Военно - политическое
руководство Израиля, проводя откровенно
экспансионистскую внешнюю политику,
значительное внимание уделяет оснащению своих
войск новейшими образцами оружия и боевой
техники, в первую очередь танками.
До 1980 года на вооружении израильских
сухопутных войск состояли танки, разработанные и
изготовленные в других странах. Некоторые из
этих машин, например американские М48 и
английские "Центурион", прошли модернизацию
для улучшения боевых характеристик и с целью
большей степени приспособления их к
специфическим географическим условиям и
особенностям ведения боевых действий на данном
ТВД. Однако и эти танки не удовлетворяли в
достаточной мере требованиям израильского
военного командования, и поэтому в начале 70-х
годов правительство Израиля одобрило программу
национальной разработки танка "Меркава".
В проектировании и изготовлении
данной машины участвовали многие израильские
предприятия. Привлекались, кроме того,
зарубежные специалисты и фирмы. Уже в начале
работ выяснилось, что для производства танков
"Меркава" израильская промышленность не
сможет обеспечить их литыми и катаными броневыми
плитами и другими деталями, а также двигателем,
трансмиссией и еще многими конструктивными
элементами и оборудованием. Как сообщалось в
иностранной печати, большая помощь в
осуществлении разработки и производства танка
была оказана Соединенными Штатами, которые, в
частности, на начальном этапе предоставили
кредит в размере 120 млн. долларов.
Производство танков "Меркава" (см.
цветную вклейку) началось в 1979 году. Отмечается,
что до 30 проц. конструктивных элементов машины
поступает из-за рубежа. На предприятие, где
собираются корпус и башня, поставляются
американские двигатель и трансмиссия, 105-мм
нарезная пушка (изготовляется по американской
лицензии), система управления огнем и средства
связи израильского производства.
Согласно требованиям основные усилия
разработчиков танка "Меркава" были
направлены на обеспечение его максимальной
живучести и защиты экипажа. Вследствие этого
танк имеет увеличенный по сравнению с
сопоставимыми западными образцами боевой вес (60
т) и необычную компоновку. Для усиления защиты
экипажа двигатель с трансмиссией расположены в
носовой части корпуса и служат таким образом
дополнительной преградой для снаряда в случае
пробития им лобовой многослойной разнесенной
брони, установленной под большим углом наклона.
Кроме того, такое размещение
моторно-трансмиссионного отделения, как считают
израильские специалисты, позволило высвободить
значительный забронированный объем кормовой
части машины для размещения дополнительного
количества боеприпасов. В этом же отсеке при
необходимости вместо боеприпасов можно
перевозить пехотный десант (до 10 человек) или
раненых. Танк (рис. 1) имеет длину по корпусу 7,45 м (с
пушкой вперед-8,65 м), ширину 3,7 м и относительно
небольшую высоту (по крыше башни 2,65 м).
Заостренная от бортов к носовой части форма
сварной башни наряду с применением в ее
конструкции многослойной брони делают ее
малоуязвимой для огня противника.
Впервые танки "Меркава" были
применены во время израильской агрессии в Ливане
в 1982 году. По мнению зарубежных экспертов, они
показали высокую боевую эффективность, в том
числе в плане обеспечения защиты экипажей,
потери которых оказались наименьшими по
сравнению с потерями экипажей танков Других
типов. Отмечалось, что этому в определенной
степени способствовали наличие на танках
"Меркава" современной быстродействующей
системы противопожарного оборудования
"Спектроникс", в которой используется
пламегасящий газ хэлон 1301, а также обеспечение
возможности экипажу покидать поврежденную
машину через дверь в корме корпуса. Как считают
израильские специалисты, по сравнению с выходом
через верхние люки использование данной двери
уменьшает потери от огня стрелкового оружия, а в
отличие от эвакуации через люк в днище корпуса
снижается вероятность получения ожогов от
разлившегося по дну горящего горючего.
С учетом опыта, полученного в
результате применения танка "Меркава" в
боевых действиях, израильская промышленность в
1983 году перешла к выпуску модернизированного
танка "Меркава" Мк2, который отличается от
предшествующей базовой модели (было выпущено
около 250 таких машин) усиленной броневой защитой,
повышенной проходимостью и увеличенной огневой
мощью.
