III. Специальные машины
Танк Т-28ПХ
Танк Т-28ПХ представлял собой серийную машину
Т-28, оборудованную для преодоления водных
преград глубиной до 4-4,5 м. Это достигалось путем
герметизации корпуса танка и его вооружения, а
также установкой приспособлений для питания
двигателя воздухом и отвода выхлопных газов под
водой.
Испытания танка с приспособлением подводного
хода проводились в августе-декабре 1937 года в
естественных водоемах. Экипаж работал в легких
водолазных аппаратах ИПА-2 и ИПА-3. Всего было
произведено 27 заездов на различную глубину общей
продолжительностью 6 ч. 35 мин. Двигатель работал
под водой 4 ч. 44 мин. При этом длительность одного
погружения была доведена до 60 мин., а непрерывная
работа двигателя под водой - до 27 мин. Не обошлось,
к сожалению, и без ЧП.
4 сентября 1937 года на 18-й минуте четвертого
заезда, на глубине 2780 мм, двигатель, работавший до
этого нормально при 1000-1100 об/мин, стал давать
перебои, меняя число оборотов. Через 40-50 секунд в
танке произошел взрыв. Взрывом были вырваны
крепления люков - водителя, правой малой башни,
турельного главной башни и подмоторного,
нарушена герметизация ряда уплотнений и жалюзи.
Танк залило водой. К счастью, обошлось без жертв -
экипаж сумел покинуть машину.
В результате испытаний было установлено, что
оборудование подводного хода, изготовленное в
мастерских НИ-БТ Полигона, по причине ряда
конструктивных недостатков не вполне
соответствует предъявленным
тактико-техническим требованиям. В то же время,
даже при самом поверхностном устранении
выявленных дефектов подводное хождение Т-28
вполне возможно.
Было признано необходимым изготовить эталон
Т-28ПХ в заводских условиях. При устранении всех
отмеченных недостатков Т-28ПХ мог успешно
использоваться при форсировании водных преград
глубиной до 4 м и шириной до 1 км при максимальной
скорости до 1 м/с.
К сожалению, никакой информации о последующей
судьбе Т-28ПХ в архивах обнаружить пока не
удалось.
Танк-тральщик
В мае-июле 1939 года проводились испытания
серийного танка Т-28, оборудованного колейным
Катковым минным тралом нажимного действия.
Ширина следа колес одной каретки катков
составляла 600 мм. В ходе испытаний выяснилось, что
каждая каретка катков в состоянии подорвать 2-3
противотанковые мины ТМ-35, снаряженных 2600-2800 г.
тола, после чего она нуждается в восстановлении.
Скорость траления достигала 10-12 км/ч. Для
установки трала на танк требовалось 1 ч. 40 мин.
времени. Габаритные размеры танка с тралом
составили в длину 8160 мм, в ширину 3216 мм. Масса
трала - 2110 кг.
В результате испытаний комиссия пришла к
выводу, что, несмотря на ряд положительных
качеств трала, его конструкцию необходимо
улучшить, чтобы добиться большей живучести (10-15
взрывов под кареткой) и маневренности
танка-тральщика. Было признано необходимым
изготовить 2-3 образца для полигонных испытаний и
провести их в 1 940 году в летних и зимних условиях.
Мостовой танк ИТ-28
Мостовой танк ИТ-28 был создан на Ленинградском
Кировском заводе в 1940 году. В качестве базы
послужил серийный танк Т-28Э.
Вместо башен и подбашенной коробки была
установлена восьмигранная рубка с толщиной
брони от 30 до 50 мм и наклоном листов от 8 до 25°. В
лобовом листе рубки размещались два пулемета ДТ
в шаровых установках с секторами обстрела:
горизонтальным - 42° и вертикальным - 32°.
Боекомплект пулеметов состоял из 4473 патронов.
Сверху на рубке монтировался двухколейный мост
длиной 13,3 м, шириной 3,35 м. Для наводки моста танк
был оборудован специальным мостовым приводом,
включавшим в себя устройство отбора мощности от
двигателя, муфту сцепления, коробку передач,
гидравлический привод, промежуточную передачу,
привод главных рычагов, главные рычаги и
механизм управления. Конструкцию мостового
оборудования разработали специалисты НАТИ.
Масса танка с мостом составила 29т, без моста - 25
т. Габариты с мостом: 13,3х3,5х3,7 м, без моста:
7,36х2,87х3,77 м (с рычагами, уложенными по-походному).
Силовая установка осталась прежней. Скорость
движения танка с мостом по проселочной дороге
достигала 14 км/ч. Ширина перекрываемого мостом
препятствия - до 12,5м.
