После первых танковых боев на Сомме генерал Хейг 29 сентября 1916 года
потребовал увеличить заказ до 1000, потом до 1250 танков, при условии внесения
изменений в их конструкцию. Военный совет поспешил в октябре отменить этот
заказ, ссылаясь на несовершенство боевых машин. 23 ноября в Лондоне созвали
совещание по поводу дальнейших работ над танками. Новый премьер-министр
Ллойд-Джордж распорядился увеличить заказ на 1917 год. Началось расширение
заводов, куда поступали заказы на броневые плиты, вооружение, стальные поковки.
Продолжал свое участие в программе и Фостер, со временем к ее выполнению
подключились заводы «Ковентри Орднанс» в Глазго и «Армстронг-Витворт» в
Ньюкасле. Был запланирован последовательный выпуск трех модификаций: 50 единиц Мк
II
— в январе 1917 года, 50 Мк
III
(в качестве переходных) — к 7 февраля, а затем до 31 мая предполагалось
выпускать по 20 Мк
IV в неделю.
Тяжелый танк Mk.IV
"самец" во время учебных занятий.Хорошо видна балка самовытаскивания,
установленная в рабочее положение, т.е закрепленная цепями на гусеницах
На Мк
II отказались от колесного хвоста.
Этому якобы способствовал эпизод, когда у одного Мк
I
хвост «отстрелили» снарядом, что не отразилось на маневренности танка. Правда,
ширина перекрываемого рва уменьшилась на 0,5 м, зато общая длина танка
сократилась почти на 2 м. На месте «хвоста» остался ящик для имущества. Стенки спонсонов несколько скосили внутрь. Круглый лючок в крыше заменили более
удобным прямоугольным, прикрыв его кожухом. Общую емкость бензобаков увеличили
до 281,4 л. Стальные опорные катки и ведущие колеса заменили чугунными.
Выхлопную трубу вывели по крыше на корму. На «самки» вместо «виккерсов»
установили ручные пулеметы «Льюис» с питанием от дискового магазина на 47
патронов. Выбор «Льюиса» (выпускался оружейной фабрикой в Бирмингеме), видимо,
объяснялся его применением на тот момент в британской пехоте и авиации.
На Мк
III
планировали местами увеличить броню, для чего в стенках корпуса выполнили
отверстия под крепление накладных бронелистов («экранов»), но их так и не
установили. Каждый шестой трак уширили, укрепив на нем болтами шпору с развитым
грунтозацепом. Ввели балку самовытаскивания — поначалу это был двухметровый
деревянный брус, крепившийся на крыше. Если гусеницы начинали буксовать, их
тормозили — кто-либо из экипажа выбирался на крышу и цепями крепил брус к тракам
гусениц. Гусеницы приводили в движение вновь, балка упиралась в грунт и
создавала им опору.
Танк Mk.IV
"самец" с удлиненными задними выступами - "Тедпол". Между выступами видна
платформа с минометами Стокса
Мк
II и Мк
III
выпустили по 50 единиц каждого (по 25 «самцов» и «самок»). После поставки в
войска достаточного количества Мк
IV
оставшиеся на ходу Мк
I, Мк
II
и Мк
III стали использовать в качестве
учебных или специальных. В мастерских танкового корпуса Мк
I
разоружили и превратили в танки снабжения (они именовались также «тендерами»),
переделав спонсоны в грузовые отсеки — их внутренний объем освобождался, а
амбразуры заделывались. Грузоподъемности такого «тендера» хватало для снабжения
пяти боевых танков. Часть Мк
II
и
III переделали в «радиотанки» — в
одном спонсоне размещали радиостанцию с аккумуляторной батареей, в другом
оборудовали место радиста. На рубке крепили мачту, удерживаемую растяжками, на
которой натягивали антенну.
Заказ на постройку Мк
IV выдали в сентябре 1916 года, а
к производству он был готов в феврале 1917-го. В мае эти машины получили
английские танкисты, воевавшие во Франции. Боевой дебют Мк
IV
состоялся в июне. Планировалось выпустить до 1200 танков, всего же собрали 1015
единиц —420 «самцов» и 595 «самок».
В устройство танка внесли ряд улучшений. В связи с использованием германской
пехотой бронебойных пуль толщину брони в лобовой части довели до 16, бортов—до
12, а крыши —до 8 мм. Бронирование теперь защищало танк от ружей-но-пулеметного
огня на всех дальностях. Скос у спонсонов снизу увеличили, и появилась
возможность вдвигать их внутрь корпуса по салазкам, что облегчало
транспортировку по железной дороге — у Мк
I,
II и
III
спонсоны приходилось отделять (иногда в бою, при большом крене, спонсоны
срывали фиксаторы и, внезапно сползая в танк, калечили экипаж). Двери спонсонов
увеличили с 600x400 до 900x500 мм. На «самках» спонсоны заметно уменьшили, так
что масса танка несколько снизилась. Под пулеметными спонсонами выполнили
люки-лазы с двухстворчатыми крышками — посадка и, главное, высадка из машины
стали удобнее.
