История создания и развития
Работы по созданию тяжелой самоходной артиллерийской установки (САУ) ИСУ-152
начались в июне 1943 года. К этому времени перед советскими конструкторами
очень остро встал вопрос о разработке нового тяжелого танка для нужд Красной
Армии. Используя свои предыдущие наработки по экспериментальному танку КВ-13,
коллектив КБ опытного завода №100 создал "объект 237" - прототип будущих
серийных танков ИС-1. После проведенных испытаний стало ясно, что новая
машина обладает серьезными преимуществами перед серийно выпускавшимся в то
время танком КВ-1С. Следствием этого стало распоряжение Государственного
Комитета Обороны (ГКО) по скорейшему запуску этого прототипа в серию на
Челябинском Кировском Заводе (ЧКЗ). Производству новых танков, получивших
обозначение ИС-85 (ИС-1), был присвоен наивысший приоритет, а более ранние
планы выпуска на ЧКЗ других боевых машин были скорректированы в сторону
уменьшения. На тот момент ЧКЗ выпускал тяжелый танк КВ-85, средний танк Т-34 и
САУ СУ-152. Последняя как раз и являлась прямой предшественницей ИСУ-152.
Эта самоходка вооружалась мощной 152.4-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С в неподвижной
броневой рубке, которая ставилась вместо башни на шасси базового танка КВ-1С.
Боевое крещение СУ-152 приняли на Курской Дуге, сразу же завоевав уважение
как у советских, так и у вражеских солдат. Только они одни из всей советской
бронетехники могли эффективно поражать грозные "Тигры", "Пантеры" и "Элефанты",
за что и получили почетное прозвище "Зверобой". В ходе наступательного этапа
Орловско-Курской операции СУ-152 столь же эффективно использовались по своему
прямому назначению в качестве тяжелого штурмового орудия поддержки атакующих
танков и пехоты.
Начало серийного выпуска танков ИС сопровождалось постепенным, но полным
свертыванием производства всех выпускаемых на ЧКЗ машин других типов, в том
числе и столь
необходимых фронту СУ-152. Поэтому перед конструкторами танка ИС еще на этапе
разработки прототипа сразу же был поставлен вопрос о создании САУ на его базе,
эквивалентной СУ-152 по вооружению. На стадиях проектирования и постройки
опытного образца (июнь - сентябрь 1943 г.) эта машина проходила в документах того времени как "ИС-152".
Несмотря на совершенно одинаковую артсистему, для новой самоходки боевую рубку
пришлось разработать заново, так как заимствовать старый ее вариант от СУ-152
оказалось невозможным из-за иной геометрической формы корпуса танка ИС по
сравнению с танком КВ. Так как корпус танка ИС имел меньшую посадку, то рубка
новой самоходки получилась более высокой по сравнению с СУ-152 и машина обрела
свой легко узнаваемый характерный облик. Больший размер рубки повышал
заметность САУ на поле боя, но в то же время обеспечивал лучшие по сравнению с
СУ-152 условия работы экипажа (объем рубки был увеличен за счет несколько
меньших чем у СУ-152 углов наклона скуловых и бортовых листов, а связанное с
этим некоторое уменьшение защищенности компенсировали утолщением
брони). Благодаря накопленному ранее опыту и достаточно большой номенклатуре
заимствованных у СУ-152 деталей, прототип самоходки на базе танка ИС был
построен за весьма короткий отрезок времени к концу октября 1943 года и получил
обозначение "объект 241". В начале следующего месяца
начались его испытания на Чебаркульском полигоне; 6 ноября 1943 года новая
самоходка была принята на вооружение Красной Армии под названием ИСУ-152
и запущена в серию на ЧКЗ. Испытания первого серийного образца были проведены
на Чебаркульском и Гороховецком артиллерийском полигоне, начиная с 21 ноября
1943 года. По плану первые 5 машин
должны были быть сданы военной приемке уже в ноябре, а в декабре завод должен
был сдать еще 30 самоходок.