Время наводки моста: по горизонтали - 1-3 мин., по
вертикали - 2-3 мин. Время подъема моста с
препятствия на танк - 3-5 мин.
Испытания ИТ-28 проводились в июне 1940 года. В
результате их было выявлено, что прочность
механизмов мостового привода и прочность
металлоконструкции моста достаточны для
пропуска танков массой до 50 т. Для получения
более полных тактических и технических данных
было признано необходимым провести испытания
танка в войсковых условиях. Из этого можно
сделать вывод о том, что к июню 1941 года ИТ-28 вряд
ли производился серийно. Возможно, было
построено 1-2 опытных образца.
IV. Опытные образцы и проекты
Еще до принятия на вооружение танка Т-28
началась разработка различных боевых машин на
его базе.
Так в 1932 году конструкторское бюро
Артиллерийской академии разработало под
руководством профессора Ф.Л.Хлыстова проекты
152-мм самоходной мортиры и 76мм самоходной
зенитной пушки.
Самоходная установка со 152-мм мортирой весила
17,6 т. Возимый боекомплект составлял 47 выстрелов,
двигатель мощностью в 400 л.с., скорость движения
по шоссе - до 37,5 км/ч. Главная и обе малые башни с
танка были сняты, боковые стенки корпуса
выровнены, установлен новый передний броневой
лист с двумя пулеметами в шаровых установках, а
также броневые листы, прикрывавшие с боков и
сзади орудийный расчет. Экипаж состоял из шести
человек: трое - орудийный расчет, один водитель и
два пулеметчика.
76-мм зенитная самоходная пушка на базе Т-28
получила индекс СУ-8. Она представляла собой
открытую установку массой 1 9 т. При стрельбе для
увеличения площадки орудийному расчету борта
установки откидывались, а для разгрузки рессор
предусматривались упоры. Возимый боекомплект - 108
выстрелов. Экипаж - шесть человек.
В конце 1933 года по предложению инженера
А.А.Толочкова был разработан проект 152-мм
самоходной береговой установки на специальном
гусеничном шасси, собираемом из стандартных
агрегатов и деталей серийного танка Т-28.
Установка предназначалась для береговой
обороны. Наиболее существенная ее особенность -
возможность кругового обстрела. Для этого корпус
опускался на землю, а гусеницы поднимались так,
что вся установка с орудием - 152-мм морской пушкой
Б-10 - опиралась на специальный поддон с роликовым
погоном, на котором она могла плавно и быстро (со
скоростью до 10° в секуду) вращаться главным
двигателем. Малая высота и броневая защита от 8 до
20 мм обеспечивали хорошую маскировку на
местности и защиту экипажа от осколков. Масса
установки - около 50 т., скорость движения по шоссе
- до 20 км/ч, экипаж - 6 человек. Перевод установки в
боевое положение должен был занимать 2 - 3 мин.
Агрегаты и узлы Т-28 использовались и при
создании в 1 935 году самоходной установки СУ-14-1 с
203-мм гаубицей Б-4 в рамках так называемого
"самоходного дуплекса".
Как уже упоминалось, слабым местом серийных Т-28
была их ходовая часть. В декабре 1937 года Ж.Я.Котин
подписал чертежи измененной ходовой части танка,
где существующие блоки-тележки с 12 катками
заменялись четырьмя парами катков,
сблокированных в тележки на спиральных пружинах
по типу тех, что применялись на тяжелом танке Т-35.
Однако, судя по всему, танк с этой подвеской так и
не был построен.
В начале 1938 года, когда в СКБ-2 велись проектные
работы по танку СМК, на одной из серийных машин
Т-28 в экспериментальном порядке установили
торсионную подвеску. Кронштейны и торсионы
укрепили под днищем танка.
Послужил Т-28 в качестве опытного и известному
артиллерийскому конструктору В.Г.Грабину. Именно
в этой машине в 1940 году проходила испытания 85-мм
танковая пушка Ф-39, разрабатываемая для тяжелого
танка КВ.
В 1937-1938 годах был построен и проходил испытания
танк Т-28 с гидромеханической трансмиссией.
В связи с высокими потерями танков на финских
минных полях в период "зимней войны"
начались опытные работы по созданию на базе Т-28
специального танка с установкой для подрыва мин
и фугасов на расстоянии.
Принцип подрыва на расстоянии основывался на
создании впереди танка электромагнитного поля
ультравысокой частоты, при помощи которого и
происходил подрыв мин и фугасов, имевших
электродетонаторы и злектрозапалы.
На танке вместо главной башни был установлен
ящик-рубка с генератором и прочим оборудованием.
