Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Воскресенье, 25.10.2020, 03:09

Меню
Категории раздела
Начало танкостроения [15]
Развитие танковых войск [8]
Вторая Мировая Война [8]
После Первой мировой войны [24]
Наш опрос
Какой самый важный компонент соверменного танка по Вашему мнению?
Всего ответов: 318
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Миномет под именем «Тюльпан»
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » История БТВТ » После Первой мировой войны

Все самое худшее от нужды?

В отличие от французов англичане не слишком заблуждались относительно достоинств своего танкового парка времен Первой мировой войны, поэтому в Англии конструкторские разработки новых танков были продолжены сразу же после ее окончания. Упор сделали на создание улучшенных танков среднего класса, что самым естественным образом вытекало из опыта боевого применения быстроходных танков «Уиппет». Уже в 1923 г. на вооружение принимается новый средний танк Mk.I или же «Виккерс медиум», известный также как «Виккерс-12 тонн». Всего их было построено около 200, причем в течение 10 лет это был единственный средний танк британской армии, включая также улучшенные образцы Mk.II, Mk.II* и Mk.IIA выпуска 1926-1927 гг. Скорость нового среднего танка возросла более, чем вдвое и достигла 25 км/ч. Очень мощным было и вооружение, установленное в башне и в корпусе: 47-мм пушка и 5-6 пулеметов. Пулеметные установки по бортам танка допускали возможность стрельбы по самолетам, на последнем танке этого типа имелся даже специальный зенитный пулемет внутри башни. В то же время толщина брони - 8-16-мм была для него явно недостаточной, что признавали и сами англичане, считавшие, что он малопригоден дня использования в Европе. Для Индии танк выпускали в пулеметном варианте, а в пушечном даже поставили в Австралию и Советский Союз.

Английский средний танк
«Виккерс-Медиум» Mk.I, 1923 г.

 

В условиях сокращения государственного финансирования заказов на вооружение английским конструкторам ничего не оставалось, как одновременно с созданием более совершенных танков делать их ценой подешевле, а значит - небольшого размера. Изучая опыт войны, британские военные сделали также вывод, что для сопровождения пехоты им требуется маленький танк с броней, защищающей экипаж от бронебойных пуль, осколков снарядов, вооруженный пулеметом, который в случае необходимости можно снимать и устанавливать на земле. Скорость в 24 км/ч признавалась достаточной. Такой же маленький танк, но с большей скоростью и еще более легкий предполагалось использовать для разведки при больших танках, точно так же как легкие и быстроходные миноносцы на флоте использовались для разведки при больших тяжелых кораблях.
Надо заметить, что полковник Ж. Этьен и англичанин майор (впоследствии генерал-лейтенант) Гилфорд Мартел еще в 1915 г. предлагали создать множество одноместных гусеничных боевых машин, но тогда их идея реального воплощения не получила.

Английская танкетка Дж. Мартела, 1921 г.

 

Теперь у англичан имелся боевой опыт. Было решено создать множество легких и дешевых в производстве боевых машин, рассчитанных на экипаж из 1-2-х  человек.
В нашей стране проект подобной машины был разработан еще в 1919 г. инженером Максимовым, назвавшим ее «щитоноской». Единственный член экипажа размещался в ней лежа, что позволяло получить предельно малую высоту корпуса. Однако в таком положении водитель не мог одновременно и вести свою машину, и обстреливать цели из пулемета. Трудно сказать, знал Мартел о работе Максимова или нет, но машина, которую он построил у себя в гараже, во многом походила на его проект.
Танк Мартела развивал достаточно высокую скорость как на шоссе, так и по пересеченной местности, что наряду с его дешевизной сразу же вызвало к нему интерес со стороны Военного министерства. Другой проект поступил от двух капитанов британской армии - Джона Кардена и Вивиана Лойда, которые, как и Мартел, изготовили собственный вариант  подобной одноместной машины. Военное министерство заинтересовал и этот проект, и оно поручило  компании «Виккерс-Армстронг» предоставить им производственную базу. В 1927 г. 16 машин «Карден-Лойд» совместно с танками Мартела были направлены на войсковые испытания, в ходе которых одноместные машины были признаны малопригодными, в то время как двухместная машина «Карден-Лойд» получила весьма положительную оценку.

Английская танкетка «Карден-Лойд» Мк. IV, 1928 г.

