Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Четверг, 21.11.2024, 16:51

Меню
Категории раздела
Первые танки [24]
Между войнами [33]
Вторая мировая война [63]
Послевоенное время и современность [61]
Наш опрос
Лучший тяжёлый танк Второй Мировой Войны
Всего ответов: 916
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Миномет под именем «Тюльпан»
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » Танки » Первые танки

Mk V (Англия)

Председатель Департамента поставок механического вооружения А.Стэрн с са­мого начала применения Мк I считал глав­ной их проблемой двигатель и трансмис­сию и настаивал на разработке агрегатов, специально рассчитанных для танка. Пос­ле посещения танковых частей на фронте и ознакомления с производством фран­цузских танков Стэрн и Вильсон убеди­лись в необходимости коренной модер­низации английских машин. Выпуск Мк IV дал Департаменту некоторый выигрыш во времени. 3 марта 1917 года в Бирминге­ме провели сравнительные испытания нескольких танков с различными схема­ми трансмиссии.

Для дальнейшей доводки выбрали про­тотип Вильсона с планетарными механиз­мами поворота.

 

Тяжелый танк Mk.V. Его характерные особенности - квадратная рубка в задней части крыши, шаровая установка пулемета "Гочкис" в кормовом листе корпуса и объемистый топливный бак между задними выступами. На крыше установлен семафор

    Выпуск новой модели тяжелого танка Мк V планировали начать в августе — сентябре 1917го, но серий­ное производство смогли подготовить только в де­кабре. Первой к нему при­ступила «Метрополитэн Кэрридж, Вэгон энд Файненс Компани». Сначала планировалось заказать на 1918 год 4000 танков, но после неудачного приме­нения их в боях под Ипром военное министерство, рассмотрев доклад мини­стра снабжения У.Черчил­ля, 11 ноября 1917 года приняло решение сокра­тить заказ до 1350 машин. Регулярные «срезания» заказов многие объясняли намеренным саботажем, ини­циированным производителями «класси­ческих» средств ведения войны — артил­лерийских снарядов и легкого оружия, — ведь их прибыли могли существенно уменьшиться. Но куда большую роль, не­жели интриги, играла обычная бюрокра­тическая волокита и сложности в органи­зации нового дела.

Схема вооружения очередной модифи­кации танка осталась прежней. Стандарт­ным танковым пулеметом стал «Гочкис» Мк I* под английский патрон калибра 7,7 мм, снабжавшийся прицелом Пальмера. По­явился кормовой пулемет — его шаровую установку поместили в дверце кормового люкалаза. Он предназначался для круго­вой обороны на случай осады одиночного танка пехотой противника. Для тех же це­лей лючки для стрельбы из револьверов выполнили даже в крышке люка рубки.

 

Компоновка тяжелого танка Mk.V

 

На Мк V установили коробку передач Уолтера Вильсона и мотор, сконструиро­ванный инженером Гарри Рикардо. «Рикардо» стал первым специально разрабо­танным танковым двигателем. Опыт экс­плуатации первых моделей танков позволил выработать довольно жесткие требования к «сердцу машины»: повыше­ние габаритной мощности, уменьшение размеров системы охлаждения, работа в широком диапазоне нагрузок при любых углах наклона, повышенная прочность, возможность обслуживания в полевых условиях. Использовать же алюминий или высоколегированные стали было нельзя — они требовались для производства авиа­ционных двигателей.

