К созданию танковых сил в Японии приступили в начале 20-х годов. Для вооружения
первых подразделений были закуплены: французские легкие танки "Рено"
FT и NC-27 (последние получили название "Оцу"), английские танкетки
"Карден-Лойд" Мк VI, средние танки Мк А "Уиппет" и Мк С. От
использования зарубежной техники к развитию собственного танкостроения Япония
перешла в конце 20-х годов, и к началу 40-х было разработано 16 образцов
танков; но серийно производились только 4 из них. Производством бронетанковой
техники занимался ряд фирм - "Токио-Гасу Денки",
"Исикавадзима", "Дзидося Косио", а также арсеналы в Нагоя и
Осака. Но ведущим производителем стала "Мицубиси", выпустившая за
1931 - 1945 годы 3300 танков из общего числа около 6,5 тысяч. Производство
развивалось медленно. Причинами тому были недостаточно развитая автомобильная
промышленность, постоянный дефицит ресурсов, большие затраты на авиа- и
кораблестроительные программы.
В 1933 - 1934 годах прошел испытания новый легкий танк, созданный фирмой
"Мицубиси" и получивший обозначение "95" (числовые
обозначения образцам вооружения и боевой техники в Японии давались в
соответствии с летосчислением "от основания Империи" (660 г. до н.
э.): до 1940 г. обозначения были полными или по последним двум цифрам - так,
образцу 1935 г. соответствовало обозначение "2595" или
"95", 1940 г. - "Тип 100"; с 1941 г. использовалась только
последняя цифра: "Тип 1" соответствовал обр. 1941 г.,
"Тип 2" - 1942 г. и т. д.). Танк "95" стал известен также
под названием "Ха-го" или "Ке-го". В нашей литературе одно
время он именовался "Мицубиси-95". Хотя танк и был принят японской
армией, он несколько лет производился небольшими сериями; массовое его
производство началось только в 1938 году.
"Ха-го" имел компоновку с задним расположением двигателя и передним
- элементов трансмиссии. В средней части находились отделения управления и
боевое, совмещенные в одно. Корпус танка собирался из катаных броневых листов
толщиной 12 мм на каркасе с помощью болтов и заклепок. Объем подбашенной
коробки был несколько увеличен за счет выступающих надгусеничных ниш
полуконической формы. Башня - цилиндрическая, клепано-сварной конструкции с
"куполом". Дабы уменьшить поражение экипажа осколками брони и травмы
от ударов, с внутренней стороны корпуса крепили асбестовый "подбой".
В башне устанавливалась 37-мм пушка, снаряды которой пробивали по нормали броню
толщиной 35 мм с расстояния 300 м. Крепление пушки в маске допускало качание
как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Отдельно от пушки, справа
сзади, в башне был установлен 6,5-мм пулемет. В корпусе, в чуть выступающей
передней рубке, крепился лобовой пулемет.
Экипаж танка состоял из трех человек. Впереди справа располагался
механик-водитель, слева - пулеметчик. Выгнутая крышка люка механика-водителя
откидывалась вперед-вверх; в ней имелся смотровой лючок со своей крышкой.
В крышке смотрового лючка и по бокам от него были прорезаны вертикальные и
горизонтальные смотровые щели - таким образом старались сохранить обзор при
колебаниях машины. Командир танка размещался в одноместном башне и выполнял
также функции наводчика и заряжающего. Почти перед грудью командира находилась
казенная часть орудия, под левой рукой - маховичок механизма поворота башни, за
правым плечом - установка пулемета. В крыше купола башни имелся круглый
двустворчатый люк. Края крыши загибались вниз, прикрывая вентиляционные
отверстия. В левом борту башни и по бокам рубки пулеметчика имелись лючки для
стрельбы из личного оружия (пистолет Намбу или револьвер Хино) с броневыми
заслонками.
Двигатель танка представлял собой двухтактный 6-цилиндровый дизель воздушного
охлаждения мощностью 120 л. с. Двигатель устанавливался сзади вдоль правого
борта и через редуктор соединялся с механической коробкой передач, от которой
по оси танка шел карданный вал в переднюю часть корпуса. Здесь кардан
коническими шестернями соединялся с валами бортовых фрикционов. На ведущие
колеса вращение передавалось одноступенчатыми бортовыми редукторами. Удельная
мощность 16,2 л. с./т обеспечивала танку неплохую подвижность. Выхлопная труба
с глушителем выводилась наружу вдоль правого борта. Слева от двигателя
устанавливались топливный и масляный баки.
