Военно - политическое руководство Италии,
которая является активной участницей НАТО,
уделяет значительное внимание наращиванию мощи
своих вооруженных сил, прежде всего сухопутных
войск. Это достигается как совершенствованием
организационно-штатной структуры, так и путем
оснащения их современными образцами оружия и
военной техники.
В 1987 году с целью повышения мобильности
соединений и частей и эффективности управления
ими была начата реорганизация сухопутных войск.
Численный и боевой состав сухопутных войск не
изменился. Сейчас они включают три штаба
армейских корпусов, 24 отдельные бригады,
отдельные полки (артиллерии и армейской авиации),
а также отдельные батальоны и дивизионы.
Среди вооружений сухопутных войск важное место
занимает бронетанковая техника. Но если раньше
они оснащались в основном американскими
образцами, большая часть которых была выпущена
по лицензиям, то в настоящее время военная
промышленность Италии имеет возможность
разрабатывать и производить собственную
разнообразную бронетанковую технику, включая
танки. Определенная ее часть экспортируется.
Судя по сообщениям иностранной печати, на
вооружении сухопутных войск насчитываются более
1700 танков, из которых 920 западногерманских
"Леопард-1", 300 американских М60А1 и до 500
устаревших американских М47 (включая 200 единиц,
находящихся в резерве). Последние планируется
заменить новой колесной бронированной машиной
В-1 "Кентавр", опытные образцы которой уже
прошли войсковые испытания. А вместо танков М60А1
в начале 90-х годов поступят танки С-1 "Ариете"
собственной разработки и производства.
Основным производителем бронетанковой техники
в Италии является фирма "ОТО Мелара".
Отдельные заказы, особенно связанные с колесными
бронированными машинами, выполняет фирма ФИАТ.
В начале 70-х годов "а вооружение итальянских
сухопутных войск был принят западногерманский
танк "Леопард-1". 200 машин были поставлены
непосредственно фирмой "Краусс-Маффей", а
остальные 720 выпущены фирмой "ОТО Мелара" по
лицензии.
Специалистами "ОТО Мелара" в 1980
году был подготовлен к серийному производству
танк <П>OF-40 (прежнее название "Лайен"),
предназначенный специально для продажи странам
Ближнего и Среднего Востока. Он создан на базе
танка "Леопард-1А4". Корпус и башня сварены из
броневых листов. Танк вооружен 105-мм нарезной
пушкой (боекомплект 57 выстрелов) и двумя
пулеметами калибра 7,62 мм. Особое внимание
уделялось оборудованию его для действий в
условиях жаркого климата и сильной запыленности
воздуха. С этой целью увеличена площадь
радиаторов системы охлаждения двигателя,
установлены дополнительные воздушные фильтры и
кондиционер (в боевом отделении), Приняты меры
для уменьшения проникновения пыли и песка в
двигатель, трансмиссию и ходовую часть.
Разработаны специальные смазочные материалы.
В дальнейшем на танке были установлены новая
система управления огнем, включающая прицел
наводчика со встроенным лазерным дальномером и
стабилизированный прицел командира, а также
двухплоскостной стабилизатор пушки. Кроме этого,
на пушке монтируется камера телевизионной
системы, используемой для ведения наблюдения за
местностью. Данный вариант танка получил
обозначение OF-40 Мк2. Как отмечается в зарубежной
печати, к 1985 году 18 таких машин были поставлены
Объединенным Арабским Эмиратам, а такое же
количество танков OF-40, полученных этой страной
ранее, доводится до уровня последнего варианта.
На базе OF-40 создана бронированная
ремонтно-эвакуационная машина, оснащенная
мощным специальным оборудованием. За
надстройкой находится место для транспортировки
запасной силовой установки.
В 1986 году фирмой "ОТО Мелара" был
продемонстрирован опытный образец танка С-1
"Ариете" собственной разработки. Его
производство планируется начать в 1992 году. К
настоящему времени выпущены шесть опытных
образцов, прошедших заводские и войсковые
испытания. Для итальянских сухопутных войск
намечается заказать 250 - 350 таких танков, которыми
будут заменены американские М60А1.
У танка С-1 "Ариете" (см. цветную вклейку)
классическая компоновка. Корпус и башня сварные.
Лобовые их части имеют многослойное
бронирование. На бортах корпуса навешены
противокумулятивные экраны. Отделение
управления находится в передней правой части
корпуса. Слева от механика-водителя размещены 27
выстрелов для танковой пушки.
Для башни танка характерны низкий силуэт и
удлиненная задняя часть, где в боеукладке
помещены 15 выстрелов. Со стороны боевого
отделения они закрыты броневой перегородкой, В
башне установлена 120мм гладкоствольная пушка,
стабилизированная в двух плоскостях наведения. С
ней спарен 7,62-мм пулемет, а перед люком командира
смонтирован второй пулемет такого же калибра,
используемый главным образом для стрельбы по
воздушным целям. В боекомплект пушки входят 42
выстрела с бронебойными подкалиберными
оперенными снарядами с отделяющимся поддоном и
многоцелевыми снарядами (кумулятивного и
осколочного действия).
Танк оснащен современной системой управления
огнем, включающей, в частности,
стабилизированные прицелы командира и наводчика
(последний имеет встроенный лазерный дальномер),
тепловизионный прицел, электронный
баллистический вычислитель, пульты управления и
необходимые датчики условий стрельбы.
Силовая установка - 12-цилиндровый
четырехтактный дизельный двигатель (мощностью
1200 л. с.) с турбонаддувом и водяным охлаждением,
изготовленный фирмой ФИАТ. Он выполнен в одном
блоке с западногерманской автоматической
трансмиссией, обеспечивающей четыре передачи
переднего хода и две заднего.
Ходовая часть такая же, как у
западногерманского танка "Леопард-2". Она
включает по семь опорных катков и четыре
поддерживающих ролика на каждую сторону.
Подвеска торсионная, с гидравлическими
амортизаторами на первом, втором, третьем, шестом
и седьмом опорных катках. Гусеница
резинометаллическая, со съемными резиновыми
подушками. Танк может преодолевать следующие
препятствия: ров шириной до 3 м, стенку высотой до
1,1 м, брод глубиной до 1,2 м, а с помощью
оборудования для подводного вождения - водную
преграду глубиной до 4м.
Танк С-1 "Ариете" оснащен
фильтровентиляционной установкой. При
преодолении зараженных участков местности в
боевом отделении создается избыточное давление.
С целью повышения живучести машина имеет
автоматическую систему противопожарного
оборудования, установленного во всех отделениях
(моторно - трансмиссионном, боевом и управления).
Для связи применяется радиостанция и танковое
переговорное устройство.
Для перевозки пехоты используются
американские гусеничные бронетранспортеры М113А1,
выпущенные по лицензии фирмой "ОТО Мелара".
Всего в сухопутных войсках Италии насчитывается
более 2200 таких БТР. Кроме того, на базе данного
бронетранспортера были изготовлены и поставлены
в войска 220 командно-штабных машин М577, более 410
самоходных минометов М106 калибра 106,7 мм и 200
гусеничных грузовых транспортеров М548.
В первой половине 70-х годов специалисты фирмы
"ОТО Мелара" на базе БТР М113А1 разработали
боевую машину пехоты, получившую обозначение VCC-1
"Камиллино". Была изменена форма корпуса
десантного отделения, сделаны амбразуры для
ведения огня из стрелкового оружия. Броневая
защита улучшена за счет закрепления
дополнительных стальных листов (толщиной 6 мм) на
передней части корпуса и по бортам. Вместимость
БМП девять человек, включая членов экипажа:
командира, механика-водителя и стрелка.
Вооружена машина 12,7-мм пулеметом, смонтированным
перед люком стрелка, для которого предусмотрено
броневое ограждение.
Позднее был создан вариант VCC-2, отличающийся
улучшенным бронированием корпуса. Поставки
боевых машин пехоты обоих вариантов в сухопутные
войска Италии закончились в 1982 году. Всего их
сейчас насчитывается 1350 единиц. На базе БМП VCC-1
фирма "ОТО Мелара" выпустила и поставила
Саудовской Аравии 200 самоходных ПТРК, имеющих
пусковую установку для стрельбы ракетами
"Toy".