 

Открытая сверху, с пулеметом в лобовом листе корпуса и поднимающимся на 15 см сиденьем механика-водителя, под маркой «Карден-Лойд» Мk.VI (модель 1928 г.) она была принята на вооружение и практически сразу же подверглась самой острой критике. Отмечалось, что из-за ограниченных углов обстрела ей было трудно осуществлять маневр огнем, что из-за короткой базы она не может преодолевать воронки и окопы, а тонкая броня не обеспечивает экипажу танкетки - именно так теперь стали называть машины подобного типа-надежной защиты от неприятельского огня. Тем не менее, благодаря хорошей рекламе ее закупили 16 стран мира, а еще 5 приобрели лицензию на ее производство. В условиях начавшегося мирового экономического кризиса это было равносильно успеху выигранного в годы войны сражения: танкетки принесли британской казне значительные доходы и хотя бы этим поддержали промышленность Англии в трудный для нее час. Что же касается ее совершенствования, то в 1929 г. англичане поставили на нее пулеметную башню с круговым вращением, чем преодолели главный недостаток -невозможность маневра огнем.

Тогда же в Англии в 1929 г. на базе этой машины был создан и первый по-настоящему надежный легкий плавающий танк-разведчик, сконструированный фирмой «Виккерс-Армстронг», ставший основой для всех последующих машин этого класса. Назвали его танк-амфибия «Виккерс-Карден-Лойд» А4Е11. Двигатель мощностью 56 л. с. позволял ему при весе в 2,9 т и с экипажем из двух человек иметь скорость 64 км/ч на шоссе и 9,6 км/ч на воде. Особенностью машины, облегчавшей плавание, стали поплавки из бальзовой древесины, прикрепленные у него над гусеницами. Винт приводился во вращение распределительным валом от коробки передач, а повороты, как и на судне, осуществлялись перекладкой руля.
Таким образом, британская концепция «механизированной пехоты», по которой чуть ли не каждый солдат профессиональной армии должен был иметь свою собственную танкетку, оказалась несостоятельной. Но как известно, не бывает худа без добра - когда танкетки начали тяжелеть, они дали начало неплохим легким и плавающим танкам, от которых оказалось куда больше пользы и появления которых в начале 30-х гг. никто даже просто не ожидал!
В то же время англичане не отказались и от создания принципиально нового тяжелого танка, поскольку было очевидно, что имевшиеся у них танки этого типа стареют буквально на глазах. По замыслу военных специалистов, новый тяжелый танк должен был иметь надежную броневую защиту, многочисленное вооружение для действия в тылу неприятельской обороны и хорошо преодолевать окопы и рвы. В 1922 г. проектом начали заниматься инженеры фирмы «Виккерс», представившие в 1925 г. два варианта нового тяжелого танка прорыва. Один из них, в соответствии с заданием, имел вооружение в носовом отсеке и в двух спонсонах по бокам. Другой отличался наличием пяти башен установленных на очень длинную ходовую часть.
Военным больше понравился второй вариант. Спустя год его начали строить и закончили в ноябре 1926 г., а потом еще 6 лет подвергали всевозможным улучшениям до тех пор, пока он окончательно не устарел. Танк этот получил обозначение А1Е1 и название «Индепендент» («Независимый»), что подчеркивало его способность действовать независимо от других машин в глубине обороны противника.
Чтобы стрелять сразу во все стороны, его оснастили четырьмя пулеметными и одной пушечной башней с круговым обстрелом, в которой была размещена 47-мм пушка, а в каждой из маленьких башен — 7,7-мм пулемет «Виккерса» с водяным охлаждением. Левая задняя башенка была устроена таким образом, чтобы из нее можно было стрелять по самолетам. Толщина брони равнялась 30-мм, а скорость, несмотря на большой вес (32 т), составила 32 км/ч, что для того времени являлось отличным показателем. Экипаж танка состоял из 8 человек: водитель в индивидуальной броневой будке с отдельным верхним люком, 4 стрелка-пулеметчика в малых башнях, командир танка, имевший смотровую башенку поверх главной пушечной, и два артиллериста -наводчик и заряжающий.

Английская танкетка «Виккерс-Карден-Лойд» А4ЕII, 1929 г.

 

Тяжелый танк А1Е1 «Индепендент». Великобритания, 1926 г. 

