Италия создала свои первые бронемашины без серьезных на то оснований еще до Первой мировой войны.
Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на тогдашнюю карту
Европы. Очевидно, что благодаря особенности своего географического
положения Италия не так уж и нуждалась в наземной бронетехнике, ну
разве что для боевых действий на заморских территориях. Тем не менее к
созданию своих собственных бронеавтомобилей она обратилась
одновременно с другими. Уже в 1906 году фирма «Фиат» разработала проект
полноприводного бронеавтомобиля с вооружением в башне. В 1912 г. во
время Итало-турецкой войны итальянцы построили и применили во время
боевых действий в Ливийской пустыне бронеавтомобили «Фиат», которые
вместе с машинами «Изотта-Фраскини» стали первыми серийными БА
итальянской армии. На обеих машинах пулеметы располагались в башенных
установках, причем «Фиат» для действий в ночное время суток имел в башне
прожектор, а на «Изотта-Фраскини» еще один пулемет устанавливался в
задней части корпуса. В годы Первой мировой войны итальянская армия
получила сразу два БА «Лянча-Ансальдо» образца 1915 г. и «Бианчи»
образца 1916 г. «Бианчи» была машиной чисто военного времени и
большой роли в итальянской армии не сыграла, а вот «Лянча-Ансальдо»
оказалась машиной «надолго».

Итальянский бронеавтомобиль "Лянча-Ансальдо IZ", 1915 г.
Выпускавшаяся на базе коммерческого
грузовика «Лянча» с вооружением и бронированием фирмы «Ансальдо», она
стала основным броневым автомобилем итальянской армии. Имелось два
варианта этого интересного БА -IZ и IZM: однобашенный и двухбашенный.
Характерной особенностью двухбашенного варианта (IZ.) образца 1915г.
стало наличие двухъярусного вооружения. В нижней, широкой, башне
устанавливалось два пулемета, в верхней, с независимым вращением,
-один. На модели 1917г. (IZM) верхняя башня отсутствовала, а третий
пулемет располагался в задней стенке корпуса. Особенностью машины
стала бронезащита передних колес и специальные сдвоенные полозья спереди
корпуса, предназначавшиеся для разрыва канатных и проволочных
заграждений. Толщина лобовой брони на некоторых машинах была доведена до
18-мм.

Итальянский бронеавтомобиль IZM, 1917 г.
Следует отметить, что эти машины
сражались не только в годы Первой мировой войны, воевали в Эфиопии и
Испании, но применялись и во Второй мировой войне в Северной Африке и
Сицилии. Но самое интересное, что идея создания танка родилась в Италии
даже несколько раньше, чем это было во Франции и даже в Англии. Во
всяком случае именно итальянский капитан Луиджи Кассали в 1915 г.
построил в Италии первый, правда, колесный танк по типу колесных машин
инженера Павези, из-за чего его и назвали «Павези-Кассали». Танк имел
две пулеметные башни, расположенные поперек корпуса, и два
специальных резака по обеим сторонам корпуса спереди, чтобы резать
проволочные заграждения. Машину построили, но военные посчитали ее
малопрактичной и обратились за опытом к союзникам. Свой выбор они
остановили на французских танках: причем посчитали возможным заказать
фирме «Шнейдер»
сразу 1500 танков СА-1. Французское правительство дипломатично
порекомендовало итальянцам строить танки у себя на родине, а чтобы они
не обижались, передало им три танка «Рено» FT-17 и два танка «Шнейдер» СА-1.
В Италии они были подвергнуты серьезным испытаниям, по результатам
которых итальянцы все же сумели разработать свои собственные машины:
«Фиат-3000» (легкий танк на основе FT-17) и «Фиат-2000» - тяжелый танк.

Итальянский "Фиат-3000", 1921 г.
Легких танков по типу «Рено» к маю 1919
г. было решено изготовить 1400, однако к 1921г. сумели сделать всего
105. «Фиат-3000А» модели 1921г представлял собой в достаточной степени
оригинальный проект, отличавшийся от французского прежде всего тем,
что двигатель на нем был расположен поперек, а не вдоль корпуса. Танк
получился более компактным, был устойчив при движении, особенно в
горах, что для итальянцев имело особое значение. Первоначально танк
вооружался двумя спаренными пулеметами воздушного охлаждения «Фиат»
калибра 6,5-мм, но на модели «Фиат-3000В» 1930г. установили 37-мм
орудие «Виккерс-Терни», для чего немного изменили форму башни, заменили
двигатель и укрепили подвеску.

Итальянский тяжелый танк "Фиат-2000", 1919 г.
Двигатель на итальянском танке был
мощнее, чем на аналогичных машинах Франции и США, а максимальная
скорость по сравнению с танком «Рено» увеличилась до 24 км/ч, С этим
танком итальянцы попробовали выйти на международные рынки вооружений,
однако конкуренция с французскими машинами у них не удалась: особого
интереса другие страны к этим танкам не проявили. Столь же неудачным был, по сути дела, и дебют второго итальянского танка периода Первой мировой войны -тяжелого «Фиат-2000».

