В середине 60-х годов австрийская армия решила обзавестись
самоходной пушкой - истребителем танков для действий в условиях
сильнопересеченной местности, там где нельзя было использовать
буксируемую артиллерию. В то же время данная самоходная пушка должна
была быть легкой и дешевой. Ее предполагалось создать на базе
гусеничных бронетранспортеров, уже выпускаемых в Австрии на заводе
Зауер (Sauer). Пушку и ее установку планировалось не разрабатывать
самостоятельно (такого опыта у австрийцев не было), а купить лицензию
на производство за границей.
Французы предложили свою башню FL-12co 105-мм пушкой (она
устанавливалась на одной из модификаций танка АМХ-13). Особенностью
этой башни было жесткое закрепление пушки в верхней части башни и
наличие автомата заряжания. Для обеспечения вертикальной наводки орудия
верхняя часть башни качалась относительно нижней. Это техническое
решение в свое время казалось очень перспективным, так как обеспечивало
прочное решение проблемы автоматического заряжания пушки. Однако, к
середине 60-х годов эта конструкция выглядела чистым анахронизмом:
наличие кроме погона башни, еще и зазора между качающейся и не
качающейся частями, затрудняло герметизацию при преодолении водных
преград и защите от оружия массового поражения. При установке
вертикального стабилизатора орудия, его пришлось бы делать очень
мощным, т.к. качать пришлось бы пушку вместе с верхом башни и автоматом
заряжания. Еще одним недостатком такой конструкции было то, что после
того как кончались боеприпасы в автомате заряжания (12 шт.), его
перезаряжание осуществлялось только снаружи танка.
Правда, для истребителя танков, который хотела иметь австрийская
армия, эти недостатки не были столь существенны. Стабилизатор орудия на
самоходную пушку ставить не предполагалось, т.к. она должна была вести
огонь с места и из засад, а малая емкость контейнеров в автомате
заряжания компенсировалось использованием боеприпасов одного типа
-бронебойных. Зато башня EL-12 имела малые габариты, а из-за наличия
автомата заряжания экипаж сокращался до 3 человек.
Лицензионное соглашение с французами было подписано в 1965 году,
после чего началось проектирование нового истребителя танков на
предприятии фирмы Зауер-Верке (преобразованной в 1970 году в компанию
Steyr-Daimlen-Puch), названного SK-105 "Кирасир". Первый опытный
образец вышел на испытания в 1967 году, второй - в 1969. В 1971 году
была изготовлена предсерийная партия в 5 машин, после чего началось
серийное производство. Всего до настоящего времени выпущено около 600
машин, поступивших в австрийскую армию и на экспорт в другие страны.
Истребитель танков SK-105 "Кирасир" имеет классическую компановку:
отделение управления в носу корпуса, боевое в центре, а
моторно-трансмиссионное - в корме.
Корпус "Кирасира" сварен из стальных броневых листов и в лобовой проекции выдерживает обстрел из 30 мм пушки.
Водитель помещается в передней части корпуса слева. Для наблюдения
за полем боя он имеет З* перископа (* средний перископ может заменяться
пассивным прибором ночного видения). В походном положении водитель
ведет наблюдение за дорогой через открытый верхний люк. Для защиты от
непогоды может устанавливаться ветровое стекло со стеклоочистителем.
Справа от водителя, в корпусе, расположены аккумуляторные батареи и
часть боезапаса.
Башня танка JT-1 является лицензионным вариантом башни FL-12. Если в
начале производства JT-1 внешне практически не отличалась от FL-12, то
в дальнейшем, после проведенной модернизации, отличия стали довольно
существенными.
Башня JT-1 установлена над боевым отделением в центре корпуса. В ней расположены рабочие места командира танка и наводчика.
