Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Суббота, 20.04.2024, 14:42

Меню
Категории раздела
Начало танкостроения [15]
Развитие танковых войск [8]
Вторая Мировая Война [8]
После Первой мировой войны [24]
Наш опрос
Лучший тяжёлый танк Второй Мировой Войны
Всего ответов: 914
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Миномет под именем «Тюльпан»
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » История БТВТ » После Первой мировой войны

Танки Франции

В течение 20-х гг. французы вроде бы только тем и занимались, что модернизировали свои знаменитые «Рено» FТ-17 и «доводили до ума» сверхтяжелые 2С. Такое впечатление и в самом деле может создаться, но это вовсе не значит, что все конструкторские разработки других, более совершенных танков во Франции были прекращены. Совсем наоборот!
 Уже в июне 1920 г. французский Генеральный штаб принял перспективную программу танкостроения во Франции, которая предполагала создание нескольких типов совер­шенно новых боевых машин различ­ного предназначения. Один из ее пунктов предусматривал специаль­ный «боевой танк», который должен был и пехоту поддерживать, и бороться с вражеской бронетехникой. Параметры новой машины специальная комиссия Генерального штаба определила в январе 1921 г., после чего саму разработку машины поручили «отцу французских танков» генералу Этьену. К проектированию машины генерал привлек конструкторов 4 фирм, справедливо рассудив, что будет из чего выбирать. Испытания прототипов, предложенных фирмами, позволили уточнить параметры нового танка и одновременно уменьшили число участников. Теперь в конкурсе участвовали фирмы «Рено-Шнейдер», ФСМ и ФАМЭЧ. В итоге получился танк весом 25 т, вооруженный 75-мм пушкой, двумя фиксированными пулеметами в корпусе и двумя в башне. Экипаж машины состоял из 4 человек. С декабря 1931 г. все 3 прототипа были подвергнуты серьезным испытаниям, но только в 1934 г. этот танк под индексом В-1 был принят на вооружение. Из-за нехватки кредитов изготовление первых 35 машин затянулось на несколько лет, поэтому свою боевую службу этот танк начал только в январе 1938 г., причем улучшать его принялись уже в ходе выпуска первой партии.

Франзузский танк прорыва B-1, 1931 г.

 

Танки улучшенной конструкции получили обозначение В-1 bis (bis - второй). Их вес увеличился до 32 т, вооружение было усилено, а толщина брони доведена до 60-мм. Такая броня надежно защищала танк от снарядов всех германских орудий (за исключением 88-м зенитной пушки Flak 36), при этом сам танк целиком собирался из нескольких литых деталей. Литой была башня, а корпус собирался из нескольких бронесекций, которые во время сборки свинчивались на болтах. Одним из новшеств стало применение гидроусилителя, благодаря чему танк относительно легко управлялся штурвалом.
Вооружение танка состояло из 75-мм короткоствольной (длина ствола 17,1 калибра) пушки SА-35, располагавшейся справа от водителя, угол возвышения которой достигал 25, а склонения - 15 градусов. По горизонтали пушка фиксировалась жестко и наводилась водителем, который, действуя рулем, направлял машину точно на цель. 7,5-мм пулемет «Шательро» крепился справа, несколько ниже пушки. Стрелять из него, пользуясь электроспуском, мог не только водитель, но и командир танка. Верхняя пушечная цельнолитая башня была идентична башне танка «Сомуа-S-35. 47-мм пушка имела угол склонения и возвышения 18 градусов; 7,5-мм башенный пулемет - независимую установку и мог поворачиваться влево-вправо на 10 градусов.

Для входа в танк имелись одна большая бронедверь справа, люки в башне, над сиденьем водителя, и 2 аварийных — один в днище танка и один — над моторным отделением. Танк имел самогерметизирующиеся топливные баки и даже гироскоп направления, словно корабль или торпеда.

