Средний многобашенный танк Т-28, наряду со
своим тяжелым "собратом" Т-35, был символом
мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии в
предвоенные годы. Его облик знаком многим по
кадрам кинохроники, запечатлевшим могучие
стальные крепости, проходящие в парадном строю
по Красной Площади. В фильме "Если завтра
война" он эффектно крушил деревья, как бы
напоминая всем своим видом, что
"... если враг полезет к нам матерый,
Он будет бит повсюду и везде,
Тогда нажмут водители стартеры -
И по лесам, по сопкам, по воде ..."
Танк Т-28 известен многим, но, одновременно,
мало кто располагает о нем исчерпывающей
информацией. Мы постараемся восполнить этот
пробел, чтобы для большинства любителей истории
военной техники исчезли "белые пятна" с этой
весьма интересной серийной боевой машины.
I. Создание
В 1931 году коллектив Опытного
конструкторско-механического отдела (ОКМО)
Машиностроительного завода "Большевик"
(бывший Обуховский завод) в Ленинграде,
возглавляемый Н.В.Барыковым, приступил к
проектированию трехбашенного среднего танка,
предназначенного для качественного усиления
общевойсковых соединений при прорыве сильно
укрепленных оборонительных полос. Ведущим
конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц. В
конце года первый прототип нового танка был
выведен на заводские испытания.
В главной башне прототипа размещалась 45-мм
танковая пушка и пулемет ДТ в шаровой установке.
В двух малых пулеметных башнях устанавливались
еще два ДТ. Для поворота главной башни
использовался электропривод, что являлось
новинкой для того времени; для удобства работы
экипажа в ней имелся также подвесной полик.
Конструкция ходовой части танка, весившего 18
тонн, придавала ему необходимую плавность хода и
обеспечивала преодоление препятствий. Вместе с
тем, при первом же испытании в ней выявилось
большое число недоработок, как впрочем и в
силовой установке.
В связи с загруженностью танкового
производства завода "Большевик"
(выделенного в 1932 году в самостоятельный завод №
174 им. К.Е.Ворошилова) программой выпуска танка
Т-26, серийное производство трехбашенного
среднего танка было поручено заводу "Красный
путиловец" (с 1934 года - "Кировский завод").
Проектная документация и опытный образец танка
поступили туда в октябре-ноябре 1932 года.
Для обслуживания серийного производства при
техническом отделе заводоуправления была
создана специальная конструкторская группа,
преобразованная в 1934 году в специальное
конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавил
О.М.Иванов. Конструкторской же группой
первоначально руководил Н.Ф.Комарчев, а с 1933 года
-А.Г.Ефимов. Для оказания помощи при организации
серийного производства на "Красный
путиловец" был направлен начальник ОКМО
Н.В.Барыков. В мае 1937 года, после ареста
О.М.Иванова, начальником СКБ-2 стал 29-летний
Ж.Я.Котин.
К 25 февраля 1933 года были изготовлены первые 8
бронекорпусов и началась сборка первых четырех
танков. К 1 мая завод выпустил 1 2 танков, 10 из
которых приняли участие в первомайском параде в
Москве, а два - в Ленинграде. 11 августа 1933 года
танк был принят на вооружение
мотомеханизированных войск РККА под маркой Т-28.
Заказ РККА на 1933 год составлял 90 танков, однако
в войска была сдана только 41 машина. Т-28
производился в течение восьми лет, и его выпуск
по годам выглядел следующим образом:
1933 |
1934 |
1935 |
1936 |
1937 |
1938 |
1939 |
1940 |
41 |
50 |
32 |
101 |
39 |
96 |
131 |
13 |
Всего же за время серийного производства было
выпущено 503 танка.
Серийный Т-28 существенно отличался от
прототипа. При сохранении общей компоновки и
схемы расположения башен существенным
изменениям подвергся корпус, конструкция
которого стала сварной.
В главной башне измененной формы с развитой
кормовой нишей, вместо 45-мм установили 76,2-мм
пушку. Подверглись усовершенствованию ходовая
часть и моторно-трансмиссионное отделение.
Танк Т-28 производился несколькими сериями.
Начиная со второй серии в конструкцию танка
вносились многочисленные (более 600) изменения.
Вместе с тем, крупных модернизаций, сильно
затронувших боевые характеристики танка, было
только три. С 1938 года начала устанавливаться
новая более мощная 76,2-мм пушка Л-10. С декабря
следующего года, с учетом опыта боев на
Карельском перешейке, броню танка усилили
экранами. Толщина лобовых листов корпуса и башен
выросла до 50-80 мм, а бортовых и кормовых - до 40 мм.
Масса такого танка, получившего индекс Т-28Э
(экранированный), возросла до 32 т. И, наконец, в 1940
году были выпущены танки последней серии,
имевшие главные башни конической формы.
Следует отметить, что в процессе серийного
производства удалось достигнуть высокой степени
унификации с тяжелым танком Т-35. Наример, главная
башня (как цилиндрической, так и конической
формы) и пулеметные башни на обоих типах машин
были одинаковые.
В некоторых источниках фигурирует иное
количество выпущенных машин - в частности 603, что
маловероятно. Приведенное здесь число - 503
единицы лучше соотносится с данными о количестве
находившихся в войсках машин. В книге "Оружие
Победы" (М.: Машиностроение, 1987г.) говорится о 523
выпущенных Т-28. Однако для советской статистики
расхождение в 20 машин можно принять как
допустимое.
II. Конструкция серийного танка
Броневой корпус
Корпус танка представлял собой коробку,
собранную из катаных броневых листов, сваренных
между собой встык. Передняя часть корпуса была
скошена - для увеличения обзора
механика-водителя и уменьшения мертвого
пространства перед танком. На стыке верхнего
переднего наклонного листа, лобового
вертикального и днища вваривались угольники,
придававшие лобовой части корпуса необходимую
прочность. Сверху к переднему наклонному листу
приваривались две вертикальные стенки верхней
части кабины механика-водителя. Спереди кабина
закрывалась дверкой на петлях, которая
откидывалась вперед при помощи двух рукояток
изнутри. В дверке имелся откидной щиток на
шарнирах с узкой прорезью, прикрытой триплексом.
Сверху над дверкой - откидная крышка на петлях
для посадки механика-водителя.
Снаружи напротив боевого отделения к стенкам
корпуса крепились с каждой стороны ящики для
приборов дымопуска.
Днище корпуса имело восемь люков в
моторно-трансмиссионном отделении,
предназначенных для доступа к агрегатам, слива
бензина и масла. Еще по шесть круглых отверстий с
каждой стороны для прохода и крепления свечей
амортизаторов размещались в выступающей части
днища.
Верх моторного отделения - съемный, с откидной
на петлях крышкой (для доступа к двигателю). В
середине крышки - отверстие, над которым
устанавливался колпак воздухозаборника. Справа
и слева расположены жалюзи для впуска
охлаждающего воздуха к радиаторам. За моторным
отделением на крыше корпуса имелись два круглых
отверстия для крепления патрубков выхлопных
труб и отверстия под болты глушителя.
Над отделением трансмиссии - съемный наклонный
лист брони с круглым отверстием посередине для
крепления диффузора вентилятора.
Боевое отделение отгорожено от моторного
перегородкой, с квадратным отверстием для
доступа к двигателю. Два круглых отверстия в
бортах корпуса предназначались для доступа к
приборам дымопуска.
К днищу корпуса вдоль моторного отделения была
приварена рама двигателя, первичной передачи
вентилятора и КПП. Рама для прочности
укреплялась двумя подкосами с каждой стороны;
последние одновременно служили опорой для
радиаторов. Справа и слева от подмоторной рамы в
отделении трансмиссии располагались
вертикальные ниши для бензобаков.
Главная башня
Главная башня - сварная, эллиптической формы, с
развитой кормовой нишей. В задней стенке -
круглое отверстие (на машинах ранних выпусков -
вертикальная щель, закрытая заслонкой) для
шаровой установки пулемета. На стенке ниши
размещалась радиостанция. В крыше башни имелись
два люка - круглой и прямоугольной формы (на
машинах первых выпусков - один общий
прямоугольный люк). Впереди люков - отверстия: два
для закрытых броневыми колпаками
перископических приборов и одно - для вывода
привода к радиоантенне. На правой и левой стенках
башни имелись круглые отверстия с задвижками
изнутри для стрельбы из личного оружия, а выше и
несколько впереди - смотровые щели с триплексами.
Главная башня оснащалась подвесным полом,
приподнятым над днищем корпуса. Пол крепился
четырьмя кронштейнами к погону башни. Стойки
сидений наводчика и командира имели снизу по 6
гнезд каждая для размещения снарядов. Между
сиденьями была установлена стойка с 8 гнездами
(на машинах первой серии - с 1 2 гнездами) под
снаряды и шесть магазинов к пулеметам. Сиденье
заряжающего (он же - радист) - откидное, крепилось
шарнирно на задней стойке пола. Пол был прикрыт
сверху резиновым рифленым листом.
Малые башни
Обе малые башни одинаковы по своему устройству
- круглые, с выступом в передней части для шаровой
установки пулемета ДТ. Различались между собой
только расположением смотровых щелей.
Вооружение
- Первоначально танк вооружался 76,2-мм танковой
пушкой КТ-28 ("Кировская танковая") обр. 1927/32
г., в установке которой использовалась
качающаяся часть 76,2MM полковой пушки обр. 1927 г. со
следующими изменениями: укорочена длина отката с
1000 до 500 мм, увеличено количество жидкости в
накатнике с 3,6 до 4,8 л, усилены салазки путем
утолщения их стенок с 5 до 8 мм, введен новый
подъемный механизм, ножной спуск и новые
прицельные приспособления, удовлетворяющие
условиям работы танкового экипажа. Основные
данные орудия:
- калибр - 76,2 мм;
- полная длина ствола - 16,5 калибров;
- масса снаряда - 6,5 кг;
- начальная скорость снаряда - 381 м/с;
- макс. угол возвышения - +25°;
- макс. угол склонения - - 5 °;
- масса качающейся части - 540 кг.
Пушка была установлена в маске и имела
телескопический и перископический прицелы.
Телескопический прицел обр. 1930 г. располагался
слева от пушки. Перископический прицел обр. 1932 г.
был установлен на крыше башни с левой стороны и
соединялся с пушкой "приводом к перископу".
Кроме этих прицелов в крыше башни с правой
стороны, симметрично с перископическим прицелом,
располагалась командирская панорама.
В 1 938 г. танк получил 76,2-мм танковую пушку Л-10 с
длиной ствола в 26 калибров и начальной скоростью
снаряда 555 м/с.
Пулемет ДТ ("Дегтярев танковый") калибра
7,62-мм устанавливался в шаровом яблоке справа от
пушки. Угол его горизонтального обстрела +/-30 ° ,
угол возвышения +30 , снижения -20 .
Для стрельбы назад в нише башни имелась шаровая
(на танках ранних выпусков - бугельная) установка
для запасного пулемета ДТ. С 1939 года по приказу
Наркома обороны К.Е.Ворошилова пулемет в нише
должен был располагаться постоянно. Эти пулеметы
прозвали "ворошиловскими".
Малые башни вооружались одним пулеметом ДТ в
шаровой установке. Каждая башня могла вращаться
от упора в стенку кабины механика-водителя до
упора в стенку корпуса танка, горизонтальный
угол обстрела при этом составлял 165 °.
На танках последних серий на люке наводчика
появилась зенитная турельная установка П-40 с
пулеметом ДТ, снабженным для стрельбы по
воздушным целям коллиматорным прицелом.
Боекомплект танка Т-28 состоял из 69 снарядов для
76,2-мм пушки и 126 пулеметных магазинов (7938
патронов).
Двигатель и трансмиссия
На танках Т-28 всех серий устанавливался 4-х
тактный 1 2-цилиндровый V-образный карбюраторный
авиационный двигатель М-17Л. Эксплуатационная
мощность двигателя - 450 л.с. при 1400 об/мин. Степень
сжатия - 5,3, сухая масса двигателя - 553 кг.
В качестве топлива использовался бензин марок
Б-70 и КБ-70. Топливных баков - два, емкостью по 330 л
каждый. Подача топлива - под давлением,
бензопомпой.
Масляный насос - шестеренчатый (на танках
первой серии - поршневой). Карбюраторов - два, типа
КД-1. Охлаждение двигателя - водяное,
принудительное; емкость радиаторов 96-100 л. На
машинах первой серии радиаторы имели разное
число секций. Зажигание - от магнето. На танках
первой серии - "Сцинтилла"; на последующих -
магнето "Электрозавода".
Трансмиссия состояла из главного фрикциона (ГФ)
сухого трения, пятискоростной КП (пять - вперед,
одна -назад), имевшей блокировочное устройство,
предотвращавшее переключение передач при
невыключенном ГФ, многодисковых сухих бортовых
фрикционов и двухрядных бортовых передач.
Тормоза - ленточные с обшивкой ферродо (кроме
танков первой серии).
Ходовая часть
Подвеска танка - блокированная, состояла
(применительно к одному борту) из двух
подвешенных к корпусу тележек. В каждую тележку
входили три каретки, связанные между собой
рычагами, а каждая каретка в свою очередь
включала две пары катков, соединенных между
собой балансиром. Все каретки были подрессорены
цилиндрическими спиральными пружинами.
Наибольшая нагрузка на пружину в средних катках
от собственной массы танка достигала 1 950 кг.
Наружный диаметр катка - 350 мм. Число
поддерживающих катков на каждой стороне -по
четыре спаренных, с резиновыми бандажами,
диаметром 280 мм.
Ведущие колеса цевочного зацепления с
диаметром делительной окружности 720 мм и 17-ю
зубьями, расположены сзади. Зубчатые венцы -
съемные. Направляющие колеса - литые со стальным
штампованным ободом и резиновым бандажом.
Наружный диаметр колеса - 780 мм. Натяжное
приспособление - винтовое, с помощью кривошипа.
Гусеница длиной 15800 мм состояла из 1 2 1 стального
литого трака. Ширина трака - 380 мм, длина - 1 70 мм,
шаг гусеничной цепи - 1 30 мм.
Электрооборудование
Схема однопроводная, напряжение - 1 2 В, за
исключением стартера (24 В). Начиная с машин второй
серии, напряжение в 24 В и у мотора вращения
главной башни. Мощность генератора 1000 Вт.
Освещение: 2 передних фары, 2 задних сигнальных
фонаря, 3 лампочки щитка водителя, 2 переносных
лампочки, 6 штепсельных розеток (3 в главной башне,
по одной - в малых и одна в отделении трансмиссии),
4 плафона (2 в главной башне и по одному - в малых),
гудок "ЗЕТ" вибраторного типа.
Средства связи
На танках Т-28 первоначально устанавливалась
радио-станция 71-ТК-1. Начиная с 1935 года ее сменила
радиостанция 71-ТК-З с двумя вариантами питания:
умформерным и батарейным. 71-ТК-З - наиболее
массовая танковая радиостанция довоенных лет.
Это была специальная приемо-передающая,
телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция
с амплитудной модуляцией, работающая в диапазоне
частот 4-5,625 МГц, которая обеспечивала дальность
связи телефоном на ходу до 15 км и на стоянке до 30
км, а телеграфом на стоянке - до 50 км. Масса
радиостанции без антенны - 80 кг.
Для внутренней связи в танке имелся танкофон на
6 человек. На машинах первой серии устанавливался
прибор типа "Сафар".
Специальное оборудование
Стационарное противопожарное оборудование
состояло из баллона с четыреххлористым
углеродом емкостью 3 л, установленного сверху на
стенке под правым радиатором. Кнопка для тушения
пожара - у водителя. Кроме стационарного имелось
еще два ручных баллона.
Танк оборудовался также двумя приборами
дымопуска ТДП-3, размещенными по бортам в
специальных броневых ящиках.
* * *
В целом конструкцию танка Т-28 можно
признать достаточно совершенной для своего
времени. Состав и расположение вооружения,
применительно к концепции многобашенной
компоновки, были оптимальными. Три башни,
размещенные в два яруса, при независимом их
управлении обеспечивали эффективное
сопровождение пехоты массированным огнем;
последний мог управляться и корректироваться
одним командиром (чего не скажешь, например, о Т-35,
пятью башнями которого управлять в бою одному
командиру было физически невозможно).
Вместе с тем, танк имел и существенные
недостатки, особенно в системах двигателя и
трансмиссии. Быстро изнашивалась и ходовая
часть: лопались рессоры, выходили из строя детали
подвески, ломались шестерни бортовых передач.
Танки с трудом проходили приемосдаточный пробег,
а затем на завод начинали поступать рекламации
из войск. Несмотря на ряд переделок и улучшений -
усиление амортизаторов ходовых тележек,
применение опорных катков с внутренней
амортизацией, постоянное совершенствование
агрегатов двигателя и трансмиссии - недостатки
полностью устранить не удалось. Во многом это
было связано как со скудной агрегатной базой, так
и с достаточно низкой технологией изготовления.
Не сразу были готовы к приему столь сложных
боевых машин и войска.
Тем не менее, по сочетанию основных
оценочных параметров - подвижности, вооружению и
броневой защите - танк Т-28 был в 30-е годы
сильнейшим средним танком в мире. Однако
возрастание мощи противотанковой артиллерии и,
как следствие, необходимость увеличения толщины
брони танка, заводило саму идею многобашенной
компоновки в тупик. Резко возраставшая масса и
габариты танка делали необходимость перехода к
однобашенной компоновке совершенно очевидной. Дальше
|