В
1942 г британский генеральный штаб, отвечавший за
выработку концепции развития бронетанковой
техники, проявил интерес к так называемому
"штурмовому танку" - тяжелой бронированной
машине, способной действовать при прорыве
фортификационных сооружений и способной
выдерживать большое число прямых попаданий. В
результате появилось несколько опытных машин,
включая А33 "Эксельзиор", А38 "Вэлиэнт" и
американский Т14, кроме того было большое число
проектов, так и не пошедших дальше чертежных
досок. Среди них был и проект, подготовленный
"Ньюффилд меканизэщион лтд" из Бермингема и
представлявший собой АТ1 (Штурмовой Танк) со 150-мм
броней и небольшой, грушевидной башней под 75-мм
пушку или 95-мм гаубицу. Корпус оказался похожим
на таковой у "Вэлиэнта", а подвеска
планировалась торсионной. Вес оценивался в 45 т.
Были два варианта этого проекта: один похожий на
танк, но с неподвижной башней; второй - более
приземистую машину с 200-мм броней и с вооружением
только из пары пулеметов. Но эти проекты не
устроили генеральный штаб, потребовавший
установки на крышу корпуса шестидюймового
миномета и огнемета в правой надгусеничной
полке. 31 мая 1943 г появился новый проект с
расширенным корпусом, свешивающимся над
гусеницами. Уровень защиты остался тот же, а
вооружение изменилось, составив две спаренных
пулеметных установки в башенках на крыше, 20-мм
пушки слева лобового листа и шестифунтовки
справа с автоматом заряжания "Молинз" по
образцу 3,7-дюймовой зенитки. После
нескольких переработок этого проекта 26 июня 1943 г
появился АТ10. Этот вариант имел шестифунтовку,
спаренную с пулеметом - справа, и 20-мм пушку также
с "Бесой" - слева. На крыше корпуса, за
командирской башенкой была спаренная пулеметная
установка, рассчитанная на хорошие углы обстрела
назад. Максимальная толщина брони теперь
достигла 225 мм, вес оценивался в 45 т, высота по
корпусу была 2,28 м. "Ньюффилд меканизащион
лтд" посчитала такое сочетание защиты и
вооружения достаточным и приступила к
изготовлению полномасштабного деревянного
макета. Однако, генеральный штаб потребовал от
фирмы поставить на "Тотойз" ("Черепаху")
- так теперь назывался проект - 75-мм пушку с
высокой начальной скоростью снаряда. На
"Ньюффилде" рассчитали, что необходимое
удлинение корпуса приведет к росту веса до 65 т,
тем не менее сэр Майлз Томас из руководства
"Ньюффилда" (позже начальник отдела
бронетанковой техники в министерстве снабжения)
заключил, что установить новую 17-фунтовую пушку
на танк не представит особого труда, и
предложение было принято. Новый проект АТ13
появился 13 августа 1943 г и уже выглядел, как та
"Черепаха", к которой мы привыкли. Но даже
после этого пушка была сдвинута вправо, а 20-мм
автомат - влево, хотя но заданию вместо него
планировалась 95-мм гаубица. Подвеска
представляла собой ряд двухколесных тележек с
32-дюймовой гусеницей. Пары тележек незначительно
перекрывали друг друга. Внешние колеса тележек с
каждой стороны мог ли демонтироваться вместе с
гусеничным экраном, что позволяло танку
проходить по ширине через мост Бэйли-бридж. Это
напоминало аналогичную операцию с "Тигром"
при его перевозке по железным дорогам, а на
американском гиганте Т28 - "кузене"
"Черепахи" - вопрос решался еще более
радикально - там демонтировалась внешняя пара
гусениц. Одновременно был решен вопрос с
двигательной установкой. Для АТ10 планировался
двигатель "Форда", но какой - V8 серии GAA или V12
- еще было не ясно. На АТ13 было решено поставить
"Роллс-Ройс-Метеор" с трансмиссией
"Мерритт Браун". У проекта была одна
"деталь", которая могла по совокупности
превзойти все другие технические проблемы -
конструкторы "Ньюффилда" планировали
цельнолитой корпус "Черепахи". Хотя это
представляло несомненные выгоды с точки зрения
баллистики корпуса, возникли сомнения в
возможности завода обработать такую
"деталь". Это была главная проблема, но Майлз
предвидел и другие трудности: не окажется ли
"Черепаха" слишком тяжелой для существующих