На первый взгляд, все это выглядело очень неплохо, однако не стоит забывать, что весь этот сложный комплект вооружения и механизмов обслуживали всего лишь 4 танкиста! Водитель был наводчиком 75-мм орудия по горизонтали, а ее заряжающий — наводил его по вертикали и подавал снаряды к башенному орудию. Командир танка был одновременно наводчиком и заряжающим 47-мм орудия в башне, и только радист ничем другим, кроме связи на этом танке не занимался.

 

В 1937 г. был изготовлен опытный образец танка В-1 ter (ter -третий), получивший дополнительную броню, пятого члена экипажа (механика) и систему горизонтальной наводки 75-мм орудий по 5 градусов влево и вправо. По сравнению с предыдущей моделью танк был дешевле и значительно технологичнее, что позволяло весьма быстро развернуть его серийное производство, но тут началась война, и новая машина так и не была запущена в производство.

Всего было изготовлено 403 танка В-1 и В-1 bis, которые активно использовались в боях против немцев в мае-июне 1940 г.
Генерал Г. Гудериан в своих мемуарах одновременно и с ужасом, и с восхищением описывал свою встречу с этими танками под Седаном, но тем не менее в боях с вермахтом отдельные успехи этих машин большой роли так и не сыграли.
После оккупации Франции немцы вернули в строй 161 танк В-1 bis, получивших в вермахте обозначе­ние В-2 740 (f). Часть из них под маркой PzKpFWB1 (R) без башни и пушки, с одним пулеметом, использовались в качестве учебных. В марте 1941 г. 16 машин переделали в САУ, которые были вооружены 105-мм германской гаубицей п броневой рубке из 20-мм брони. Тогда же, в апреле, было решено установить на этих танках огнемет фирмы «Вегманн», который монтировался вместо 75-мм корпусной пушки. Запас для огнесмеси на 200 выстрелов должен был находиться в бронированном баке на корме танка. Всего в 1941-1942 гг. таким образом было переоборудовано 60 танков В-1 bis.
Интересно, что танки В-1 bis послужили французам и под конец войны - несколько этих машин, собранных, видимо, на каких-то складах или в учебных подразделениях, приняли участие в освобождении порта Руан в 1944 г.

В 1931 г. на базе ранее разрбатывавшегося, но так и не принятого  на вооружение танка NС-27 специалисты «Рено» сконструировали танк, который, по их замыслам, должен был соответствовать классу среднего. Машина, получившая обозначение D1, весила 12 т, а ее экипаж состоял из трех человек, причем два из них располагались в башне Вооружение — 37-мм пушка и 2 пулемета (один спарен с пушкой, другой размещался справа от механика-водителя). Боекомплект включал 40 снарядов и 2 тыс. патронов. Толщина брони—30 и 14-мм. Максимальная скорость — 18 км/ч, радиус действия — 80 км. На модификации D1 калибр орудия увеличили до 47-мм, а мощность двигателя до 100 л. с., благодаря чему скорость танка увеличилась до 20 км/ч. Толщина брони стала достигать 40-мм.

Французский танк D-2, 1928 г.

 

Танк D2 был заказан в 1932 г. Вес его увеличили до 20 т, а мощность двигателя до 150 л. с., что позволяло развивать скорость до 32 км/ч. Вооружение осталось таким же, как и на D1, но башня стала другой, более традиционной для легких танков этой фирмы. Расположенный сзади люк мог быть использован в качестве сиденья для командира во время движения вне боя. Купол башни имел несколько смотровых щелей, прикрытых бронезаслонками. Боекомплект орудия увеличился до 108 снарядов. Толщина брони — до 40-мм. Башни были литыми, корпуса - из катаных бронелистов, собиравшихся на заклепках. Почему-то у средних французских танков бронировали и ходовую часть, что, в общем-то, принципиальных выгод не приносило, но утяжеляло машину и затрудняло ее обслуживание и ремонт, тем более что на обоих танках ходовая часть была достаточно необычна. С каждой стороны находилось по 24 колеса, как одиночных, так и установленных попарно на тележках с подвеской из спиральных пружин. Верхняя часть броневого экрана гусениц имела наклон, чтобы сыпавшаяся с траков грязь не набивалась между элементами подвески.
Средние танки марки Д, похожие как братья, выпустили в небольшом количестве, и никакого значения в защите Франции от германского вторжения они не сыграли, хотя им было посвященонесоизмеримое с их боевой ценностью количество статей в специальной и популярной литературе. Особенно сильно действовала на воображение бронировка их гусениц, прежде всего бросавшаяся в глаза на парадах своей яркой, желто-зеленой «амебоподобной» раскраской.

