В период между двумя мировыми войнами Польша
создала свою собственную промышленность
танкостроения. Государственные заводы снабжали
армию бронеавтомобилями, танкетками и легкими
танками. Однако после второй мировой войны,
находясь в составе Варшавского договора,
польская военная промышленность обязана была
производить только танки, разработанные и
принятые на вооружение в СССР. Их основным
производителем стал машиностроительный
комбинат "Бумар Лабэнды", а последними
советскими танками, производившимися до 1993 г.,
были Т-72, которых поляки выпустили 1610 штук.
Однако не следует полагать, будто поляки просто
тиражировали советскую конструкцию и ничего
более. В Польше существуют две достаточно
сильные исследовательские организации -
Войсковой институт вооружения и техники и Центр
исследования и проектирования механизмов. В них
не только были созданы собственные, отличающиеся
от советских, конструкции танкового тягача ВЗТ-3,
учебного танка и танка управления Т-72М1К, но и
предпринята глубокая модернизация Т-72, в
результате которой появился образец нового
основного боевого танка, получившего название
РТ-91 "Тварды". В 1992 г. для всесторонних
испытаний была построена опытная партия этих
машин.
От своего прототипа танк "Тварды"
отличается в первую очередь новой системой
управления огнем СКО-1М "Драва",
разработанной и изготовленной в Польше. Другой
новый элемент - активная броня типа "Эрава-1"
(однослойная) и "Эрава-2" (двухслойная).
Подобную защиту от кумулятивных снарядов для Т-72
в свое время разработали и советские
конструкторы, но "Эрава" расположена иначе и
защищает большую поверхность. Кроме того,
"Тварды" снабжены покрытием, поглощающим
радиационное облучение, системой "Обра-4",
предупреждающей об облучении танка лазером,
12-ствольной 81-мм системой пуска дымовых гранат
"Туча" и одноствольной 80-мм системой пуска
антилазерных гранат "Теллур". На башне
установлено зенитное вооружение модели ЗУ-72. У
водителя есть пассивный прибор ночного видения
"Радомка". Дно под местом водителя усилено
дополнительной броней. В конце 1994 г., с началом
серийного производства, на РТ-91 начала
устанавливаться французская система управления
огнем "Savan-15T". Главное вооружение,
трансмиссия и ходовая часть сохранены от Т-72,
однако установлен новый польский 12-цилиндровый
турбодизель S12U мощностью 625 кВт (2300 об/мин), с
которым танк развивает скорость до 70 км/ч, причем
в перспективе предполагается использовать более
мощный, 735-киловаттный (т.е. 1000-сильный), агрегат.
Пробег танка с одной заправкой достигает 650 км.
РТ-91 предназначается в первую очередь для
польской армии; однако, если будут желающие, они
смогут купить этот танк примерно за 2 млн
долларов. Поляки сознают, что "Тварды" -
последняя возможность хоть в какой-то мере
приспособить к сегодняшним требованиям
конструкцию, принятую на вооружение еще в 1972 г. Но
Польше нужен танк нового поколения, и работа над
ним была начата в 1995 г. в надежде к середине 1998 г.
произвести ходовые испытания прототипа, условно
названного "Гориллой".
В отличие от РТ-91, "Горилла" будет иметь
башню западного типа с почти вертикальными
стенками, основную броню сверху должны
прикрывать керамические бронеплитки и активная
броня, защищающие от подкалиберных и
кумулятивных снарядов, а также специальный слой
для поглощения электромагнитного излучения.
Двигатель - дизель мощностью порядка 1000 кВт.
Основное вооружение российское: два пулемета,
125-мм гладкоствольное орудие с автоматическим
заряжанием (способное также служить для пуска
ПТУР 9М 119 "Свирь"), поражающее цели на
расстоянии до 5000 м и пробивающее броню до 700 мм.
Системы управления огнем и силовой агрегат вкупе
с трансмиссией, разрабатываемые специально для
"Гориллы", должны быть компьютеризованными.
Поляки ищут возможность сотрудничества при
создании этого 55-тонного танка с военной
промышленностью Франции, Израиля и ЮАР.
Пока трудно сказать, начнется ли в перспективе
замена устаревших РТ-91 "Гориллами" - ведь
стоимость разработки новой машины соизмерена с
расходами на создание лучшего
западноевропейского танка "Леопард". Но
закупать много современных танков - хоть на
Западе, хоть на Востоке - ничуть не дешевле,
причем в последнем случае страдает собственная
промышленность.
Люциус Суславичус