Мотор «Рикардо» имел клапанное рас­пределение. Поршень, соединенный с шатуном через трубчатый придаток, дви­гался внутри втулки, охлаждаемой всасы­ваемым воздухом. Коленчатый вал с про­тивовесами уравновешивал двигатель, уменьшал вибрацию. Рикардо удалось уменьшить износ поршней и цилиндров, несколько повысить КПД, снизить обра­зование нагара, улучшить систему смаз­ки. Мощность мотора составляла 150 л.с. (112 кВт) при 1250 об/мин. Разъемный картер позволял обслуживать двигатель, не снимая его с машины. Две выхлопные трубы выводились на крышу в глушитель. Радиатор — трубчатый. Решетки системы охлаждения были размещены в бортах. Вентилятор перегонял воздух от левого борта через радиатор к правому. Вскоре решетки стали прикрывать броневыми жалюзи или уголками-крышами. Установ­ленный в корме бензобак был разделен на три отсека — в случае пробоины в од­ном горючее в других сохранялось; сни­жалась и пожароопасность. Общий запас горючего составлял 422 л. Повысилась скорость и увеличился запас хода. Сис­тема выхлопа оставалась негерметичной, и, хотя вентиляцию несколько улучшили, внутренний объем танка по-прежнему за­полнялся отработанными газами.


Интерьер танка Mk.V. Слева за откидными щитками расположен двигатель. Впереди - сидение механика-водителя и органы управления танко

    Вращение от двигателя передавалось карданным валом через дисковое сцепле­ние на четырехскоростную планетарную коробку передач, а от нее через пары ко­нических шестерен — поперечным валам. Шестерня на конце поперечного вала на­ходилась в зацеплении с венцом {плане­тарной шестерней) одноступенчатого пла­нетарного механизма поворота (ПМП) с внутренним зацеплением («эпицикла»). Водило ПМП соединялось со звездочкой, приводящей с помощью цепи Галля вал бортовой передачи. Сателлиты и солнеч­ная шестерня ПМП жестко соединялись с тормозными барабанами — при переключе­нии передач ленточным тормозом тормо­зилась солнечная шестерня, на стоянке — водило с сателлитами. Изменилась и бор­товая передача. Трансмиссия обеспечивала следующие скорости: 1я —1,37 км/ч, 2я - 2,28, 3я - 3,96, 4я - 7,0, задним хо­дом — 1,37 км/ч. Поворот танка теперь про­изводился двумя рычагами, расположен­ными по бокам от сиденья водителя. Орга­ны управления включали также педали тормоза и сцепления, рычаг коробки пе­редач, муфту реверса. Управление сила­ми одного человека намного повышало эф­фективность действия танков и их сред­нюю скорость, маневренность на поле боя, позволяло уменьшить дистанцию между машинами в колонне на марше, снижало утомляемость экипажей. По мнению тан­кистов, вождение Мк V было «детской иг­рой» по сравнению с его предшественни­ками. Командир освобождался от помощи водителю, то есть улучшилась «командная управляемость» танка.

 

Двигатель танка Mk.V, сконструированный инженером Гарри Рикардо

На первые 200 танков ставили уширен­ные гусеницы. При длине опорной поверх­ности около 1,4 м ее площадь составляла 9380 см2. Уширили и грязеочистители. Но потом пришлось использовать запасы старых «узких» траков. Намного повысить ресурс ходовой части не удавалось — гу­сеницы выходили из строя после 80 км пробега.

Рубку увеличили, в ее крыше выпол­нили прямоугольный люк с откидной крышкой. Кроме того, в корме на крыше смонтировали дополнительную рубку со смотровыми лючками. Это позволило обеспечить круговое наблюдение из тан­ка, а также улучшило вентиляцию. Два больших люка появились позади кормовой рубки над радиатором. Еще на Мк II и Мк III пытались прикрыть смотровые щели стеклом, но оно быстро трескалось и те­ряло прозрачность. Поэтому на Мк IV стек­ла заменили откидными стальными щит­ками с сеткой из мелких отверстий. На Мк V щели снабдили небьющимися стеклопакетами типа «триплекс» (автомобиль­ные «триплексы» выпускались в Англии с 1912 года).

    Направляющие с балкой самовытаски­вания были такие же, как на Мк IV, но те­перь, благодаря дополнительной рубке, работа эта стала безопаснее. На направ­ляющих могли крепить также фашину или секцию пехотного штурмового моста. Из­менились и буксирные приспособления — вместо проушин с пальцем установили шарнирную серьгу. Вместо сигнальных флажков стали использовать семафор («оптический телеграф») — на крыше за кормовой рубкой укрепили стойку с дву­мя рычагами с красным и белым диска­ми. Стоит заметить, что Герберт Уэллс еще в 1903 году предполагал использо­вание семафора для связи «путешеству­ющих крепостей».