 


 

Советские бронеавтомобили

 

Танк У. Кристи, 1921 г.

 

Чтобы добиться высокой скорости, танк оснастили мощным 12-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения «Армстронг Сидделей», применили гидравлическую тормозную систему и множество других усовершенствований. Но все это привело к тому, что танк оказался слишком дорогим -12 000 фунтов стерлингов. Вот почему от его производства решили отказаться, как только Англия вступила в затяжной экономический кризис.
Зато потом этот танк широко использовали на учениях и парадах, причем чаще в пропагандистских целях, нежели для реальной боевой подготовки. Шумиха, поднятая вокруг «Индепендента», сработала: многие страны также посчитали для себя необходимым заняться созданием многобашенных машин, на что были потрачены немалые силы и средства. Достаточно назвать Японию, во многом следовавшую английским традициям, Германию, а также Россию—СССР, где именно после сообщений о появлении танка «Индепендент» начались работы по созданию пятибашенного танка Т-35, имевшего примерно такую же компоновку, но более сильное вооружение.
В первые годы Второй мировой войны, когда англичане с трепетом ожидали германского вторжения, «Индепендент» закопали вблизи побережья, превратив его в неподвижный форт на одном из наиболее вероятных направлений десанта противника. Вторжение не состоялось, и сейчас этот танк экспонируется в Королевском танковом музее и Бовингтоне, где неизменно вызывает своим устрашающим внешним видом восторг у его посетителей.
Получается, что первое послевоенное десятилетие с точки зрения создания новых видов бронетанковой техники оказалось более выгодным для англичан, нежели для их бывших союзников французов. И нет, наверное, ничего удивительно в том, что именно в Англии был создан и самый массовый танк второго предвоенного десятилетия. Преувеличения в этом нет, только в СССР, купившим лицензию на его производство, было выпущено около 10 тысяч машин на основе конструкции танка «Виккерс-6 тонн». Причем, как это часто бывает, танк этот создала нужда. Расходы на армию сильно урезали, поэтому фирма «Виккерс» постаралась разработать для военных предельно дешевевый и простой легкий танк. В 1929 г. его уже начали испытывать и выяснили, что машина получилась хорошей. В частности, его гусеница из марганцевистой стали выдержала пробег около 5000 км, что по тем временам являлось беспрецедентным показателем! Танк отличался плавностью хода и надежностью в эксплуатации. Правда, его ходовая часть рассчитывалась на строго определенный вес, и это не могло не затруднять его модернизацию в будущем.
Танк выпускался в двух вариантах: пулеметном (А), имевшем две пулеметные башни, установленные рядом, как и на первых английских броневиках, и пушечном (В), имевшем одну башню и 47-мм орудие, спаренное с пулеметом. Здесь англичане проявили себя консерваторами вдвойне: идея пулеметных и пушечных танков изжила  себя еще в годы Первой мировой войны, когда им пришлось срочно выпускать гибридные танки «гермафродиты». К тому же две башни требовались броневикам, которые передвигались в основном по дорогам, а танк, как известно, в дорогах не нуждается, поэтому две башни не нужны были в принципе. Но танк был сделан, и хотя британская армия на вооружение его так и не приняла, фирма поспешила заняться его усиленной продажей. «Виккерс-6 тонн» закупили Боливия, Болгария, Греция, Китай, Таиланд и Финляндия. Под индексом 7ТР его производили в Польше, а в СССР он превратился в Т-26, ставший основным танком РККА на все 30-е годы!

Английский легкий танк «Виккерс», модель 1929

 

А вот попытка в 1927-1928 гг. создать новый средний танк А6Е1 из-за его дороговизны так и не удалась. В довоенной литературе его называли «Виккерс-16 тонн» и всячески расхваливали как образец для подражания. При весе в 18 т танк и в самом деле был хорошо вооружен- 47-мм пушка и пулемет в главной башне, два пулемета в двух маленьких башнях перед ней, он имел скорость 50 км/ ч, что для такой тяжелой машины было очень неплохо. Но сделали их всего три. Большой и одновременно дешевый танк оказался не по силам даже для англичан!

Источник: http://pro-tank.ru/

Категория: После Первой мировой войны | Добавил: Ariec (31.10.2010)
Просмотров: 2025 | Рейтинг: 3.5/2
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2020Конструктор сайтов - uCoz