Эта самоходная установка разработана в 1942 г. в целях усиления противотанковой обороны, создана на базе танка Т-IV
и имела весьма низкий сварной корпус с рациональным наклоном лобовых и
бортовых броневых листов. Толщина лобовой брони была увеличена почти в
полтора раза по сравнению с броней танка. Боевое отделение и отделение
управления находились в передней части установки, силовое отделение - в
задней ее части. Истребитель танков вооружался 75-мм противотанковой
пушкой с длиной ствола 48 калибров, которая монтировалась на станке в
боевом отделении. Снаружи пушка прикрывалась массивной литой маской.
Для усиления броневой защиты бортов на самоходной
установке устанавливались дополнительные экраны. В качестве средств
связи на ней использовались радиостанция и танковое переговорное
устройство. В конце войны на части истребителей танков устанавливалась
75-мм пушка с длиной ствола 70 калибров, аналогичная той, которая
устанавливалась на танке Т-V "Пантера",
однако это отрицательно сказалось на надежности ходовой части, передние
катки которой и так уже были перегружены вследствие смещения центра
тяжести вперед. Истребитель танков выпускался серийно в 1942 и 1943
годах. Всего было изготовлено более 800 машин. Они использовались в
истребительно-противотанковых подразделениях танковых дивизий.
В декабре 1943 года на базе среднего танка PzKpfw IV
был разработан прототип новой самоходной артиллерийской установки -
истребителя танков IV. Первоначально эта САУ создавалась как штурмовое
орудие нового типа, однако сразу же стала применяться в качестве
истребителя танков. Шасси базового танка практически не претерпело
изменении. Истребитель танков IV имел низкопрофильную полностью
бронированную рубку с новым типом литой маски, в которой была
установлена 75-мм противотанковая пушка Рак39. Машина отличалась такой
же подвижностью что и базовый танк, однако смещение центра тяжести
вперед привело к перегрузке передних катков.
В 1944 году фирма "Фомаг" выпустила 769 серииных
машин и 29 шасси. В январе 1944 года первые серииные истребители
танков поступили в дивизию "Герман Геринг", которая вела боевые действия
в Италии. В составе противотанковых дивизионов они воевали на всех
фронтах.
С декабря 1944 года фирма "Фомаг" начала производство
модернизированной версии истребителя танков IV, вооруженного 75-мм
длинноствольной пушкой Рак42 L/70, которая устанавливалась на средние
танки "Пантера". Увеличение боевой массы машины повлекло за собой
необходимость замены обрезиненных опорных катков в передней части
корпуса стальными. САУ дополнительно оснащалась пулеметом MG-42, из
которого можно было вести огонь через отверстие для стрельбы в люке
заряжающего. Машины более позднего выпуска имели только три
поддерживающих катка. Несмотря на более мощное вооружение, образцы с
пушкой танка "Пантера" были неудачным решением вследствие чрезмерного
утяжеления носовой части.
"Jagdpanzer" IV/70(V) первой серии
С августа 1944 года по март 1945 года фирма "Фомаг"
выпустила 930 потребителей танков IV/70 (V). Первыми боевыми частями,
получившими на вооружение новые САУ, были 105-я и 106-я танковые
бригады, воевавшие на Западном фронте. В то же время свою версию
истребителя танков IV предложила фирма "Алкетт". Ее машина - IV/70 (А) -
имела высокую броневую рубку совершенно другой формы, чем у машины
фирмы "Фомаг", и весила 28 т. Самоходки IV/70 (А) производились сериино с
августа Истребитель танков IV 1944 года по март 1945 года. Всего их
было выпущено 278 единиц. В том что касается боевой мощи, броневой
защиты, силовой установки и ходовой части, то САУ o6оих модификации были
совершенно аналогичны. Сильное вооружение сделало их довольно
популярными в противотанковых частях Вермахта куда поступали и те и
другие машины. Обе самоходки активно использовались в боевых действиях
на завершающем этапе воины.
"Jagdpanzer" IV/70(V) поздних серий, выпуска 1944 - нач.1945 года
В июле 1944 года Гитлер приказал свернуть выпуск
танков PzKpfw IV, организовав вместо него выпуск истребителей танков
Jagdpanzer IV/70. Однако в ситуацию вмешался генерал-инспектор
панцерваффе Гейнц Гудериан, который считал, что самоходки StuG III
справляются с противотанковыми функциями и не хотел потерять надежные
"четверки". В результате выпуск истребителя танков осуществлялся с
задержками и он получил прозвище "Guderian Ente" ("ошибка Гудериана").
