медоус» и мотора с воздушным охлаждением «Армстронг-Сиддлей».
У танкетки «Карден-Лойд»
Mk
Vlb
корпус имел измененную
форму — стенки боевого отделения
сделали выше и расположили под
наклоном. Желоб, по которому скользила
верхняя ветвь гусеницы, заменили
двумя обрезиненными поддерживающими
катками, изменили способ
крепления направляющего колеса. Опытный образец такой машины поступил в «Экспериментальные механизированные силы». Танкетки
Mk
Vlb,
производившиеся для Канады и на
экспорт, получили крышу, состоявшую
из двух откидывающихся створок.
Именно на экспорт и было изготовлено
наибольшее число танкеток
«Карден-Лойд»
Mk
VI.
Экспортный
успех танкетки не случаен: ее дешевизна позволяла
обзавестись бронетехникой даже относительно небогатым
странам, а простота конструкции делала возможным ее быстрое
освоение личным составом, никогда
раньше вообще не видевшим танков. Танкетки
Mk
VI
поставлялись в Данию, Финляндию, Португалию,
Швецию, Бельгию, Венгрию, Боливию, Италию, Чехословакию, Румынию,
Японию, Китай, Чили и Аравию. Причем
речь здесь идет как о поставках партий боевых машин, так и
о продаже отдельных образцов для
ознакомления и испытаний, чему также
придавалось большое значение. Именно
в результате таких испытаний лицензии
на производство танкеток
«Карден-Лойд»
Mk
VI
приобрели пять государств: Польша, Италия, Чехословакия, Франция и СССР.
В последующем в этих странах танкеток
Mk
VI
или созданных на их основе было изготовлено в
десятки раз больше, чем в
Великобритании.
Не лишним будет сказать, что в
составе британской армии танкетки
Mk
VI
фактически не использовались в боевых действиях. Свое боевое крещение они получили в 1933 — 1934 годах в ходе войны
между Боливией
и Парагваем, известной под
названием
«Война Гран Чако». Незадолго до этого конфликта Боливия
приобрела в Великобритании пять
танкеток «Карден-Лойд»
Mk
Vlb.
Но
это было только начало.
Несмотря на свою явную устарелость,
танкетки активно участвовали во Второй мировой войне. В первую очередь в армиях
тех стран, где был
налажен их выпуск.
|