2 июня 1926 года командованием РККА и руководством Главного
управления военной промышленности (ГУВП) была принята "Трехлетняя
программа танкостроения". Она предусматривала в течение трех лет
вооружить Красную армию всеми видами современной бронетанковой техники.
Для этого были развернуты широкомасштабные опытно-конструкторские
работы, в рамках которых началось проектирование танка сопровождения
(Т-18 или МС-1) и маневренного танка (Т-12). Через несколько лет были
изготовлены опытные образцы и развернуто их серийное изготовление.
Но
мало кто знает, что одновременно с постройкой опытного образца Т-12 у
нас в стране шла разработка еще одного маневренного танка не
упомянутого ни в одном справочнике. Эта забытая машина именовалась в
документах того времени как "танк Дыренкова", Д-4 или просто "танк Д".
Он был построен по проекту изобретателя-самоучки Н.Дыренкова,
известного любителям бронетехники как разработчик легких
бронеавтомобилей Д-8 и Д-12.
Следует сказать, что Николай Дыренков имел только начальное
образование, но, судя по документам, он был очень напористый и
пробивной человек, умевший убеждать в своей правоте. Кроме того, без
сомнения, он имел природные инженерные способности и был неплохим
организатором. Карьера Дыренкова началась в 1928 году с постройки
санитарного моторного вагона-автомотриссы с оригинальной конструкцией
трансмиссии. 5 октября 1929 года Дыренков обратился в РВС СССР с
проектом сконструированного им оригинального колесно-гусеничного танка.
18 ноября того же года на заседании комиссии РВС был заслушан доклад
Дыренкова о "конструктивно-технических данных, боевых и тактических
свойствах разработанной им системы - проект среднего маневренного
танка". По результатам доклада было принято постановление следующего
содержания:
"Признать целесообразным подвергнуть испытанию танк системы Д с
каковой целью дать срочный заказ Ижорскому заводу на 6 опытных
экземпляров танка со сроком сдачи первого танка не позднее 1 апреля
1930 года".
Первоначальным вариантом предусматривалось размещение основного
вооружения - трех 45-мм орудий Соколова - в трех башнях, но
впоследствии число башен сократили до двух.
В декабре 1929 года на Ижорском заводе в Ленинграде создается
опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ РККА, которое возглавил
Дыренков. КБ начало активную работу по проектированию танка,
получившего обозначение Д-4. Кроме этого, Дыренков сразу же развернул
бурную деятельность по ряду других проектов - он вел работы по созданию
бронеавтомобилей, бронированных тракторов, боевых химических машин,
мотоброневагонов, разрабатывал сварные и штампованные корпуса для
танков, новый состав брони, вездеходы и трансмиссии - всего более 50
различных конструкций (часть из которых изготовлена в металле) за
полтора года! Но природная изобретательность не могла скомпенсировать
отсутствия инженерного образования - почти все проекты оказались
неудачными.
Общая компоновка Д-4 была закончена к февралю 1930 года, после чего
приступили к изготовлению рабочих чертежей. Согласно проекту это был
12-тонный танк, защищенный 15-20-мм броней, вооруженный двумя 45-мм
пушками Соколова и четырьмя пулеметами ДТ. Вооружение размещалось в
двух башнях (с углами обстрела в 270 градусов у каждой) и передней
части корпуса. Но самой оригинальной частью Д-4 являлась его ходовая
часть - так как он задумывался конструктором как "танк-вездеход",
предполагалось использование колесно-гусеничного движителя.
Гусеничный ход состоял из ведущего (звездочка) и направляющего
(ленивец) колес и трех сдвоенных опорных катков большого диаметра (на
борт) без поддерживающих роликов. В качестве элементов подвески
использовались горизонтальные пластинчатые рессоры автомобильного типа.
Каждый трак гусеницы склепывался из двух половинок - нижней
штампованной и верхней литой.
Снаружи вся ходовая часть закрывалась экраном. Между экраном и
корпусом танка монтировалась массивная клепаная стальная коробка, на
которой крепились опорные катки вместе с рессорами.
Колесный ход состоял из двух пар автомобильных колес, установленных
с внешней стороны экрана на осях ленивца и звездочки. Привод
осуществлялся на задние колеса, а передняя пара была управляемой.
Переход с гусениц на колеса (и обратно) осуществлялся при помощи
двух домкратов с приводом от двигателя танка, которыми поднималась (или
опускалась) клепаная коробка с опорными катками. Таким образом танк
вставал на автомобильные колеса (или на гусеницы), смонтированные на
осях ленивца и звездочки.
Кроме того, в передней и задней части танка под днищем монтировались
железнодорожные скаты. Благодаря им Д-4 мог самостоятельно
передвигаться по рельсам, превращаясь таким образом в бронедрезину, а
для форсирования водных преград машина оснащалась оборудованием для
подводного хода.
В качестве силовой установки использовалась пара импортных
автомобильных двигателей "Гергулес" мощностью по 105 л.с. каждый,
работавших на общую коробку перемены передач. Управление танком
осуществлялось при помощи гидравлических усилителей, а благодаря
установки реверса Д-4 мог передвигаться вперед и назад с одинаковой
скоростью. Механик-водитель использовал для наблюдения
стробоскопический прибор.
Из-за высокой сложности, а главным образом по вине самого Дыренкова,
работа по изготовлению Д-4 затянулась. Дело в том, что Дыренков сам не
мог сделать необходимых расчетов по танку (от помощи инженеров,
выделенных в его КБ, он категорически отказался), поэтому многие вещи
он делал "на глазок, по наитию". Кроме того, конструктор постоянно
отвлекался для разработки своих очередных изобретений, не успев
закончить начатое. В результате одни и те же чертежи переделывались по
нескольку раз. 22 мая 1930 года Калиновский докладывал К.Ворошилову:
"Состояние работ по машине Д на Ижорском заводе таково, что Ваше
задание по изготовлению опытного образца к 1 июля выполнено не будет.
Основные причины следующие:
1. Рабочие чертежи по основным агрегатам Дыренков закончил только
к 4 мая, в связи с чем детали по этим чертежам будут готовы только к 15
июня.
2. До настоящего времени нет чертежей: органов управления
машиной, приводов к подъемным механизмам, рулевого управления при
движении на колесном ходу".
Сам же Дыренков во всех грехах винил прежде всего завод и его
инженеров. Так, 29 октября 1930 года он писал начальнику УММ РККА
И.Халепскому:
"Сообщаю, что вследствие обычных для Ижорского завода неполадок,
коробки, поддерживающие танк на гусеничном ходу, в третий раз испорчены
заводом. В настоящее время они отлиты в четвертый раз. Корпус танка
после переклепки сегодня ночью хвостовой части снят со станка. В работе
остались шевронные шестерни передачи и редуктора, взамен испорченных
заводом. С сегодняшнего дня начаты работы по сборке и монтажу наружных
механизмов на корпусе".
Окончательная сборка танка Д-4 велась уже в Москве, куда в начале
1931 года было переведено опытно-конструкторское и испытательное бюро.
КБ разместилось на территории Московского железнодорожного ремонтного
завода, сокращенно Можерез (ныне это литейно-механический завод в
Люблино). В марте Д-4 совершил первую пробежку по заводскому двору.
Однако сразу стало ясно, что машина "не удалась". Несмотря на то что
механизм перехода с гусениц на колеса работал, он оказался настолько
громоздким, сложным и ненадежным, что ни о каком серийном производстве
речь идти не могла. Масса танка оказалась выше рассчетной (около 15т),
поэтому Д-4 с трудом мог передвигаться на колесах даже по бетонному
полу заводского цеха. Правда, на гусеницах он двигался не лучше из-за
неудачной конструкции трансмисии, которая постоянна ломалась. Из-за
всего этого, а также из-за малой мощности двигателей, неудачной системы
подвески опорных катков о достижении заявленной Дыренковым скорости -
35 км/ч на гусеницах - приходилось только мечтать.
Видимо поняв, что обещанная военным чудо-машина на получилась,
горе-изобретатель тут же приступил к постройке нового танка - Д-5. По
замыслу Дыренкова, при сохранении
колесно-гусе-нично-железнодорожно-подводного хода Д-5 имел броню до 35
мм, две башни с 76-мм пушками и двигатель М-17. Ориентировочная масса
нового танка оставляла 25 т. 8 сентября 1931 года председатель НТК УММ
Г.Бокис, незадолго до этого посетивший завод Можерез и ознакомившись с
ходом работ, докладывал И.Халепскому:
"Вам уже известен печальный опыт по изготовлению опытного образца
танка Д-4, в результате чего мы не получили машины, а лишь
израсходовали около миллиона рублей народных денег. Сам конструктор
Дыренков как видно решил, что из этой машины ничего не выйдет и поэтому
конструкцию Д-4 бросил и приступил к переконструированию танка по типу
Д-5. У меня большие сомнения, что из этой машины что-нибудь выйдет и не
будут ли опять потрачены миллионы рублей и в результате опять получим
коробку с разными не действующими механизмами. В этом меня убеждает то
обстоятельство, что машина Д-5 сохраняет основные механизмы Д-4.
При рассмотрении проекта Д-4 в НТК УММ конструктор не представил
никаких расчетов к своему проекту, и все объяснения сводились к
авторитетным заявлениям, что "обязательно все механизмы будут
действовать, что называется на большой палец.
Я считаю совершенно излишними проведенные т. Дыренковым затраты на
изготовление стальных коробок для определения давления воды на танк.
Все это можно было бы сделать теоретически, путем привлечения
специалистов, знакомых с расчетами подводных лодок.
Все это заставляет меня просить Вас:
1. Поручить т. Дыренкову представить в НТК все основные чертежи Д-5 с необходимыми расчетами.
2. До рассмотрения в НТК проекта и расчетов по танку Д-5 пректатить изготовление отдельных агрегатов по танку этого типа".
Однако неугомонный Дыренков обратился за помощью к М.Тухачевскому и
получил добро на постройку Д-5! Но из-за частых и длительных
командировок Дыренкова на Мариупольский завод для разработки и
внедрения в производство изобретенной им брони марки Д работы по новому
танку затянулись. К ноябрю 1932 года был построен макет Д-5 в
натуральную величину, подготовлены чертежи и изготовлен ряд деталей и
агрегатов. Но 1 декабря 1932 года опытно-конструкторское и
испытательное бюро расформировали и от дальнейших услуг Дыренкова
отказались. Поэтому все работы по Д-5 были свернуты.
Максим Коломиец |