Выпуск PzKpfw IV планировалось свернуть и феврале
1945 года, а все готовые к тому времени корпуса направить на переделку в
истребители танков "Jagdpanzer" IV/70(V). (A) и (E). Планировалось
постепенно заменить танки самоходными орудиями. Если в августе 1944 года
на 300 танков планировалось изготовить 50 самоходок, то к январю 1945
года пропорция должна была стать зеркальной. В феврале 1945 года
планировалось выпустить только 350 "Jagdpanzer" IV/70(V), а в конце
месяца освоить выпуск "Jagdpanzer" IV/70(E).
"Jagdpanzer" IV/70(V) окончательный вариант, выпуск март 1945 года
Но уже летом 1944 года ситуация на фронтах приняла
настолько катастрофический характер, что пришлось срочно пересматривать
планы. Единственный к тому времени изготовитель "четверок" завод
"Nibеlungen Werke" получил задание продолжать выпуск танков, доведя его
до уровня 250 машин в месяц. В сентябре 1944 года отказались oт планов
выпуска "Jagdpanzer", а 4 октября танковая комиссия Министерства
вооружений объявила о том. что впредь выпуск будет ограничен лишь тремя
типами шасси: 38(1) и 38(d). "Panther" II и "Tiger " II.
Прототип "Jagdpanzer" IV/70(A), вариант без экрана
В ноябре 1944 года фирма "Крупп" разработала проект
самоходного орудия на шасси "Jagdpanzer" IV/70(A), но вооруженного 88-мм
пушкой 8,8 cm KwK43 L/71. Пушка закреплялась жестко, без механизма
горизонтальной наводки. Лобовая часть корпуса и рубки была переработана,
место механика-водителя пришлось поднять.
"Jagdpanzer" IV/70. Модификации и производство.
В ходе серийного выпуска конструкция машины
подвергалась модификациям. Первоначально выпускали машины с четырьмя
обрезиненными поддерживающими катками. Позднее стали использовать
цельнометаллические катки, а вскоре их число сократили до трех. Вскоре
после начала серийного выпуска машины прекратили покрывать циммеритом. В
конце 1944 года изменили выхлопную трубу, оснастив ее пламегасителем,
обычным для PzKpfw IV Sd.Kfz.161/2 Ausf.J. С ноября 1944 года на крыше
рубки ставили четыре гнезда для установки 2-тонного подъемного крана.
Изменилась форма крышек тормозного отсека в передней части корпуса. При
этом были убраны вентиляционные отверстия в крышках. Буксирные серьги
усилили. Над боевым отделением можно было растягивать брезентовый тент
для защиты от дождя. Все машины стандартно получали 5-мм бортовую юбку
("Schuerzen").
Проект вооружения "Jagdpanzer" IV/70 88-мм орудием Рak 43L/71
После того, как был израсходован запас направляющих
колес для "Jagdpanzer" IV, в конце февраля-начале марта 1945 года на
машины начали ставить колеса от PzKpfw IV Ausf.Н. Дополнительно, машины
оснастили крышками выхлопных труб и изменили конструкцию крышки прицела
на крыше рубки.
Выпуск истребителей танков "Jagdpanzer" IV/70
планировалось развернуть на предприятии фирмы "Vogtlandische
Maschinenfabrik AG" в Плауэне, Саксония. Выпуск начался в августе 1944
года. В августе было собрано 57 машин. В сентябре выпуск составил 41
машину, а в октябре 1944 года достиг 104 машин. В ноябре и декабре 1944
года было выпушено 178 и 180 "Jagdpanzer" IV/70, соответственно.
"Jagdpanzer" IV/70(A) с двумя катками с внутренней аммортизацией и сетчатыми экранами
В январе 1945 года выпуск довели до 185 машин. В
феврале выпуск упал до 135 машин, а в марте скатился к 50. 19, 21 и 23
марта 1945 года заводы в Плауэне подверглись массированной бомбардировке
и были практически уничтожены. Одновременно, бомбовые удары были
нанесены по предприятиям-подрядчикам, например,по фирме "Zahnradfabrik"
во Фридрихсхафене, выпускавшей коробки передач.
Всего до конца воины удалось выпустить 930
"Jagdpanzer" IV/70(V). После войны несколько машин было продано в Сирию,
вероятно через СССР или Чехословакию. Трофейные машины использовались в
болгарской и советской армиях. Шасси "Jagdpanzer" IV/70(V) имели
номера в диапазоне 320651-321100. |