Как сообщается в иностранной печати, в
конструкции корпуса танка "Меркава" Мк2
применено усовершенствованное многослойное
разнесенное бронирование, в котором межброневое
пространство заполняется дизельным топливом. По
мнению израильских специалистов, это позволило
значительно ослабить эффективность действия
кумулятивных боеприпасов. Верхняя часть бортов
корпуса имеет внутренний (основной) и наружный
(дополнительный) броневые листы, между ними на
надгусеничных полках размещены
воздухоочиститель, фильтровентиляционная
установка, инструменты и запасные части. Введены
усовершенствованные бортовые экраны, которые в
отличие от прежних не уменьшают маневренности и
проходимости танка. На них предусмотрена
возможность установки конструкций так
называемой "активной" брони с элементами
взрывчатого вещества, существенно снижающих
эффективность действия кумулятивных
боеприпасов. Ранее, как известно из зарубежной
прессы, "активная" броня в виде
дополнительных коробчатых накладок поверх
основных броневых листов корпуса и башни танков
М48 и М60 положительно зарекомендовала себя в ходе
боев во время агрессии Израиля в Ливане. В нижней
части кормы башни по ее периметру подвешены
металлические цепи с шарами (рис. 2). Они служат
своего рода противокумулятивным экраном,
предназначенным для уменьшения поражающего
действия кумулятивных снарядов и ПТУР, поскольку
их боевые части срабатывают до встречи с
основной броней.
Значительное внимание уделено также
повышению защиты от противотанковых мин. Этому
способствуют арочная форма днища, расположение
механика-водителя за моторно-трансмиссионным
отделением и размещение элементов подвески
ходовой части снаружи корпуса.
Огневая мощь танка "Меркава" Мк2
обеспечивается 105-мм нарезной пушкой М68,
выпускаемой в Израиле по американской лицензии.
Она стабилизирована в двух плоскостях наведения.
Приводы электрогидравлические. Достаточно
большой угол снижения пушки позволяет вести
огонь из-за укрытий. С целью повышения точности и
стабильности стрельбы при изменяющихся
температурах наружного воздуха для данного
орудия был создан теплоизоляционный
трехсекционный кожух. Боекомплект пушки
составляют 62 выстрела с осколочно-фугасным,
кумулятивным, бронебойно - подкалиберным и
дымовым снарядами. Отмечается эффективность
разработанного в Израиле бронебойного
подкалиберного оперенного снаряда M111 с
отделяющимся поддоном. Его бронебойный
сердечник выполнен из тяжелого металла и, по
заявлению израильских военных обозревателей,
может на дальности до 2000 м пробить броню толщиной
150 мм, наклоненную под углом 60°. Боеприпасы для
пушки хранятся в контейнерах из огнестойкого
материала (в каждом четыре выстрела).
С пушкой спарен 7,62-мм пулемет. Еще по
одному такому пулемету устанавливается на
кронштейнах у люков командира и заряжающего.
Кроме того, на башне может монтироваться 60-мм
гранатомет для стрельбы дымовыми,
осветительными, а также противопехотными
осколочными гранатами. Считается, что
использование осколочных гранат позволило
включить в боекомплект пушки большее количество
бронебойных снарядов.
Наводчик расположен справа от пушки.
Его место оборудовано пультом управления огнем,
комбинированным лазерным (на
иттриево-алюминиевом гранате с неодимом)
перископическим прицелом-дальномером (одно- и
восьмикратное увеличение), электронным
баллистическим вычислителем, перископическим
смотровым прибором (рис. 3). Предусмотрена также
возможность установки тепловизионного прицела.
Командир, размещенный сзади и выше
наводчика, оснащен панорамным прицелом (4- и
20-кратное увеличение) и шестью смотровыми
приборами по периметру люка. Прицел командира
связан с прицелом-дальномером наводчика,
благодаря чему он может давать последнему
целеуказание, а при необходимости вести огонь из
пушки вместо наводчика.
Заряжающий, находящийся слева от
пушки, пользуется одним перископическим
поворотным смотровым прибором, который
установлен в крыше башни рядом с люком.
