Первый в мире по-настоящему надежный плавающий танк был разработан
и построен английской фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1930-1931 годах.
Эту машину, получившую обозначение "Виккерс-Карден-Ллойд" (А.4) можно
считать родоначальницей всех последующих танков-амфибий. Плавучесть
танка обеспечивалась малой массой, корытообразной формой корпуса и
поплавками из бальзы, укрепленными над гусеницами. Карбюраторный
двигатель "Медоус" мощностью 56 л. с. позволял машине развивать
скорость на суше до 64 км/ч, а на плаву - 9.5 км/ч. Двигатель и
трансмиссия размещались справа, а башня и рубка механика-водителя
были смещены влево. Движение на плаву осуществлялось за счет
гребного винта.
Танк этот испытывался в Англии, но на вооружение принят не был. В
единичных экземплярах его закупили Китай, Япония, Нидерланды и
Таиланд.
На основе закупленного "Виккерс-Карден-Ллойда" в Советском Союзе в
1932 году построили опытный плавающий танк Т-33, который мало чем
отличался от английского прототипа. Корпус танка имел клепаную
конструкцию. К его бортам крепились поплавки, правда уже не из
дорогой бальзы, а заполненные пробкой или сушеными водорослями. Во
вращающейся башне, смещенной к левому борту, был установлен пулемет
ДТ. Башня поворачивалась вручную, при помощи рукояток, приваренных
изнутри. Двигатель "Форд-АА" размещался вдоль правого борта,
трансмиссия располагалась в передней части машины. Движение на плаву
обеспечивалось гребным винтом. При массе в 3 т танк развивал
скорость на суше 45 км/ч, на плаву - 5 км/ч. Подвеска танка была
блокированной. На каждом борту располагались по две двухкатковые
тележки с пластинчатыми рессорами. Последние опорные катки задних
тележек выполняли роль направляющих колес.
Вслед за Т-33 на заводе №37 в Черкизове были построены два опытных
образца плавающего танка Т-41. Первый образец обладал большим
запасом плавучести, но был слишком высок, имел нереверсивный винт и
плохую управляемость на на плаву, так как рули были установлены не
в потоке, а по бокам винта. На втором образце недостатки были
частично устранены, однако вследствие неудачно выбранной формы
корпуса и неправильного расположения центра тяжести при движении на
плаву носовая часть танка зарывалась, а корма приподнималась.
В то же время в Ленинграде в ОКМО был построен прототип плавающего
танка Т-37. 11 августа 1933 года он был принят на вооружение, однако
серийно не производился.
В результате его существенной модернизации, с учетом опыта,
накопленного при постройке и испытании танков Т-41, на заводе №37 под
руководством Н. Н. Козырева был создан легкий плавающий танк Т-37А.
Корпус этого танка имел клепано-сварную конструкцию. Для увеличения
водоизмещения к надгусеничным полкам слева и справа крепились
поплавки, заполненные пробкой. Башня, с установленным в ней 7.62-мм
пулеметом ДТ (боекомплект 2140 патронов), была смещена к правому
борту. Автомобильный двигатель "Форд-АА" (ГАЗ-АА) мощностью 40 л. с.
позволял развивать скорость 38 км/ч. Запас хода достигал 185 км.
На плаву движение обеспечивалось гребным винтом с поворачивающимися
лопастями, поворот осуществлялся при помощи руля. Для откачки воды на
днище устанавливался специальный насос. Скорость составляла 6 км/ч.
Подвеска танка - блокированная, пружинная, на каждом борту имелось по
две двухкатковых тележки. Мелкозвенчатая гусеничная цепь
изготавливалась из ковкого чугуна. Боевая масса танка составляла 3.2
т (у Т-37 - 2.9 т). Экипаж - 2 чел. Броневая защита колебалась в
пределах 4-9 мм.
Танк находился в серийном производстве с 1933 по 1936 год. За это
время заводом №37 было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка
Т-37ТУ и 75 химических. С последними, правда, не все ясно. Дело в том,
что химическими в те годы назывались огнеметные танки. Однако никаких
дополнительных данных о существовании огнеметного варианта Т-37 пока
обнаружить не удалось.
В рамках развития конструкции танка были изготовлены опытные образцы
Т-37Б и Т-37В, а кроме того, опытная самоходка СУ-37 с 45-мм пушкой.
Увлечение колесно-гусеничным движителем не обошло и плавающие танки.