Танк имел подвеску, разработанную в 1933 году майором (впоследствии -
генералом) Томио Хара и впервые опробованную на серийном малом танке
"2592". Опорные катки были сблокированы по два на качающихся
балансах, а упругими элементами служили горизонтальные спиральные пружины,
заключенные в трубы, крепившиеся к бортам корпуса. Балансиры были связаны с
двуплечими рычагами, оси которых также крепились к корпусу. Рычаги шарнирно
соединялись с тягами, идущими к пружинам. Такая конструкция подвески
использовалась на большинстве японских серийных танков 30 - 40-х годов. Ходовая
часть "Xa-гo") включала по четыре сдвоенных обрезиненных опорных
катка и два обрезиненных поддерживающих ролика на борт. Гусеница -
металлическая, мелкозвенчатая с открытым шарниром, цевочного зацепления.
Для связи с водителем командир имел переговорную трубу ("танкофон").
Специальных средств внешней связи не устанавливалось, и сигналы подавались
флажками.
Танк был прост в изготовлении и эксплуатации, чем и понравился японским
танкистам. Однако простота конструкции доходила порой до примитивности.
В 1935 году "95-е" в составе отряда смешанной механизированной
бригады приняли участие в учениях на территории оккупированной японцами
Маньчжурии - в районе Большого Хингана. Результатом было появление
"маньчжурской" модификации танка с усиленной ходовой частью. На новых
балансирах между опорными катками поместили дополнительные обрезиненные
каточки, слегка приподнятые над опорной поверхностью. Каточек принимал на себя
часть нагрузки на мягком грунте и смягчал удары на каменистом. В 1938 году
"Ха-го" перевооружили удлиненной 37-мм пушкой и - в связи с общим
изменением ружейно-пулеметного калибра в японской армии - 7,7-мм пулеметами.
"Ха-го" стал самым массовым японским танком 30 - 40-х годов - всего
до 1943 года было произведено 1300 машин. Малые и легкие танки вообще составили
основу танкового парка Японии во второй мировой войне. Согласно взглядам
японского военного руководства танки предназначались для сопровождения пехоты в
бою в составе небольших подразделений. В наставлении 1935 года по подготовке
танковых частей указывалось, что "основное назначение танков - бой в
тесном взаимодействии с пехотой". Основными их задачами считались: борьба
с огневыми точками и полевой артиллерией и проделывание проходов пехоте в
заграждениях. Танки могли посылаться в "ближние рейды" за передний
край обороны противника на глубину не более 600 м. При этом, нарушив его
систему обороны, они должны были возвращаться к своей пехоте и поддерживать ее
атаку. Наиболее маневренным видом боевых действий были "глубокие
рейды" вместе с кавалерией, моторизованной пехотой на автомашинах,
саперами и полевой артиллерией. В обороне танки использовались для проведения
частых контратак (в основном ночью) или для ведения огня из засады. Борьба с
танками противника допускалась только при крайней необходимости. Правда, к
концу войны японские наставления уже рассматривали танки как наиболее
эффективное противотанковое средство. Нередко легкие танки в обороне закапывали
в землю.
"Xa-го" неплохо показал себя в боях против китайской армии. Но летом
1939 года японским танкистам довелось столкнуться в боях на Халхин-Голе с
советскими войсками. Вместе с другими повоевали здесь и три роты
"Ха-го" из 4-го танкового полка под командой подполковника Тамада.
В основном это были машины "маньчжурской" модификации. Бои показали
такие их недостатки, как
слабая бронезащита, большое "мертвое пространство" при стрельбе,
неудовлетворительный обзор. Большой урон японцам нанесли мощные 45-мм танковые
и противотанковые советские пушки. Советские БТ, Т-26, БА-6 и БА-10 открывали
огонь с максимальных дистанций, пользуясь преимуществом в вооружении. Наши
войска отмечали медлительность японских танков, боязнь оторваться в бою от
своей пехоты. Теснота боевого отделения, отсутствие специальных средств
наблюдения и связи, разнесенная установка пушки и пулемета в башне сильно
затрудняли работу командира "Xa-го", действовавшегок тому же "в
одиночку". Открытые смотровые щели были причиной частых ранений экипажа
свинцовыми брызгами от пуль. Опыт боев заставил японцев улучшать характеристики
легких танков.
Уже в ходе войны - в 1942 году - небольшой серией в 100 машин был выпущен
"скоростной" 7,2-тонный танк "98"("Ке-ни"),
разработанный четырьмя годами раньше. От "Ха-го" "Ке-ни"
отличался компоновкой: механик-водитель располагался по оси корпуса, лобового
пулемета и "купола" башни не было. "Ке-ни" вооружался 37-мм
пушкой "Тип 100". В ходовой части добавили одну тележку на борт,
упругие элементы убрали внутрь корпуса. В том же году построили несколько
танков Тип 2 "Ке-то" с удлиненной 37-мм пушкой "Тип 1" и
шестицилиндровым дизелем мощностью 150 л. с. Небольшой серией была выпущена
модификация "Ке-ну" весом 8,4 т, с 25-мм броней и 47-мм пушкой.
Интересно, что одновременно с этим танком был создан опытный легкий "98
В" с ходовой частью "типа Кристи": четыре опорных катка большого
диаметра на борт, с индивидуальной пружинной подвеской, без поддерживающих
роликов.
Фирма "Хино Моторс" тогда же построила опытный легкий танк
"Ке-хо" весом 10 т, вооруженный 47-мм пушкой и 7,7-мм пулеметом,
оснащенный 150-сильным дизелем. "Ке-хо" привлек внимание военных, но
поставить его на производство не удалось.
В 1943 году "Ха-го" был вновь модернизирован. Новая модель - Тип 3
"Ке-ри" - имела 57-мм орудие "Тип 97" с длиной ствола
18,5 калибра. В 1944 году небольшой серией был выпущен "Тип 4" с
таким же орудием в увеличенной клепаной башне с кормовой нишей, где в шаровой
опоре устанавливался пулемет.
Начав - и весьма успешно - в декабре 1941 года войну на Тихом океане, Япония
имела по одной танковой роте (9 танков) в составе десяти пехотных дивизий, и в
основном это были "95" ("Ха-го"). Последние имелись также в
отдельных легкотанковых ротах и разведротах, придавались они и специальным
военно-морским десантным отрядам. В ходе второй мировой войны легкие танки
применялись японцами почти повсюду. В Малайе, к примеру, действовали смешанные
танковые роты по 10 средних "97" и два легких "95" в
каждой. "95" воевали на Тараве, Макине, Сайпане, Окинаве, Филиппинах.
Столкновения с американскими войсками подтвердили слабость бронезащиты,
недостаточную огневую мощь и невысокую надежность японских машин. Японские
танкисты весьма охотно пользовались трофейными американскими M3
"Стюарт", бывшими для ним, пожалуй, даже слишком просторными. В боях
с Советской Армией в августе - сентябре 1945 года "Ха-гo" себя никак
не проявили и были захвачены в основном в парках. Исправные танки потом
передали Народно-освободительной армии Китая.
Танки "Ха-го" и "Ке-ни" послужили базой для создания ряда
машин. Так, на основе "Ха-го" в 1941 году построили плавающий танк
"Ка-ми" для десантных отрядов, ставший одной из лучших японских машин
второй мировой войны. Корпус танка был увеличен, имел коробчатую форму и
сварную, герметизированную конструкцию, лобовой лист спрямлен. Несколько
изменена ходовая часть: пружины подвески убраны внутрь корпуса, направляющее
колесо опущено на землю. Башня стала двухместной. Для придания танку плавучести
и "мореходности" спереди и сзади крепились на зажимах металлические
понтоны, придававшие корпусу обтекаемую форму. После выхода танка на берег
понтоны легко сбрасывались. Двигателем на воде служили гребные винты. С 1943
года выпускался улучшенный Тип 2 "Ка-ми". Всего было выпущено 180
танков, применявшихся в ряде десантных операций; в частности, на Сайпане, на
Маршалловых островах.
На основе "Ха-го" в 1940 году был выпущен бронированный
"носитель" "Со-то" для 37-мм противотанковой пушки. Ходовую
часть дополнили одним катком на борт с полуэллиптической рессорой, направляющее
колесо опустили на землю. Пушка крепилась открыто позади двухместной
бронерубки, оснащенной лобовым пулеметом. Уже в 1945 году на шасси
"Ха-го" была разработана, но не пошла в серию 47-мм самоходная
противотанковая пушка "Тип 5" ("Хо-py"). Пушка крепилась в
лобовом листе открытой сзади рубки. На базе "Ке-ни" в 1942 году было
выпущено небольшое количество зенитных установок "Та-ха", вооруженных
20-мм автоматическими пушками системы "Эрликон".
На примере "95" ("Ха-го") можно увидеть, что японское
танкостроение шло "на шаг позади" танкостроения СССР, США, Англии,
Германии. Стоит, однако, отметить создание уже в предвоенные годы семейства 6-,
8- и 12-цилиндровых двухтактных дизелей с едиными размерами цилиндров, удачные
решения подвески и трансмиссии. Любопытно, что еще в середине 30-х годов
японское военное руководство считало необходимым иметь при величине армии в 2,3
миллиона человек до 2150 легких и 3855 средних танков. Численность сухопутной
армии во время войны была доведена до 6 миллионов человек, а вот желаемого
уровня танкового производства достичь так и не удалось.
Характеристика |
ХА-ГО |
Боевая масса, т |
7.4 |
Экипаж, чел |
3 |
Габариты, м |
длина |
4.38 |
ширина |
2.06 |
высота |
2.28 |
Толщина брони, мм |
лоб корпуса |
12 |
борт |
12 |
башня |
12 |
Вооружение |
1 x 37-мм пушка
2 x 6.5-мм пулемета |
Боекомплект |
75 выстрелов
3300 патронов |
Тип двигателя |
дизель, 6-цилиндровый,
воздушного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. |
120 |
Скорость максимальная, км/ч |
45 |
Запас хода, км |
210 |