Механик-водитель попадает в отделение
управления через люк или боевое отделение. В люке
установлены три перископических смотровых
прибора, из которых средний может заменяться
бесподсветочным прибором ночного видения. На
танке "Меркава" Мк2 используются
американские дизельный двигатель AVDS-1790-5А
(мощность 900 л. с.) и гидромеханическая
трансмиссия CD-850-6B "Аллисон", обеспечивающие
максимальную скорость движения по шоссе 58 км/ч,
запас хода 500 км. На каждом борту танка
установлено шесть сдвоенных обрезиненных
опорных катков (диаметр 790 мм, динамический ход 210
мм, рис. 4) и три поддерживающих ролика. Ведущие
колеса переднего расположения. Подвеска
независимая пружинного типа. Два передних катка
имеют гидравлические амортизаторы. Подвеска
быстро заменяется при подрыве на мине. Траки
гусеницы (ширина 640 мм, длина опорной поверхности
4,52 м) цельнометаллические, с открытым шарниром.
Танк может преодолевать следующие препятствия:
подъем под углом 30°, ров шириной 3 м, вертикальную
стенку высотой 1 м, брод глубиной до 1,4 м (без
подготовки). По сообщениям зарубежной печати,
израильская промышленность приступила к
разработке еще более усовершенствованного
образца танка - "Меркава" Мк3, который в
отличие от предшествующих моделей будет оснащен
120-мм гладкоствольной пушкой с
автоматизированной системой управления огнем,
многотопливным двигателем мощностью 1200 л. с. с
новой трансмиссией, а также гидропневматической
подвеской. Отмечается, что применение автомата
заряжания пушки не предусмотрено. Экипаж танка
по-прежнему будет состоять из четырех человек.
Намечено усилить верхнюю часть корпуса и башни.
Начать производство танка "Меркава" Мк3
планируется в середине 90-х годов.
В целом, как считают иностранные
военные эксперты, поступление танков
"Меркава" на вооружение сухопутных войск
Израиля позволит существенно повысить их боевые
возможности.
Cудя по материалам
иностранной печати, в Израиле налажено
производство нового типа танков "Меркава"
Мк3, впервые показанного в мае 1989 года (см. цветную
вклейку) и уже поступающего в сухопутные войска.
Этот танк является усовершенствованным
вариантом более ранних образцов - "Меркава"
Мк1 (рис. 1) и Мк2, находящихся на вооружении (около
800 единиц) соответственно с 1979 и 1983 годов. Впервые
танки "Меркава" Мк1 были применены во время
израильской агрессии в Ливане в 1982 году. Как
считают зарубежные эксперты, они показали
высокую эффективность, особенно в плане
обеспечения защиты экипажей.
Для танка "Меркава" Мк3, как и для
других образцов данного семейства, характерным
является компоновка с расположением
моторно-трансмиссионного отделения в передней
части корпуса. Такое конструктивное решение
обеспечивает дополнительную защиту экипажа.
Кроме того, высвобождается значительный
заброне-вой объем кормовой части корпуса машины,
что позволяет разместить в нем дополнительное
количество боеприпасов либо использовать его
для перевозки десанта или раненых.
Танк "Меркава" Мк3 от предыдущих
моделей отличается усиленной броневой защитой,
наличием более мощного вооружения и лучшей
подвижностью на местности. Новый танк-первый
западный образец, в котором применена модульная
конструкция броневой защиты корпуса и башни.
Более половины их передних и боковых
поверхностей защищены модулями так называемой
"специальной брони", которые крепятся к
основной конструкции корпуса и башни болтами.
Израильские специалисты не объясняют, что
представляет собой данная броня. Касаясь, в
частности, башни, они сообщают лишь то, что
закрепленные на ней болтами модули - это коробки
из стальной брони, внутри которых содержатся
пакеты "специальной брони". Западные
эксперты считают, что "специальная броня"
модулей является, видимо, многослойной,
пассивного типа, то есть без использования
зарядов ВВ, как в варианте динамической защиты
("реактивной брони"). В целом, по их мнению,
броневая защита танка "Меркава" Мк3 гораздо
лучше обеспечивает защищенность от современных
противотанковых средств, чем у танков
"Меркава" Мк1 и Мк2.
