4 июля 1967 года вышло постановление СМ
СССР № 609-201, открывшее новые страницы в истории
отечественной самоходной артиллерии. В
соответствии с ним началось создание четырех
образцов САУ. Два из них— 152-мм самоходная
гаубица 2СЗ "Акация" и 240-мм самоходный миномет
2С4 "Тюльпан" —должны были разрабатываться на
Уральском заводе транспортного машиностроения
(УЗТМ) в Свердловске. Это предприятие имело
давнюю "самоходную" историю. Во время Великой
Отечественной войны здесь проектировались и
производились все самоходные артиллерийские
установки (САУ) на базе танка Т-34. После войны в
стенах КБ УЗТМ под руководством Л.И.Горлицкого
родилась целая серия самоходных орудий
различного назначения. Однако все они так и
остались опытными и сейчас украшают коллекцию
Музея бронетанкового вооружения и техники в
подмосковной Кубинке. А до вышеупомянутого
постановления было непонятное затишье — в 50—60-е
годы на вооружение Советской Армии не приняли ни
одной САУ с орудием калибра свыше 100 мм.
И вот в 70-х годах машинам практически
периода ВОВ появилась достойная замена. При
разработке новых образцов сказался опыт,
накопленный в КБ УЗТМ за предыдущие годы. В
частности, все новые САУ проектировались на
основе удачной ходовой части опытных образцов,
не пошедших в серию. Это были уже упомянутые 2СЗ и
2С4, а также 152-мм самоходная пушка 2С5 "Гиацинт".
Однако когда "цветы" начали выпускаться
серийно, Главное ракетно-артиллерийское
управление (ГРАУ) выдало разработчикам новые
требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм.
Артчасть предполагалась универсальной — для
применения как на САУ, так и в буксируемой
артиллерии. В то же время ходовую часть нового
шасси планировалось унифицировать с ходовой
частью основных танков, состоявших на вооружении
и находившихся в производстве.
Основными разработчиками САУ
назначили: УЗТМ (ныне ПО "Уралтрансмаш") —
головной разработчик шасси "Объект 316" и машины
в целом, а также Тульское КБ приборостроения
(ныне НПО "Точность") — разработчик боевого
отделения, КБ завода № 9 в Свердловске —
качающейся части. Главным конструктором
установки, получившей обозначение ГРАУ 2С19,
утвердили Ю.В.Томашева.
В 1989 году новая самоходка была принята
на вооружение под обозначением 2С19 "Мста-С" (С —
самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65
"Мста-Б", принятого на вооружение в 1986 году и
имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть). В те
же годы на "Уралтрансмаше" создали специальный
тренажер 2Х51 "Бункеровка" для обучения расчетов
САУ. Первые серии новых самоходных гаубиц
выпускались на заводе "Уралтрансмаш". Вскоре
специально для производства машин в необходимых
для Советской Армии количествах построили завод
в г.Стерлитамаке (Башкирия).
"Мста-С" предназначена для
уничтожения тактических ядерных средств,
артиллерийских и минометных батарей, танков и
другой бронированной техники, противотанковых
средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов
управления, а также для разрушения полевых
фортификационных сооружений и препятствования
маневрам резервов противника в глубине его
обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и
ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой
наводкой, включая работу в горных условиях
(подъем орудия до +50°). При стрельбе используются
как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с
грунта, без потери в скорострельности.
Бронированный корпус САУ по
конструкции и геометрии подобен корпусу танка
Т-72, за некоторыми исключениями. Так,
бронирование самоходки более слабое, чем у танка.
Поскольку оно должно обеспечивать защиту
экипажа, вооружения, боезапаса и оборудования
только от бронебойных пуль и осколков, лобовая
часть не имеет комбинированного бронирования и
сделана из гомогенной бронестали. Верхний
(подбашенный) лист корпуса рассчитан под погон
диаметром 2444 мм, а нижняя часть корпуса
отличается в связи с применением в подвеске
торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В
корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия,
приводы управления и подвеска.
