История создания и описание конструкции
Послевоенные тенденции мирового
танкостроения и развитие тактики
использования танков убедительно
свидетельствовали о том, что «двухтанковая теория» устарела. В Англии
к разработке основного боевого
танка (проект F.V.4201), способного
заменить и средний «Центурион», и
тяжелый «Конкерор», приступили в
1957 г. (техническое задание на танк,
предназначенный для замены «Центуриона» и «Конкерора» было сформулировано
в 1956 г.), практически
одновременно с началом работ по
танку «Леопард-1» в ФРГ и АМХ-30
во Франции.
Подход к проектированию британского
основного боевого танка резко
отличался от такового в других странах
Европы. Конец 1950-х гг. совпал
по времени со всеобщим увлечением
ракетным оружием. Считалось,
что от ракеты не защитит никакая
броня, а значит приоритет следует
отдать скоростным качествам в ущерб защищенности. По такому пути
пошли танкостроители с континента.
Англичане, как и положено
консерваторам, справедливо полагали,
что появление ракет вовсе не отменяет
обычную ствольную артиллерию
и мины. На британцев большое
впечатление произвел опыт, полученный
при использовании танков
«Центурион» в Корее, когда толстая
броня не раз спасала танкистам
жизнь. Опираясь на опыт войны в
Корее, британцы сделали основной
вывод: бронезащита перспективного
танка ни в коем случае не должна
приноситься в жертву подвижности и
огневой мощи, а толщина брони —
не уступать таковой у «Центуриона».
При этом англичане хотели получить
те же маневренные характеристики,
что и их коллеги из Франции и ФРГ, а
по огневой мощи превзойти их. Но
сочетание толстой брони и мощной
пушки вело к резкому росту массы
танка, что, в свою очередь, заставило
бы конструкторов искать такие
технические решения, которые бы
способствовали при данных требованиях
к боевой машине повышению
ее подвижности.
Основной боевой танк «Чифтен»
(«Полководец»), также как и «Центурион», проектировался специалистами
государственного научно-исследовательского
института боевых машин
— FVRDE (Fighting Vehicle Research
& Development Establishment)
в кооперации с инженерами фирм
«Лейланд» и «Виккерс». Последняя
отвечала за разработку башни. Спустя
два года после начала проектирования,
в 1959 г., на государственном
танковом заводе (Royal Ordnance
Factory) в Лидсе был построен опытный
образец танка, испытания которого
начались в 1960 г. В 1962 г. закончились
войсковые испытания шести
прототипов, а в мае 1963 г. «Чифтен» был принят на вооружение британской
армии. Его производство осуществлялось на двух заводах — государственном
в Лидсе и фирмы «Виккерс-Армстронг» в Ньюкастле. С 1966
по 1978 г. для британской армии было
изготовлено 770 таких танков.
Танк «Чифтен» имеет классическую
компоновку: отделение управления
— в передней части, боевое —
в средней, МТО — в корме. Корпус
сварной, излитых и катаных деталей.
На броню приходится примерно 53%
массы танка. Верхняя лобовая деталь
корпуса имеет толщину 120 мм,
борта — 38 мм, кормовой лист —
25,4 мм, днище — 16 мм. Башня литая,
толщина ее лобовой части —
195 мм, крыши — 45 мм.
Усиление защищенности танка достигнуто
не только увеличением толщины
брони, но и рациональным
расположением броневых листов,
резким уменьшением высоты машины
и ее внутреннего объема. Лобовая
деталь корпуса имеет наклон 72°
к вертикали, бортовые листы установлены
под углами 10°, угол наклона
лобовой части башни — 60°. Башня
довольно сложной формы: проектирование
ее велось как бы вокруг
экипажа и оборудования, которые
она, так сказать, «обтекала» с целью
уменьшения площади поверхности.
Схожая концепция использовалась в
ходе проектирования башен советских
танков Т-64 и Т-72.
Амбразура под пушку выполнена
шириной всего 225 мм, за счет чего
удалось свести к минимуму ослабленную
зону в лобовой части башни.
Впервые в мировом танкостроении
механик-водитель располагался полулежа,
в результате высоту передней
части корпуса удалось уменьшить
до 1178 мм, одновременно увеличив
наклон лобового бронелиста.
Для усиления защиты от мин сиденье
механика-водителя крепится к броне-плите, установленной на расстоянии
50 мм от днища корпуса — таким
образом, получается местное разнесенное бронирование днища. Форма
корпуса и башни «Чифтена» является
наиболее удачной среди всех западных
танков 1960 — 1970-х гг.