Французский танк АМС-35, 1935 г.

 

Французские специалисты, развивая традиции фирмы «Рено», использовали 20-е гг. для того, чтобы усовершенствовать технологию литья танковых башен и деталей корпуса. Поэтому, когда в 1931 г. во Франции была принята программа моторизации и технического переоснащения армии, это позволило относительно быстро, в силу высокой технологичности такого производства, наладить выпуск множества танков различного назначения. Но, хорошо продумав технологию их производства, французские инженеры и военные совсем мало внимания уделили изучению слаженной работы экипажей в танках, из-за чего удачные в техническом плане новые французские машины в тактическом отношении остались на уровне танков Первой мировой войны.

К числу новых танков относился и танк поддержки пехоты фирмы "Рено", который потребовался армии для замены ветерана FT-17.
Заказ на эту машину, опять-таки ни конкурсной основе, выдали сразу нескольким фирмам, но фирма "Рено" и на этот раз обошла конкурентов. Для производства выбрали именно ее танк R-35 и в мае 1935 г. заказали ей первые 300 танков. Впоследствии выпуск их все время нарастал, так что перед Второй мировой войной французская армия получила около 1900 машин, включая усовершенствованную модель 1940 г. R-40.
Как и многие другие, R-35 имел литую башню и корпус из нескольких фасонных деталей, которые свинчивались между собой болтами. Башня была аналогичной башне машин фирмы «Гочкис» танков Н-35 и Н-39. Интересно, что, хотя она имела специальный командирский купол для улучшения обзора, покидал командир ее через люк-дверцу в задней части, и она же служила ему сиденьем в случае движения в небоевой обстановке. Вооружение состояло из 37-мм короткой пушки SА-18 и 7,5-мм пулемета «Шательро». Боекомплект - 100 снарядов и 2400 патронов. Пустые гильзы от пулемета поступали в специальный рукав и выбрасывались под днище. Позднейшая модификация получила пушку SА-38 с более длинным стволом и повышенной бронепробиваемостью.
Танк имел противопожарную переборку, отделявшую двигатель от боевого отделения, и хвост, облегчавший преодоление широких траншей. Ходовая часть с ведущим колесом спереди и резиновыми амортизаторами колесных тележек была достаточно надежной. Но зато отсутствовала радиостанция, которую сумели установить только на последних машинах. Самый главный недостаток «Рено» R-35 — малочисленность экипажа; командиру приходилось быть и наводчиком, и стрелком, и заряжающим. Перед войной некоторые танки переоборудовали в машины-возчики фашин для заваливания окопов.
В начале германского вторжения танки «Рено» всех типов понесли большие потери и в большом количестве достались врагу. Часть из них практически без переделок применялась на Восточном фронте в 1941 г. под маркой PzKpfwR-35 (с 47-мм пушками). На многих машинах были сняты башни, и они использовались в качестве артиллерийских тягачей и для перевозки боеприпасов. На 100 танках установили чешскую 47-мм противотанковую пушку. Монтировалась она и на месте башни, на тумбе, в открытой сверху и сзади рубке из броневых щитов. Эта машина известна под маркой 4,7 см РАК (t) AUF.GW R-35/F. На некоторых ставились 105-мм гаубицы, на других — 81-мм минометы. Ни во Франции, ни в Германии эти танки, несмотря на свою высокую технологичность, особой роли не сыграли. Имелись они также в танковых соединениях Польши, Румынии, Турции и Югославии.