Двигатель—марки В-84А. Это У-образный
12-цилиндровый высокоскоростной 4-тактный дизель
жидкостного охлаждения мощностью 840 л.с.,
способный работать на шести видах топлива. Его
коробка передач имеет семь передач переднего
хода и одну заднего. (Может быть установлен также
двигатель В-46-6, задросселированный до 780 л.с.)
Электрооборудование включает в себя четыре
аккумуляторные батареи напряжением 27 В.
Ходовая часть САУ аналогична танковой
(Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из
шести опорных катков, направляющего колеса с
механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса
со съемными зубчатыми венцами и пяти
поддерживающих роликов. Подвеска независимая с
длинными торсионами, из-за чего соответствующие
катки правого и левого бортов расположены не
соосно (катки левого борта смещены вперед на 110
мм). Первый, второй и шестой катки имеют
регулируемые телескопические амортизаторы,
стопорящиеся во время стрельбы для гашения
колебаний. При этом отпадает необходимость в
использовании стабилизирующих сошников.
Гусеница шириной 580 мм, оснащенная
резинометаллическими шарнирами и обрезиненной
беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.
Башня сварена из катаных броневых
листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой
наведения и прицеливания, система
автоматизированной подачи и хранения снарядов
(включает в себя конвейер подачи снарядов с
грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и
исполнительный механизм координации углов с
подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат
бортового питания АП-18Д с автономной системой
питания, фильтровентиляционное оборудование,
средства связи (внутренние телефонные, внешние
проводные и радио) и система герметизации
казенной части гаубицы, предотвращающая
загазованность боевого отделения. Масса башни
без боекомплекта — 13 500 кг.
Вооружение установки состоит из 152-мм
гаубицы 2А64 и 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ-12,7,
смонтированного на командирской башенке в
составе зенитной установки (ЗПУ) с дистанционным
управлением и прицелом ПЗУ-7. Нарезная гаубица 2А64
имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба
ведется осколочно-фугасными снарядами (ОФС) ЗОФ45
(на дальность 24 700 м) в составе выстрелов ЗВОФ58,
ЗВОФ72, ЗВОФ73 и активно-реактивными снарядами
(АРС) ЗОФ61 (на дальность 28 900 м) в составе выстрела
ЗВОФ91, кассетными снарядами типа 3023, содержащими
42 противотанковых суб-боеприпаса (дальность
стрельбы 26 000 м), снарядами-постановщиками
активных радиолокационных помех типа ЗНСЗО (на
дальность 22 300 м), дымовыми
снарядами-целеуказателями в составе выстрела
ЗВДЦ8, а также спецбоеприпасами. Возможно
использование и всех типов штатных боеприпасов
Д-20 и 2СЗ, а также управляемых снарядов с лазерной
подсветкой ЗОФ39 "Краснополь" в составе
выстрела ЗВОФ64. Подсветка целей производится
передовыми артиллерийскими наблюдателями с
помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26.
Наличие полуавтоматической системы
заряжания облегчает работу экипажа и
обеспечивает скорострельность до 7 — 8 выстрелов
в минуту при использовании внутреннего
боезапаса и до 6 — 7 выстрелов в минуту при подаче
боеприпасов с грунта. Это означает, что батарея
из восьми гаубиц посылает в минуту на цель до
трех тонн снарядов. При стрельбе на максимальную
дальность в воздухе одновременно будет
находиться до 70 снарядов, прежде чем первый
достигнет цели.
Весь боекомплект расположен в башне.
Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм
(стандартный набор — 20 ОФС и 30 АРС), а также 300
патронов для пулемета. Масса боекомплекта
составляет 2470 кг.
Система перезарядки позволяет вести
огонь при любых углах наведения по направлению и
возвышению орудия с максимальной
скорострельностью без возвращения орудия на
линию заряжания. Масса снарядов превышает 42 кг,
поэтому для облегчения работы заряжающего из
боеукладки они подаются автоматически. Механизм
для подачи зарядов — полуавтоматического типа.
Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет
размещать все штатные типы снарядов, а поиск
нужного из них и управление всем процессом
заряжания ведет контрольная система механизма
заряжания. Кроме того, она подсчитывает и
фиксирует число выстрелов соответствующего
типа. Доставку выбранных снарядов и зарядов к
орудию осуществляют два независимых конвейера.
