Серийное производство этой однобашенной машины было организовано в
Ленинграде в 1933 г. От своего предшественника (двухбашенного) она
отличалась усиленным пушечным вооружением, высотой, массой.
Предназначалась для непосредственной поддержки пехоты. Т-26 сохранил
компоновочную схему корпуса прототипа - английского 6-тонного танка
"Виккерс", на выпуск которого Советское правительство приобрело
лицензию а конце 1929 г. Машина имела переднее расположение
трансмиссионного отделения, среднее - отделения управления и боевого и
кормовое - моторного. Такая компоновка позволила уменьшить длину
корпуса, обеспечить неплохой обзор местности перед танком из отделения
управления и небольшое непростреливаемое пространство в направлении
движения вперед. Однако увеличилась высота машины и повысилась
вероятность поражения ведущих колес.
Корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. На шариковой
опоре подбашенной коробки устанавливалась башня цилиндрической формы с
нишей, расположенной в кормовой части. На крыше башни имелось два люка
для посадки экипажа, запираемых изнутри вращающимися на петлях
крышками. Броневые катаные листы толщиной 8-13 мм соединялись
заклепками. В передней части надгусеничных полок устанавливались
козырьки, защищавшие смотровые приборы от грязи и снега. Для буксировки
танка в лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные петли.
Вооружение состояло из 45-мм полуавтоматической танковой пушки,
находящейся в маске башни, и спаренного с ней 7,62-мм танкового
пулемета ДТ. Пушка предназначалась для ведения огня по бронированной
технике, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам и живой
силе противника как бронебойными, так и осколочными снарядами. По
своему времени она обладала хорошими тактико-техническими показателями.
Дальность стрельбы прямой наводкой составляла З600 м, а наибольшая -
4800 м. Масса бронебойного снаряда 1.435 кг, начальная скорость 760
м/с. Он пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м при
угле встречи 90°. Скорострельность до 12 выстр./мин с исправлением
наводки. Углы наведения по вертикали от -6 до +22°. Для легких и
средних зарубежных танков, имевших противоснарядное бронирование, пушка
была серьезным оружием. Конструкция башни позволяла пушке и пулемету
осуществлять круговой обстрел в горизонтальной плоскости. Боекомплект
танка состоял из 138 артиллерийских выстрелов и 2898 патронов (46
магазинов). Командирский танк вмещал 96 артиллерийских выстрелов.
В качестве приборов наблюдения а боевой обстановке применялись
смотровые щели со стеклоблоками, установленные в корпусе и башне.
Средствами внешней связи у линейных танков служили сигнальные флажки, а
у командирских - танковая приемопередающая телефонно-телеграфная
симплексная радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне.
Радиостанция обеспечивала связь при работе в качестве телефона на
расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке. Она размещалась в
нише башни. Для внутренней связи имелось танковое переговорное
устройство на два абонента ТПУ-2.
На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный танковый
двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением
цилиндров. Его мощность 66 кВт (90 л.с.), что позволяло машине
развивать неплохую для того времени скорость - до 30 км/ч. Он
располагался продольно в кормовой части корпуса маховиком в сторону
носовой части, имел сравнительно небольшие массогабаритные показатели
(570 кг и 1330х1128х648мм).
Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного
фрикциона сухого трения, смонтированного на коленчатом валу двигателя,
пятиступенчатой коробки передач, соединявшейся с главным фрикционом
карданным валом, двух бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с
ленточными тормозами (механизмов поворота) и двух одноступенчатых
бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал поворот машины с
минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (2,18 м).
Гусеничный движитель состоял (применительно к одному борту) из
мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым
шарниром, восьми сдвоенных опорных и четырех сдвоенных поддерживающих
катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи и
ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами.
Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде
резиновых бандажей. Подвеска была блокированной (зависимой). В качестве
упругих элементов использовались листовые четвертьэллиптические
рессоры. Проходимость для танка такого типа была хорошей.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением
бортовой сети 12 В. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя
производился из отделения управления с помощью электрического стартера
или снаружи с помощью пусковой рукоятки. Танк оснащен системой
противопожарного оборудования, состоявшей из двух переносных
огнетушителей, заряженных тетрахлором и приводимых в действие от руки,
и стационарного огнетушителя, соединенного трубопроводами с четырьмя
распылителями, установленными а моторном отделении. Экипаж состоял из
трех человек: командира, наводчика и механика-водителя. Командир и
наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении, справа и слева от
пушки, а механик-водитель - в отделении управления, у правого борта
корпуса. Командир выполнял обязанности также заряжающего и радиста. В
процессе серийного производства Т-26 было создано свыше 25 модификаций
этой машины. Так, в 1935 г. корпус и башню начали изготавливать
сварными, увеличили вместимость топливного бака. В 1931 г. установили
дополнительный 7,62-мм танковый пулемет в нише башни, ввели съемные
бандажи катков, изменили механизм натяжения гусениц. В 1937 г. начали
применять зенитный 7,62-мм пулемет ДТ не турельной установке на крыше
башни, танковое переговорное устройство на три абонента ТПУ-3,
фару-прожектор и форсировали двигатель до 70 кВт (95 л.с.). При этом
масса танка увеличилась до 9,75 т. В 1938 г. машина получила коническую
башню, сваренную из броневых катаных листов толщиной 15 мм, в днище
корпуса стали делать люк-лаз, а поручневую антенну заменили штыревой.
На Т-26 стали устанавливать новую 45-мм танковую пушку обо. 1938 г.,
затвор которой допускал ведение стрельбы боеприпасами с
электрокапсюльной втулкой. Для ведения прицельной стрельбы пушку со
стабилизатором оснастили телескопическим прицелом. В машине поставили
два топливных бака общей вместимостью 290 л, что обеспечивало запас
хода по топливу до 240 км.
В 1939 г. была введена подбашенная коробка с наклонными листами,
установлены новые жалюзи с усиленной защитой, изъят пулемет,
размещаемый в кормовом листе башни. Вместо него смонтирована
дополнительная боеукладка на 32 артиллерийских выстрела. Увеличилась
мощность двигателя до 73 кВт (97 л.с.), поставлены усиленные рессоры.
Масса танка достигла 10,25 т. В 1940 г. машина претерпела последнюю
модернизацию. На части эксплуатировавшихся танков были установлены
экраны, а на находящихся в производстве увеличена толщина броневых
листов подбашенной коробки с 15 до 20 мм, применен новый погон башни,
покрыли бакелитовым лаком топливные баки. Масса танка с экранами
превысила 13 т. Т-26 был одним из основных танков Красной Армии
довоенного периода. Их изготовили около 11 тысяч. Эти машины принимали
участие в боях первого периода Великой Отечественной войны. ,
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОДНОБАШЕННОЙ МОДИФИКАЦИИ ТАНКА ОБР. 1933 г.
Наименование показателей |
Характеристика, величина |
Назначение |
Непосредственная поддержка пехоты |
Тип |
Легкий с пушечно-пулеметным вооружением |
Год выпуска |
1933 |
Боевая масса, т |
9.4 |
Экипаж, чел. |
3 |
Макс. скорость,км/ч |
30 |
Вооружение |
45-мм танковая пушка и 7,62-мм танковый пулемет ДТ,
установленные в башне |
Боекомплект |
136 артиллерийских выстрелов (в командирском танке-96)
и 2898 патронов |
Бронирование |
Противопульное: лоб, борт, корма и башня - 13 мм;
крыша - 10 мм; днище - 6 мм |
Тип гусеницы |
Мелкозвенчатая
цевочного зацепления |
Число траков |
108 |
Ширина трака, мм |
260 |
Шаг трака, мм |
90 |
Число опорных катков |
2х8 |
Число поддерживающих катков |
2х4 |
Тип механизма натяжения гусеницы |
Кривошипный |
Длина опорной поверхности, мм |
2765 |
Колея, мм |
2180 |
Клиренс. мм |
380 |
Запас хода по топливу по шоссе, км |
120 |
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град
угол крена, град
ширина рва, м
высота эскарпа, м
глубина брода, м
толщина сваливаемого дерева, м |
40
40
2.0
0.75
0.8
0.3 |
Количество машин, изготовленных
серийно (с 1931 по 1940 г.)
|
Около 11 тыс |
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
|
4620
2440
2330 |
|