Некий полководец прошлого как-то заметил, что одна пушка на берегу
стоит десятка палубных. Спорить не приходится, ведь на точность
стрельбы корабельных орудий сильно влияет хотя бы бортовая и килевая
качка, которой канониры на сухопутной батарее не подвержены.
Обычно береговые батареи размещают вблизи военно-морских баз,
например, Севастополя и Владивостока, крупных портов, на подходах к
стратегически важным проливам, вроде Ла-Манша, каналов, подобных
Панамскому, на островах и мысах. Орудия устанавливают в открытых сверху
двориках, мощных каменных фортах и казематах либо во вращающихся
бронированных башнях. Это, как правило, дальнобойные морские пушки
калибром до 406 мм, наводимые на движущиеся, маневрирующие цели с
помощью принятых на флоте дальномеров и прицелов.
С середины XIX в., в некоторых странах, вдоль побережья, стали
прокладывать железнодорожные ветки, по которым ходили специальные
платформы со смонтированными на них орудиями. В годы Великой
Отечественной войны, в советской береговой обороне, с успехом
применялись такие артсистемы калибром 100, 130 и 305 мм. Однако всем им
были присущи недостатки - в частности, привязанные к рельсам, они были
ограничены в маневре, кроме того, колею могла обнаружить вражеская
разведка со всеми вытекавшими последствиями.
Это учли разработчики новых отечественных комплексов, которым
предстояло придти на смену уже устаревавшим предшественникам. Так, в 60
- 70-е гг., для прикрытия подступов к побережью, создали и стационарные
комплексы с противокорабельными ракетами "Яхонт", которые, вместе с
командными пунктами, были упрятаны в хорошо защищенные шахты и
подземелья, и передвижные "Базальт". Те и другие способны держать под
огнем пространство площадью в 280 тыс. км2.
Одновременно проектировался и артиллерийский комплекс "Берег",
предназначенный для поражения надводных кораблей всех классов,
отражения десантов и ведения огня по наземным целям, "Берег" должен был
скрытно перемещаться по суше. незаметно для неприятеля выдвигаясь на
угрожаемые направления, и столь же скоро выходить из-под вероятного
удара. Понятно, что стандартные армейские самоходные артиллерийские
установки для этого не годились, так как не могут прицельно уничтожать
скоростные, маневрирующие цели - небольшие десантные суда, к тому же
при ограниченной непогодой видимости.
"Берег" проектировали по корабельному принципу - автономным, с
централизованным управлением огнем шести 130-мм орудий (как у легкого
крейсера периода Второй мировой войны). Все его машины выполнены на
одинаковых, самоходных, 4-осных, полноприводных шасси МАЗ-543М,
оснащенных приборами ночного видения, навигационной аппаратурой и
своими источниками электроэнергии.
В особом фургоне размещен мозг комплекса, центральный пост
управления огнем БР-136, связанный с 1-2 наблюдательными пунктами,
вертолетом-корректировщиком и орудиями, Его помещение разделено на пять
отсеков.
В нем находятся смонтированные на выдвижных основаниях антенны,
причем радиолокационная с отдельным приводом, и дальномерно-визирное
устройство. А также - аппаратура первичной обработки информации о
противнике, цифровой вычислитель, радиотелеграф, места
водителя-электрика, командиров комплекса и центрального поста, группы
управления, артиллерийских электриков и радиометристов. В распоряжении
командира "Берега" - навигационная аппаратура, связь, сигнализация,
визир для наблюдения за целями, телефон для переговоров с
наблюдательными пунктами и стол с топографической картой. Командир
центрального поста поддерживает связь с орудиями. Кроме того,
расположен (в моторном отсеке) резервный дизель-генератор мощностью 30
кВт, а впереди, под кабиной водителя, - два кондиционера: один создает
микроклимат, необходимый для нормальной работы расчета поста, второй -
для приборов. Фургон оснащен домкратами с электромеханическими и
ручными приводами для его горизонтальной установки на пересеченной
местности.
Обнаружение целей производится по двум каналам: радиолокационному и
оптико-электронному в режимах кругового и секторного поиска на
дистанциях до 35 тыс. м. Комплекс может автоматически, несмотря на
помехи, сопровождать четыре объекта, обеспечивая одновременный обстрел
двух и мгновенное перенесение огня на иные. Кроме того, есть
телевизионно-лазерный канал и дополнительное оборудование.
Информация, полученная от радиолокатора, поступает на индикатор с
прямоугольной разверткой по азимуту. Операторы совмещают два
электрических визира с эхо-сигналом от цели и включают один из двух
каналов автоматического сопровождения. Наведение может быть ручным,
полуавтоматическим и инерциальным.
Ко второму каналу можно подключить телевизионно-лазерную систему
сопровождения цели, данные о которой высвечиваются на индикаторе вместе
с расстоянием до нее, определенным лазерным дальномером.
Целеуказания, с учетом баллистических и метеорологических поправок,
поступают на шесть самоходных орудий, при этом учитывается и их
удаленность от центрального поста, а корректировку стрельбы ведут по
эхо-сигналам от разрывов снарядов.