Каждый из них обслуживается своим заряжающим,
что повышает скорострельность. Наличие
дополнительных конвейеров подачи боеприпасов с
грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя
внутренний боезапас. При переводе установки в
походное положение дополнительный конвейер
подачи снарядов складывается и закрепляется на
башне, а другой убирается внутрь. Стреляные
гильзы автоматически выбрасываются через люк
под стволом орудия, что значительно уменьшает
загазованность боевого отделения.
САУ оборудована двумя прицелами:
панорамным (1П22), находящимся в поворотном
бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1
П23), окно которого расположено на лобовом листе
башни. Первый из них имеет 3,7-кратное увеличение и
автоматическую горизонтальную стабилизацию
поля зрения при условии, что крен машины не
превышает 5°. В походном положении прицел
убирается за защитную шторку справа от него.
Прицел 1 П23 увеличивает в 5,5 раза в пределах углов
наведения от -4° до +55°.
Привод 2Э46 гаубицы электрический: по
вертикали — автоматически, по горизонтали — от
пульта управления. Автоматическое
восстановление угла возвышения после каждого
выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе
он выполняет только одну операцию — удерживает
управляющим устройством панорамный прицел на
точке прицеливания. В критических ситуациях
командир машины имеет возможность
самостоятельно наводить и стрелять из орудия,
используя дублирующее оборудование. При
отключении электропитания применяется
резервная система ручного заряжания и наведения.
"Мста-С" оснащена системой приема и передачи
данных стрельбы 1 В 122 (проводной и радио) на
расстояние до 500 м. Контроль за наведением и
координацией взаимодействия батареи ведется
машиной управления огнем — командирской или
старшего офицера.
Пулеметно-зенитная установка ПЗУ-5,
предназначенная для самозащиты от легких
бронированных машин, вертолетов и самолетов,
аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и
Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни.
Пулемет НСВТ-12,7 "Утес" (6П11) обладает прицельной
дальностью 2000 м и скорострельностью 700 — 800
выстрелов в минуту при углах вертикального
наведения от -3° до +70°. Боезапас его состоит из
пяти лент по 60 патронов в каждой.
Для обеспечения работы систем САУ при
выключенном или отказавшем основном двигателе
используется автономный агрегат питания АП-18Д —
газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее
непрерывной работы — 8 часов.
Члены экипажа переговариваются с
помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1
В116 на семь абонентов. Внешняя связь—
УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью 20 км.
К дополнительному оборудованию
самоходки относятся: автоматическое
противопожарное (ППО) 3-кратного действия с
аппаратурой управления ЗЭЦ11-2; две
фильтровентиляционные установки; система
самоокапывания, смонтированная на нижнем
лобовом листе; термодымовая аппаратура (ТДА),
работающая от основного двигателя; система 902В
"Туча" для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два
танковых дегазационных прибора (ТДП).
Самоходки 2С19 организационно
объединены в огневые батарейные артиллерийские
комплексы (ОБАК) "Капустник", в состав которых
обычно входят: машина командира батареи 1В 152
"Капустник-Б" (на базе унифицированного шасси
УНШ), машина старшего офицера батареи 1В 153 (на
базе "Урал-43201" с универсальным кузовом К.43210) и
до восьми единиц 2С19. ОБАК является базовым
звеном для формирования любых артиллерийских
соединений.
Впервые "Мста-С" была представлена
широкой общественности на авиасалоне в
г.Жуковском в августе 1992 года, затем на выставке
IDEX-93 в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) в
феврале 1993 года, где продемонстрировала отличные
ходовые и огневые качества. В частности, при
стрельбе на дальность в 15 км сорока снарядами
"Краснополь" оказались пораженными 38 целей.
Самоходная гаубица предлагается на
экспорт, в том числе и с артчастью калибра 155 мм,
которая может вести стрельбу снарядами
"Краснополь-М", а также западными боеприпасами
того же калибра. При этом стоимость одной САУ
оценивается в 1,6 млн. долларов.