Иностранные специалисты отмечают
следующие преимущества данного способа
бронирования по сравнению с применением
традиционных литых или сварных корпусов и башен.
Прежде всего появляется возможность постоянно
совершенствовать броневую защиту танка путем
замены модулей новыми, изготовленными из брони,
созданной с учетом последних технологических
достижений в данной области. Иными словами,
"коробки" корпуса и башни остаются старыми,
а закрепляемые на них модули - качественно новые,
обеспечивающие еще большую защиту от
противотанковых средств. Кроме того, указанные
модули могут быстро заменяться в случае их
поражения снарядами или ракетами. Причем эти
работы могут выполняться командами ремонтников
в полевых условиях. И наконец, модульные элементы
можно изготавливать отдельно в массовом
количестве, что удешевляет их производство.
Борта корпуса и элементы подвески
ходовой части прикрыты экранами, выполненными
также из "специальной брони" (рис. 2). В нижней
части кормы башни по ее периметру подвешены
металлические цепи с шариками (рис. 3). Они служат
своего рода противокумулятивными экранами,
предназначенными для уменьшения поражающего
действия кумулятивных снарядов и ПТУР, так как
боевые части последних срабатывают до встречи с
основной броней танка.
С целью повышения живучести танка
"Меркава" Мк2 гидравлические приводы
поворота башни и наведения орудия в вертикальной
плоскости были заменены электрическими.
Кормовые топливные баки в случае их повреждения
(попадания снаряда) оборудованы системой
быстрого слива дизельного топлива. Танк оснащен
быстродействующей автоматической системой
противопожарного оборудования (ППО), созданной
израильской фирмой "Спектроникс". В ней в
качестве огнету-шащего состава используется
сжиженный газ хэлон. В западной печати
сообщалось, что в ходе агрессии Израиля в Ливане
в 1982 году от пожара не погиб ни один экипаж танков
"Меркава", имевших данную систему ППО, хотя
были шесть случаев легких возгорании этих
танков.
На танке "Меркава" Мк3 впервые в
зарубежной практике применена система
предупреждения об опасности. Она включает
широкоугольные оптические датчики,
установленные по бортам башни и на маске пушки, а
также блок, сигнализирующий командиру об
облучении танка лазерным лучом или РЛС
миллиметрового диапазона, что означает
вероятность применения противником
управляемого противотанкового оружия. Поэтому
после получения предупреждающего сигнала экипаж
должен предпринять незамедлительные защитные
действия. Танк может открыть упреждающий огонь в
направлении излучения, сделать маневр и укрыться
за складками местности или поставить дымовую
завесу. Израильские специалисты считают, что
использование данной системы особенно важно в
условиях боевой обстановки, поскольку она
является эффективным средством повышения
живучести танков.
Система защиты от оружия массового
поражения представлена фильтровентиляционной
установкой, смонтированной в корме башни. С целью
предотвращения попадания в боевое отделение
отравляющих веществ или радиоактивной пыли в нем
может создаваться избыточное давление
очищенного воздуха.
В отличие от предыдущих моделей на
танке "Меркава" Мк3 в качестве основного
вооружения вместо 105-мм нарезной пушки
используется 120-мм гладкоствольная пушка,
созданная фирмой "Израэль милитэри
индастриз". Она стабилизируется в двух
плоскостях наведения. По сравнению с
западногерманской пушкой, применяемой на танках
"Леопард-2" и М1А1 "Абрамс", у
израильского орудия уменьшена длина отката.
Отличаются также теплоизоляционный кожух ствола
и эжектор.
Боекомплект пушки включает унитарные
выстрелы (50 штук) с бронебойными подкалиберными и
многоцелевыми (кумулятивного и
осколочно-фугасного действия) снарядами.
Выстрелы, находящиеся в отдельных специальных
огнестойких контейнерах, размещены в кормовой
части корпуса, В случае необходимости в этом
отсеке вместо контейнеров с боеприпасами можно
перевозить до десяти человек или до четырех
раненых на носилках.
Вспомогательное вооружение танка
состоит из 7,62-мм пулемета, спаренного с пушкой,
двух пулеметов такого же калибра, смонтированных
на кронштейнах перед люками командира и
заряжающего, а также 60-мм миномета. Из последнего
можно вести стрельбу осколочно-фугасными,
дымовыми и осветительными минами.
На танке "Меркава" Мк3 применена
новая система управления огнем, созданная
израильской фирмой "Элбит", В нее входят
стабилизированный комбинированный (дневной и
ночной) прицел наводчика со встроенным лазерным
дальномером, электронный баллистический
вычислитель и датчики условий стрельбы. Прицел
командира имеет отводы дневной и ночной
оптических ветвей от прицела наводчика. В
перспективе для него будет создан независимый
комбинированный прицел, монтируемый на
командирской башенке. В настоящее время командир
также пользуется широкоугольным поворотным
перископом наблюдения. Он может давать наводчику
целеуказания, а при необходимости вести огонь из
пушки. Система управления огнем сопряжена с
двухплоскостным стабилизатором орудия.
Отмечается, что наличие этих средств позволяет
вести эффективный прицельный огонь с ходу.
Подвижность танка повышена за счет
использования новых двигателя, трансмиссии и
подвески. Американский 12-цилиндровый дизельный
двигатель AVDS1790-9AR воздушного охлаждения является
усовершенствованным вариантом двигателя той же
фирмы "Теледайн континентал",
установленного на танках серии М60,
"Центурион" (модернизированный),
"Меркава" Мк1 и Мк2, состоящих на вооружении
сухопутных войск Израиля. Двигатель выполнен в
одном блоке с гидромеханической трансмиссией,
разработанной израильской фирмой "Ашот".
Ходовая часть танка "Меркава" Мк3
включает (на сторону) по шесть опорных катков.
Ведущие колеса переднего расположения. Подвеска
независимая пружинного типа (рис. 4). На четырех
опорных катках с каждого борта установлены
мощные гидравлические амортизаторы роторного
типа, а на передних и задних катках -
гидравлические упоры. Динамический ход опорных
катков достигает 600 мм, что сравнимо с
показателями гидропневматических подвесок.
Траки гусениц цельнометаллические, с открытым
шарниром. Как считают израильские специалисты,
танк "Меркава" Мк3 обладает хорошей
подвижностью, в том числе в условиях
горно-пустынной местности.
Тактико-технические характеристики
рассматриваемого танка приводятся ниже.
Первые танки "Меркава" Мк3
поступили в сухопутные войска Израиля в начале
текущего года. Стоимость одного образца 2,3 млн.
долларов (танка "Меркава" Мк1 - 1,8 млн.
долларов). В иностранной печати сообщается, что в
связи с массовым выпуском танка "Меркава"
Мк3 возможно принятие решения о продаже танков
"Меркава" Мк1 и Мк2 другим капиталистическим
странам.
ТТХ
Характеристика |
Мк1/Мк2 |
Мк3 |
Боевая масса, т |
56/60 |
61 |
Экипаж (десант) |
4 (10) |
4 (10) |
Габаритные размеры, м |
|
|
длина (по корпусу) |
7.45 |
7.6 |
ширина |
3.7 |
3.7 |
высота (по крыше башни) |
2.65 |
2.65 |
Клиренс, м |
|
0.53 |
Вооружение, кол-во х калибр,
мм |
|
|
пушка (тип) |
1х105 (НП) |
1х120 (ГСП) |
пулеметы |
3х7.62 |
3х7.62 |
миномет |
- / 1х60 |
1х60 |
Боекомплект, шт |
|
|
выстрелов |
62 |
50 |
патронов |
|
10000 |
мин |
|
30 |
Мощность диз. двигателя, л.с. |
900 |
1200 |
Максимальная скорость по
шоссе, км/ч |
44 / 58 |
55 |
Запас хода, км |
400 / 500 |
500 |
Преодолеваемые препятствия |
|
|
подъем, град |
30 |
30 |
вертикальная стенка, м |
1 |
1 |
ров, м |
3 |
3 |
глубина брода, м |
|
|
- без подготовки |
1,4 |
1.38 |
- с подготовкой |
- |
2.4 |
Полковник Е. Викторов