"Берег" способен вести одиночный или залповый огонь, делая, по выбору, по 4, 6, 8,10 или 12 выстрелов в минуту.
Каждое самоходное орудие А-222 находится на опорно-поворотном
механизме (типа роликового подшипника) в поворачивающейся башне. В ней
несут службу ее командир, в распоряжении которого есть блоки управления
всеми устройствами, система управления огнем, приборы наведения,
механизмы подачи боеприпасов и выброса гильз, агрегаты
жизнеобеспечения, пожаротушения, оптико-электронное наблюдательное
устройство с ночным каналом, квантовый дальномер, баллистический
вычислитель, планшет, радио- и внутренняя связь. Наводчик располагает
оптическим прицелом, комплексом световой сигнализации. Двое заряжающих
находятся, симметрично стволу, у механизма подачи боеприпасов, еще
столько же - сзади, у боеукладки и загрузочного устройства.
Кроме того, каждая башня оборудована фильтровентиляционной
установкой, не пропускающей радиоактивные и отравляющие вещества, и
обогревателем.
Ствол 130-мм пушки моноблочный (у первых образцов он был со
свободной трубой), длиной без дульного тормоза 7150 мм, или 55
калибров, с кожухом. Затвор клиновый, горизонтальный,
полуавтоматический, открывающийся вправо, дополнен механизмом подачи и
заряжания, что позволяет расчету делать до 16 выстрелов в минуту.
Электромеханические приводы обеспечивают наведение башни, по
командам с центрального поста или самостоятельно, на 120° в стороны и
придавать орудию углы возвышения от минус 5 до плюс 50°. Оно
оборудовано гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим
накатником.
Возимый боекомплект состоит из 40 унитарных выстрелов со снарядами весом по 34 кг.
При ведении огня с полным зарядом в 12,9 кг, давление пороховых
газов в стволе достигает 3150 кг/см2, что сообщает снарядам начальную
скорость в 930 м/с и досягаемость в 27150 м. Расчет может использовать
осколочно-фугасные снаряды с донными или радиовзрывателями, последние
марки АР-5 - бронебойно-трассирующие, зенитные с головными
взрывателями, специальные повышенной мощности, учебные и тренировочные.
Между башней и кабиной водителя устроен отсек с силовым агрегатом и
приводами двух электромашинных усилителей системы наведения,
генератором постоянного тока для питания домкратов, обеспечивающих
устойчивость машины при стрельбе.
В состав комплекса "Берег" входит еще и машина обеспечения боевого
дежурства, предназначенная для бесперебойной подачи энергии
центральному посту и орудиям. Ее вырабатывают два дизель-электрических
агрегата мощностью по 30 кВт с запасом топлива, рассчитанным на
непрерывное функционирование в течение недели. И эта машина снабжена
навигационной аппаратурой и специальными приборами - например, для
выявления в воздухе и на местности радиоактивных и химических
отравляющих веществ.
Кроме силовых агрегатов, в этом фургоне устроены 2 - 4-местные
каюты, столовая, она же зал для отдыха, кухня с припасами на неделю,
сушилка, электроотопитель, вентиляция для летнего времени. Обслуживают
их четыре человека. Здесь расчет "Берега" посменно отдыхает.
На крыше фургона установлен 7,52-мм универсальный пулемет ПКТ.
Некоторое время "Берег", как и другие новинки, считался секретным.
Видимо, поэтому его появление произвело сильное впечатление на
устроителей и посетителей выставки вооружений и боевой техники в
Абу-Даби. Во всяком случае, им заинтересовались иностранные заказчики.
Однако наладить выпуск сухопутных крейсеров для себя и на экспорт сразу
не удалось. Сказалось искусственное нарушение сложившихся экономических
связей с Белоруссией, которая, кстати. была готова поставлять шасси для
серийных "Берегов"; Украина же бесцеремонно захватила опытный образец
комплекса в надежде наладить "самостийное производство". Ну а завод.
которому следовало изготавливать фургоны, счел их производство
невыгодным для себя.
Тем временем конструкторы изыскали способ усилить огневую мощь
"Берега", дополнив его 20-тонной многоцелевой системой "Гермес",
выполненной на базе плавающей десантной гусеничной БМД-3. В ее башне,
размещенной в центре корпуса, установлена спаренная 155-мм пушка, а
между стволами смонтирован обслуживаемый двумя номерами расчета
электронно-оптический блок с 4-канальным инфракрасным прибором прямого
видения и 2-канальным лазерным целеуказателем.
"Гермес" способен делать до 14-16 выстрелов в минуту
осколочно-фугасными снарядами улучшенной аэродинамической формы,
активно-реактивными, кассетными и управляемыми типа "Краснополь" и
"Сантиметр".
В середине передней части машины находится место водителя, в
кормовой - обзорный радиолокатор. Для движения на плаву служат два
водомета.
Таким образом, создатели "Берега" предусмотрели возможность его
модернизации и повышения могущества. А это становится особенно важным,
если учесть непродуманное сокращение (в последнее десятилетие)
численности кораблей военно-морского флота, предназначенных именно для
прикрытия морских границ нашей страны.
Василий МАЛИКОВ