Фирма «Гочкис» подготовила свой образец для серийного производства под индексом Н-35. Он весил 11 400 кг, а мощность двигателя (6-цилиндровый бензиновый мотор) составляла 75 л. с., более легкий, чем «Рено», Н-35 развивал скорость 28 км/ч, но имел более тонкую броню — 34-мм. Танк непрерывно модифицировался — Н-38, Н-39, причем мощность двигателя и толщина брони от модели к модели увеличивались. Всего выпустили около 1000 машин, из которых на май 1940 г. 821 находилась в первой линии.
Корпус состоял из литых секций, свинчивавшихся на болтах. Водитель был несколько смещен к правому борту, причем, как и на наших Т-26 и БТ, он попадал в танк через передний люк, створки которою откидывались вперед-вверх. Имелся и смотровой лючок с перископическим смотровым прибором, а по бортам — простые щели.
Башня унифицировалась с башней танка R-35 и была столь же тесной и неудобной. 37-мм пушки SА-18 (21 калибр) имела начальную скорость снаряда всего 388 м/с. Поэтому на образце 1938 г. ее заменили на «более скоростную» - SА-38 (33 калибра) с начальной скоростью 701 м/с. Боекомплект состоял из 100 снарядов и 2400 патронов к 7,5-мм пулемету.

Французский легкий танк "Гочкинс" H-39, 1942 г

 

После Второй мировой войны, когда стало создаваться независимое государство Израиль, оно, естественно, не имело возможности приобрести для армии современные и дорогие танки, поэтому на вооружение первых израильских бронечастей поступили именно Н-39, оставленные французами в Сирии, но перевооруженные английскими 40-мм пушками, более мощными и бронебойными. В боях на Синайском полуострове израильтяне использовали их даже в 1956 г.


Одновременно с «литыми» танками R-35 и Н-35 на вооружение армии Франции был принят еще один легкий пехотный танк FCМ 1936, имевший корпус и башню, сваренные из броневых плит толщиной до 40-мм, установленных под наклоном. Вместо бензинового двигателя, как на двух предыдущих моделях, на него поставили дизель, обеспечивавший ему скорость всего 25 км/ч. Из-за высокой стоимости FСМ 1936 (он был на 40 % дороже, чем R-35) их было выпущено всего 100 машин, которые составляли парк двух танковых батальонов. По-видимому, сделаны эти машины были исключительно ради «спортивного интереса» — проверить: а вдруг эти танки с броней из катаных плит, соединявшихся при помощи сварки, будут в чем-то лучше машин с литыми корпусами и башнями. Как бы там ни было, а никакой существенной роли в боях они также не сыграли.

По-настоящему хороший танк французским конструкторам удалось создать опять-таки в 1935 г. Это был S-35 фирмы «Сомуа», появившийся как новый тип кавалерийского танка, который должен был поддерживать в бою более легкие танки Н-35, Н-38 и Н-39. Это был первый в мире танк с литыми деталями корпуса и башни, которые соединялись между собой на болтах. Особенно оригинально был сконструирован корпус, состоявший из корытообразного днища и двух верхних деталей, которые к нему привинчивались. Толщина брони составляла 41-мм (корпус) и 56-мм (башня). Броня была высокого качества и хорошо держала немецкие снаряды, однако случалось и так, что в результате ударов достаточно тяжелых снарядов, не пробивавших броню, от сильных динамических напряжений происход ло срезание головок болтов и танк при очередном попадании просто «раскрывался», обнажая свои «внутренности». Вооружение состояло из 47-мм пушки SA-35 и пулемета, смонтированного в башне в независимой от орудия установке, имел сектор обстрела 10 градусов влево и вправо. Экипаж состоял из 3 человек, как и на наших Т-26 и БТ, но для такой сложной машины этого было явно недостаточно.

Источник: http://pro-tank.ru/

Категория: После Первой мировой войны | Добавил: Ariec (31.10.2010)
Просмотров: 7939 | Рейтинг: 2.2/4
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz