Ягдпантера (Jagdpanther), была, безусловно, лучшим
вариантом конверсии танка Pz.Kpfw V Panther, более того,
она стала наиболее удачным противотанковым САУ II
мировой войны, превосходившим по броневой защите
все Советские САУ, и по всем параметрам все САУ
союзников. В наши дни довольно много экземпляров
Ягдпантер сохранилось в различных музеях мира,
образцы тщательно изучены и написано большое
количество монографий. Тем не менее превосходный
истребитель танков не оставил заметного следа в
кампаниях на Восточном и Западном фронтах, что
возможно объясняется, небольшим количеством
выпущенных машин, и преодолением
производственных дефектов только в последних
30-40% выпущенных образцов.
Прослеживая тенденцию создания немецких САУ
невозможно не обратить внимание на то, что шасси
танков, немедленно использовались для создания
САУ с пушкой большего калибра, чем на исходном
образце. Обычно решение заключалось в
конструировании новой броневой рубки, которая
устанавливалась на шасси стандартного танка, что
позволяло размещать орудие большего калибра.
Эволюция создания САУ прекрасно прослеживается
в семействах StuG III и IV, Nashorn, Hummel, Brummbar, Jagdpanzer IV, Marder
и других известных сериях.
3 августа 1942г. Управление Вооружений Вермахта
приняло решение использовать шасси танка
Пантера для недавно созданного мощного 88мм
противотанкового орудия Pak 43/3 L/71. Первоначально
реализация этого проекта была поручена фирме
Крупп, которая в то время уже работала над
размещением 88мм орудия на шасси танка Pz.Kpfw IV.
Крупп определил, что шасси Пантеры требуют
определенной доработки, чтобы нести мощное
орудие, в сочетании с хорошей броневой защитой, и
объявил, что подготовительные работы будут
закончены к январю 1943г. 10 ноября 1942г. была сделана
деревянная модель.
15 октября 1942г. на заседании Рейхсминистерства
военной экономики и промышленности, под влиянием
А. Шпеера было принято решение о передаче
дальнейшей разработки фирме Даймлер-Бенц, так
как, изначально, сборка нового САУ планировалась
на предприятиях этой фирмы. Крупп должен был
осуществлять работы по проектированию. 16 ноября,
Круппом была представлена полномасштабная
деревянная модель, которая мало походила на
окончательный вариант Ягдпантеры.
5 января 1943г. на заседании технической комиссии
фирмы Даймлер-Бенц был определен ряд технических
требований к будущему образцу (тогда он
назывался 8.8 cm Sturmgeschutz), в том числе: толщина
лобовой брони 100мм.- верх и 60мм – низ, с наклоном 60
градусов, толщина верхней, задней и боковой брони
30мм. с таким же наклоном. Амбразура орудия должна
быть выполнена из брони повышенного качества и
крепится к корпусу на болтах, что должно было
обеспечивать быстрый демонтаж орудия. Узлы
трансмиссии и коробки передач, должны при замене,
извлекаться, через амбразуру орудия. Дальнейшее
производство Ягдпантеры было передано на
предприятие MIAG (Muhlenbau-Industrie AG) в Брауншвейге, в
ввиду, нехватки на Даймлер-Бенц производственных
площадей. К середине 1943г. были произведены первые
корпуса и в декабре 1943 г. был сделан первый
опытный образец. Конструкция прототипа
подразумевала унификацию Ягдпантеры, с
проектируемым тогда танком Panther II.
Согласно технической спецификации от 1 мая 1943 г.
8.8 cm Panzerjager 43/3 auf Panther Fahrgestell должен был иметь:
Броня * |
Лобовая верхняя / угол наклона |
Лобовая нижняя / угол наклона |
Бортовая / угол наклона |
Кормовая / угол наклона |
Толщина брони рубки |
100мм. / 55 |
- |
60 мм / 35 |
40 мм / 35 |
Толщина брони корпуса |
- |
60 мм / 55 |
60 мм / 0 |
40 мм / 35 |
* Следует подчеркнуть, что приведенная толщина
брони и форма корпуса проекта, соответствует
прототипу танка PANTHER II.