транспортеров? К декабрю 1943 г был почти готов
макет по проекту АТ13, хотя последний раза три
слегка изменялся. Так на АТ14 вместо 20-мм пушки и
пулемета слева был установлен только один
пулемет - вес сократился до 60 т. На АТ15 пушка была
сдвинута к центру корпуса, а на АТ15А рубка
корпуса была, увеличена, что довело вес до 65 т. На
этой стадии вновь вмешался генеральный штаб,
который потребовал установить новую пушку,
идущую на смену 17-фунтовой. Макет был переделан
под новую 37-фунтовую пушку, представлявшую собой
противотанковое орудие на базе проверенной
3,7-дюймовой зенитки. После принятия решения
проект был переделан уже, как АТ16, и был заказан
опытный образец из неброневой стали. В феврале 1944
г последовал следующий шаг - было решено заказать
25 танков, которым генеральный штаб дал
обозначение А39, не дождавшись даже опытного
образца. Этот трюк, испробованный ранее на
"Черчилле", привел к печальному результату.
Даже на этой стадии работы было ясно, что
поставки могут начаться никак не раньше сентября
1945 г - оценка, которую следовало еще воплотить в
жизнь. Тем временем были подготовлены еще два
проекта - АТ17 и АТ18. Оба использовали то же шасси и
отличались огнеметом, установленным на место
пушки. Практически весь боевой отсек был занят
четырьмя 610-л емкостями с зажигательной смесью,
между которыми находились семь баллонов
высокого давления, обеспечивающими выброс
огнесмеси. На АТ17 один огнемет был на месте пушки,
а другой в пулеметной башенке на крыше рубки. АТ18
имел огнемет вместо пушки, при снятом лобовом
пуле мете. Оба проекта дальше чертежей не пошли.
В ноябре 1944 г появился еще один "конкурент" -
SP4. Это был танк с башенной установкой 3,7-мм пушкой
на шасси А41 ("Центуриона"), который был
реализован только в деревянном макете. К тому
времени выяснилось, что характеристики пушки
можно улучшить, заменив 37-фунтовый снаряд на
32-фунтовый. Заявлялось, что с ним характеристики
орудия били в целом на 25 выше, нем у 17-фунтового
орудия. С окончанием войны в Европе интерес к
"Черепахе" стал быстро сокращаться. Уже
строились планы по новому поколению боевых
машин, среди которых А39 смотрелся динозавром.
Заказ был сокращен до 12 машин. В феврале 1946 г
Комитет Обороны решил вновь уполовинить заказ,
уже до 6 машин по цене 141666 фунтов каждая. Реально
было закончено пять танков, а детали шестого
использованы на запчасти.
Корпус "Черепахи" сваривался из
литых деталей и катаных листов брони. Самая
большая отливка представляла собой рубку
корпуса без крыши с толщиной лобовой части до 230
мм. Крыша представляла собой катаный лист. Еще
одна литая деталь в лобовой части защищала
трансмиссию. Моторное отделение сваривалось из
катаных листов брони и нависало над гусеницами. В
правой надгусеничной полке находилась укладка
3ИПа, в левой - зарядный агрегат и аккумуляторы.
Нижняя часть корпуса выполнялась из катаных
листов брони, с дополнительной защитой в виде
тяжелых бортовых экранов. Подвеска была
торсионной, хотя чисто внешне напоминала шасси
"Шермана". Каждая колесная тележка (по
четыре на борт) имела по две пары катков. Торсионы
были сгруппированы под полом кабины по четыре,
гак что на каждую бортовую тележку было два
торсиона. В большинстве случаев катковая тележка
имеет одну ось и ее колеса двигаются в
вертикальной плоскости одновременно, но на
"Черепахе" каждый каток тележки имел еще и
независимую подвеску. Это было предусмотрено еще
на стадии проекта одновременно с возможностью
снятия внешней пары катков тележки, для
сокращения габаритов танков при перевозке, но
одновременно такая подвеска снижала поперечную
нагрузку на тележку, характерную для шасси с
широкими гусеницами. Следует отметить, что не
было предусмотрено какого-либо демонтажа
другого оборудования, позволившего бы снизить
вес и размеры при транспортировке. Что хотели, то
и получили - возможность перевозки по железным
дорогам, погрузки через рампу десантных судов и
движения по наводным мостам пришлось отбросить.
