Именно так образно называют боевые самоходные
машины АСУ-57. По сути АСУ — артиллерийские
самоходные установки — основная огневая мощь
десантных войск. Тяжелые военные самолеты
принимают на борт подразделения воинов и
технику. А через некоторое время над площадкой
приземления раскрываются десятки парашютов. На
многокупольных — плавно опускаются военные
машины, укрепленные на специальных платформах,
на однокупольных — десантники. Но вот момент
приземления позади. Солдаты расшвартовывают
самоходки, экипаж занимает рабочие места, звучит
команда: "Заводи!" И уже мчатся навстречу
противнику юркие приземистые машины,
поддерживая мощным огнем пехоту.
Что же представляет собой АСУ-57? Самоходная
установка с 57-мм артиллерийским орудием. И это
немало, если учесть, что вся масса машины
составляет чуть более трех тонн. Такое
соотношение массы и калибра — пожалуй, главное,
что подтверждает удачность конструктивного
решения.
Говоря о боевых возможностях самоходки,
отметим высокую скорострельность пушки — от 6 до
10 выстрелов в минуту. Этот показатель во многом
зависит от условий боя, степени подготовленности
и слаженности экипажа и других факторов.
Другая важная характеристика — дальность
стрельбы. Для пушки такого класса она при высоте
цели 2 м составляет 1250 м (при прямой наводке), а
наибольшая — 6000 м (стволу орудия придается
некоторый угол возвышения).
При ведении боевых действий, и особенно при бое
в тылу противника, самоходная установка может
встретить самые разнообразные цели. Экипаж
должен быть готов поразить их метким огнем. И тут
встает вопрос о боеприпасах.
В боекомплект пушки входят самые различные
снаряды, а точнее, артиллерийские выстрелы
унитарного заряжения (снаряд, соединенный с
гильзой). Заряжать пушку очень удобно — в один
прием, одним движением.
Для стрельбы применяются унитарные выстрелы с
бронебойно-трассирующим снарядом (масса 6,61 кг), с
подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом
(масса 5,94 кг) и с осколочной гранатой (масса 6,79 кг).
В боекомплекте АСУ-57 — 30 выстрелов унитарного
заряжения к пушке, 300 патронов к автомату
Калашникова, 20 ручных гранат Ф-1 и 20 сигнальных
патронов к 26-мм сигнальному пистолету. Какой
снаряд назначить для поражения конкретной цели,
определяет командир самоходной установки.
Эту боевую бронированную гусеничную машину,
вооруженную 57-мм пушкой, отличает особая
надежность, живучесть, неуязвимость при
попадании снарядов. Гусеничный движитель
обеспечивает машине высокую подвижность,
проходимость (по хорошей грунтовой дороге — 25
км/ч, по шоссе от 30 до 45 км/ч) и такую важную боевую
характеристику, как маневренность. Ведь поле боя
не ровная площадка, на пути движения самоходки
могут встать различные препятствия; ямы V
рытвины, холмы и овраги, заболоченные или
заснеженные участки, водные преграды,
Например, ров или траншею шириной до 1,4 м,
вертикальную стенку высотой до 0,5 м АСУ-57
преодолеет с ходу. Максимальный угол подъема (или
спуска) может достигать 30°. И при том самоходка
весьма устойчива — не опрокидывается. Так, при
движении поперек склона крен может достигать 24°.
Но вот через водную преграду АСУ может пройти
только вброд: "плавать" она не умеет. Глубина
проходимости брода — до 0,7 м. Особенно ценно в
машине то, что удельное давление ее на грунт
составляет незначительную величину — 0,35 кг/см2
(давление на грунт взрослого человека).
Достигается это за счет широкого трака (204 мм)
гусеничного движителя, который позволяет
самоходке успешно двигаться по заболоченной
местности, сыпучим и заснеженным участкам.
Важнейшая характеристика любой военной машины
— запас хода. Под этим понимают, максимальное
расстояние, которое она пройдет со средней
скоростью до полной выработки топлива (до
следующей заправки). Для авиадесантной
самоходной установки этот показатель весьма
значителен — 250 км.
Посмотрим, какими ценными качествами еще
обладает артиллерийская установка.
Прежде всего отметим совершенство ее
компоновки. Конструкторам удалось "плотно"
разместить вооружение, экипаж, двигатель и
множество различного оборудования в
сравнительно небольшом объеме.
Корпус АСУ-57 делится перегородкой на две части:
носовую и кормовую. Носовая часть — силовое
отделение. Здесь размещается двигатель со всеми
вспомогательными системами и механизмами.
Кормовая — боевое отделение. В нем расположено
вооружение с боеприпасами, прицельные
приспособления и приборы наблюдения,
радиостанция, все рычаги и педали управления.
Обращает на себя внимание такая деталь, как
двухкамерный дульный тормоз. Он имеет прямое
отношение к компоновке машины. При выстреле
возникает огромная отдача. Назначение дульного
тормоза — "тормозить" ствол. Механизм его
действия таков: как только снаряд вылетит из
канала ствола, следующие за ним пороховые газы с
силой ударяются о стенки окон дульного тормоза и
толкают его вместе со стволом вперед. Тем самым
частично поглощается энергия отката. А это, в
свою очередь, дает возможность сделать
противооткатные устройства более компактными.