В начале 80-х годов фирма "ОТО Мелара"
приступила к разработке гусеничного
бронетранспортера С-13, специально
предназначенного для экспорта. К настоящему
времени создано несколько опытных образцов,
прошедших соответствующие испытания. БТР С-13
имеет закрытый корпус, выполненный из
алюминиевой брони (толщина 50 мм), которая усилена
стальными листами (толщиной 6 - 13 мм). В его
передней части справа расположено
моторно-трансмиссионное отделение, а слева -
отделение управления. По бортам десантного
отделения имеются амбразуры. Над командирской
башенкой смонтирован 12,7-мм пулемет. Подвеска
ходовой части торсионная.
Бронетранспортер С-13 является базовой моделью
для создания семейства бронированных машин
разного назначения: разведывательной,
командно-штабной, огневой поддержки, санитарной,
транспортной, БМП, ЗСУ, самоходного ПТРК. На нем
могут устанавливаться бронированные башни с
различным пулеметно-пушечным вооружением. В
частности, на одном из опытных образцов была
смонтирована двухместная бронированная башня с
90-мм пушкой.
База бронетранспортера С-13 использована
фирмами "ОТО Мелара" и "Крупп Мак" (ФРГ)
при совместной разработке легкой бронированной
машины, получившей обозначение AV-90. В конце 1988
года был продемонстрирован ее опытный образец,
на котором применены западногерманский
дизельный двигатель (мощностью 368 л. с.) и
автоматическая трансмиссия. Вместимость 12
человек, включая членов экипажа.
Колесный (4Х4) бронетранспортер типа 6614
(разработан фирмой ФИАТ) состоит на вооужении
подразделений карабинеров и полиции (закуплен
Перу, Сомали, Тунисом и Южной Кореей). У
бронетранспортера закрытый бронированный
корпус, в передней части которого находятся
силовая установка и отделение управления. По
бортам имеется по одной двери, в в корме -
откидывающаяся аппарель. Десант может вести
огонь через амбразуры, размещенные по бортам и в
корме корпуса, Основное вооружение - 12,7-мм
пулемет. Бронетранспортер типа 6614 плавающий,
движение на плеву осуществляется за счет
вращения колес.
Одной из последних разработок фирм "ОТО
Мелара" и ФИАТ является боевая машина пехоты
VCC-80. Уже изготовлены три ее опытных образца (рис.
4), которые проходят всесторонние испытания.
Серийное производство намечено на начало 90-х
годов.
Сварные корпус и башня БМП выполнены из
алюминиевой брони. Защита корпуса усилена
стальными броневыми листами. В его передней
части справа расположено
моторно-трансмиссисинное отделение, а слева -
отделение управления. На машине установлен
шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель
с турбонаддувом. Подвеска ходовой части
торсионная, с гидравлическими амортизаторами на
двух первых и двух последних опорных катках.
В двухместной бронированной башне установлена
25-мм автоматическая пушка КВА-В02 швейцарской
фирмы "Эрликон", с которой спарен 7,62-мм
пулемет. Углы наведения орудия по вертикали от
-10° до +60°, что позволяет вести огонь по воздушным
целям. Приводы наведения пушки и поворота башни
электрические. Командир и наводчик имеют
соответствующие приборы для наблюдения и
прицеливания. На башне может быть смонтирована
пусковая установка ПТУР, обеспечивающая
возможность ведения борьбы с танками. В
десантном отделении размещаются шесть полностью
экипированных военнослужащих, которые могут
вести огонь из стрелкового оружия через
амбразуры в бортах корпуса. Машина неплавающая.
Разработкой боевых разведывательных машин
занимается в основном фирма ФИАТ. Созданная ею
колесная (4Х4) БРМ типа 6616 поступила в начале 70-х
годов на вооружение подразделений карабинеров
(закуплена Перу и Сомали).
На данной машине установлена двухместная
бронированная башня, созданная фирмой "ОТО
Мелара". БРМ вооружена 20-мм автоматической
пушкой (боекомплект 400 снарядов) и 7,62-мм
пулеметом, спаренным с ней. На некоторой части
выпущенных машин имеется 40-мм гранатомет,
смонтированный на крыше башни.
