Накануне Первой мировой войны германские конструкторы накопили некоторый
опыт в создании бронеавтомобилей. Легкобронированный «Эрхард» ВАК с 50-мм
зенитной («противобаллонной») пушкой стал сенсацией Берлинского салона 1906
года, но оказался непрактичным. В том же году бронированный автомобиль без
вооружения представляла фирма «Опель». Вооруженные автомобили испытывались
на предвоенных маневрах. В начале войны немецкие разведывательные отряды
снабжались автомобилями с пушечным вооружением (впоследствии
использовались в системе ПТО) и минимальным прикрытием. Наконец, в октябре
1914 года Военное министерство выдало заказ на полностью бронированные
машины, и в июле 1915-го «Даймлер», «Бюссинг» и «Эрхард» представили
тяжелые полноприводные и переднеприводные бронеавтомобили с пулеметным
вооружением и дополнительным задним постом управления. Все эти опытные
машины неплохо показали себя на фронте, серийно же выпускались только
бронеавтомобили «Эрхард».
В середине 1915 года Военное министерство выдало заказ Х.Г.Бремеру
на разработку грузовой машины для движения вне дорог, опытный
образец которой был готов к октябрю 1916 года. По устройству он напоминал
обычный автомобиль с передним расположением двигателя и задней приводной
осью, но с заменой колес гусеницами. Заказ на 50 таких шасси
начал выполнять завод в Мариенфельде
близ Берлина, благодаря чему эта машина известна под названиями «Бремерваген»
и «Мариенваген
I».
Плохая управляемость заставила вскоре
перейти к полугусеничной модели «Мариенваген
II»
с передней управляемой
колесной парой.
Несколько раньше, в середине 1916 года гусеничное самоходное шасси,
разработанное по заказу Военного министерства, представила фирма «Дюркопп».
В задней части «Дюрвагена» помещались два 80-сильных двигателя, передними —
сиденье водителя, переднюю же часть машины занимала грузовая платформа.
Ходовую часть разработали по типу известного американского трактора «Холт-Катерпиллер».
После появления первых английских танков германское Военное министерство
решило в виде опыта приступить к работам по созданию вездеходных
бронированных боевых машин, и в октябре 1916 года в Берлине состоялось
первое совещание по этому поводу. Поскольку речь шла о совмещении
вездеходного шасси с бронекорпусом и вооружением, понятно участие в
совещании конструкторов «Бремервагена» и «Дюрвагена». Однако попытка
снабдить шасси «Мариенваген
I»
коробчатым корпусом из 9-мм брони не удалась. Шасси «Дюркопп» оказалось
слишком слабым для установки на нем бронекорпуса, и два построенных
экземпляра этой машины использовались в качестве обычных транспортеров.
Был также разработан проект «Орионваген» полугусеничной схемы с управляемыми
колесами и приземистым обтекаемым корпусом, частично прикрывавшим ходовую
часть.
1
февраля 1917 года «Ганза-Лойд» продемонстрировала в Берлине трехколесную
бронемашину «Треффасваген», высокую проходимость которой обеспечивали два
приводных колеса большого диаметра с широким стальным ободом. Между
колесами помещалась бронерубка, а для управления служил вынесенный вперед на
коробчатой балке строенный поворотный каток малого диаметра. Как и все
попытки создания «высококолесного» танка (включая английский проект
«сухопутного крейсера» майора Хеттерингтона и построенную в России опытную
машину капитана Лебеденко), эксперимент с «Треффасвагеном» оказался
неудачным. Он испытывался до октября 1917 года, предлагался в качестве
тяжелого бронетягача, но еще до окончания войны был разобран на лом.
Компоновка агрегатов танка
A7V
и размещение членов экипажа.
|