В 1934 году сразу на двух предприятиях - московском заводе №37 имени
Орджоникидзе и ленинградском №185 имени С. М. Кирова (бывший ОКМО)
были изготовлены два опытных образца танка Т-43. Они отличались друг
от друга массой (4.4 и 3.6 т), формой корпуса, башней, схемами
силовой передачи и водоходного движителя, конструкцией ходовой части.
В кормовом отсеке обоих танков поперек корпуса был установлен
двигатель ГАЗ-АА. Силовая передача - механическая, с отбором мощности
на четыре ведущих опорных катка. Одна машина имела гребной винт, на
другой для движения на плаву ведущие колеса имели лопасти.
Подрессоривание передних колес было индивидуальным, ведущих опорных -
спаренным. В качестве упругого элемента использовались спиральные
пружины.
Сложность конструкции, плохая проходимость на колесном ходу и низкая
надежность машины послужили причиной того, что Т-43 не вышел из
стадии прототипов.
Разработанный несколько позже танк Т-43-2 отличался от Т-43 установкой
зенитного пулемета и меньшим числом ведущих колес.
В 1936 году на заводе №37 под руководством нового главного
конструктора Н. А. Астрова был разработан плавающий танк Т-38, в
конструкции которого, по возможности, были учтены все достоинства и
недостатки предшествующих моделей. В том же году началось его серийное
производство.
Танк имел частично сварной, частично клепаный корпус. Дополнительных
поплавков, как на Т-37А, не было. Башня цилиндрической формы была
смещена к левому борту. Пулемет ДТ (боекомплект 1512 патронов)
устанавливался в шаровой установке. Командир танка размещался слева
на сиденье мотоциклетного типа, регулируемом по высоте, механик-водитель
- справа. Двигатель ГАЗ-АА был установлен сзади вдоль оси танка.
Трансмиссия состояла из сцепления, четырехскоростной коробки передач,
карданного вала, главной передачи, бортовых фрикционов с тормозами и
бортовых передач.
К коробке передач крепился редуктор отбора мощности на трехлопастный
гребной винт левого вращения. Поворот танка при движении на плаву
осуществлялся при помощи руля.
Ходовая часть танка применительно к каждому борту состояла из двух
тележек опорных катков. Подвеска - блокированная, на пружинных рессорах.
Ведущее колесо - переднего расположения. В целом ходовая часть была
подобна танку Т-37А. По своим основным показателям танк Т-38 был вообще
близок к танку Т-37, однако замена дифференциала бортовыми фрикционами
и отбор мощности на гребной винт через специальный редуктор существенно
повысили маневренные качества танка.
В опытном порядке был построен танк Т-38М1 с подвеской легкого
полубронированного тягача "Комсомолец". А вот вариант Т-38М2 с двигателем
ГАЗ-М1 мощностью 50 л. с. производился серийно. С целью усиления
вооружения танка была предпринята попытка установки на него
автоматической пушки ТНШ-20 калибра 20 мм. Однако стандартная башня
оказалась слишком тесной для этой артсистемы. Опытный образец машины
экспонируется на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил в
Москве.
На базе агрегатов Т-37 и Т-38 были построены и два образца самоходных
артустановок, вооруженных 45-мм пушками.
В 1936 и 1937 годах на 37-м заводе было выпущено 1228 танков; затем
последовал годичный перерыв, а в 1939 году завод покинули еще 112 машин.
Однако еще до завода имени Орджоникидзе 38-ю машину начал выпускать ГАЗ -
в 1935 году он изготовил 36 танков этого типа. Последнее обстоятельство,
по-видимому, и подтолкнуло газовцев на создание своей амфибии - "в пику"
Т-38.
Эта идея воплотилась в танке ТМ ("Танк Молотова"), созданного на базе
Т-37. Танк был намного длиннее: вместо двух тележек опорных катков
установили три. Наиболее же важной его особенностью было наличие двух
двигателей ГАЗ-М1, установленных параллельно. Поскольку ТМ не имел
никаких серьезных перимуществ перед Т-38, то серийно его не выпускали.
Обе машины - и Т-37, и Т-38 - использовались в Красной Армии в качестве
разведывательных. В частности, в 1937 году в штат механизированного
корпуса входило 67 танков Т-37. Имелись они и в штате танковых батальонов
стрелковых дивизий и в разведротах отдельных танковых бригад. Один из
двух боевых эскадронов механизированного полка кавалерийской дивизии
также был укомплектован плавающими танками. Необходимо отметить, что в
связи с постоянным ростом численного состава РККА танки Т-38 находились в
войсках совместно с Т-37.
