В конце 20-х годов
правительству СССР стало ясно, что для развития
собственной современной бронетанковой техники
знаний и опыта отечественных конструкторов
недостаточно. Поэтому было принято решение
обратиться к помощи зарубежных специалистов. В
результате в марте 1930 года в Советский Союз
прибыла группа инженеров из Германии во главе с
Эдвардом Гротте (Edward Grote), которому поручили
возглавить разработку новых перспективных
танков для вооружения РККА. Контроль за
деятельностью этой группы осуществлял
Технический отдел ЭКУ ОГПУ, начальник которого
тов. Уюк в апреле 1930 года выдал Э. Гротте
техническое задание на проектирование танка
массой 18-20 т, скоростью 35-40 км/ч и толщиной брони 20
мм. Вооружение должно было состоять из двух
орудий калибра 76 и 37 мм и пяти пулеметов.
Остальные параметры (размещение и установка
вооружения, боекомплект, запас хода и т.д.)
оставили на усмотрение конструктора.
Для проектирования и постройки
опытной машины было сформировано
конструкторское бюро АВО-5 на заводе
"Большевик". В это КБ, помимо немецких
специалистов, вошли также молодые советские
инженеры (Барыков, Воробьев и др.), ставшие
впоследствии известными разработчиками
отечественной бронетанковой техники.
Изготовление нового танка, получившего индекс ТГ
(Танк Гротте), велось в обстановке глубокой
секретности. 3а проведением работы
непосредственно наблюдали представители РВС и
правительства СССР. Так, 17-18 ноября 1930 года К.Е.
Ворошилов лично посещал завод "Большевик", о
чем он докладывал И. Сталину: "Готовность танка
на сегодня составляет 85%. Осталась незавершенной
достройка моторной группы, коробки скоростей и
ряда дополнительных агрегатов. Образец
изготавливается в специальной мастерской, где
сегодня заняты около 130 рабочих и техников. В
настоящее время постройка танка задерживается
из-за тяжелой болезни самого Э. Гротте, но наши
инженеры предполагают, что 15-20 декабря опытный
образец все-таки будет закончен..." Однако в
течение последующих месяцев танк так и не был
достроен.
Главной причиной этого являлась
ненадежная работа специального танкового
двигателя воздушного охлаждения конструкции
самого Э. Гротте. Поэтому в апреле 1931 года было
принято решение для проведения первого цикла
испытаний временно установить на танке ТГ
авиационный двигатель М-6. Это потребовало
некоторых переделок агрегатов танка, поскольку
габариты М-6 оказались несколько большими, чем у
двигателя Гротте. Только к началу июля танк был
более или менее готов к испытаниям.
ТГ отличался от других отечественных и
зарубежных машин того времени не только общим
видом, но и технологией изготовления и
компоновкой. Прежде всего танк имел полностью
сварной корпус, что являлось несомненным
новшеством. Вооружение размещалось в два яруса. В
верхней вращающейся башне была установлена 37-мм
пушка конструкции Сячентова, с возможностью
зенитной стрельбы. В нижней неподвижной боевой
рубке размещалось 76-мм танковое орудие
конструкции Гротте Сячентова и три пулемета
"максим" в шаровых установках. По проекту
эта рубка должна была иметь круговое вращение, но
при ее изготовлении подбашенный погон,
приваренный к корпусу, оказался деформированным,
и нижняя вращающаяся башня превратилась в
неподвижную рубку.
Главное орудие танка являлось по тому
времени самым мощным из существующих подобных
пушек, поскольку его баллистика была
позаимствована от русской полевой 76-мм пушки
образца 1902 года. Однако для установки его на
танке потребовалась кардинальная переработка.
Во-первых, для уменьшения длины отката был введен
дульный тормоз оригинальной конструкции;
во-вторых, изменена конструкция накатника,
который теперь стал гидравлическим. Поршневой
затвор уступил место клиновому. Однако испытания
орудия показали его недоведенность, поскольку
предусмотренная в проекте автоматика часто
отказывала, что приводило к необходимости
ручного разряжания. Но по кучности боя и
разрывному действию боеприпасов орудие
оказалось превосходным.
Помимо вооружения, размещенного в
башнях, танк ТГ оснащался еще двумя пулеметами
ДТ, имевшими ограниченные углы наведения и
расположенными в бортах корпуса.