Высокие боевые качества базового танка (точнее, его усовершенствованного
варианта ИС-2) повлекли за собой желание высшего руководства страны и армии
нарастить их выпуск по максимуму, что естественно не могло не сказаться на
качестве выпускаемой продукции: в январе 1944 года гарантийных обязательств не
выполнила ни одна из предъявленных на испытания самоходок ИСУ-152 (впрочем, та
же участь постигла и все тестируемые ИС-2). Следствием этого было решение
правительства о первоочередном приоритете повышения качества выпускаемых на ЧКЗ
боевых машин, даже ценой временного прекращения работ над перспективной
техникой. По докладам военной приемки, даже в апреле 1944 года заметного
повышения качества не произошло, но уже летом 1944 года наметился положительный
сдвиг в создавшейся ситуации: многие танки и самоходки уже отрабатывали
гарантийный ресурс. Осенью того же года во многих рапортах из фронтовых частей
отмечалось, что ИС-2 и самоходки на его базе уже перекрывают своей безаварийной
работой гарантийные показатели. Другим следствием максимального увеличения
выпуска танка ИС-2 стала полная занятость бронекорпусных мощностей ЧКЗ: все
изготовляемые им корпуса предназначались для танков. Бронекорпуса для самоходок
поставлял Уральский Завод Тяжелого Машиностроения.
Однако для вооружения этих бронекорпусов оказалось недостаточно гаубиц-пушек
МЛ-20С. Возможно, что такая ситуация стала следствием максимального увеличения
выпуска в 1943 году корпусных орудий А-19 за счет сокращения объемов
производства гаубицы-пушки МЛ-20. Такое решение было принято с целью
обеспечения Красной Армии средствами борьбы с новым немецким тяжелым танком
Pz Kpfw VI Ausf H "Тигр". На тот момент только 122-мм орудие А-19 могло на
любой дистанции бронебойным снарядом пробить лобовую броню "Тигра". В итоге,
по состоянию на январь 1944 года на складах имелся достаток орудий А-19, тогда
как гаубицы-пушки МЛ-20 для самоходок поступали напрямую с заводов и их не
хватало; поэтому в часть выпускаемых тяжелых САУ начали устанавливать орудия
А-19. Поскольку в буксируемом варианте и МЛ-20, и А-19 устанавливались на
единый нормализованный лафет 52-Л-504А, то замена ствольной части особых
проблем не вызвала; прототип тяжелой САУ, оснащенной 122-мм пушкой А-19
"объект 242" был построен еще в декабре 1943 года. В серию этот вариант
(ИСУ-122) пошел несколько позже - с апреля месяца 1944 года. В дальнейшем
вплоть до конца войны ИСУ-152 и ИСУ-122 выпускались параллельно, за этот период
(по данным из книги [1]) было выпущено 4030 тяжелых САУ серии ИСУ.
С другой стороны, по своему артиллерийскому вооружению ИСУ-122 не имела никаких
преимуществ перед базовым танком ИС-2, поэтому их выпуск после окончания войны
был прекращен, а ИСУ-152 еще какое-то время оставались в производстве. К
Челябинскому Кировскому Заводу в 1945 году подключился Ленинградский Кировский
Завод - на нем освоили выпуск как танка-базы ИС-2, так и самоходки ИСУ-152.
Всего в 1943-1947 гг. было выпущено 3242 установки ИСУ-152 [2], из которых
1885 пришлось на период с ноября 1943 года по май 1945 включительно [5].
В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 неоднократно вводились небольшие,
но важные изменения. На машинах поздних выпусков устанавливалась радиостанция
10РК (вместо 10Р), 12.7-мм зенитный пулемет ДШК (с октября 1944 года), емкость
основных и дополнительных топливных баков была увеличена по сравнению с базовым
танком. С целью увеличения защищенности толщину подвижной части маски орудия увеличили с 60 мм
до 100 мм. На этих самоходках также была возможна установка двух дымовых шашек
с электрозапалом и устройство их сброса с ручным приводом.
В течение 1944-45 гг. в опытном порядке предпринимались попытки увеличить
огневую мощь самоходки - в СКБ-2 завода №100 был построен прототип "объект 246"
(он же ИСУ-152-1 или ИСУ-152БМ), вооруженный мощной 152.4-мм пушкой БЛ-8,
разработанной в ОКБ-172 НКВД. Большой вылет ствола сильно затруднял
эксплуатацию машины, также было выявлено много прочих недостатков, из-за чего
установка не была принята на вооружение. Вторым вариантом была установка
пушки БЛ-10 с более коротким стволом по сравнению с БЛ-8 того же разработчика
("объект 247" или ИСУ-152-2). Но и эта САУ не была принята на вооружение
по тем же самым причинам, что и "объект 246" [2, 5].
Развитие самоходных установок ИСУ-152 не прекратилось и после Великой
Отечественной войны. По своим боевым и эксплуатационным характеристикам они
неплохо соответствовали требованиям армии 50-ых и начала 60-ых годов, поэтому
оставшиеся в строю машины прошли в 1956 году серьезную модернизацию: двигатель
В-2ИС был заменен на В-54К, обновлены устройства связи (установлены
радиостанция Р-113 и переговорное устройство Р-120) и наблюдения (заменен
прицел прямой наводки на ПУР-26, введена командирская башенка с прибором
ТПКУ и семью смотровыми блоками ТНП). Изменения также коснулись ряда узлов
ходовой части, были увеличены емкость топливных баков и боекомплект (30
выстрелов). Модернизированный вариант самоходки получил обозначение ИСУ-152К
("объект К-241"). Второй вариант послевоенной модернизации ИСУ-152 последовал
в 1959 году - на САУ устанавливались узлы и агрегаты модернизированной версии
базового танка ИС-2М. К числу важных нововведений этой модернизации относится
установка прибора ночного видения. Усовершенствованная таким образом машина
обозначалась как ИСУ-152М ("объект М-241") и внешне довольно заметно отличалась
от первоначального варианта самоходки. Обе эти программы модернизации
позволили поднять надежность и боевые свойства базовой модели ИСУ-152, что
позволило ей еще долго оставаться на вооружении Советской Армии [2].
Устройство САУ
Поскольку к самоходке слова известного артиллерийского конструктора В. Г.
Грабина о том, что она есть лишь повозка для пушки, применимы с гораздо большей
точностью, чем к танку, имеет смысл более подробно остановиться на ее главном
оружии - гаубице-пушке МЛ-20С. Это орудие было разработано группой
конструкторов артиллерийского завода в Мотовилихе во главе с Ф. Ф. Петровым в
1936 г. На проектирование орудия такого класса у КБ завода уже имелось задание
Главного Артиллерийского Управления. Однако Ф. Ф. Петров и его группа инженеров
разработали в параллельном порядке альтернативную конструкцию. Ее неоспоримым
преимуществом было использование в ней лучших узлов и механизмов от 152-мм
пушки образца 1910/1934 г., которая производилась на заводе в Мотовилихе и для
которой было подготовлено необходимое технологическое оборудование. По
результатам сравнительных испытаний, проведенных в конце 1936 г., победителем
вышла МЛ-20, которая была принята на вооружение Красной Армии под названием
"152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20)". Заимствованный у пушки обр.
1910/1934 г. ствол длиной в 35 калибров был снабжен мощным щелевидным дульным
тормозом. Этот ствол для МЛ-20 выпускался в моноблочном, скрепленном и со
свободной трубой вариантах. Гаубица-пушка имела поршневой затвор, который
позволяет достичь максимальной скорострельности в 3 - 4 выстрела/мин.
Открывается и закрыватся затвор поворотом рукоятки. Конструкция орудия включает
в себя механизмы взаимной замкнутости и удержания гильзы эаряда под большими
углами возвышения. В самоходку ИСУ-152 ставилась полностью качающаяся часть
гаубицы-пушки МЛ-20 с незначительными изменениями по сравнению с буксируемым
вариантом (в частности, ствол МЛ-20С был на 3 калибра короче, чем у МЛ-20). К
орудию применяются следующие типы боеприпасов:
- осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-540
- осколочно-фугасная стальная гаубичная граната ОФ-530
- осколочная гаубичная граната сталистого чугуна О-530А
- бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-540
- бетонобойный гаубичный снаряд Г-530
Осколочно-фугасная граната ОФ-540 весом 43.56 кг по выходе из ствола имеет
скорость 655 м/с и при установке взрывателя на осколочное действие наносит
поражение осколками на 40 м по фронту и на 8 м в глубину.
Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при выходе из ствола с начальной
скоростью 600 м/с пробивал на дистанции до 1500 м лобовую броню всех танков
вермахта (исключая, возможно, "Тигр" Ausf B). При попадании в башню он срывал
ее с погона. Вследствие своей очень большой массы в 48.8 кг (для сравнения
85-мм бронебойный снаряд имел массу 9.2 кг) даже при непробивании
сильнобронированной цели (например, "Элефанта") он гарантированно выводил ее из
строя из-за поломок узлов и механизмов вследствие сотрясения и поражения
экипажа за счет многочисленных внутренних отколов брони. Неплохие результаты
давал обстрел вражеской техники фугасными и бетонобойными снарядами. При
использовании бетонобойного снаряда Г-530 по прямому назначению им пробивалась
железобетонная стена толщиной около 1 м .
Боевое применение
Организационно ИСУ-152 использовались в отдельных тяжелых самоходных полках
(ОТСАП). Каждый полк имел на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по 5
машин плюс одну командирскую. Частью они заменяли СУ-152 в уже существовавших
подразделениях, частью (вместе с ИСУ-122) шли на формирование новых. Несмотря
на одинаковую официально установленную тактику применения ИСУ-152 и ИСУ-122, их
по возможности старались не смешивать в рядах одного полка, хотя были случаи
наличия смешанного состава в нескольких частях. Всего было сформировано 53
ОТСАП.
Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых и долговременных
фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки
пехоты и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что ИСУ-152 способны
успешно решать все эти задачи. Выявилось и своеобразное "разделение труда"
между ИСУ-152 и ИСУ-122: первые лучше подходили для штурмовых действий и борьбы
с укреплениями, а последние - для истребления вражеской бронетехники. Хотя как
было сказано выше, ИСУ-152 могла поражать любые типы танков и самоходок
вермахта. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское "Зверобой" и
немецкое "Dosenoffner" (открыватель консервных банок). Солидное бронирование
самоходки позволяло ей сближаться на огневые позиции, недоступные буксируемой
артиллерии и поражать цель выстрелами прямой наводкой. ИСУ-152 обладала хорошей
живучестью под огнем противника и ремонтопригодностью, отличной иллюстрацией
этих качеств самоходки является
страничка о боевых действиях в Заполярье
на сайте Клуба военно-исторической реконструкции "4-ый егерский батальон
финской армии".
Выявились в боях и слабые стороны ИСУ-152. Ограниченные углы горизонтальной
наводки делали ее уязвимой к фланговым атакам. Меньший угол возвышения (20
градусов против 65 у буксируемого варианта) сужал возможности маневра огнем на
больших дистанциях. Из-за использования выстрелов раздельного заряжания большой
массы страдала скорострельность, что уменьшало эффективность применения
самоходки против танков и в ближнем бою. Наконец, возимый запас в 20 выстрелов
зачастую оказывался недостаточен в боевой обстановке, да и погрузка всего
боекомплекта в закрытую боевую рубку была очень утомительной операцией, порой
занимая время продолжительностью более 40 минут. Вполне очевидно, что все эти
недостатки являются обратной стороной достоинств ИСУ-152. Большая эффективность
огня гаубицы-пушки МЛ-20 обеспечивается именно тяжелыми крупнокалиберными
снарядами раздельного заряжания. Размеры боевой рубки ограничивают их возимый
боезапас и максимальный угол возвышения орудия. Добиться широкого угла
горизонтального обстрела можно путем размещения орудия во вращающейся башне. В
условиях войны, когда во главу угла ставились массовый выпуск и технологичность
конструкции, было объективно невозможно выполнить все желаемые требования к
тяжелой САУ. Даже после окончания войны потребовалось немало времени и усилий,
чтобы получить самоходное орудие с надежной защитой, круговым обстрелом,
высокой точностью, скорострельностью и дальнобойностью.
Однако, слабые стороны единичной самоходки ИСУ-152 опытные командиры
компенсировали их коллективным использованием. При отражении танковых атак
врага во избежание обхода с фланга часто практиковалось построение самоходок
веером. При стрельбе с закрытых позиций к ним заранее доставлялись боеприпасы и
пока часть самоходок вела огонь, другая перезаряжалась, что обеспечивало
бесперебойный обстрел противника.
Но самую максимальную эффективность использования ИСУ-152 показали при штурмах
укрепленных полос и городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная
разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали самоходку
страшным врагом для окопавшегося противника. За проявленную доблесть при
освобождении белорусских городов 8 ОТСАП получили их почетные наименования, а
еще 3 были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. В дальнейшем они
использовались практически во всех штурмовых действиях Красной Армии. Немалая
часть успеха во взятии Кенигсберга и Берлина принадлежит самоходчикам,
воевавшим на ИСУ-152. Последние свои залпы во Второй Мировой войне они дали на
другом конце евразийского континента в ходе операции по разгрому японской
Квантунской армии.
После Второй Мировой войны ИСУ-152 еще несколько раз приняли участие в
вооруженных конфликтах. Эти машины участвовали в венгерских событиях 1956 года,
некоторое количество самоходок было передано Египту - там они выполняли функции
неподвижных огневых точек по берегам Суэцкого канала.
Даже разоруженные ИСУ-152 продолжали служить в Советской Армии. Их ходовые
части использовались в качестве базы для самоходных орудий особой мощности,
пусковых установок и специальных машин обеспечения ракетных комплексов, БРЭМ. Часть
разоруженных самоходок "сменила форму с военной на служебную" - работала
тягачами и кантователями при аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте.
По неподтвержденным данным, незначительное количество таких спецмашин все еще
состоит в инвентарном парке российских железных дорог.
Сравнение ИСУ-152 с другими САУ
Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, определить место ИСУ-152 среди
равноценных ей машин наших бывших противников и бывших союзников очень даже
нелегко, причем здесь очень трудно избежать тех или иных субъективных оценок
и мнений. Поэтому автор сразу же отказывается от каких-либо попыток выявить
самоходку-"чемпиона" и двух других "призеров" по каким-либо (как правило,
весьма спорным) критериям. Гораздо более уместным будет рассмотреть ИСУ-152 в
свете возможных конструкторских решений для машин такого класса, которые
являются уникальными для каждой из сторон, участвовавших во Второй Мировой
войне. Для начала нужно определиться, в какой категории машин можно подобрать
более-менее адекватные образцы для сопоставления. Термин "самоходная
артиллерийская установка" трактуется очень широко и его вполне логично
подразделить на следующие виды:
- истребитель танков (английский Tank destroyer, немецкий Jagdpanzer);
- штурмовое орудие (английский Assault gun, немецкий Sturmgeschutz);
- самодвижущийся лафет с полуоткрытым или открытым размещением орудия
(английский Self-propelled gun, немецкий Selbstfahrlafette);
ИСУ-152 может рассматриваться и как тяжелый истребитель танков, и как тяжелое
штурмовое орудие. В первой категории ее уместно поставить в ряд с истребителями
танков, созданных на базе машин той же весовой категории, что и советский танк
ИС-1. У союзников полноценных машин такого класса не было, для своих
самоходок-истребителей танков они отдавали предпочтение скорости и
маневренности, жертвуя при этом броневой защитой. Многие из американских машин
такого класса имели открытую сверху вращающуюся башню и относительно легкое
бронирование, что скорее соответствовало немецкой концепции Panzer Jager,
нежели чем полностью и хорошо бронированному JagdPanzer. А из немецких машин
под перечисленные условия по большому счету подпадает только "Ягдпантера",
поскольку "Элефант" и "Ягдтигр" были существенно тяжелее по массе, чем ИСУ-152.