Мк V начали поступать в войска в мае 1918 года. До конца войны было изготов­лено 400 единиц (по 200 «самцов» и «са­мок»). Впервые танки этой модификации вступили в бой 4 июля 1918 года и до кон­ца войны вместе с Мк IV являлись основой Танкового корпуса. Еще после боя Мк IV с германскими танками у Виллер-Бретоне 24 апреля, выявившего беспомощ­ность «самок», один пулеметный спонсон на них решили заменить пушечным. В ре­зультате перетасовки спонсонов на уже изготовленных танках возник еще один ва­риант  Мк V «Композит», или «комбини­рованный», с одним 57мм орудием и пя­тью пулеметами. В войсках эту кривобо­ко выглядящую машину чаще называли «гермафродитом».


Идею удлинить танк примерно на 2 м вызвало уширение германцами траншей на линии «Зигфрида» и, в свою очередь, стремление англичан уменьшить колеба­ния танка на ходу. В Центральных мас­терских Танкового корпуса во Франции корпус Мк V разрезали в поперечной плос­кости позади спонсонов и вставляли до­полнительную секцию длиной 1,83 м. Со­ответственно наращивали гусеницу и ста­вили удлиненный карданный вал. В бортах дополнительной секции выполняли две­ри и шаровые установки, в которые пере­носились пулеметы из спонсонов, — это заметно облегчало работу наводчиков. Масса танка возросла на 4,095 т. Продоль­ная жесткость машины при этом осталась прежней, а ширина перекрываемого рва возросла до 3,96 м, кроме того, улучши­лось сцепление гусениц с грунтом. Прав­да, скорость снизилась до 4 км/ч, и из-за удлинения опорной поверхности, при той же ширине колеи, уменьшилась поворот­ливость. В измененной кормовой рубке смонтировали шаровые установки.

Удлиненный танк получил обозначение Мк V* («со звездой»). Увеличение внут­реннего объема позволило перевозить, не считая экипаж, от 20 до 24 пехотинцев. Теоретически танки должны были достав­лять пехоту (а лучше — пулеметные рас­четы) через позиции противника к послед­нему объекту атаки — обычно это была третья линия траншей — и тем самым ускорять прорыв обороны. Мк V* успели даже прозвать «троянским конем Танко­вого корпуса». Попытку высадить такой десант предприняли 8 августа 1918 года под Амьеном, но неудачно — солдаты в танке угорали, а тряска вымотала их на­столько, что понадобилось время для от­дыха. Серийный выпуск Мк V* путем пе­ределки наладили на заводе «Метрополитэн Кэридж» в мае 1918 года. До конца войны удалось изготовить 200 «самцов» и 432 «самки».

  Модификация Мк V** отличалась сме­щенным назад двигателем, форсирован­ным до 225 л.с. В результате получилось единое обитаемое отделение. Гусеничный обвод, правда, стал более угловатым в задней части. Запас горючего возрос до 908 л. Всего было собрано 25 таких тан­ков. В боях они не использовались.

Вид на спонсон изнутри машины. Хорошо просматривается цилиндрический щит, прикрывающий орудие и стеллажи для снарядов.

Уже после войны, весной 1919 года на заводе «Джон Фоулер энд Компани» в Лидсе на Мк V поставили упругую тросо­вую подвеску и гусеницу с независимым шарнирным креплением траков системы «Снэйк» («змея»). Собственно, это были испытания ходовой части для проектиру­емого среднего танка Мк D. Опорные кат­ки заменили роликами на траках, опира­ющимися на стальной трос, растянутый в корпусе на пружинах. Подвеска привлек­ла внимание своей простотой, но оказа­лась бесперспективной с точки зрения надежности.

C.Федосеев

Категория: Первые танки | Добавил: Ariec (11.03.2011)
Просмотров: 5527 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz