Начиная с 1914 года проекты бронированных машин, как гусеничных,
так и колесных, посыпались, словно из рога изобилия Помимо технических предпосылок,
появилась и потребность в такого рода
боевых машинах — не будем забывать что шла первая мировая война.
В
августе 1914 года в Ставку Верховного Главнокомандующего
обратился изобретатель А. А. Пороховщиков с проектом бронированной машины
— «Вездеход». Предложение рассматривалось в Особом комитете генералом А В Каульбарсом.
При его поддержке Пороховщиков попал на прием к Верховному Главнокомандующему,
которого убедили объяснения изобретателя. В принятом решении было определено, что
«Вездеход" должен быть изготовлен силами начальника инженерных снабжений армий
Северо-Западного фронта.
В Главном военно-техническом управлении
необходимые чертежи, докладная записка и смета расходов на постройку «Вездехода»
не были одобрены. 24 декабря 1914 года эти материалы поступили к начальнику инженерных
снабжений армий Северо-Западного фронта, который изучив проект, составил специальный
доклад главному начальнику снабжения армий того же фронта. В докладе обосновывалась
необходимость постройки -Вездехода» как машины, полезной в военном деле. 13 января
1915 года постройка опытного образца "Вездехода" с одной широкой гусеницей
была санкционирована. На его изготовление ассигновали 9960 рублей, а местом работы
определили казармы ушедшего на фронт Нижегородского полка.
1 февраля в Риге в казармах Нижегородского пехотного полка завершилась
организация мастерских: 25 солдат-мастеровых и столько же наемных квалифицированных
рабочих приступили к изготовлению «Вездехода»
На стадии предложения рассматривались два варианта — с одной
и двумя гусеницами Так как в конструктивном и производственном отношении первый
вариант был проще, то он и был принят. Для опытного
образца, на котором должна была быть проверена правильность основной
идеи изобретения, не имело существенного значения большее или меньшее совершенство
движителя, поэтому детально разрабатывался первый вариант. Это был сравнительно
легкий «аппарат» массой 3,5—4 т, то есть уровня танкетки. Несущей конструкцией
являлась стальная рама к которой крепились направляющий и три опорных (из них задний
— ведущий) пустотелых барабана. Оси направляющего
барабана вводились в специальные прорези рамы и фиксировались двумя винтами.
Его перемещением вдоль прорезей регулировали натяжку гусеницы. Кроме того, существовал дополнительный натяжной
барабан, формирующий верхнюю ветвь гусеницы, проходящую под всем днищем корпуса. Ходовая часть
закрывалась фальшбортом.
Широкая гусеница обеспечивала низкое удельное давление на грунт,
хорошую проходимость исключала вероятность посадки днищем на препятствие; но применение
резиновой ленты признать удачей невозможно в
силу ее высокой уязвимости. Вряд ли движитель мог уверенно выдержать сосредоточенный
обстрел. Однако следует сделать поправку на высокие скоростные данные и малые габариты машины, (длина — 3 6 м. ширина
— 2 м, высота по корпусу — около 1,5 м) известным образом затрудняющие ведение
по ней прицельного огня. В целом способность «Вездехода» действовать в бою
маневренно сомнений не вызывала.
Оригинальным образом производился поворот машины. По оба стороны
рамы, в ее средней части, имелись два рулевых колеса, поворачивающиеся относительно
вертикальной оси и связанные со штурвалом поворотными вилками и системой тяг. На дорогах с твердым покрытием «Вездеход»
опирался на рулевые колеса и ведущий барабан. На слабых грунтах рулевые колеса
самопроизвольно заглублялись, и в действие вступала вся поверхность гусеницы Таким
образом была получена своеобразная интерпретация колесно-гусеничного движителя.
В качестве силового агрегата использовался автомобильный
20-сильный мотор, смонтированный на кормовой части рамы. Крутящий момент на ведущий барабан передавался через механическую
планетарную коробку передач и карданный вал. Следует особо отметить конструкцию
броневой защиты — она многослойная (лицевой цементированные 2-мм стальной лист,
амортизирующая прокладка из волос и мореной
травы второй стальной лист) при общей толщине 8 мм. Поражает качество формы
бронекорпуса оно столь высоко, что невольно возникает вопрос о технологических сложностях и трудоемкости изготовления применительно
к 1915 году. Не исключено, что именно это обстоятельство
заставило Пороховщикова отказаться в дальнейшем от столь удачного решения и, проектируя «Вездеход-2» обратиться
к примитивному коробчатому корпусу. Кроме того, конструкция корпуса «Вездехода»
позволяла добиться его водонепроницаемости.
Такая возможность анализировалась, и в перспективе
предполагалось наделить машину амфибийными свойствами.
Водитель и командир (он же пулеметчик)
размещались в средней части корпуса «плечом к ппечу» на двух установленных рядом
сиденьях. Вооружение(1— 2 пулемета) наметили разместить в цилиндрической башне,
венчающей боевое отделение.
В
реализации проекта особое опасение внушал движитель, конструкция совершенно оригинальная.
Поэтому основные усилия направлялись на сборку хоровой части. Бронекорпус изготавливали
параллельно. Его элементы подвергались пробному
обстрелу. Затем всю коробку установили на легковое
шасси и подвергли испытаниям на пулестойкость и общую жесткость.
15 мая
1915 года постройка опытного образца завершилась. На нем смонтировали деревянный макет корпуса, а для компенсации
массы в машину уложили балластные мешки. Спустя три дня провели пробный пробег. Выяснилось что при движении соскакивает
гусеница. На опредерамы Крутящий момент на ведущий барабан передавался через механическую
планетарную коробку передач и карданный вал Следует особо отметить конструкцию
броневой защиты — она многослойная (лицевой цементированные 2-мм стальной лист,
амортизирующая прокладка из волос и мореной
травы второй стальной лист) при общей толщине 8 мм. Поражает качество формы
бронекорпуса оно столь высоко, что невольно возникает вопрос о технологических сложностях и трудоемкости изготовления применительно
к 1915 году. Не исключено, что именно это обстоятельство
заставило Пороховщикова отказаться в дальнейшем от столь удачного решения и, проектируя «Вездеход-2» обратиться
к примитивному коробчатому корпусу Кроме того, конструкция корпуса «Вездехода»
позволяла добиться его водонепроницаемости.
Такая возможность анализировалась, и в перспективе
предполагалось наделить машину амфибийными свойствами.
Водитель и командир (он же пулеметчик)
размещались в средней части корпуса «плечом к плечу» на двух установленных рядом
сиденьях Вооружение(1— 2 пулемета) наметили разместить в цилиндрической башне,
венчающей боевое отделение.
В
реализации проекта особое опасение внушал движитель, конструкция совершенно оригинальная.
Поэтому основные усилия направлялись на сборку хоровой части. Бронекорпус изготавливали
параллельно. Его элементы подвергались пробному
обстрелу. Затем всю коробку установили на легковое
шасси и подвергли испытаниям на пулестойкость и общую жесткость.
15 мая
1915 года постройка опытного образца завершилась. На нем смонтировали деревянный макет корпуса, а для компенсации
массы в машину уложили балластные мешки .Спустя три дня провели пробный пробег.
Выяснилось что придвижении соскакивает гусеница.
На определение причины ушел месяц. После чего на внешней поверхности барабанов первоначально
гладкой, сделали по три кольцевых направляющих желоба а на внутренней поверхности
гусеницы — соответственно три центрирующих выступа.
20 июня 1515 года на официальных испытаниях комиссия отметила хорошую
проходимость машины, ее маневренность, высокие
разгонные качества и скорость около 25 верст/час и в соответствующем акте №
4563 зафиксировала « Оказалось, что означенный «Вездеход" легко идет по довольно
глубокому песку ее скоростью около двадцати
пяти верст в час- в дальнейшем «Вездеход» перешел на среднем ходу канаву
с пологими откосами шириной по верху 3 метра
и глубиной около 1 аршина. Все значительные выбоины и значительные неровности
поверхности «полкового двора», где производились
испытания, «Вездеход» брал легко на полном коду. Поворотливость вполне удовлетворительная, в общем «Вездеход» прошел
по грунту и местности, непроходимым для обыкновенных автомобилей».
Доводка «Вездехода» производилась в Петрограде 29 декабря была
достигнута скорость порядка 40 верст/час. К этому
времени было израсходовано 18000 руб. Депо сулило успех, но военные
прекратили финансирование работ. В этой связи нередко ссылаются на преступное равнодушие
и бюрократизм. Однако шел 1916 год, в самом разгаре была первая мировая война,
и боевые действия приобрели затяжной позиционный характер. Объективно «Вездеход»,
обогнавший свое время, оказался «не кстати». Ожидать от скоростной высокоманевренной
машины эффективной работы на многорядных проволочных заграждениях не приходилось.
Для этих целей сна явно не годилась .Требовался специальный танк — позиционный.
И достаточно было Н. Пебеденко подать заявку на колесную боевую машину прорыва,
как с высочайшего благоволения императора Николая
II он получил необходимее силы и средства
для осуществления своего проекта.
Итак, несмотря на положительные результаты испытаний, работы по усовершенствованию опытного образца
«Вездехода» были прекращены. Главное военно-техническое управление приняло все
меры по срыву успешного завершения опытных работ и организации промышленного производства
танков в России. На различные предложения с дальнейшее судьбе "Вездехода» начальник
Главного военно-технического управления отвечал следующими характерными резолюциями «Почему мы вмешались в это дело?», «Для чего он нам?» (на предложение о
передаче «Вездехода» в Главное военно-техническое управление) С декабря 1915 и по
октябрь 1916 года шла бюрократическая переписка были заторможены все работы над
«Вездеходом». Вездеход Пороховщиков. Общий вид
Подлинные чертежи первого "Вездехода» А. А. Пороховщикова
еще не удалось разыскать. Сравнительно недавно были обнаружены документы по которым
удалось восстановить в основных чертах историю
его постройки, а также были найдены фотоснимки машины, сделанные во
время ее испытаний.
В сентябре 1916 года в русской печати
появились первые сообщения о применении англичанами нового оружия — «сухопутного
флота». Эти сообщения были напечатаны в газете «Новое время» № 14568 от 25 сентября
(по старому стилю) 1916 года и в «Петроградской
газете» № 253. В связи с этими сообщениями в газете «Новое время» №
14572 от 29сентября (по старому стилю ) 1916 года появилась статья «Сухопутный
флот — русское изобретение», которая вскрыла неприглядную роль Главного военно-технического
управления в задержке работ по созданию в России нового оружия - боевых вездеходных
машин. Танк Пороховщикова. Продольный разрез
Вскоре после выступления в печати последовал
запрос в государственную думу о проведенных мероприятиях по обеспечению русской
армии танками. Под давлением общественного мнения начальник главного военно-технического
управления санкционировал проектирование усовершенствованного «Вездехода» - «Вездехода-2»,
или как его еще обозначали для отличия от предшественника, «Вездеход 16 г» . Проект был вскоре закончен и 19 января 1917 года поступил в броневой отдел
автомобильной части Главного военно-технического управления. Его экспертиза и обсуждение
затянулись на срок солее десяти месяцев.
Помимо проекта была выполнена модель «Вездехода-2». Сохранившиеся
документы позволяют получить довольно полное представление об его устройстве
Ходовая часть «Вездехода-2» сочетает элементы ходовой части автомобиля и гусеничного трактора. Резиновая бесконечная лента, расположенная год днищем корпуса охватывает четыре
подрессоренных барабана. Задний барабан связан цепью с силовой передачей и является
ведущим. На одной оси с ним жестко посажены автомобильные колеса, имеющие больший
диаметр, чем барабан. Передний барабан, снабженный пружинным устройством приподнят,
что улучшает преодоление препятствий. На одной оси со вторым барабаном посажены
передние колеса, с помощью которых (как у автомобиля) выполняются повороты. "Вездеход" на испытаниях.1915г. Слева А.А. Пороховщников
При движении по дороге с твердым покровом «Вездеход-2» опирался
на грунт только колесами и двигался, как автомобиль гусеница перематывалась
вхолостую На рыхлой почве колеса погружались в грунт гусеница садилась на
грунт и начиналось движение на гусеничном ходу. Поворот и в этом случае осуществлялся
с помощью тех же колес, что и при движении на колесном ходу.
Броневая защите предусматривалась толщиной в 8 мм. Вооружение
состояло из 3 или 4 пулеметов 2—3 пулемете должны были устанавливаться в башне весьма оригинальной конструкции,
допускавшей независимую наводку на цель каждого пулемета отдельно.
Двигатель и трансмиссия, а также системы, обеспечивающие их
работу размещались в кормовой части корпуса. В носовой части корпуса находилось
отделение управления, а посередине — боевое. Предусматривалась специальная перегородка между боевым отделением и отделением
силовой установки Для осмотра и обслуживания двигателя в перегородке имелись люки.
19 октября 1917года Автомобильный комитет ГВТУ, куда поступил на
рассмотрение проект «Вездехода-2», признал конструкцию «недостаточно разработанной,
а посему затраты казны по выполнению проекта в настоящем его виде излишними».
М.Свирин
|