Естественно, что специализированный истребитель танков "Ягдпантера"
выигрывает и по заявленной бронебойности своей
88-мм пушки StuK43, и по скорострельности с количеством возимого боезапаса. А
с другой стороны, попадание бронебойного снаряда БР-540 или осколочно-фугасного
ОФ-540 в любой образец бронетехники вермахта в подавляющем большинстве
случаев заканчивалось выведением его из строя даже при непробитии брони, очень
часто повреждения носили безвозвратный характер. И это при том, что основным в
боекомплекте ИСУ-152 был именно осколочно-фугасный снаряд! Следовательно,
принимая во внимание все сказанное выше, можно заметить, что ИСУ-152 имела
более чем серьезные противотанковые возможности, но до полноценного истребителя
танков как "Ягдпантера", СУ-100 или ИСУ-122 по скорострельности и возимому
боезапасу все-таки не дотягивала.
Если рассматривать ИСУ-152 как тяжелое штурмовое орудие, то нашу самоходку не
с чем сравнивать: ни у немцев, ни у англоамериканцев не было крупносерийных
машин такого класса. Немецкие полностью бронированные штурмовые орудия
строились на базе средних танков, а тяжелые САУ "Штурмтигр" имели весьма
специфичную артсистему, которая накладывала жесткие ограничения на их применение,
да и суммарный выпуск составил только 18 машин. Сравнивать и те, и другие с
ИСУ-152 было бы явно некорректно. Существовал проект штурмового орудия калибром
150 мм на базе "Пантеры", но до его реализации в металле у немцев дело не
дошло. Что же касается наших бывших союзников, то у них серийных машин того же
класса, что и ИСУ-152 (полностью бронированная САУ на базе тяжелого танка),
просто не было. Разумеется, и в немецких, и в англоамериканских войсках были
самоходные артсистемы калибром 150, 155 мм или 6 дюймов. Но практически все они
относились к классу открытых или полуоткрытых самодвижущихся (как правило,
легкобронированных) лафетов на шасси средних ("Хуммель") или легких (StuIG I,
II, 38t) танков - ставить их в один ряд с тяжелой полностью бронированной
ИСУ-152 было бы неправильно. Наиболее близким по назначению к ИСУ-152
представителем техники вермахта был "штурмовой танк" "Брюммбэр".
Однако он был построен на базе среднего танка Pz Kpfw IV и вооружен
короткоствольным 150-мм орудием с низкой начальной скоростью снаряда, что не
позволяет считать его достаточно полным аналогом ИСУ-152.
По всей видимости, уникальность ИСУ-152 как раз и заключается в том, что эта
боевая машина достаточно удачно сочетает в себе все качества, которые в армиях
других стран выполняли более специализированные самоходки. Хотя основным ее
назначением являлась непосредственная поддержка атакующих танков и пехоты, она
имела серьезный противотанковый потенциал, а также возможность стрельбы с
закрытых позиций. Соответственно и боевое применение ИСУ-152 было очень
широким. При прорыве обороны противника эти самоходки могли провести
артподготовку с закрытых огневых позиций (в реальности встречалось нечасто,
как правило в случае отсутствия поддержки буксируемой артиллерии, но здесь
важна практическая возможность такого использования). В атаке на позиции врага
ИСУ-152 поддерживала своим мощным огнем танки и пехоту, поражая трудные цели
типа долговременных огневых точек и блиндажей. На следующем этапе
наступательной операции ИСУ-152 благодаря своей хорошей для тяжелых САУ
скорости сопровождали прорвавшиеся в глубь обороны врага части, теперь уже
выступая в роли истребителя танков для срыва возможных контратак противника.
Наконец ИСУ-152 была более чем востребована при штурмах
сильноукрепленных оборонительных полос и городов.
В немецкой армии для выполнения всех этих задач потребовалось бы до четырех
различных типов машин (возможный вариант: артподготовка - "Хуммель",
сопровождение в наступлении - StuH 42, истребитель танков - "Ягдпантера",
бои в городе - "Брюммбэр"). Несмотря на их более узкую специализацию,
они далеко не всегда имели бы перед ИСУ-152 явное преимущество (хотя ради
объективности надо сказать, что в отдельных случаях ИСУ-152 могла серьезно
проигрывать по своим боевым качествам более специализированной самоходке
противника). Кроме того, боевая обстановка очень часто бывала такой, что
какой-то тип машин из этой четверки у немцев мог отсутствовать в нужный момент
- что оборачивается для ИСУ-152 еще одним плюсом.
В целом же, самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 на момент создания и
большой последующий период времени была легким в освоении, эффективным, надежным
(естественно, уже после устранения "детских болезней") и универсальным средством для решения
широкого круга боевых задач, стоящих перед машиной такого класса. Долгая
служба в рядах Советской Армии, уважительное отношение к ней своих солдат
и надлежащая оценка ее боевых качеств солдатами противника являются лучшей
наградой как самой самоходке, так и ее создателям. А сами ИСУ-152 внесли более
чем весомый вклад в Великую Победу над нацистской Германией и ее союзниками.
До настоящего времени сохранилось немало экземпляров ИСУ-152. Она имеется
в экспозициях Артиллерийского Музея в Санкт-Петербурге и Бронетанкового Музея
в Кубинке. В последнем также экспонируется упоминавшийся выше опытный вариант
"объект 247", оснащенный 152.4-мм орудием БЛ-10. Захваченная у
египтян ИСУ-152 демонстрируется в танковом музее в Израиле. Еще несколько
ИСУ-152 служат самоходками-памятниками в различных местах России и Беларуси.
Приобрести модель ИСУ-152 для "домашнего музея" достаточно просто,
так как ее сборные модели-копии выпускаются многими производителями модельной
продукции, как зарубежными, так и отечественными. Однако по большому счету,
во многих городах России (за исключением Москвы и Петербурга) доступна только
одна сборная модель ИСУ-152 ведущего российского предприятия "Звезда" в
масштабе 1:35. Несмотря на то, что продукция "Звезды" приходится на доступный
ценовой диапазон, модель ИСУ-152 этой фирмы по своему качеству очень даже
неплоха (во всяком случае, тот экземпляр, что попал в руки автору в 2002 году).
Возможно, это связано с тем, что матрица для отливки модели была лицензирована
у одной из иностранных фирм (скорее всего "Italeri", с которой у "Звезды"
налажено сотрудничество и которая сама производит модель ИСУ-152 для продаж
на европейском рынке). Эту версию подтверждает надпись на упаковке "запрещено к продаже
вне бывшего СССР". В любом случае, детали обладают хорошей сходимостью, а сам
процесс сборки модели достаточно прост, что позволяет рекомендовать ее даже
начинающим моделистам.