Поэтому в целом и габариты авиадесантной
установки небольшие: длина без пушки — менее 3,5 м,
ширина — чуть больше 2 м, высота с тентом — около
1,5 м. А если опустить щиты, что экипажу сделать
нетрудно, то АСУ-57 "присядет", станет по пояс
взрослому человеку.
Все это придает боевой машине одно
немаловажное качество — она легко маскируется
на местности, скрываясь в складках рельефа.
Теперь о броне. Вся машина надежно укрыта
стальным панцирем. Амбразура пушки для защиты
боевого отделения от пуль, осколков и свинцовых
брызг имеет броню так называемого сферического
типа.
Экипаж артиллерийской самоходной установки
состоит из командира, механика-водителя и
заряжающего. Командир — "кормчий" самоходки
и обязан быть, как говорится, мастером на все
руки: командовать экипажем, наблюдать за полем
боя, обнаруживать цель, наводить пушку и
производить выстрел. Он же выполняет обязанности
радиста.
О связи следует рассказать подробнее. Она
обеспечивается приемо-передающей, телефонной, с
частотной модуляцией радиостанцией Р-113,
размещенной в боевом отделении — перед сиденьем
командира. Каковы же ее возможности?
Радиостанция рассчитана на работу со штыревой
антенной высотой от 1 до 4 м. При хороших условиях
слышимости можно "достать" корреспондента,
находящегося на удалении до 20 км. Особенно ценно
в Р-113 то, что можно устанавливать связь без
поиска и подстройки. Конструкторы предусмотрели
96 фиксированных частот, расположенных одна от
другой через 25 кГц. Это очень удобно. На любой
фиксированной частоте обеспечивается
беспоисковое вхождение в связь и
бесподстроечное ее ведение. Прием и передача,
разумеется, ведутся на общей частоте.
Для внутренней связи предусмотрено танковое
переговорное устройство типа Р-120 на три
абонента. Члены экипажа могут свободно
переговариваться между собой.
Весь экипаж располагается в боевом отделении:
сиденье командира находится спереди у левого
борта; механика-водителя — спереди у правого
борта; заряжающий сидит позади
механика-водителя.
Теперь о функциях членов экипажа. Водить
самоходку не так просто, как кажется на первый
взгляд. Судите сами.
Раздается команда: "Короткая!" — это
значит механику-водителю надо остановить
самоходную установку, чтобы командир смог
выстрелить по цели. Продолжительность короткой
остановки должна быть не более 4 — 6 с. В этот
незначительный отрезок времени выполняется
большой объем работы. Услышав команду,
механик-водитель уменьшает обороты двигателя,
включает низшую передачу, на которой возможно
трогание машины в данных условиях, разворачивает
ее в направлении цели и останавливает. Но ни в
коем случае не выключает передачу! Если пушка не
была заряжена, то заряжающий берет снаряд из
боеукладки и досылает его в канал ствола. Как
только прогремит выстрел, механик-водитель, не
дожидаясь какой-либо команды, начинает движение
самоходки.
Командир, механик-водитель и заряжающий должны
действовать согласованно и четко.
В целом авиадесантная артиллерийская
самоходная установка — надежный помощник
"крылатой пехоты" и способна успешно
выполнять в современном бою самые различные
задачи.
Артиллерийская самоходная установка АСУ-57:
1 — амортизатор, 2 — ограничитель хода
первого катка, 3 — опорный каток, 4 — звездочка, 5
— ограждение фары, 6 — кронштейн крыла, 7 —
защитный колпак воздухозаборника радиатора, 8 —
фара со светомаскировочной насадкой, 9 — антенна,
10 — габаритный фонарь, 11 — боковая бронезащита
боевого отделения, 12 — щиток бокового смотрового
окна, 13 — поддерживающий ролик, 14 — ограждение
стоп-сигнала, 15 — ограничитель хода натяжного
колеса, 16 — натяжное колесо, 17 — крышка люка
подогревателя, 18 — буксирный крюк, 19 — укладка
лопаты и штанг банника, 20 — откидная крыша над
двигателем, 21 — винтовой запор, 22 — смотровой
прибор, 23 — лобовой лист бронезащиты боевого
отделения, 24 — откидная крыша над коробкой
передач, 25 — чехол маски пушки, 26 — прицел, 27 —
откидная крыша над радиатором, 28 — петля
лобового листа, 29 — крышка лючка передней опоры
коробки передач, 30 — глушитель, 31 — жалюзи над
двигателем, 32 — крышка заправочной горловины
переднего бензобака, 33 — брезентовая крыша
боевого отделения (тент), 34 — крышка отсека ЗИП, 35
— крышка аккумуляторного отсека, 36 — заднее
смотровое окно тента, 37 — скобы крепления
брезента, 38 — скобы крепления пилы, 39 — скобы
крепления буксирного троса, 40 — натяжной винт, 41
— балансир 42 — ось балансира.
Н. Алешин, В. Сергеев
|