Обе машины использовались для различных экспериментов, среди которых
наиболее интересные - это подвеска танков под бомбардировщиком ТБ-3 и
десантирование их посадочным способом. Кроме того, на Медвежьих озерах
под Москвой был осуществлен сброс танка Т-37А все с того же ТБ-3 на воду.
Танк, удачно приводнившийся, затонул из-за незагерметизированных
смотровых щелей.
Советские танки-амфибии использовались в боевых действиях в районе реки
Халхин-Гол, во время похода в Западную Украину и Белоруссию, в период
войны с Финляндией. Они не оправдали себя ввиду недостаточной
проходимости, маневренности, слабой бронезащиты и вооружения. Вследствие
этого в финской войне Т-37 и Т-38 использовались, главным образом, для
охраны штабов, подвоза боеприпасов, в качестве тягачей и для связи.
Основная масса этих танков была потеряна в первый же месяц Великой
Отечественной войны. Некоторое их количество использовалось в тылу для
учебных целей. Последний пример боевого применения танка Т-38 относится,
по-видимому, к 1944 году, когда один батальон этих машин совместно с
батальоном плавающих автомобилей "Форд" GPA принял участие в форсировании
реки Свирь.
Для замены танков Т-37А и Т-38 предназначался легкий плавающий танк Т-40,
спроектированный под руководством главного конструктора Н. А. Астрова.
Боевая масса танка достигла 5.9 т. Толщина броневых листов была доведена
до 13 мм. Существенно усилилось и вооружение: в башне, смещенной к левому
борту корпуса располагались спаренные пулеметы ДШК и ДТ калибром 12.7 и
7.62 мм соответственно (боекомплект 500 и 2016 патронов). С целью повышения
скорострельности пулемета ДШК его боекомплект был размещен в кольцевой
боеукладке. В средней части корпуса, справа, располагался двигатель ГАЗ-11
модели 202 мощностью 85 л. с., который позволял танку двигаться со
скоростью 44 км/ч по суше и 5 км/ч на плаву. Запас хода по шоссе достигал
220 км. Ходовая часть Т-40 имела торсионную подвеску. Опорные и
направляющие катки были одинаковыми.
Заказ на 1940 год составлял 100 машин, но фактически "сороковку" начали
выпускать только в 1941 году, успев изготовить до начала войны 181 танк.
Стремясь увеличить выпуск боевых машин, одновременно усиливали вооружение:
на танк установили 20-мм пушку ТНШ-20, сэкономив массу за счет отказа от
ходового винта и его приводов. Этот танк получил обозначение Т-40С. Внешне
он почти неотличим от Т-40 (отсутствует лишь винт в кормовой нише). А вот
на следующем варианте - Т-30 - отсутствовала уже и ниша, кормовой лист был
спрямлен. Водоизмещающий же корпус остался, хотя машина плавать уже не
могла. Путаница с индексами танков (Т-40 - раньше, а Т-30 - позже) возникла
из-за заводских обозначений. Т-40 имел заводской индекс 020, а Т-30 - 030.
В последнем случае армейское обозначение совпало с заводским. По-видимому,
для простоты.
Т-40 - последний советский танк, который можно отнести к ветви
"Карден-Ллойда" - производился до конца осени 1941 года, некоторое время
параллельно со своим чисто сухопутным вариантом - Т-60. Всего 37-м заводом
было выпущено 668 танков Т-40 всех вариантов.
Характеристика |
Т-38 |
Боевая масса, т |
3.2 |
Габариты, мм |
- длина |
3780 |
- ширина |
2234 |
- высота |
1630 |
Экипаж, чел |
2 |
Бронирование, мм |
- лоб корпуса и башни |
9 |
- борт, крыша, днище |
4 |
Вооружение |
- количество х тип |
1 x 7.62-мм пулемет ДТ |
- боекомплект, патронов |
1512 |
Двигатель |
- тип |
6-цилиндровый рядный карбюраторный ГАЗ-АА |
- макс. мощность |
40 л.с. |
- объем |
3285 см3 |
- частота оборотов |
2200 об/мин |
Скорость максимальная на гусеницах, км/ч |
40 |
Скорость максимальная на плаву, км/ч |
6 |
Запас хода, км |
220
|