Вооружение итальянского тяжелого танка "Фиат-2000", 1918 г.
Постройка этих машин началась в Италии
еще во время войны, однако к концу было изготовлено всего две. По
сравнению с тогдашними французскими, английскими и германскими тяжелыми
танками это была наиболее совершенная боевая машина своего времени.
Если французский «Сен-Шамон»
имел один мотор мощностью 90 л. с., германский А7V два мотора по 100
л. с., то «Фиат-2000» — двигатель мощностью 240 л. с., причем это был
второй случай применения на танках Первой мировой войны авиационного
двигателя. По скорости он не превосходил все прочие танки, уступал А7V
по бронированию, зато превосходил все прочие модели по вооружению и
проходимости. Танк имел 7 пулеметов, расположенных по периметру
вагоно-образного корпуса и создававших сплошную зону огня, а также 65-мм
горную пушку в полусферической башне, рессорную подвеску катков,
броневые фальшборты гусениц и наклонную бронировку боевого отделения.
Двигатель и баки с горючим находились под полом между гусениц, что
повышало защищенность моторно-трансмис-сионной установки, хотя
вследствие этого высота танка и превышала 3,8 м. Для командира -
водителя танка -имелся перископ для наблюдения, что выгодно отличало
«Фиат-2000» от других тяжелых машин этого периода. Сумей итальянцы
выпустить их много, они бы наверняка оказали заметное влияние на
войну, но считанные экземпляры, понятное дело, никакой особой роли не
сыграли. В дальнейшем в Италии были и другие попытки создать собственный
тяжелый танк, и о них усиленно писала тогдашняя пресса, но дальше
устрашающих сообщений дело не пошло.
Между тем, если задуматься, то
именно итальянцы создали абсолютный тип тяжелого танка для нужд Первой
мировой войны. В самом доле, требование сплошной зоны пулеметного огня
было выполнено, в то время как многие другие тяжелые машины
похвастаться этим либо не могли, либо их пулеметный огонь не достигал
такой интенсивности. Установка 65-мм короткоствольного орудия в башне с
круговым вращением была наиболее оптимальным решением, к тому же
данную башню можно было бы, в принципе, поставить и на другие, например,
средние танки. Вместо примитивных смотровых щелей водитель танка имел
перископ, а сам танк -вполне соответствующие своему времени
маневренность и проходимость. Первым появившийся в бою «Фиат-2000» мог
бы значительно ускорить процесс развития мирового танкостроения, но в
силу бедности и нерешительности соответствующих ведомств Италии этого
не произошло, и вышло так, как оно вышло - лучшие танки Первой мировой
войны оказались невостребованными, поскольку они появились слишком
поздно и не были опробованы в боях. Весьма оригинальный безбашенный
танк, имевший вооружение в передней стенке корпуса, два двигателя и два
члена экипажа, был разработан и фирмой «Форд» в США.

Американский легкий танк "Форд" M1918, 1918
Пожалуй, это был самый маленький среди
серийных танков Первой мировой войны и самый легкий, поскольку его
боевой вес немного превышал 3 т. В то же время «малютка» мог нести
пулемет и даже 57-мм пушку, имел подрессоренную ходовую часть, а для
преодоления окопов — хвост, очень полюбившийся конструкторам того
времени. Танк должен был развивать скорость порядка 20 км/ч, а
малые размеры делали его очень трудной мишенью. Американцы, так же как и
англичане, уверенные в том, что война продлится и в 1919 г.,
заказали их очень много - 15 000! Но выпустить до перемирия успели
всего 15, так что никакой роли в боевых действиях они не сыграли, так же
как и наиболее совершенные англо-американские танки Mk.VIII,
впоследствии много лет использовавшиеся в армиях США и Канады в
качестве учебных. В США создали и несколько оригинальных
экспериментальных машин, например танк с электротрансмиссией, танк с
паровым двигателем и даже 9-тонный «танк-скелет», имевший гусеничные
обводы большого размера, соединявшиеся при помощи труб. Между ними
располагалась небольшая бронированная кабина кубической формы с
вращающейся башней для 37-мм орудия. Конструкторы «скелета»,
по-видимому, считали, что вражеские снаряды будут пролетать между
балками гусеничных опор, в то время как его размеры обеспечат ему такую
же высокую проходимость, как и у английских "ромбических” танков.
«Скелет» был испытан, но этим дело и кончилось, так как было уже ясно,
что проходимость танка можно увеличить, не прибегая к подобной
экзотике. Источник: http://pro-tank.ru/
|