JT-1 оборудована командирской башенкой с 8 перископами, центральный
имеет 9° поле зрения и увеличение в 7,5 крат, остальные семь - 28° и в
1,6 крат соответственно. Вместо центрального перископа может быть
установлен прибор ночного видения с шестикратным увеличением. В
распоряжении наводчика имеется 2 перископа, причем передний имеет
механический визир. Телескопический прицел наводчика имеет
восьмикратное увеличение и поле зрения 8,5 градуса.
Так как верхняя часть башни жестко связана с орудием и приборами
наблюдения, ведение огня из пушки и пулемета может осуществляться как
наводчиком так и командиром, которые имеют одинаковые механизмы
наведения.
В башне установлено 105-мм орудие G1, являющееся лицензионным
вариантом французской пушки CN-105-57. Его боезапас составляет 44
снаряда. Используются выстрелы 3 типов: осколочно-фугасный (масса 18,5
кг, начальная скорость 700 м/сек), дымовой (масса 19,1 кг, начальная
скорость 695 м/сек) и кумулятивный.
Основным типом боеприпаса является кумулятивный снаряд массой 17,3
кг с начальной скоростью 800 м/сек. Максимальная дальность стрельбы
таким снарядом составляет 2700 м. Бронепробиваемость не зависит от
дальности и при угле встречи снаряда с броней в 0° составляет 360-мм
или 150-мм брони при ее наклоне в 65°.
Заряжание пушки осуществляется из двух магазинов револьверного типа
(на 6 снарядов каждый), установленных в кормовой нише башни. Выбор
снаряда осуществляется вручную наводчиком или командиром. После
выстрела гильза автоматически выбрасывается через лючок в корме башни.
Скорострельность орудия достигает один выстрел в 5 секунд, пока в
барабанах не кончаются снаряды. Заново снарядить их снарядами можно
только снаружи танка через 2 люка, расположенных в крыше башни.
Ствол пушки оснащен теплозащитным кожухом для уменьшения тепловых
деформаций и повышения скрытности при стрельбе. Орудие имеет фиксатор
для крепления по-походному. При стрельбе используется лазерный
дальномер TCV29 (диапазон измерений от 400 до 9995 м). Так как внутри
башни для него нет места, он расположен на крыше в специальной
бронированной рубке с бронезаслонкой. Там же может устанавливаться
прожектор типа XSW-30-V. Он используется для подсветки цели как в
видимом, так и инфракрасном диапазоне через специальный фильтр.
Снаружи башни слева и справа находятся по 3 дымовых гранатомета,
стрельба из которых может вестись как залпом, так и по одиночке. Кроме
этого башня оборудована креплением для канистры и маскировочных сетей.
На части экспортных машин для укладки маскировочной сетки ставились
дополнительные решетчатые корзины.
В задней части корпуса расположен двигатель и трансмиссия. Двигатель
оснащен предпусковым подогревателем воздуха, фильтром очистки воздуха
(типа "Циклон"), а также автоматической системой пожаротушения.
Гидромеханическая передача имеет 6 скоростей вперед и одну назад,
что позволяет независимо регулировать скорости вращения гусениц, вплоть
до вращения с равной скоростью в разные стороны. Ведущие колеса -
цевочного зацепления с гидравлическими тормозами. Первый и пятый каток
имеют гидравлические амортизаторы. Кроме того, первый каток сблокирован
с ленивцем для предотвращения соскакивания гусеницы. Танк имеет по 4
поддерживающих катка на борт. Также как и ленивец они обрезинены.
Подвеска (применительно к одному борту) состоит из 5 обрезиненных опорных катков с торсионной подвеской.
Резинометаллическая гусеница состоит из 78 траков с обрезиненными
беговыми дорожками. Кроме того, для действий в зимних условиях на
гусеницы могут устанавливаться специальные стальные шины.
Дальнейшим развитием SK105 стала модификация SK105/A1. Отличия от
базовой модели составляли в новой трансмиссии и системе управления
огнем. Последняя связана с компьютером, который обрабатывает данные
датчиков ветра, атмосферного давления, лазерного дальномера. Также в
него автоматически вводится тип боеприпаса, а он выдает данные для
стрельбы.