Ходовая часть ТГ применительно к
одному борту состояла из пяти катков большого
диаметра, четырех поддерживающих катков
среднего и двух малого диаметра. Независимая
подвеска на спиральных пружинах, допускавшая
вертикальное перемещение опорных катков на
расстояние до 220 мм, вместе с полупневматическими
шинами типа "Эластик" обеспечивали танку
чрезвычайно мягкий ход. (Находясь в цеху без
гусениц, он свободно перекатывался с места на
место усилием 2-З человек). Гусеница оригинальной
конструкции, изготовленная из штампованных
деталей, имела большое сопротивление на разрыв.
Любопытно отметить, что все опорные катки
снабжались тормозами, предназначенными для
экстренной остановки танка при обрыве гусеницы.
В задней части корпуса был открыто
установлен авиационный двигатель М-6
(впоследствии предполагалось заменить его
танковым двигателем Э. Гротте и закрыть броневым
капотом), а непосредственно вблизи него
шестиступенчатая КПП, состоявшая из двух
редукторов с шестернями шевронного зацепления.
Причем большой редуктор переключал 1, 2, 3-ю
скорости, а малый - 4, 5 и 6-ю. Такое распределение
скоростей приводило к тому, что при переходе с 3-й
передачи на 4-ю приходилось останавливать танк.
Но за то благодаря специальному механизму
реверса ТГ мог двигаться вперед и назад с
одинаковой скоростью. В одном блоке с КПП
размещались кулачковые муфты, выполнявшие роль
бортовых фрикционов. Бортовые тормоза из-за
недостаточных размеров силового отделения
располагались внутри ведущих колес
Пневматическая система привода управления
бортовыми фрикционами и тормозами была
изготовлена по патенту Гротте.
Экипаж танка состоял из 5 человек:
механика-водителя, командира (он же был
наводчиком 37-мм орудия), пулеметчика и двух
человек, обслуживавших 76-мм орудие.
Для наблюдения за полем боя во время
движения механик-водитель имел три окна со
смотровыми щелями, а командир танка стробоскоп,
установленный на крыше малой башни.
Испытания танка начались 27 июня 1931
года и продолжались с перерывами до 1 октября. На
них была достигнута максимальная скорость
движения 34 км/ч. Танк продемонстрировал неплохую
проходимость и маневренность. Хорошо
зарекомендовала себя в работе трансмиссия ТГ,
которая благодаря примененным шевронным
шестерням и кулачковым муфтам оказалась весьма
прочной и надежной. Использование
пневматических приводов делало процесс
управления машиной такой массы необычайно
легким. Правда, воздушные магистрали иногда
выходили из строя из-за плохого качества резины в
уплотнениях.
Вместе с тем было отмечено множество
конструктивных недоработок. Так, из-за малых
размеров боевого отделения была практически
невозможна одновременная стрельба из 76-мм орудия
и хотя бы одного рубочного пулемета. Размещение в
одном картере КПП и бортовых фрикционов
затрудняло доступ к ним во время ремонта и вели к
перегреву всего узла во время движения.
Выявилась также неудовлетворительная работа
бортовых тормозов и недостаточная эффективность
гусеницы на мягких и вязких грунтах, поскольку
высота гребней траков была очень мала.
По распоряжению правительства 4
октября 1931 года была создана специальная
комиссия для тщательного изучения танка Гротте.
В нее вошли представители УТМ к ВОАО.
Ознакомившись с машиной и заслушав доклад
конструктора, комиссия решила: "Считать, что
танк ТГ в данном виде является чисто
экспериментальным типом танка, на котором должны
быть опробованы в работе все механизмы,
представляющие практический интерес". Из-за
чрезвычайно высокой стоимости, составлявшей 1,5
млн. рублей (для сравнения: БТ-2 обходился всего в
60 тыс. рублей), ТГ даже при устранении всех
отмеченных недостатков не мог быть принят для
серийного производства. Комиссия отметила
множество талантливых технических идей инженера
Гротте, ранее никогда не использовавшихся в
танкостроении. Учитывая, что конструктор ТГ не
был прежде связан с танкостроением, а советские
инженеры во время работы с ним получили большой
опыт по постройке столь сложной машины и изучили
лучшие для того времени заграничные танки, от
дальнейших услуг Гротте было решено отказаться.
Последующую работу над танком ТГ поручили новому
КБ под руководством Н.В. Барыкова.
В конце октября 1931 года это КБ получило
задание на проектирование, с учетом опыта
постройки ТГ, нового многобашенного танка
прорыва массой в 35 т. В 1932 году такая машина - Т-35 -
была построена.
М. Коломиец |