Корпус БРМ типа 6616 сварен из листов стальной
брони толщиной 6 - 8 мм. Он защищает от пуль,
осколков артиллерийских снарядов и мин. В его
кормовой части расположено
моторно-трансмиссионное отделение, в котором
находятся дизельный двигатель, сцепление и
пятискоростная коробка передач. Подвеска колес
независимая, со спиральными пружинами. Водные
преграды машина преодолевает на плаву со
скоростью 5 км/ч (за счет вращения колес).
Дополнительно БРМ может быть оснащена
фильтровентиляционной установкой,
кондиционером воздуха и комплектом
противопожарного оборудования. В начале 80-х
годов фирма "ОТО Мелара" изготовила
несколько опытных образцов легкой колесной (4Х4)
бронированной машины R3, которую, как отмечается в
зарубежной печати, можно использовать и для
ведения войсковой разведки. Она вооружена 20-мм
автоматической пушкой. Закрытий корпус сварен из
листов алюминиевой брони толщиной 32 мм. Машина
плавающая.
Результатом совместной разработки фирм ФИАТ
(головная) и "ОТО Мелара" (башня с
вооружением) явилось создание колесной (8Х8)
боевой бронированной машины В-1 "Кентавр".
Для итальянских сухопутных войск заказаны 450
таких машин, которыми будут заменены устаревшие
американские танки М47. Производство новой боевой
машины планируется начать в 1990 году, в поставки в
войска - в 1991-м.
Для В-1 "Кентавр" характерно наличие
мощного вооружения - 105-мм нарезной пушки с малым
откатом. Из нее можно вести огонь всеми типами
натовских танковых боеприпасов данного калибра.
включая бронебойные подкалиберные оперенные
снаряды с отделяющимся поддоном. Боекомплект
орудия 37 выстрелов, из которых 24 находятся в двух
боеукладках а корпусе машины, а остальные - в
башне.
В бронированной башне размещаются три члена
экипажа: командир, наводчик и заряжающий. Система
управления огнем включает электронный
баллистический вычислитель, комбинированный
(дневной и ночной) прицел наводчика со встроенным
лазерным дальномером, стабилизированный
панорамный прицеп командира и датчики условий
стрельбы.
Компоновка машины выполнена с передним
расположением моторно-трансмиссионного
отделения, что обеспечивает дополнительную
защиту. Корпус сварен из броневых листов с
большими углами наклона, особенно лобового
верхнего листа. Шестицилиндровый V-образный
дизельный двигатель (мощностью 520 л. с.) соединен
через коробку передач (пять переднего хода и пять
заднего) с распределительной коробкой. Все
колеса ведущие, подвеска независимая.
Боевая бронированная машина В-1 "Кентавр"
оснащена фильтровентиляционной установкой и
автоматической системой пожаротушения. В
качестве вспомогательного вооружения
используются два 7,62-мм пулемета (один спарен с
пушкой). Для постановки дымовых завес по бортам
башни смонтированы гранатометы.
К настоящему времени изготовлены восемь
опытных образцов машины В-1 "Кентавр", из
которых шесть отправлены в сухопутные войска, а
два проходят заводские испытания.
В иностранной печати также сообщается, что
упомянутые выше итальянские фирмы разрабатывают
и другие образцы гусеничной и колесной боевой
техники, предназначенной в основном для продажи
другим странам.
Одновременно отмечается использование
гусеничных шасси танка OF-40 при создании 155-мм
самоходной гаубицы "Пальмария" и 76-мм ЗСУ
"Отоматик". Последняя может применяться для
борьбы с боевыми вертолетами. Фирмой "ОТО
Мелара" на базе гусеничного бронетранспортера
М113А1 выпущена счетверенная 25-мм ЗСУ. Для
сухопутных войск планируется закупить около 350
таких установок.
В целом, по оценке западных специалистов,
бронетанковая техника, выпускаемая военной
промышленностью Италии, обладает
характеристиками, сравнимыми с аналогичными
показателями подобных образцов, производимых в
основных странах НАТО.
Полковник Н. Фомич