Испытания состоялись 14 апреля 1940 года и
закончились вполне успешно. Впоследствии,
аналогичная по назначению машина создавалась на
базе танка KB (объект 218).
Силовая установка и трансмиссия, а также
орудийные башни Т-28 были использованы при
создании мотоброневагона "МБВ". В 1 936-37 годах
на Кировском заводе были построены два таких
мотоброневагона, немного отличавшиеся друг от
друга. Они успешно прошли испытания и были
приняты на вооружение.
Башни Т-28 с 76,2-мм пушкой использовались и для
вооружения бронекатеров проекта 1124 и 1125
довоенной постройки. С начала войны на последние
начали устанавливать уже башни от Т-34.
V. Колесно-гусеничный танк Т-29
В числе танков с колесно-гусеничным движителем,
созданных в 30-е годы, был средний трехбашенный
танк Т-29.
Сначала Автотанковым бюро техотдела ЭКУ ОГПУ
был разработан эскизный проект танка, названного
танком-истребителем ИТ-3. Его основные параметры:
масса - 17,5т; экипаж - 4 чел; вооружение - 76,2-мм пушка,
пулеметы калибров 12,7-мм и 7,62-мм; двигатель - М-17Б
мощностью 500 л.с.; максимальная скорость на
гусеничном ходу - 60 км/ч, на колесах - 80 км/ч. Башню
и некоторые части корпуса предполагалось
изготавливать штампованными.
В 1934 году на Заводе опытного машиностроения им.
С.М.Кирова (завод № 185) в Ленинграде по проекту все
того же техотдела ЭКУ ОГПУ - тюремного КБ, где
работали арестованные конструктора - было
осуществлено изготовление танков Т-29-4 и Т-29-5.
Ведущим конструктором проекта был Н.В.Цейц.
Непосредственное участие в разработке принимал
Н.А.Астров.
Упомянутые танки имели соответственно
следующие параметры: масса 16 и 23,5 т.; скорость на
гусеничном ходу - 60 и 51 км/ч, на колесах - 72 км/ч;
броня корпуса - 20 и 30 мм, башни - 1 5 и 20 мм. Экипажи
обоих танков состояли из пяти человек.
Вооружение также было одинаковым: 1 пушка и 4
пулемета. В ходовой части отсутствовали
поддерживающие катки, а передняя и задняя пары
опорных катков были управляемыми.
В конце 1934 года в конструкторском отделе Завода
им. С.М.Кирова закончилась разработка проекта
танка Т-29. Ведущим конструктором машины вновь был
Н.В.Цейц.
Т-29 - трехбашенный танк, аналогичный по
компоновке танку Т-28. Однако по ширине он был на 350
мм, а по высоте - на 200 мм больше последнего. Это
произошло за счет размещения элементов подвески
внутри броневого корпуса. Корпус сваривался из
катаных броневых листов. Малые башни были
идентичны малым башням танка Т-28, а главная
аналогична по конструкции башне артиллерийского
танка Т-26-4. В главной башне размещались 76,2-мм
пушка и два пулемета в шаровых установках -
спереди и сзади. На крыше предусматривалась
турельная установка для зенитного пулемета.
Силовая установка Т-29 - двигатель М-17Ф.
Механическая силовая передача состояла из
дискового ГФ, пятискоростной КП, двух бортовых
фрикционов и двух бортовых передач. Тормоза -
ленточные.
При движении на колесном ходу три пары задних
опорных катков были ведущими, передние катки -
управляемыми. Подвеска - индивидуальная со
спиральными пружинами. На танке Т-29
устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 и внутреннее
переговорное устройство СПУ-7-Р.
В 1936 году танк был принят на вооружение.
Серийное производство предполагалось
развернуть на Кировском заводе, который в 1937 году
изготовил две машины этой марки. Дальнейший
выпуск был прекращен, поскольку танк оказался
весьма сложным и ненадежным.
Последние из известных конструктивных
разработок среднего трехбашенного танка с
колесно-гусеничным ходом относятся к периоду
конца 19 3 7 - начала 1938 годов, когда были сделаны
эскизы, а затем выполнен проект танка с
противоснарядным бронированием - изделие
"115". Основные проектные параметры этой
машины были следующими: масса - 32-33 т, экипаж - 6
чел., бронирование - 50 и 40 мм, вооружение в трех
башнях - 76,2-мм пушка Л-10 с углом возвышения 70 °
(боекомплект - 76 выстрелов), два крупнокалиберных
и три обычных танковых пулемета. Максимальная
скорость по шоссе - 50 км/ч. Ходовая часть -
пятикатковая, с передними управляемыми и тремя
задними ведущими опорными катками. В металле эта
машина построена не была. Назад|Дальше
|