Научную фантастику не случайно считают
зеркалом современности. Как ни старается автор
фантастического произведения, в лучшем случае
доведет до гротеска то, что уже существует
реально...
В одном из таких романов 30-х годов фигурирует, в
частности, фантастическая боевая машина,
напоминающая скорее многогусеничный крейсер с
двумя десятками орудийных башен. Нелепейшее
сооружение! Но это лишь для человека из нашего
времени. С точки зрения инженера-танкостроителя
30-х годов подобная конструкция - лишь логическое
развитие идеи многобашенного тяжелого танка,
которая владела умами ведущих специалистов по
бронетанковой технике как советских, так и
зарубежных.
Буквально с первых дней становления
бронетанковой промышленности среди
конструкторов началось соперничество
приверженцев двух основных тенденций: одни
делали ставку на однобашенные танки -
маневренные, подвижные, легкие и сравнительно
слабо вооруженные, а другие - на гигантские
машины огромной массы; достаточно тихоходные,
оснащенные мощной противоснарядной броней, с
тремя-пятью башнями и соответствующим
количеством артиллерийских и пулеметных
стволов.
Любая концепция, доведенная до абсолюта, являет
собой своего рода совершенство - разумеется, если
принять условия этой концепции. Примером такого
"абсолютного" танка можно назвать советский
тяжелый пятибашенный танк Т-35, имевший
наибольшую массу из всех танков, выпускавшихся в
то время в СССР.
Аналогичные машины разрабатывались и
выпускались и в других странах. Их
предшественником, созданным с учетом опыта
первой мировой войны, стал двухбашенный 70-тонный
французский танк 2С с 36-мм броней и пушкой калибра
75 мм. Разработка его началась в 1917 году, и уже в 1919
году предполагалось выпустить 300 единиц, однако в
связи с окончанием военных действий
производство было резко свернуто. В результате
до 1923 года изготовили всего 10 танков типа 2С.
Рассматривая компоновку 2С, современный
конструктор может найти в ней множество
недостатков. Например, неудачное размещение в
одном ярусе двух башен, которые исключают друг
для друга круговой обстрел, а также значительная
высота моторного отделения. И тем не менее
компоновка была новаторской - впервые у тяжелого
танка основное вооружение располагалось в
башнях. Огневые точки у более ранних машин
размещали либо непосредственно в корпусе, либо в
бортовых спонсонах с малыми секторами обстрела.
Ну а у танка 2С высокое расположение башен до
минимума уменьшало "мертвую" зону обстрела,
а вынесенные за ходовую часть бортовые пулеметы
позволяли вести продольный обстрел траншей. Так
же был устроен "супертанк" ЗС с тремя
двигателями по 660 л. с. каждый и массой более 80 т.
Многобашенной схемой заинтересовались и
английские конструкторы, построив в 1926 году
тяжелый танк AIEI "Индепендент". Они сохранили
в нем основные принципы французского проекта, но
за счет рациональной компоновки машина в целом
получилась лучше. При почти той же длине корпус
был несколько шире: танк стал выглядеть
компактнее, несмотря на двухъярусное
расположение вооружения. В свою очередь,
размещение всех пулеметов в четырех башенках,
сгруппированных вокруг главной башни с 47-мм
пушкой, значительно увеличивало гибкость огня и
позволяло нацелить на один объект как минимум
два пулемета и орудие. Броня у
"Индепендента" была слабее, чем у 2С,- всего 28
мм, но за счет этого он стал вдвое легче, что
позволяло развивать вполне приличную для того
времени скорость - 30 км/ч. Немалым являлся и запас
хода - 520 км. И хотя машину не приняли на
вооружение, она оказала заметное влияние на
дальнейшие разработки тяжелых и средних танков.
Как недостаток можно лишь отметить уменьшение
калибра пушки с 75 до 47 мм, что снизило
эффективность подавления хорошо защищенных
огневых точек противника.
В середине 30-х годов в Германии, спешно
создававшей танковые войска, фирмы
"Рейнметалл" и "Крупп" построили
небольшую партию тяжелых трехбашенных танков NbFz.
Машина отличалась рядом оригинальных решений в
размещении оружия. Две спаренные пушки калибром
75 и 37 мм были установлены в центральной башне с
круговым вращением: это позволяло в зависимости
от характера цели использовать с наибольшим
эффектом то или иное орудие. Второй ярус
вооружения образовывали две небольшие,
диагонально разнесенные башни со спаренными
пулеметами, обеспечивающими высокую плотность
огня (что особенно важно при стрельбе на ходу).
В целом машина получилась компактной и
довольно легкой (всего 35 т), и это существенно
увеличивало ее подвижность - скорость достигала
35 км/ч. Однако бронирование оставалось лишь
соответствующим уровню противотанковой
артиллерии того времени.
Английская и немецкая конструкции оказали
влияние на японский тяжелый танк "92",
созданный в 1932 году. Машина имела мощное
вооружение: 75-мм пушку в главной башне и 47-мм в
башне меньшего размера, установленной спереди
слева. Характерной особенностью "92" была
пулеметная башенка в кормовой части позади
силового отделения.
В 30-е же годы разработку тяжелого танка прорыва
продолжили французские конструкторы фирм FCM и
"Рено". В 1935 году начинается производство В-1.
На первый взгляд кажется, что конструкторы
вплотную подошли к однобашенной схеме. Однако
башня этого танка была предназначена лишь для
47-мм короткоствольной пушки и пулемета, а 75-мм
орудие главного калибра располагалось в лобовом
броневом листе. Лишенное механизма
горизонтальной наводки, оно могло служить только
вспомогательным оружием. К тому же экипаж из
четырех человек не мог эффективно обслуживать
все огневые точки. Несмотря на сравнительно
небольшую для танка этого типа массу в 31 т, В-1
уступал в скорости даже гораздо более тяжелым
машинам.
С 1937 года на производство ставится
усовершенствованная модель - В-1bis - с
длинноствольной 47-мм пушкой и довольно мощной
бронезащитой (толщина лобовых и бортовых листов
корпуса составляла 60 мм, а литой башни - 56 мм). До
капитуляции Франции в 1940 году было изготовлено 400
танков обеих модификаций. Заметное увеличение
массы существенно снизило подвижность B-1bis. He
помогла установка и более мощного двигателя.
Венцом этой конструкции стал танк B-1fer.
Казалось, в ней учли все недостатки
предшествующих модификаций: увеличили экипаж до
5 человек, установили более мощный двигатель, а
возможности 75-мм пушки улучшили, снабдив ее
механизмом горизонтального наведения (до 5°). Но
капитуляция прервала начавшееся производство,
так что французские танкостроители успели
выпустить всего 5 машин.
Начало работы по созданию отечественных
тяжелых танков относится к 1929-1930 годам, когда
группа специалистов Опытного
конструкторско-машиностроителъного отдела
(ОКМО), возглавляемого Н. В. Барыковым,
разработала проект экспериментальной машины
этого типа. Она рассматривалась как танк резерва
Главного командования при прорыве особо сильных
и заблаговременно укрепленных оборонительных
полос.
Опытный образец танка Т-35 был изготовлен в 1931
году. Его масса составляла 42 т, броня - 30-40 мм,
вооружение включало одну 76-мм и две 37-мм пушки, а
также три пулемета; экипаж - 10 человек. Двигатель
М-17 мощностью 500 л. с. позволял танку развивать
максимальную скорость 28 км/ч. Удельное давление
на грунт не превышало 0,7 кг/см кв. Опорные катки
были сгруппированы попарно в три тележки (на
борт). Верх главной башни - округлой формы.
Разработка чертежей серийного танка
проводилась в 1932-1933 годах. Изготовление Т-35
поручили Харьковскому паровозостроительному
заводу имени Коминтерна. В 1933 году там выпустили
первый серийный танк, а затем приступили к
мелкосерийному производству. Всего из ворот
завода вышло более 60 машин.
В начальный период производства Т-35
соответствовал оперативно-техническим
требованиям, предъявляемым к тяжелым танкам
Красной Армии. Три пушки и пять пулеметов,
расположенные в пяти вращающихся башнях,
обеспечивали массированный круговой огонь
одновременно во всех направлениях, что для
борьбы с пехотой в глубине обороны противника
давало определенные преимущества. Однако это
потребовало увеличения экипажа, привело к
усложнению конструкции. Большие размеры
(особенно длина) влекли за собой повышенную
уязвимость. Кроме того, были низкими
тягово-динамические качества машины, особенно
при повороте. Все это не позволяло выполнять в
полной мере задачи, стоящие перед тяжелым танком.
Последними двухбашенными тяжелыми танками,
созданными перед второй мировой войной, стали
советские машины Т-100 и СМК. Но их сравнительные
испытания совместно с новым KB показали явное
преимущество однобашенной схемы. Таким образом,
в истории мирового танкостроения завершился
период многобашенной схемы и наступила эра
господства классической компоновки. П. Горохов |