Тяжелыцй танк
Mk.IV "самка". 6-й(F) батальон танкового
корпуса
Сражение у Камбрэ, ноябрь 1917
года.
Стволы орудий укоротили с 40 до 23 калибров. Это облегчало выдвижение спонсонов
внутрь, к тому же орудийные стволы больше не утыкались в землю при крене, и не
задевали деревья или стены домов. При небольших дальностях ведения огня
укорочение стволов оправдано. Угол наведения орудия по горизонтали составлял
100°— 110°. В боекомплект входили картечные выстрелы, часто помогавшие
«очищать» окопы огнем в упор. Пулеметы «Льюис» крепились в шаровых установках.
На «самках» последние монтировались в поворотных цилиндрических щитах. «Самцы»
вооружались четырьмя «Льюисами» (два из них запасных); «самки» — шестью
(один-два запасных). Кожух системы воздушного охлаждения пулемета требовал
увеличения амбразуры. Бронировать такие амбразуры было сложно, углы наведения
оказались невелики, а работа с пулеметами малоудобной. Однако шаровая установка
была лучше, чем прежняя цапфенная, и на машинах следующих марок она
использовалась для пулеметов «Гочкис».
Модернизации
подвергся и двигатель. Применение алюминиевых поршней и двойных карбюраторов
позволило повысить мощность до 125 л.с, хотя удельная мощность в 4 — 5 л.с./т
все равно оставалась недостаточной. Установили регулятор малых оборотов,
вытяжной вентилятор, наконец, ввели глушитель, расположив его на крыше. Бачок
системы подачи горючего «Автовак» («Вакуум») крепился над карбюратором, а
вакуумный насос работал от двигателя. Бензин выкачивался из баков в бачок за
счет разрежения и подавался в карбюратор самотеком. Важной новинкой стала
установка бензобаков вне корпуса на корме, под прикрытием боковых выступов.
Емкость баков увеличили до 272,5 л.
Опорные катки,
ведущие и направляющие колеса, траки гусениц, изготавливались теперь из литой
никелевый стали. Шпоры для лучшего сцепления с грунтом крепили на каждый 3-й,
6-й или 9-й трак. Установили грязеочистители. Цепную передачу закрыли от
засорения.
Сзади на крыше в
особой коробке укладывался буксирный трос или запасные канистры с горючим. Трос
служил для буксировки грузовых волокуш — до трех на танк. Появились средства
навигации — магнитный компас. Попытки компенсировать влияние стальных масс на
этот прибор небольшими «отстраивающими» магнитами результатов не дали. Поэтому
остановились на простом приеме — практически определяли положение стрелки
компаса при известных курсах танка, сводили полученные поправки в таблицу,
которая и передавалась водителю.
Была усовершенствована и «система самовытаскивания». К корпусу болтами крепились
согнутые из уголка направляющие, приподнимавшиеся над верхней ветвью гусениц и
рубкой. К направляющим на цепях подвешивалась «незарыва-ющаяся» балка —
призматический брус тикового дерева длиной 3,6 м с окованными железом концами.
Мк
IV обладал неплохой ударной силой.
В проволочных заграждениях он оставлял проходы шириной до 2,5 м. В первый день
сражения под Камбрэ один Мк
IV
прошел через каменный забор высотой 1,5 м, фруктовый сад и, развернувшись,
разрушил угол- здания. Но надежность танка возросла незначительно. Капитальный
ремонт требовался машине после 100 — 112 км пробега.
Опробовали на Мк
IV и гусеничный обвод, значительно
пониженный в задней части, с удлиненной опорной поверхностью, прозванный за
характерную форму «Тэдпол» («Головастик»). В Центральных мастерских заготовили
комплекты задних выступов для массовой переделки танков по схеме «Тедпол», но
работы эти так и не провели. В опытном порядке между задними выступами крепили
платформу с минометом Стокса — это был едва ли не первый вариант самоходного
миномета. По мере поставки в войска танков Мк
V
часть Мк
IV переделывали в танки снабжения,
по аналогии с Мк
I. Однако именно Мк
IV
оставался самым массовым английским танком в 1916 — 1918 годах.
Тактико-технические характеристики танка Мк.
IV
Боевая масса, т |
28,5 («самец»), 27,4 («самка») |
Экипаж, чел |
8 |
Габаритные размеры, мм. |
длина
- 7930
ширина –
3900(самка - 3300)
высота
- 2610
|
Броня, мм |
6-12 |
Вооружение: «самец»
«самка» |
две 57 мм пушки «гочкиса» с длинной ствола 40 калибров,
4 8-мм пулемета «гочкис»
5 7,7 мм пулеметов «виккерс» и один 8-мм пулемет «гочкис» |
Двигатель |
«Даймлер» 6-ти цилиндровый водяного охлаждения,
мощностью 125 л.с при 1000 об\мин |
Удельное давление на грунт, кг/см'
|
1,20 |
Скорость по шоссе, км/ч
|
6 |
Запас хода, км |
34 |
Преодолеваемые препятствии:
вертикальная стенка, м
ширина рва, м
глубина брода, м |
1,0
3,5
0,9 |
С.Федосеев |