Рабочее место механика-водителя
находится в отделении управления и
расположено по оси танка. Спинка
сиденья механика-водителя может
устанавливаться в трех фиксированных
положениях с наклоном в 45°,
50° или 55°. В положении «по-походному», с открытым верхним люком,
сиденье поднимается, а спинка занимает
положение с углом наклона
55°. Управление поворотом танка
осуществляется с помощью двух рычагов,
регулируемых, как и спинка
сиденья, по углу наклона. При закрытом
люке механик-водитель ведет
обзор окружающей местности
через один неподвижный широкоугольный
перископический наблюдательный
прибор.
В трехместной вращающейся башне
сосредоточено основное и вспомогательное
вооружение танка. Следует
подчеркнуть, что полномасштабной
разработке «Чифтена» предшествовал
детальный анализ вооружения
и бронезащиты наиболее удачных
тяжелых и средних танков мира
(в качестве приоритетных целей для
нового орудия рассматривались танки).
Результаты исследований показали,
что в наибольшей степени требованиям
эффективного поражения
хорошо бронированных целей с дистанции
более 2000 м будет отвечать
нарезное орудие калибра 120 мм.
Дистанция в 2000 м была выбрана
исходя из условий Европейского
ТВД, где чаще всего видимость ограничена
4000 м, а большинство малоразмерных
целей, типа танка или
БТР, обнаруживается на расстоянии
в 2000 м.
Работы над такой пушкой начались
на государственном танковом
заводе в 1954 г., и к моменту начала
разработки «Чифтена» 120-мм танковая
пушка L11 длиной 55 калибров
была практически готова. Решение
об установке такого мощного орудия
на основной боевой танк, принятое
англичанами, весьма радикально
отличалось от мнения других европейских
конструкторов, вооружавших
свои машины 105-мм пушками
L7. Можно считать, что британцы в
отношении вооружения и бронезащиты «Чифтена» заглянули лет на
десять — пятнадцать вперед: близкие
«Чифтену» по защищенности и
вооружению западные танки (к примеру,
«Леопард-2») появились лишь
в конце 1970-х гг.
Сложно говорить о том, в какой
мере танкостроители пользовались
услугами технической разведки, или
же просто конструкторы, решающие
похожие задачи по разные стороны
«железного занавеса», пришли к схожим
выводам, но в конце 1950-х гг. и
советские инженеры работали над
проектами танков массой 60 — 70 т,
вооруженных 130-мм нарезными
пушками. Таким образом, британская
концепция основного танка оказалась
гораздо ближе взглядам советских
конструкторов и военных,
чем западноевропейских.
Углы наведения орудия в вертикальной
плоскости составляют на
«Чифтене» от -10° до +20°. На пушке
установлены теплозащитный кожух
и эжектор для продувки канала
ствола после выстрела. Ствол изготовлен
из высококачественной стали
методом электрошлакового переплава
и рассчитан на 550 выстрелов.
120-мм пушка L11 имеет раздельное
заряжание. Пороховые заряды
находятся в полностью сгорающих
мешочках, как у выстрелов корабельных
пушек. Боеприпас (снаряд-заряд) к 120-мм орудию весит
меньше и занимает меньший объем,
чем унитарный выстрел 105-мм пушки
L7. Воспламенение заряда при
выстреле происходит с помощью запальных
трубок, подаваемых автоматически
из-под казенной части
пушки. Емкость магазина в механизме
подачи — десять трубок. Заряжание
пушки производится вручную, с
помощью гидромеханического досылателя. Вертикально расположенный
клиновой затвор автоматически открывается при накате ствола после
выстрела. Опытный экипаж может
производить из орудия до восьми
выстрелов в минуту. Оптимальным
считается следующий режим ведения
огня: первая минута — десять
выстрелов, последующие четыре —
по шесть, затем — перерыв для
охлаждения ствола. Специально для
нового орудия были разработаны
два типа снарядов: бронебойный
подкалиберный L15A4 и бронебойно-фугасный L31 с пластичным
взрывчатым веществом и деформирующейся
головной частью. Бронебойно-фугасному снаряду уделялось
особое внимание, поскольку этот
боеприпас считался универсальным,
заменяющим и традиционные фугасные
снаряды, и кумулятивные. Боекомплект
— 53 выстрела. Максимальная
скорость разворота башни
22 град./с, наведения орудия в вертикальной
плоскости — 5 град./с.
Приводы наведения — электрические.
Начальная скорость снаряда
L15A4 — 1370 м/с, снаряда L31 —
670 м/с. На первых танках с пушкой
были спарены два пулемета: один
L8A1 калибра 7,62 мм устанавливался
слева от орудия и один L21A1 калибра
12,7 мм — над пушкой.
Пушка и спаренные с ней пулеметы
стабилизированы в двух плоскостях.
Система стабилизации разработана
на базе аналогичной системы
танка «Центурион». Несмотря на
стабилизацию орудия, основным режимом
ведения огня является
стрельба с места. Система управления
огнем позволяет наводчику до
подхода к рубежу открытия огня наводить
орудие на цель, остановка
нужна только для произведения выстрела
из пушки. Высота боевого отделения
от пола до крыши башни
составляет 1730 мм. Места командира
и наводчика находятся справа
от орудия, заряжающего — слева.
При ведении стрельбы заряжающий
работает стоя. У наводчика установлены
основной монокулярный перископический
прицел «Барр энд
Струд» TLS № 9 Мк.1 с 1- и 10-кратным
увеличением и дублирующий
телескопический оптический прицел
AFV № 26 Мк.1 с 7-кратным увеличением;
оба прицела имеют независимую
стабилизацию поля зрения в горизонтальной
плоскости. Бинокулярный
перископический оптический
прицел командира с 1- или 15-кратным
увеличением AFV № 37 Мк.3
смонтирован в передней части вращающейся
командирской башенки.
Посредством оптического канала командир
может отметить выбранную цель в поле зрения прицела наводчика.
Прицеливание орудия возможно
как наводчиком, так и командиром,
причем действия последнего считаются
приоритетными. Вместо командирского
дневного оптического прицела
может быть установлен активный
прибор ночного видения с подсветкой
от ИК-прожектора. В походном
положении прибор ночного видения
и прожектор хранятся в наружном
ящике с левой стороны башни.
Расстояние до цели на дистанциях
до 2000 м определяется с помощью
пристрелочного 12,7-мм пулемета.
При стрельбе фугасными снарядами
с закрытых позиций необходима подготовка
данных, как и при ведении
огня из обычных буксируемых пушек.
Командирская башенка для лучшего
удержания цели в прицеле и удобства
наблюдения при развороте башни
вращается в сторону, противоположную
направлению разворота, сохраняя
неизменной линию визирования;
время полного разворота — 16 с.
В башенке установлено девять неподвижных
перископических наблюдательных
приборов AFV № 49 с суммарным
полем зрения 360°. Командирский
люк — двустворчатый. Обзор
заряжающему обеспечивается через перископический наблюдательный
прибор кругового вращения
AFV№30Mk.1.
По бортам в передней части башни
смонтированы два шестиствольных
66-мм дымовых гранатомета. В кормовой
нише башни установлены две
радиостанции: «Плесси» С.42 УКВ-диапазона и коротковолновая «Плесси» В.47. Последняя обеспечивает
устойчивую связь в радиусе 8 км и
имеет 181 канал. УКВ радиостанция
имеет 481 канал связи, в нее интегрировано
танковое переговорное
устройство. Предусмотрена возможность
подключения к танковому переговорному
устройству полевых телефонов,
для чего в кормовом листе
корпуса предусмотрены специальные
разъемы. Танк оснащен системой
защиты от ОМП и системой пожаротушения.
В МТО установлен многотопливный
двухтактный 6-цилиндровый
оппозитный дизель жидкостного
охлаждения L60 фирмы «Лейланд»
мощностью 585 л.с. Он имеет вертикальное
расположение цилиндров; в
одном цилиндре находятся два противоположно
двигающихся поршня.
Запуск двигателя осуществляется в
нормальных условиях с помощью
электростартера, на морозе — гидростартером или вспомогательным
дизелем. Работа электрогенератора и
гидростартера, дублирующего электростартер,
обеспечивается вспомогательным
3-цилиндровым оппозитным дизелем «Ковентри Климакс»
НЗО № 4 мощностью 30 л.с. Трансмиссия
— механическая TN-12 фирмы
«Меррит-Вильсон». Переключение
передач осуществляется ножной
педалью. Внутренний объем МТО
примерно 6 м3. Для облегчения технического
обслуживания дизель,
трансмиссия, радиаторы, вентиляторы,
система охлаждения, масляный
фильтр и ряд других агрегатов смонтированы
в единый блок, для замены
которого в полевых условиях требуется
30 минут. Двигатель подлежит
замене после 5000 км пробега, воздушные
фильтры требуют замены
через каждые 1500 км пробега.
Ходовая часть «Чифтена» практически
идентична ходовой части танка
«Центурион». По совершенно непонятным
причинам конструкторы,
задавшись целью сделать машину,
превосходящую по массе все европейские
танки, но не уступающую им
по маневренности, не стали разрабатывать
новую подвеску, хотя к началу
1960-х годов было абсолютно
ясно, что у пружинно-балансирной
подвески «Центуриона» нет резервов
для модернизации и она в значительной
степени устарела.
Ходовая часть включает шесть
опорных катков и имеет заднее расположение
ведущих колес. Опорные
катки двускатые, с резиновыми шинами
и съемными стальными дисками.
Поддерживающие катки (по три
на борт) также двускатные, обрезиненные. Ведущие колеса снабжены
стальными съемными зубчатыми
венцами (по 12 зубьев на венце). Гусеницы
— с открытыми шарнирами
последовательного типа и съемными
асфальтоходными подушками (по
одной на трак). Механизм натяжения
гусениц — кривошипно-червячного
типа. Ресурс элементов ходовой части
составляет 2 — 5 тыс. км. Нижний
предел (2000 км) определяется надежностью
открытого шарнира гусениц,
верхний (5000 км) — зубьями
венцов ведущих колес. Ходовая часть
для защиты от легких кумулятивных
противотанковых средств прикрыта
стальными четырехсекционными экранами
толщиной 10 — 15 мм.
Концепция хорошо бронированного
танка с мощным вооружением и
ограниченной подвижностью, то есть
танка «Чифтен», вызвала, мягко говоря,
неоднозначную реакцию в среде
западноевропейских военных и
специалистов по танкостроению.
Шквал критики обрушился на маневренные
характеристики машины.
При этом превосходство «Чифтена»
над «Леопардом-1» и АМХ-30 в защищенности
и огневой мощи зачастую
просто игнорировалось.
Уместно заметить, что многочисленные
дискуссии о путях применения
различных систем оружия на Европейском
ТВД имели примерно такую
же связь с реальностью, как и
знаменитый вопрос: «Есть ли жизнь
на Марсе?» — тоже очень популярный
в 1960-е гг. И западноевропейцы,
и наши соотечественники всерьез
воевать вряд ли собирались. Основной
упор делался не на достижение
победы в войне, а на недопущение
самой войны. Поэтому, к счастью, все
эти дискуссии так на бумаге и остались.
А вот представители государства
Израиль возможность войны не
отрицали, они воевать собирались
всерьез и до победы. В середине
1960-х гг. западные страны свободно
поставляли военную технику на Землю
Обетованную, так что выбор у израильтян
был. Заменить устаревавшие
«центурионы» представлялось
возможным и американскими машинами,
и «леопардами», и АМХ-30, и
«чифтенами». Правда, закупку военной
техники в Германии вряд ли бы
поняли жители Израиля — пепел Освенцима,
Бабьего Яра и Майданека
еще «стучал в сердце» многих евреев.
Зато французский танк вполне
укладывался в господствовавшую
тогда теорию подвижной машины с
хорошим вооружением. К тому же на
вооружении Армии обороны Израиля
состояло много французских танков
АМХ-13. И все же израильтяне
выбрали «Чифтен». С октября 1966-го
по 1968 г. в Израиле проводились детальные
оценочные испытания двух
британских машин. Результаты войны
1967 г. только убедили израильских
специалистов в правильности
выбора. Главное — пушка и защита,
а подвижность на поле боя определяется
не столько характеристиками ходовой части, сколько толщиной
брони. В 1969 г. правительство Израиля
официально обратилось к Великобритании
с просьбой о поставке
танков «Чифтен». Однако события
1967 г. резко изменили положение
Израиля в мире — он стал почти что
государством-изгоем, которому открыто
помогали лишь США. Англия
не сочла возможным нарушить эмбарго
на поставку сюда военной техники.
Возможно, сам факт испытания
двух английских танков в Израиле и
не заслуживает столь серьезного
внимания: сколько подобных мероприятий
проводилось и проводится
постоянно в мире. Но в данном случае
израильтяне выступили в роли
беспристрастных судей, и их окончательное
решение в пользу «Чифтена» позволяет поставить точку в затянувшемся
споре: какой из трех европейских
танков второго послевоенного
поколения лучше. Военные и
политики Израиля всегда в первую
очередь оценивали качественные
характеристики системы оружия и
лишь потом ставили вопрос о стоимости
или о политической этике.
Пренебрежение последним фактором,
например, вылилось в принятие
на вооружение трофейных танков
Т-55 и Т-62. Переделанные в тяжелые БМП, эти машины до сих пор
остаются на вооружении израильской
армии.
Модификации танка «Чифтен»
«Чифтен» Мк.1
Предсерийная модель. В 1965 г. изготовлено
40 танков Мк.1, которые
были переданы в учебные подразделения
британской армии.
«Чифтен» Мк.2
Первый серийный вариант танка
«Чифтен». Изготовлено 532 машины.
В ноябре 1966 г. танки варианта
Мк.2 начали поступать на вооружение
Британской Рейнской армии,
размещенной на территории ФРГ.
Танк оснащен оборудованием для
подводного вождения; на нем установлен
дизель L60 Мк.4 мощностью
650 л.с. Два «чифтена» Мк.2 в 1968 г.
проходили испытания в США. Основной
их задачей являлась проверка
возможностей 120-мм пушки по поражению
различных целей и удобства
работы экипажа при ведении
стрельбы. Ходовая часть не испытывалась. Американцы, в принципе,
были удовлетворены результатами
стрельб, в ходе которых одному из
экипажей удалось достичь скорострельности
12 выстр./мин.
«Чифтен» Мк.3
В 1969 г. 199 танков «Чифтен» Мк.2
прошли модернизацию в вариант
Мк.3. На них установили более надежные
дизели L60 Мк.6, оснащенные
новыми воздушными фильтрами,
усовершенствованные электрогенераторы
и новые командирские
башенки № 15 Мк.2 с одностворчатым
люком. На крыше башенки
смонтирован пулемет L37A1 калибра
7,62 мм, стрельба из которого возможна
при закрытом люке. Углы наведения
пулемета в вертикальной плоскости
— от -10° до +75°. Прицеливание
пулемета в вертикальной плоскости
синхронизировано с оптической осью бинокулярного прицела командира.
Для ведения огня из пулемета
по воздушным целям предусмотрена
установка зенитного прицела.
«Чифтен» Мк.3/3
«Ахиллесовой пятой» танка «Чифтен» являлась не только ходовая
часть в сочетании с недостаточно
мощным двигателем, но также совершенно
неадекватная мощному 120-мм
орудию система управления огнем.
На варианте Мк.3/3 была предпринята
первая попытка довести СУО до
уровня современных на тот момент
требований. Вместо пристрелочного
12,7-мм пулемета L21A1 был установлен
лазерный дальномер «Барр энд
Струд» LF-2, интегрированный в основной
прицел наводчика. Диапазон
измерения дальномера — от 500 до
10 000 м, погрешность измерения
±10 м. Англичане принципиально отказались
от установки на свои танки
оптических дальномеров, считая, что
размещение в башне громоздкой конструкции
увеличивает ее размеры. Модернизации
в 1970 г. были подвергнуты
29 танков «Чифтен» Мк.2.
«Чифтен» Мк.4
В 1970 г. построено два опытных
образца танка с увеличенным запасом
топлива и уменьшенным боекомплектом
к пулеметам.
«Чифтен» Мк.5
В вариант Мк.5 в 1971 г. модернизировали
97 танков Мк.3. На них были
установлены более мощные дизели
L60 Мк.7 (мощность 750 л.с),
бесподсветочные приборы ночного
видения, в систему управления огнем введен электронный баллистический
вычислитель, а в передней
части корпуса смонтированы узлы
для навески бульдозерного отвала и
его электрогидравлических приводов
(установка бульдозерного отвала
возможна на любой танк варианта
Мк.5 и занимает в полевых условиях
6 ч). В боекомплект введены
стреловидные оперенные бронебойные
подкалиберные снаряды L23A1
и дымовые снаряды; число выстрелов
увеличено до 64. На конце ствола
усовершенствованного 120-мм
орудия L11A5 смонтирован прикрытый
броневым чехлом коллиматор,
предназначенный для юстировки
ствола и линии визирования оптического
прицела стрелка в процессе
стрельбы. Установлена командирская
башенка № 21 новой конструкции.
Люк башенки фиксируется в
трех положениях: откинутым на 90°
или 180° или приоткрытым с максимальным
зазором в 5 см. Угол возвышения
зенитного пулемета увеличен
до 90°.
На танке установлены более совершенное
радиооборудование и
улучшенная система защиты от
ОМП, воздушный фильтр системы перенесен с кормовой стенки башни внутрь танка.
«Чифтен» Mk.6/Mk.7/Mk.8
Модернизация танков Мк.2, Мк.3 и
Мк.3/3 до уровня Мк.5 в варианты
Мк.6, Мк.7 и Мк.8 соответственно.
На них устанавливались дизели L60
Мк.8 мощностью 810 л.с. Работы по
переоборудованию машин проводились
в 1976 г.
«Чифтен» Мк.9
Модернизация варианта Мк.6. На
танке установлена новая СУО фирмы
«Маркони Спэйс энд Дифенс Си-стемз». В ее состав входят цифровой
вычислитель GEC-лМаркони»
12-12R подсистема автоматического
ввода параметров состояния атмосферы,
встроенная подсистема юстировки
оси прицела наводчика и канала
ствола. Прицел наводчика и
лазерный дальномер заменены более
современными оптическим прицелом
«Барр энд Струд» № 2 Мк.2 и
лазерным дальномером «Барр энд
Струд» № 3. Работы по модернизации
танков начались в 1981 г.
«Чифтен» Mk.10/Mk.11/Mk.12
Варианты Mk.7/Mk.8/Mk.5, доведенные до уровня Mk.9.
«Чифтен» Mk.11/1
В 1987 г. башни танков «Чифтен»,
имевшихся на вооружении Британской
Рейнской армии, были оснащены
дополнительной накладной броневой
защитой «Стиллбрю», в результате
чего масса танка возросла
на 2 т. Предложил усилить бронирование
башен танков и разработал
концепцию элементов накладной
брони командир 3-го танкового полка.
Первый «Чифтен» Mk.11/1 был передан
персонально конструктору-командиру.
Все работы по усилению
бронирования проводились 23-й мастерской
Британской Рейнской армии.
* * *
К концу 1980-х гг. танки «Чифтен»
морально устарели и, по мнению
британских военных, не могли рассматриваться
в качестве современных
боевых танков, поэтому в частях
Британской Рейнской армии их
предусматривалось использовать в
качестве штурмовых орудий.
Экспортные варианты танка «Чифтен»
Разработка и производство экспортных
вариантов танка «Чифтен»
велись на государственном танковом
заводе в Лидсе.
«Шир Иран»
Несостоявшуюся сделку с Израилем
на поставку танков «Чифтен»
англичане с лихвой компенсировали
подписанием в 1971 г. контракта на
продажу в Иран 707 таких машин и
73 БРЭМ на их базе, а в перспективе
не исключалась продажа еще
1200 единиц. Иранцы высказали ряд
замечаний к существующим моделям
британского танка, в первую
очередь, их не устраивали малая
удельная мощность и недостаточная
плавность хода. Ничего нового они
не открыли, эти недостатки «Чифте-на» широко комментировались еще
до принятия его на вооружение. Однако,
пожелания, а тем более требования
заказчика, который хорошо
платит, следовало учесть.
Работы по проекту танка «Шир Иран»
(«Лев Ирана») начались в 1974 г., спустя
три года после подписания контракта.
За основу был взят танк
«Чифтен» Мк.5, на который предполагалось
установить новый дизельный
двигатель «Кондор» CV-12TCA
мощностью 1200 л.с., гидромеханическую
трансмиссию «Дэвид Браун»
TN-37 и гидрообъемный механизм
поворота. Затянувшаяся доводка дизеля
и трансмиссии привела к принятию
решения о поэтапном совершенствовании
конструкции «Чифтен»
Мк.5. Первыми, поставленными Ирану,
стали танки модели Мк.3/ЗР, практически
аналогичные британскому
варианту Мк.3/3. За ними последовали
187 машин модификации Мк.5Р
(F.V. 4030/1). Они имели усиленную
противоминную защиту, новую систему
управления трансмиссией TN-12,
дополнительные амортизаторы на
задних узлах подвески, увеличенную
емкость топливных баков и ряд других
усовершенствований.
Танки второй партии (125 машин),
получившие обозначение «Шир-1»
(F.V.4030/2), намечалось оснащать
новой двигательной установкой и
улучшенной подвеской, но дизель
«Кондор» все еще не был готов. Великобритания
предложила поставлять
Ирану в более поздние сроки
более совершенные танки «Шир-2».
По проекту F.V.4030/3 разработали
новую сварную башню с комбинированным
многослойным бронированием
(броня типа «Чобхэм») и полностью
переделали сварной корпус.
На этой машине устанавливались
усовершенствованная система
управления огнем, включающая новый
дневной/ночной перископический
прицел «Рэнк Паллин» № 84
«Кондор», и гидропневматическая
подвеска, разработанная фирмой
«Данлоп» в рамках программы создания
перспективного танка. Было
изготовлено семь опытных танков
«Шир-2».
После победы антишахской революции
новое правительство Ирана
расторгло в 1979 г. контракт на поставку
танков «Шир Иран». Всего до
расторжения сделки Ирану было поставлено
около 700 танков вариантов
Мк.3 и Мк.5Р.
«Халид»
В 1979 г. англичанам удалось заключить
контракт с Иорданией на поставку
сухопутным войскам этого государства
274 танков «Шир-1», от которых
отказались иранцы. В Иордании
танки получили название «Халид», их начали поставлять в 1981 г.
На них устанавливались дизели
«Роллс-Ройс Кондор» 12V мощностью
1200 л.с, гидромеханическая
трансмиссия TN-37, СУО фирмы
«Маркони Спэйс энд Дифенс Системз». Внешне танк отличается от
«Чифтена» Мк.5 конфигурацией ящиков
для снаряжения, расположенных
на бортах башни, и отсутствием фары
на командирской башенке.
«Куэйд» («Quayid»)
Танки «Чифтен», поставлявшиеся
в Оман (27 машин, контракт подписан
в 1981 г.), имели интегрированный
в прицел L20 лазерный дальномер
«Симрад» (прицел получил обозначение
L22).
Кроме поставок танков «Чифтен»
в Иран, Оман и Иорданию, 153 машины
в варианте Мк.5.2К были проданы
Кувейту; поставки начались в
конце 1975 г.
«Чифтен» 800/900
Специально для поставок в третьи
страны был разработан танк «Чифтен» 800/900. Опытный экземпляр
построили в 1982 г. В основу проекта
легли наработки по танку «Шир-2» и
экспериментальному танку «Чифтен» с башней, изготовленной из
многослойной брони «Чобхэм». Двигатель
— 12-цилиндровый V-образный дизель Роллс-Ройс мощностью
900 л.с.(«Чифтен» 900) или мощностью
800 л.с. («Чифтен» 800), трансмиссия
механическая, TN-12/1000.
На танке применена новая гидропневматическая
подвеска фирмы
«Лазер Инжиниринг». Контрактов на
поставку танков «Чифтен» 800/900
заключено не было.
Экспериментальный танк F.V.4211
В 1971 г. был разработан экспериментальный
танк F.V. 4211, предназначенный
для отработки новых конструктивных
решений башни, изготовленной
из многослойной брони
«Чобхэм». Новая башня монтировалась
на шасси танка «Чифтен».
Опыт, полученный при создании башни,
был использован при проектировании
башни танка «Шир-2».
Специальные машины на базе танка «Чифтен»
БРЭМ F.V.4202
Разработка БРЭМ на базе «Чифтена» началась в 1965 г., к ее испытаниям
приступили в 1971 г., к серийному
производству — в 1974 г.
МТО и подвеска этой машины — такие
же, как у танка «Чифтен». В передней
части корпуса установлены
две гидравлические лебедки с приводом
от основного дизеля. Тяговое
усилие основной лебедки — 30 т
(с полиспастом — 60 или 90 т), вспомогательной
— 3,5 т; длина троса основной
лебедки — 120 м, вспомогательной
— 305 м. В передней части
корпуса смонтирован бульдозерный
отвал, а с правой стороны корпуса —
кран грузоподъемностью 5,8 т. На
крыше корпуса установлена командирская
башенка «Хелио» № 17 с
дистанционно-управляемым пулеметом
калибра 7,62 мм. Масса БРЭМ —
56 т. Для вооруженных сил Великобритании
и Ирана заводом фирмы
«Виккерс» построено 157 БРЭМ на
базе танка «Чифтен».
В конце 1980-х гг. в БРЭМ были переоборудованы
12 танков «Чифтен»
Британской Рейнской армии. БРЭМ
проходили испытания в 40-й инженерно-саперной группе. С танков была
демонтирована башня, отверстие
в корпусе заваривалось металлическим
листом. На корпусе установили
рельсы, передние концы которых
шарнирно закреплялись, а задние
могли подниматься с помощью гидроцилиндров.
Рельсы служили для
перевозки и сброса на противотанковый
ров специальных фашин, а также
транспортировки секций и запасных
частей моста, устанавливаемого
на мостоукладчике F.V.4205 № 9.
В передней части корпуса БРЭМ навешивался
бульдозерный отвал или
минный трал. Экипаж БРЭМ — три
человека.
Мостоукладчик F.V.4205
Задание на разработку мостоукладчика на шасси танка «Чифтен»
генеральный штаб Великобритании
выдал в 1962 г. Были созданы две
мостовые конструкции (№ 8 и № 9),
устанавливаемые на корпус танка.
Серийное производство началось в
1975 г.
Мост № 8 имеет длину пролета в
разложенном состоянии 24,4 м. Эта
складная конструкция состоит из
двух полупролетов, выполнена из
высокопрочного легкого алюминиево-цинко-магниевого сплава и рассчитана
на нагрузку до 54 т. Мост укладывается
и снимается с помощью гидроцилиндра,
без выхода членов экипажа
из корпуса мостоукладчика;
время укладки/снятия 3 — 5 мин.
Экипаж — 3 человека, масса — 53 т.
Ширина перекрываемого препятствия —
22,8 м.
Мост № 9 имеет неразъемную мостовую
конструкцию длиной 13,4 м,
она также укладывается и снимается
с помощью гидравлики. Ширина перекрываемого
препятствия — 12 м.
ЗСУ «Сейбр»
В середине 1980-х гг. проходил испытания
прототип ЗСУ «Сейбр» на
шасси танка «Чифтен». Машина была
создана совместно специалистами
Королевского танкового завода в
Лидсе и инженерами французской
фирмы «Томсон». Французы разработали башню с двумя 30-мм автоматическими
пушками «Эрликон»
КСВ-В и радиолокационной системой
управления огнем. Скорострельность
орудий — 600 — 650 выстр./мин, эффективная
дальность стрельбы —
3000 — 3500 м. Боезапас составляет
по 300 снарядов на ствол. Углы наведения
пушек в вертикальной плоскости
— от -8° до +85°. Для работы
электронных систем башни при выключенном
основном двигателе имеется
вспомогательная силовая установка.
РЛС способна обнаруживать
воздушные цели на дальности до
15 км, однако наведение пушек осуществляется
только на дальностях
до 10 км. Кроме радиолокационного,
имеется телевизионный канал слежения.
Дальность до цели определяется
лазерным дальномером. Типовым
режимом считается стрельба с
места, по утверждению представителей
фирмы «Томсон», при стрельбе
с места сохранялась высокая вероятность
поражения цели первым же
выстрелом. В башне располагаются
два члена экипажа — командир и
стрелок, корпус и ходовая часть ЗСУ
идентичны основному боевому танку
«Чифтен». В начале 1990-х гг. проходила
испытания ЗСУ на базе танка
«Чифтен» с башней фирмы «Мэрксамэн». Автоматические пушки здесь
размещались по бортам башни, подобно
тому, как это сделано на западногерманской
ЗСУ «Гепард».
В кормовой части башни установлена
антенна РЛС обнаружения воздушных
целей фирмы «GEC-Маркони».
Боевое применение
Наиболее активно танки «Чифтен»
использовались иранской армией в
ходе ирано-иракской войны 1980 —
1988 гг. Крупные танковые сражения
имели место в ходе иранского контрнаступления
в январе 1981 г. Основной
удар наносился силами 16-й танковой
дивизии (до 300 танков «Чифтен» и М60А1). Целями наступления
являлись снятие иракской осады с
города Абадан и очистка от противника
дороги на Ахфаз. Разведка Ирака
вскрыла планы иранской стороны.
Для отражения контрнаступления
иракцы сосредоточили также одну
танковую дивизию (до 300 танков
Т-62). 6 января иранские танки вышли
к передовым иракским позициям.
Не зная о переброске сюда крупных
танковых сил противника, иранцы
атаковали с ходу. Иракцы, согласно
плану боя, отошли, заманив
«чифтены» и М60 в огневой мешок.
В бою 6 января одна иранская танковая
бригада была полностью уничтожена,
еще две были разгромлены в
боях 7 — 8 января. Это сражение
примечательно тем, что представляло
собой танковый бой в чистом виде:
танки противников сблизились
вплотную настолько, что авиационная
или артиллерийская поддержка
без риска поразить свои войска полностью
исключалась. По данным
Ирака, в трехдневных боях иранцы
потеряли 214 танков, Иран же признал
потерю только 88 машин.
Тяжелейшие потери понесли иранские
бронетанковые части во время
боев за Ахваз в марте 1986 г. Разведка
Ирака опять вовремя узнала о сосредоточении
шахской бронетехники.
На сей раз для борьбы с ней привлекли
авиацию. В результате налета
56 истребителей-бомбардировщиков
(главным образом МиГ-23БН)
было повреждено и уничтожено до
500 танков «Чифтен», М60 и БТР
М113. Освобождению нефтеносного
острова Маджнун, лежащего недалеко
от г. Басра, в июне 1988 г. придавалось
огромное значение — это была
единственная иракская территория,
все еще остававшаяся в руках
исламистов-фундаменталистов (остров
был захвачен в результате напряженных
боев 1984 — 1986 гг.).
Ирак сосредоточил примерно 2000
танков и 600 стволов артиллерии.
Иранцы имели всего 60 танков, в основном
«чифтены» и «скорпионы».
Успех армии Саддама Хусейна оказался
абсолютным — остров был
освобожден, все иранские танки
уничтожены или захвачены в качестве
трофеев.
Реальным свидетельством потерь
Ирана в танках стала передача Ираком
в 1989 г. Иордании примерно 120
трофейных танков «Чифтен». Большая
часть их имела боевые повреждения
и нуждалась в серьезном ремонте,
но около 30 машин находились
в боеспособном состоянии.
Ирак принял решение о продаже захваченных
машин из-за сложностей
с техническим обслуживанием танков
английской конструкции, поскольку
весь танковый парк этого
арабского государства состоял из
машин советского или китайского
производства. Последним случаем
боевого применения «чифтенов»
стало их участие в боевых действиях
на территории Кувейта в 1990 —
1991 гг. Практически все кувейтские
танки были или захвачены, или уничтожены
войсками Саддама Хусейна
в 1990 г., в ходе оккупации Кувейта.
Несколько уцелевших боевых единиц
вошли в Эль-Кувейт вместе с частями
многонациональных сил.
М. Никольский