Легкие танки БТ ("быстроходный танк")
начали поступать на вооружение Красной Армии в
1931 г. Их главная особенность - колесно-гусеничный
движитель. Для движения на колесах гусеницы
снимались, а задние опорные катки становились
ведущими колесами. Привод к ним осуществлялся от
трансмиссии через специальные бортовые
шестеренчатые передачи - гитары, а управление
поворотом - передними колесами от руля. Переход с
одного движителя на другой занимал примерно 30
мин.
В процессе выпуска танки БТ неоднократно
модернизировались с целью повышения боевых
свойств. Отдельные серии отличались друг от
друга главным образом вооружением и моторными
установками. Общая компоновка всех танков БТ
была следующей: в носу - отделение управления, в
середине - боевое отделение, в корме - двигатель и
трансмиссия.
В рассматриваемый период таких быстроходных
боевых машин не имела ни одна армия мира.
Легкий танк БТ-2 (1931 г.). Первые
танки серии БТ, созданные осенью 1931 г., имели
марку БТ-2. В этом же году три такие машины
участвовали в военном параде на Красной площади.
На первых образцах танков, выпускавшихся до 1933
г. в нескольких вариантах, в башне была спаренная
установка двух пулеметов. На второй серии в башне
устанавливались 37-мм пушка с плечевым упором для
наводки в цель и один пулемет ДТ в шаровой
установке. Третий вариант танка БТ-2 отличался от
второго установкой в башне 45-мм пушки и
спаренного с ней пулемета.
На всех вариантах танка БТ-2 устанавливалась
цилиндрическая башня, устаревший карбюраторный
авиационный двигатель Либерти,
четырехступенчатая коробка передач. В качестве
механизма поворота применялись бортовые
фрикционы с тормозами.
Принципиально новая конструктивная
особенность танков БТ-2 - независимая подвеска,
характерная применением отдельных упругих
элементов (пружин) для каждого опорного катка.
Такая подвеска явилась важнейшим условием
создания быстроходных боевых машин.
Легкий танк БТ-5 (1933 г.). Дальнейшая
работа конструкторов по улучшению боевых
свойств машины завершилась созданием танка БТ-5,
отличающегося от БТ-2 башней новой конструкции,
имеющей большие размеры и кормовую нишу.
Вооружили танк 45-мм пушкой и спаренным с ней
пулеметом. Боекомплект пушки- 115 выстрелов.
На танке БТ-5 установили карбюраторный
авиационный двигатель М-5 отечественного
производства, а в связи с увеличением массы
машины за счет новой башни и вооружения (до 11,5 т)
усилили детали ходовой части.
На командирских машинах БТ-5 устанавливались
радиостанция и поручневая антенна на башне, что
сократило боекомплект пушки до 72 выстрелов. На
небольшой части танков БТ-5А (1934 г.) стояла 76-мм
пушка с длиной ствола 16,5 калибра. Эти танки,
называемые "артиллерийскими", оказывали
огневую поддержку основных атакующих танков,
действуя во втором эшелоне.
Легкий танк БТ-7 (1936 г.). Танк
БТ-7 образца 1935 г. - это дальнейшее развитие танков
БТ. Имея цилиндрическую башню, он отличался от
танка БТ-5 усилением броневой защиты, применением
сварных соединений броневых листов,
отечественного карбюраторного авиационного
двигателя М-17Т увеличенной мощности, коробки
передач с тремя передачами и ленточных плавающих
тормозов, установкой дополнительных топливных
баков на надкрылках гусениц, что обеспечило
увеличение запаса хода более чем в полтора раза.
Танки БТ-7 с цилиндрической башней были
выпущены в небольшом количестве.
Вторая модель танка БТ-7 образца 1936 г.,
отличающаяся от первой конической башней, была
наиболее массовой. В этом танке впервые
совершенствуется механизм вертикальной наводки
пушки - вводится стабилизация линии прицеливания
по вертикали. Один пулемет спаривается с пушкой,
а второй устанавливается в нише башни.
Боекомплект к пушке-188 выстрелов.
На командирском танке БТ-7, в отличие от
линейного, устанавливалась радиостанция,
убирался пулемет из ниши башни и уменьшался
боекомплект пушки до 132 выстрелов.
Легкий танк БТ-7А (1938 г.). На этом танке
так же, как и на танке БТ-5А, стояла 76-мм пушка, а
боекомплект к ней составлял 50 выстрелов. Эти
танки успешно применялись для поддержки танков
БТ-7 и Т-26 в боевых действиях на реке Халхин-Гол в
1939 г.
Командирские танки БТ-7А оборудовались
радиостанцией, вследствие чего в них не
устанавливался пулемет в нише башни, а
боекомплект пушки был уменьшен до 40 выстрелов. На
части танков устанавливался зенитный пулемет.
На всех танках, принятых на вооружение до 1939 г.,
применялись карбюраторные двигатели. Однако в
условиях боевой обстановки они были
недостаточно экономичны, а самое главное -
пожароопасны. Поэтому уже в начале 30-х годов
начинаются работы по созданию специального
дизеля.
Эти работы закончились в 1938 г., когда на танк БТ-5
в опытном порядке установили быстроходный
дизель В-2 - первый в истории специально созданный
танковый дизель большой мощности. После успешных
испытаний этого танка было принято решение
начать в 1939 г. серийное производство танков БТ-7М
с дизелем.
Такая машина обладала значительным запасом
хода (до 600 км на гусеницах), у нее уменьшилась
вероятность возникновения пожара. На вооружении
остались 45-мм пушка и спаренный с ней пулемет.
Кроме того, все танки БТ-7М имели пулемет в
кормовой нише башни и зенитный пулемет.
На всех машинах устанавливались радиостанция и
танковое переговорное устройство ТПУ-3.
Производство танков БТ-7М прекратилось весной
1940 г. в связи с переходом на выпуск танков Т-34.
Боевая масса, т |
11 |
Экипаж |
3 |
Габаритные размеры, м |
|
длина |
5.5 |
ширина |
2.23 |
высота |
2.16 |
Клиренс, мм |
350 |
Удельная мощность, л.с./т |
33.2 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 |
0.59 |
Вооружение |
|
Пушка, калибр |
37 |
Пулемет, калибр |
7.62 |
Боекомплект, шт |
|
снарядов |
92 |
патронов |
2709 |
Преодолеваемые препятствия |
|
Подъем, град |
42 |
Брод, м |
0.9 |
Ров, м |
2.5 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
На гусеницах |
52 |
На колесах |
72 |
Запас хода, км |
|
На гусеницах |
120..160 |
На колесах |
до 200 |
Бронирование, мм |
13 |
Двигатель |
авиационный, карбюраторный
"Либерти" |
Вознюк В. С., Шапов П. Н. |