Траки гусеницы отливались из маргонцовой стали и
имели центрирующий гребень. Ширина траков была 32
дюйма, каждое звено соединялось двумя штифтами
навстречу друг другу. "Черепаха"
представляла собой довольно редкую среди
английских танков схему с передней ведущей
"звездочкой" при заднем расположении
двигателя. Ленивцы были соответственно сзади.
Гусеница имела шесть поддерживающих катков на
сторону - по два на двух центральных валах и по
одному на переднем и заднем. Двигательная
установка состояла из безнаддувного двигателя
"Роллс-Ройс" Мk.V "Метеор" -
12-цилиндровый, V-образный, мощностью 650 л.с. По
бокам двигателя ставились два топливных бака -
большой на 390 л справа и малый 245 л - слева. Слева
также располагался маслобак, занимавший
оставшееся место. Радиаторы были перед
двигателем, а выхлопные трубы собирались в
большой глушитель, шедший вдоль всего моторного
отделения. Как упоминалось выше, танк также нес
зарядный агрегат четырехцилиндровый двигатель
"Моррис"-8, работавший прямо на генератор.
Движок был включен в контур охлаждения основного
двигателя, а выхлопная труба с глушителем была
выведена за боевой рубкой. Двигатель работал на
коробку передач через сцепление
"Борд&Бекк" и три вала, объединенных в
общей трубе. Коробка передач была
"Меррит-Броун" H51D, обеспечивающая через
раздельный реверс шесть скоростей вперед и назад
и имеющая бортовые тормоза для управления по
курсу. Такая коробка передач позволяла танку
разворачиваться на месте. После испытания
опытного образца Р1 в трансмиссию внесли
изменения, но какие не известно. Одной из
наиболее интересных особенностей этого танка -
"Черепаха" тогда рассматривалась именно
танком, пускай очень специфичным, но не
самоходкой - было боевое отделение, вмещавшее
экипаж из семи человек.
Экипаж включал водителя,
занимавшего место справа от орудия, стрелка
лобового пулемет - слева от орудия, еще один
стрелок находился за водителем, командир сидел
слева - за и выше первого стрелка. Таким образом
четыре члена экипажа располагались по бортам
рубки, освободив в центре место для
артиллерийского расчета. Наводчик орудия
располагался слева от орудия, а два заряжающих -
за орудием. С последними возникла интересная
проблема. Орудие было спроектировано под
раздельное заряжание снаряды и заряды хранились
отдельно. Небольшое число "готовых"
снарядов хранилось на задней стенке боевой рубки
в отдельных пеналах, а большая часть боезапаса
располагалось под полом боевого отделения.
Проблема была: должны ли были заряжающие
отдельно досылать в орудие снаряд и гильзу
заряда, либо один из них должен был заряжать
орудие, а другой - только оперировать замком?
Последнее было стандартной практикой английских
артиллеристов, но тщательный хронометраж
показал, что более предпочтительней является
первая схема заряжания, принятая на
"Черепахе". История создания 32-фунтового
(3,7-дюймового - 94-мм) орудия уже упомянута. Можно
еще добавить; что начальная скорость снаряда
была 880 м/с, а в боекомплект входили бронебойные и
фугасные снаряды. Орудие монтировалось в шаровой
опоре диаметром 24 дюйма, обеспечивающим +18° -10°.
склонения и 20 градусов по горизонту в обе
стороны. Прицел наводчика монтировался в
отдельной шаровой установке слева от орудия, но
был жестко связан с самим орудием. Передний
стрелок имел в своем распоряжении 7,92-мм пулемет
"Беса", также в небольшой шаровой установке
с углами склонения 35°. Еще два "Беса" были в
верхней башенке с круговым обстрелом. Они имели
углы склонения +15-10°. Необходимость а последней
пулеметной установке была сомнительной, в то же
время она 'представляла определенную опасность
для радиоантенны и компаса, которые были
смонтированы на крыше корпуса, не говоря уж о
членах экипажа. Так как вся крыша рубки
становилась "зоной огня", спарка пулеметов
была оснащена специальным устройством,
предотвращавшим поражение оборудования, на
крыше корпуса. Кроме того каждый люк был оснащен
специальным выключателем, блокирующим огонь из
пулеметов при открытом люке. Спуск пулеметов по
этой причине был сделан электрическим.
Управления пулемётами (в вертикальной плоскости)
осуществлялось при помощи ручки с двумя кнопками
электроспуска. Для этой установки требовались
специально подготовленные стрелки, и не только
из соображений безопасности - для устранения
задержки "Беса" в столь стесненной
установке обычное обучение не помогало. Командир
также имел в своем распоряжении вращающуюся
башенку со смотровыми приборами и бинокулярным
перископом, подвижным в вертикальной плоскости.
Последний через повторители был связан с
прицелами наводчика орудия и верхнего стрелка.
На башенке командира, был смонтирован
стандартный, шестиствольный дымовой гранатомет,
имевший, таким образом, круговой обстрел. Еще два
таких гранатомета были на углах лобового листа
боевой рубки. Слева от люка водителя, в подвижной
установке был смонтирован двухдюймовый
гранатомет. Место водителя показалось бы
знакомым каждому, имевшему дело с
"Центурионом", хотя первое было расположено
выше и справа. Однако, если человек не имел
специальной подготовки, он бы почувствовал себя
не очень уютно на этом месте - управление танком
было как бы сдвинуто вправо, так что водителю
приходилось сидеть под некоторым углом к
направлению движения. Кроме того, если водитель
управлял танком через открытый люк и сиденье
было следовательно приподнято, дотянуться до
педалей было трудным делом. При полном оснащении
на "Черепаху" ставилась радиостанция N 19/38
(слева, между командиром и стрелком),
обеспечивающая как внешнюю, так и внутреннюю
связь, а также связь с пехотной, носимой
радиостанцией, укрепленной за рубкой танка.
Связь могли осуществлять командир и водитель, но
реально осуществлять настройку станции мог
только левый заряжающий.
Как уже отмечалось, "Черепаха"
была танком и именно так числилась в документах
Королевского бронетанкового корпуса. В то же
время она могла рассматриваться и неплохой
противотанковой самоходкой. В этом случае
"Черепаха" попадала под юрисдикцию
Королевской артиллерии, и когда летом 1949 г Р1 был
послан на огневые испытания, он попал в Лакхилл
под Сэлизбери Плэйн - сердце "страны
артиллеристов". К тому времени было ясно, что
как танк "Черепаха" принята не будет, и
артиллеристы решили попробовать танк для
выработки будущих требований к противотанковым
самоходкам. Но испытать его там не довелось.
Сначала офицер полигона, ответственный за
выработку параметров стрельбы, высчитал, что
дальность стрельбы даже прямой наводкой слишком
велика для обеспечения безопасности за
пределами полигона. Потом Военный офис решил
передать самоходную противотанковую артиллерию
Королевскому бронетанковому корпусу. В
результате "Черепаха" была забрана в
Лулворс под Бовингтоном - в танковую школу
артподготовки; где были и достаточно место для
стрельбы (именуемое Ла-Маншем), чтобы обеспечить
безопасность при вылете снаряда за пределы
полигона. Танкисты решили проверить на будущее
особенности раздельного заряжания и
одновременно сравнить способы заряжания орудия
с принятыми в артиллерии. Для этого экипаж
комплектовался как из танкистов, так и из
артиллеристов. Для сравнительных испытаний в
Лулворс был пригнан "Центурион"-III.
Поскольку 32-фунтовку уже удалось испытать на
кучность и бронепробиваемость, осталось время и
для ходовых испытаний, которые дали те же
результаты, что и ранее проведенные. Хотя судьба
"Черепахи" фактически была решена с концом
войны, и на вооружение ее принимать не
собирались, два танка были использованы для
испытаний в Европе. В апреле 1948 г было решено
послать в Германию Р4 и Р5, чтобы в первую очередь
проверить возможность транспортировки столь
крупных танков в пределах британской
оккупационной зоны. Учитывалось начало работ по
новой серии тяжелых танков FV200, так как было ясно:
где пройдет "Черепаха", там можно
"пропихнуть" все, что угодно. Было очевидно,
что при ширине 3,9 м танк не возможно перевозить по
железной дороге, а при боевом весе в 80 т он
расплющит любой транспортер... Специально для
этих целей на "Крэнес оф Дерехэм"
спроектировали пятиосный транспортер.
Предполагалось послать в Германию два образца,
чтобы испытать их в различных дорожных условиях,
а также провести огневые испытания по
"живым" целям у Бельзена. Несмотря на
сложность задачи, ответственный за ее проведение
майор Гарнетт был поставлен в известность только
за две недели, в результате чего он был вынужден
набирать свою команду наспех. Для буксировки
транспортера с танком - вес около 120 т - было
решено использовать два тягача "Дайэмонд"-Т
тандемом. Таким образом, общий вес поезда
составил 155 т, а длина - 28,5 м. Через три года после
окончания войны британская оккупационная зона
Германии все еще представляла собой руины.
Несколько сохранившихся мостов были в слишком
плохом состоянии, чтобы принять такой кортеж, а
другие, разрушенные по время войны, были заменены
временными, так что не только Бэйлей-бридж не мог
принять вес танка. К тому же все эти мосты были
слишком узки. Так при пересечении Бэйлей-бридж
оставалось бы только несколько сантиметров
свободного пространства. В результате, прежде
чем покинуть Британию, экипажи усиленно
тренировалось на незагруженном транспортере,
что было отнюдь не легче. Если не считать
автобаны - гордость Германии - остальные дороги
имели плохое состояние, а большинство
второстепенных дорог даже не имели твердого
покрытия. Некоторые дороги имели только узкую
полосу из металлического покрытия, по обе
стороны которой шли широкие грунтовые полосы.
Кроме того многие города и деревни Германии
имели центральные улицы с булыжной мостовой,
которая повреждалась при проходе гусеничной
техники. К счастью, там не было много крутых
подъемов, для преодоления которых требовалось
изменять наклон трейлера, для чего имелся
комплект деревянных клиньев. В этой, так
называемой танковой испытательной команде
Британской рейнской армии числилось шесть
офицеров и 55 рядовых, включая экипажи из
танкистов и артиллеристов, снабженцев и
ремонтников. Британская рейнская армия
обеспечивала по маршруту движения эскорт
военной полиции на джипах и мотоциклах. Как и
везде, картеж сопровождали еще пять тягачей
"Дайэмонд"-Т и целый "флот" из
транспортеров "Б". Подготовку обеспечивал
испытательный институт бронетанковой техники из
Чертсей, включая загрузку-разгрузку танков на
транспортер и перевозку. Учитывая, что
транспортер был также управляем и,
следовательно, имел тенденцию к заносу на
поворотах, от двух водителей "поезда"
требовалась особо синхронная работа. Водитель
тягача отвечал за управление и использовал
тормоза транспортера, а второй водитель следил
за движком транспортера и переключал передачу
синхронно с первым. Для связи между водителями
имелось переговорное устройство, но, за
исключением езды ночью, они предпочитали
условные сигналы рукой.
Проблемы для испытательной команды
начались еще в Англии. Первоначально для
перевозки техники планировали использовать
танкодесантное судно (LST), но оказалось, что ни
один трап-сходня не может выдержать больше 65 т.
Пришлось выбрать обычного "купца" - "Рейс
Фише", имевшего большой грузовой люк. Погрузка
осуществлялась в Королевском доке Альберта с
помощью 150-т плавучего крана. Но даже это
составило проблему - трейлер не имел подъемных
скоб, которые срочно пришлось приварить по месту.
Тягачи после снятия с них всего оборудования
грузились с помощью сетки. Эскорт ночью прибыл в
Лондон, откуда ранним утром во вторник, 25 мая 1948 г
"Рейс Фише" медленно двинулся вниз по Темзе,
направляясь в Гамбург, куда прибыл в четверг.
Здесь техника Была выгружена опять же с помощью
плавучего крана, и конвой двинулся к своему
временному лагерю. Официально испытания
начались 1 июня. Их описание заняло бы слишком
много места, но в целом можно сказать, что в
основном испытания заключались в
транспортировке танков по Германии. С начала
конвой прибыл на полигон под Бельзеном, потом в
Ганновер, далее через Бад Ойнхаузен на полигон
под Падерборном. Оттуда двумя конвоями танки по
автобану были перевезены в Гамм, а потом обратно
в Ганновер через Минден и Нейнбург, а потом
обратно в Бельзен и в Гамбург. Полный отчет об
испытаниях "Черепахи" был опубликован
британской рейнской армией в октябре 1948 г. Там в
деталях описывались транспортные испытания, а
также еще ряд испытаний, которые мы здесь
упомянем. В отчете также быта отличная коллекция
из 95 фотографий, к сожалению очень плохого
качества, что для воспроизведения можно было
использовать лишь немногие. Согласно отчету
конвой покрыл 1040 км, из которых 160 танки прошли
своим ходом. Максимальная скорость движения
достигала 19 км/ч, но средняя была много ниже, за
исключением автобанов, так как на других дорогах
приходилось останавливать встречное движение.
Задержки также вызывало преодоление мостов. Еще
предварительная разведка местности до испытаний
показала, что только несколько мостов на
маршруте смогут выдержать вес "поезда".
Поэтому обычной практикой была разгрузка
транспортера, танк своим ходом медленно
пересекал мост, после чего вновь грузился на
транспортер. В идеальном случае на это уходила
всего 15 минут. Иногда, если грузоподъемность
моста была недостаточной, приходилось делать
крюк. В одном таком случае под Шпроце пришлось
пересекать железную дорогу, для чего пришлось
уложить специальное покрытие, чтобы не повредить
железнодорожное полотно, но даже такая сложная
операция заняла от разгрузки до погрузки всего 35
минут. Главной проблемой были узкие дороги, в
основном из-за придорожных деревьев, канав и
слишком мягкого покрытия. Так в Целле пришлось
сгрузить танки, и они своим ходом проследовали за
транспортерами через извилистые мостовые. В
целом это показало, что два тяжелых танка не
нанесут особого вреда городской мостовой, но в
случае целого полка - другое дело. Уже одного
резкого поворота танка было достаточно, чтобы
вывернуть все булыжники мостовой. Наибольший
уклон по маршруту движения в 7,5° был преодолен на
автобане под Бюкебургом. В целом транспортировка
была признана удачной, особенно отмечалась
работа транспортеров, с которыми проблем не было
вовсе. Оба танка во время испытаний получили
личные имена, но из-за плохого качества
фотографий было установлено только имя Р5 -
"Эдвенче". Именно этот танк использовался
для огневых испытаний под Бельзеном. Стрельба
осуществлялась по щитам на дистанции до 2000 м,
особо отмечалась хорошая кучность и хорошее
впечатление нового орудия на экипажи, которые
привыкли к капризной 17-фунтовке. Потом
проводились стрельбы по списанному
"Шерману", чья лобовая часть была просто
разорвана в клочья. Наконец, стрельбы провели по
"Пантере" - судя по фото, это была одна из
машин, собранных после войны под английским
контролем. По-видимому, это модель G с лобовой
частью по типу танка, выставленного в Бовингтоне.
С 1230 м снаряд с "Черепахи" пробил лобовой
лист "Пантеры", вырвал кусок крыши над
местом водителя и даже оторвал часть маски
орудия, которую нашли в 5 метрах от цели. По
результатам испытаний представители
бронетанковых войск и артиллерии очень высоко
оценивали танк. Танкисты, сражавшиеся в Европе,
отмечали, что такая пушка дала бы им преимущества
над любым немецким танком 1944 г. Однако, некоторые
наблюдатели были настроены менее оптимистично, и
отчеты об испытаниях пестрят такими фразами:
"...отсутствие кругового обстрела",
"...слишком тяжелый", "...слишком
медленный", "...умопомрачительные проблемы с
транспортировкой", "...раздельное
заряжание" - все с различными степенями
сомнения! Судьба "Черепахи" была решена...
Дэвид Флетчер