Вооружение |
8.8 cm Pak 43/3, 1 x MG 34, 2 x MP 40 |
Экипаж |
Командир, стрелок, механик - водитель, радист,
два заряжающих |
Оптика |
Прицел: Sfl.Z.F.5, Прибор командира сдвоенный: SF14Z, 7
перископов для экипажа |
Радиооборудование |
Fu 15, Fu 16, Fu 8 – на командирских машинах |
4 мая 1943 г. министерством вооружений было
принято решение о временном замораживании
проекта Panther II, и разработчики Ягдпантеры были
вынуждены сделать ряд изменений в уже имеющейся
конструкции с целью унификации узлов будущей САУ
с имеющимся танком Пантера. Была уменьшена
толщина брони с целью понижения общего веса
машины и оставлена ходовая часть от Пантеры.
Экипаж был уменьшен до 5 человек.
После внесения еще некоторых изменений в
конструкцию САУ, была построена полномасштабная
деревянная модель и 20 октября 1943 г. была
представлена Гитлеру, наряду с моделями
Королевского Тигра и Ягдтигра.
В Феврале 1944г. началось серийное производство
САУ, получившей официальное название Sd. Kfz. 173
Panzerjager V Jagdpanther. Основное количетво Ягдпантер
производилось на базе танка PzKpfw V Panther Ausf. G. Ниже
приводится таблица ТТХ серийных образцов:
Название |
Sd. Kfz. 173 Panzerjager V Jagdpanther |
Производитель |
MIAG (Брауншвейг),
MNH (Ганновер),
MBA (Потсдам) |
Боевая масса, т. |
45,50 |
Экипаж, чел. |
5 |
Двигатель |
Maybach HL 230 P 30, 12-ти цилиндровый, 700 л.с. |
Скорость, км/ч |
По шоссе - 42,
по пересеченной местности - 25 |
Запас хода, км |
По шоссе – 210,
по пересеченной местности - 140 |
Габариты, мм |
Длина – 9920,
ширина – 3270,
высота – 2720,
клиренс – 540,
ширина гусеницы - 660 |
Вооружение |
88 см. Pak 43/3 L/71,
1 x MG 34 – 7,92 мм. |
Боеприпасы |
57 снарядов,
3000 патронов для пулемета |
Снаряды |
Panzergranate 39,
Panzergranate 40/43 |
Бронирование, мм / угол наклона броневого листа |
Лоб рубки 80/55,
Лоб корпуса 60/55 Борт рубки
50/30,
Борт корпуса 40/0,
Задняя часть рубки 40/35,
Корма 40/25,
Крыша рубки 25/83,
Днище – 25/0,
Маска пушки - 100 |
Емкость топливных баков, л |
700 |
Количество произведенных САУ |
413 |
Первая САУ была выпущена на заводе MIAG в октябре
1943. Начиная с 29 ноября 1944, САУ получила свое
известное имя Ягдпантера, вместо Panzerager 8.8 cm auf Panther
I. В течение всего процесса производства, в
конструкцию Ягдпантеры вносились следующие
изменения: были убраны пистолетные порты;
добавлен гранатомет Nahverteidigungswaffe для ближнего
боя, установленный на крыше; удален левый
перископ водителя; добавлены кронштейны на люке,
обеспечивающем доступ к двигателю; перенесен на
другое место домкрат; добавлены трубы охлаждения
двигателя; ствол орудия стал состоять из двух
частей, что упрощало процедуру его замены;
добавлен циммерит; усилена амбразура крепления
орудия; добавлена бронированная защита
выхлопных труб; перенос ящика крепления ЗИП с
борта на заднюю часть рубки.
Первые Ягдпантеры направлялись в 654 отдельный
батальон тяжелых истребителей танков. Это было
первое подразделение, применившее Ягдпантеры в
боях на Западном фронте. Всего в трех ротах
батальона насчитывалось 42 Ягдпантеры. Через 2
недели на Западный фронт были посланы еще 4
батальона тяжелых истребителей танков, каждый из
которых имел в своем составе одну роту состоящую
из Ягдпантер. С февраля 1945 на Восточном фронте в
боях принимало участие 5 аналогичных по своей
структуре батальонов, каждый из которых имел в
своем составе роту, состоящую из 14 Ягдпантер.
Во время Арденнской операции принимало
участие, по крайней мере, 56 в составе 6 батальонов
истребителей танков и около 12 в различных частях
СС. Самое массовое применение Ягдпантер на
Восточном фронте было отмечено во время
контратаки немецкой армии Дитриха под озером
Балатон, и во время обороны Вены.
Предположительно, большинство САУ входило в
наспех сколоченные танковые подразделения СС и
применялись наряду с танками. Дмитрий Пятахин |