Тонкая броня, не самое мощное
вооружение, открытое сверху боевое отделение...
Такова на первый взгляд эта самоходная
артиллерийская установка. Но первое впечатление
обманчиво: громадный вклад самоходок СУ-76М в
разгром врага, вторых по массовости выпуска
бронированных машин после легендарного Т-34,
трудно переоценить. Почти через 25 лет после
Победы Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский
вспоминал: «...Особенно полюбились солдатам
самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти
легкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы
своим огнем и гусеницами поддержать, выручить
пехоту, а пехотинцы, в свою очередь, готовы были
грудью заслонить их от огня вражеских
бронебойщиков и фаустников...»
В 1941 году на вооружении Красной Армии
самоходной артиллерии еще не было. Появившиеся в
30-е годы образцы САУ были лишь опытными и в войска
не поступали. Их роль в будущей войне, к
сожалению, недооценивалась. Поэтому к
производству самоходок приступать пришлось уже
в ходе боев. Самоходная
установка СУ-57б (1944 г.) Первые, порой импровизированные
попытки создания самоходных орудий самых
необходимых средних калибров (57— 76 мм) для
огневого сопровождения пехоты и борьбы с танками
противника были не совсем удачными. В конце июля
1941 года на войсковые испытания поступила
самоходная 57-мм противотанковая пушка ЗИС-30,
наскоро, «по месту» смонтированная на шасси
легкого гусеничного тягача «Комсомолец». Из-за
высокого расположения линии огня при короткой
базе машины самоходка оказалась неустойчивой,
стрельба из нее —неточной, а подвижность из-за
возросшей массы (4,5 т) стала низкой, хотя
несколько десятков таких орудий (из выпущенной
сотни) и участвовали в обороне Москвы. Не вышло
хорошей САУ и из 76-мм полковой пушки и шасси
устаревшего легкого танка Т-26.
Попытку разработать полностью
бронированную 76-мм самоходную установку
предпринял по своей инициативе осенью 1941 года и
Горьковский автозавод, где тогда осваивалось
производство легкого танка Т-60 и велось
проектирование более совершенного Т-70. Используя
их ходовую часть и основные элементы
трансмиссии, конструкторы создали артсамоход
СУ-71 с двумя параллельно установленными
автомобильными шестицилиндровыми двигателями
ГАЗ-202, работающими на общий поперечный вал.
Одновременно строилась унифицированная с СУ-71
зенитная установка СУ-72 с 37-мм автоматической
пушкой в башне с круговым обстрелом. Однако и эти
машины не были запущены в серию.
Весной 1942 года, когда произошел крутой
перелом в увеличении производства танков, очень
остро встала задача создания и массового выпуска
самоходной артиллерии. Было очевидно, что только
она могла при наступлении в изменившемся
характере современного боя непрерывно
сопровождать пехоту, конницу и танки,
маневрировать на местности и быстро сближаться с
противником, будучи неуязвимой от его
пулеметного огня. Самоходные установки могли
эффективно и без долгой подготовки уничтожать
огневые точки противника и его танки прямой
наводкой, а также с закрытых позиций. Обычная
артиллерия, даже на механической тяге, а чаще
всего передвигаемая конной упряжкой или силами
расчета, с этими задачами справляться не могла.
Предусматривалось создание
нескольких категорий САУ (в зависимости от
мощности вооружения) соответственно на базе
легких (Т-60, Т-70), средних (Т-34), а затем и тяжелых
(КВ-1с) танков, а также зенитной самоходной
установки, К июлю 1942 года наряду с другими
установками был построен образец 76-мм самоходной
пушки О СУ-76 на базе легкого танка Т-60, но с более
дешевым в производстве автомобильным мотором М-1.
Но машина оказалась неустойчивой при стрельбе
из-за короткой базы, да и броневая защита была
слишком слабой. Действительно, создать
полноценную, хорошо защищенную и подвижную
самоходную дивизионную пушку ограниченной массы
(до 10 т), которую может выдержать шасси легкого
танка, было нелегкой задачей. Самоходная
установка СУ-76Д (1944 г.) Сознавая чрезвычайную важность ее
решения, Государственный Комитет Обороны (ГКО)
поручил создать к 1 декабря 1942 года новую 76-мм
самоходную установку. За основу САУ была взята
ходовая часть нового танка Т-70, уже освоенного
промышленностью. Боевое отделение располагалось
по-прежнему сзади, так что ствол пушки ЗИС-3 не
выходил за габариты машины. Силовая установка
состояла из двух параллельно работающих
автомобильных шестицилиндровых двигателей
ГАЗ-202 общей мощностью 140 л. с., ранее
применявшихся (в одиночку) на легком танке Т-60.
Такая установка привлекала
разработчиков возможностью движения на одном
двигателе при отказе другого, унификацией их с
освоенными агрегатами, легкостью замены. К
сожалению, при проектировании не был учтен
неудачный опыт эксплуатации силового блока из
двух параллельных моторов, работающих на общий
выходной вал. Почему-то проигнорировали
последовательное (в линию) соединение в одну
силовую установку двух двигателей, успешно
примененное на Т-70 Н. А. Астровым, хотя такой
агрегат, имеющий общий главный фрикцион и
коробку передач от автомобиля ЗИС-5, хорошо
вписывался в корпус легкой гусеничной машины
(вдоль борта) и работал вполне надежно — поломок
и отказов одного из двигателей практически не
наблюдалось.
Тем не менее спроектированная
самоходная установка под заводской маркой СУ-12
была построена осенью 1942 года, и 9 декабря
правительственная комиссия приступила к
испытанию машины. Ввиду краткости их проведения
существенных поломок отмечено не было, и
самоходка, получившая армейское название СУ-76,
была принята на вооружение. С января 1943 года
завод начал их серийное производство. В конце
месяца два первых самоходно-артиллерийских
полка СУ-76 отправили на Волховский фронт. Именно
здесь проявил себя врожденный дефект такого рода
«спарки» двигателей — возникли резонансные
крутильные колебания, приводившие к поломкам
трансмиссии.
В марте 1943 года производство СУ-76
приостановили (всего выпустили около 170 машин).
Учитывая предстоящие летние наступательные
операции, ГКО установил жесткие сроки устранения
всех недостатков. Машина была оперативно
переработана под установку силового агрегата от
легкого танка Т-70. Кроме того, с боевого отделения
сняли крышу, мешавшую наводке орудия и работе
расчета, упростили трансмиссию и управление ею.
Масса уменьшилась с 11,2 т до 10,5 т. Уже в мае 1943 года
новый артсамоход был подготовлен к испытаниям.
Они начались 17 мая и вскоре успешно завершились.
Все встало на свои места: многоцелевая
артиллерийская установка непосредственной
поддержки пехоты, кавалерии и танков, в которой
так нуждались войска, получилась весьма удачной.
С конца месяца завод, используя (с доработками)
задел старых бронекорпусов, начал серийное
производство модернизированных СУ-76М. В июле они
уже сражались в битве на Курской дуге.
При правильном использовании, а это
пришло не сразу (САУ не танк), СУ-76М хорошо
показали себя как в обороне — при отражении атак
пехоты и как подвижные, хорошо защищенные
противотанковые резервы, так и в наступлении —
при подавлении пулеметных гнезд, разрушении
дотов и дзотов, а также в борьбе с
контратакующими танками.
На бронированную машину
устанавливалась универсальная дивизионная
пушка ЗИС-3. Ее подкалиберный снаряд с дистанции
500 метров пробивал броню до 91 мм, то. есть любое
место корпуса немецких средних танков и борта
«пантеры» и «тигра». Установка несла боекомплект
из 60 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов, а
также переносный пулемет ДТ для самообороны.
Броневая защита (лоб —26—35 мм, борт и корма — 10—16
мм) предохраняла экипаж (4 человека) от
стрелкового огня, тяжелых осколков и
малокалиберной артиллерии. Все СУ-76М
оборудовались радиостанциями.
На шоссе скорость машины достигала
41—45 км/ч, по грунту — до 25 км/ч. Запас хода —
соответственно 320 и 190 км. Самоходка преодолевала
окоп шириной до 2 м, подъем до 30° ч брод глубиной
до 0,9 м. Благодаря своим небольшим размерам и
низкому среднему удельному давлению на грунт (0,545
кгс/см2) установка могла успешно передвигаться в
лесисто-болотистой местности, сопровождая
пехоту там, где не могли пройти средние танки и
другие самоходные орудия. Развитая система
охлаждения и, с Другой стороны, наличие
безотказного предпускового подогревателя
двигателя давали возможность СУ-76М успешно
воевать в любое время года на всем протяжении
советско-германского фронта — от Карелии до
Крыма. Автомобильные шести цилиндровые
двигатели, освоенные незадолго до войны,
работали в напряженном танковом режиме
длительно и безотказно. Необычная спаренная
установка их—в «затылок» друг другу — нигде
больше в мире не применялась. Небольшая
металлоемкость СУ-76М, использование в ее
конструкции хорошо освоенных автомобильных
агрегатов предопределяли ее массовый выпуск
промышленностью, А это, в свою очередь, позволяло
быстро усилить и уплотнить артиллерией боевые
порядки пехоты, успевшей уже полюбить свои
самоходки. Самоходная
установка СУ-85Б (1945 г.)Потребность в таких артустановках —
легких, подвижных—была очень велика. Летом 1943
года головным предприятием по изготовлению СУ-76М
был определен Горьковский автозавод с его
огромными производственными возможностями и
наличием опытных инженерно-технических кадров.
Под руководством заместителя главного
конструктора по танкостроению Н. А. Астрова
машина была существенно доработана и
приспособлена к технологии массового
производства. Была усилена кормовая броня,
усовершенствована установка вооружения,
переделана маска пушки. С октября 1943 года под
заводской маркой ГАЗ-15-126 началось ее Непрерывно
возраставшее производство. С конца 1943 года
выпуск СУ-76М освоил еще один, подмосковный, завод,
где было организовано свое ОКБ. Бронекорпуса ему
поставляли специализированные предприятия.
Самоходка СУ-76М прочно завоевала себе
место в системе вооружения Красной Армии. Если в
течение 1943 года было выпущено 1928 установок, то в
следующем году — в 3,7 раза больше. Экипажи
получали их вместе с боеприпасами
непосредственно на заводе и после формирования в
окрестностях города маршевых подразделений шли
прямо на фронт.
Автозаводцы, приняв на свои плечи
созданную на стороне самоходную установку, под
руководством Н. А. Астрова сразу принялись ее
совершенствовать, в первую очередь по линии
усиления вооружения и брони. Еще летом 1943 года
они построили СУ-74А и СУ-74Д с танковой душкой Ф-34
(такой же, как на танке Т-34) и с одиночными
двигателями — соответственно ЗИС-16Ф (100 л. с.) и
импортным дизельным агрегатом (112 л. с.). К концу
года был создан истребитель танков СУ-74 Б с
мощной 57-мм противотанковой пушкой и
форсированным до 122 л. с. двигателем ЗИС. В 1944 году
поиски продолжались. Зимой был построен
артсамоход ГАЗ-75 с мощной 85-мм пушкой Д-5-С85А и с
лобовой броней толщиной 90 мм. Интересно отметить,
что при том же вооружении, что и средний
артсамоход СУ-85 на шасси танка Т-34, ГАЗ-75 имел в
два раза меньшую массу и более мощную лобовую
броню,
А в начале 1946 года родилась, пожалуй,
самая удачная из легких самоходных установок
времен войны ~ СУ-85 В, со специально созданной
очень мощной 85-мм пушкой ЛБ-2, с дульным тормозом и
малым усилием отдачи. Она имела полностью
забронированный корпус с улучшенной обзорностью
из боевого отделения. При массе машины 12,4 т
форсированный силовой агрегат (160 л. с.) сообщал ей
скорость до 43 км/ч. СУ-85Б, но боевым свойствам
значительно превосходящая СУ-76М, успешно прошла
полигонные испытания. На воина явно шла к концу, и
осваивать производство новой машины не стали.
В это время тысячи установок СУ-76М,
расчищая путь пехоте и прикрывая ее фланги,
вступили на территорию Германии. Особенно хорошо
они показали себя в уличных боях, где трудно было
маневрировать и действовать другим
артустановкам. Войну СУ-76М, как и более грозные их
собратья, закончили со славой. И на их броню
бросали цветы. Следует отметить, что
производство СУ-76М, законченное в 1945 году,
составляло почтя 60% от выпуска всей самоходной
артиллерии к годы Великой Отечественной войны.
Самоходная
артиллерийская установка СУ-76М:
1 — фара, 2 — сигнал, 3 —
стопор пушки по-походному, 4 — пила, 5 — ремни
крепления брезента, 6 — лом, 7 — ящики ЗИП, 8 —
крышка лючка для заводкой рукоятки, 9 — прицел, 10
— перископ, 11 — задний фонарь, 12 — подножка, 13 —
радиостанция, 14 — лопата, 15 — топор, 16 — заводная
рукоятка, 17 — крышка лючка, для доступа к стопору
из машины, 18 — крышки заправочных горловин
бензобаков, 19 — кувалда, 20 — домкрат, 21 —
брезентовый тент, 22 — сиденье наводчика, 23 —
сиденье заряжающего, 24 — боеукладка, 25 — сиденье
командира, 26 — укладка банника. Е. Прочко, инженер |