Кроме этого, на "Кирасире" проводились и другие работы по модернизации.
Для повышения бронепробиваемости орудия один танк был переделан для
использования французского подкалиберного снаряда OFL105G1, с начальной
скоростью 1460 м/сек и массой 3,14 кг, (из них 1,84 кг сердечник).
Но этот снаряд длиннее штатных выстрелов "Кирасира" и не помещается
в стандартной боеукладке. Поэтому для его применения требуется
переделка башни по типу французской FL-15. Двухкамерный дульный тормоз
орудия заменяется однокамерным новой формы, переделываются магазины для
снарядов и механизм заряжания.
Возможность такой переделки предлагается фирмой Steyr-Daimler-Puch,
но заказов пока не поступало ни от австрийской армии не от других
стран.
Кроме того, была разработана дополнительная клинообразная
бронезащита толщиной 35-мм для установки на лобовую часть башни. Для
демонстрации возможности модернизации SK-105 фирма Steyr-Daimler-Puch
изготовила прототип танка SK-1051A2 с полностью стабилизированной
башней, электрическими приводами вертикального и горизонтального
наведения. На машине установлена новая система управления огнем,
учитывающая износ орудия и данные четырех типов боеприпасов. Командир и
наводчик получили новые приборы ночного видения.
Предлагается и модернизация старых танков SK-105 в модификацию
SK-105/A1. Эта модернизация включает перемещение прожектора с крыши
башни на левую сторону пушки, замену спаренного пулемета на FM MAG,
установку дополнительной брони на лобовую часть башни, новую
трансмиссию и систему управления огнем, а также ночные прицелы. К
сожалению, все предлагаемые модернизации стоят дорого, но не приводят к
значительному улучшению боевых свойств уже порядком устаревшего танка.
Поэтому все это пока остается на уровне демонстрационных образцов и
прототипов.
На базе "Кирасира" было создано несколько вспомогательных машин. В
первую очередь, это бронированная ремонтно-эвакуационная машина Greif,
серийное производство которой было начато в 1976 году. Машина имеет
ходовую часть "Кирасира", вместо башни устанавливается броневая рубка с
краном грузоподъемностью 6 тонн. Над моторным отделением смонтирован
кузов, впереди имеется бульдозерный отвал. Последний может
использоваться и в качестве упора для лебедки с тяговым усилием в 20
тонн. Боевая масса Greif достигает 19,8 тонн, экипаж из 6 человек,
вооружение 12,7-мм пулемет М2. Вместе с "Кирасирами" эта машина также
поставлялась на экспорт.
На базе Greif для австрийской армии разработан инженерный танк. Он
имеет тот же корпус и шасси, что и БРЭМ, на другой бульдозерный отвал,
лебедку с тягой 8 тонн, вместо крана установлен гидравлический
экскаватор. Машина имеет массу 19 тонн, экипаж из 4 человек, вооружение
12,7-мм пулемет М2. Кроме этих модификаций, каждый "Кирасир" за два
часа может быть переделан в машину для подготовки водителей. Для этого
вместо башни устанавливается специальная рубка. Этот вариант называется
4KM7-FA (Fahrschulpanzer).
Кроме австрийской армии "Кирасир" поставлялся и в другие страны
(последний раз в 1997 году в Ботсвану). Экспортные машины имели
незначительные отличия от базовой машины.
В настоящее время "Кирасир" состоит на вооружении следующих стран:
Аргентина - 150 штук, Австрия - 250 штук, 50 БРЭМ и 18 инженерных
машин, Боливия - 34 "Кирасира" и 2 БРЭМ, Ботсвана - 30 штук, Марокко -
109 штук и 11 БРЭМ, Тунис - 54 штуки.
В отличии от своего предка АМХ-13 "Кирасиру" довелось повоевать
только в кино - в одном из фильмов с участием Жана-Поля Бельмондо о
Второй мировой войне в Северной Африке "Кирасир" выступил в роли
немецкого танка!
Виктор Мальгинов