В 30-е годы основу бронесил почти всех
армий мира составляли легкие танки. Однако в
середине второй мировой войны их постепенно
стали снимать с производства, а в войсках
заменять средними. Дело в том, что вооружение и
защита легких танков перестали отвечать
условиям боевых действий, а попытки усилить то и
другое неизбежно вели к увеличению массы, то есть
к переходу в другую весовую категорию—средних
танков. Но после войны, даже на фоне появления
ядерного оружия, развития боевой техники,
выяснилось, что для разведки, охранения,
поддержки воздушных и морских десантов средние
танки применять не всегда целесообразно, а то и
просто невозможно. Поэтому в конце 40-х годов в
некоторых странах вновь начали проектировать
легкие танки нового поколения, в том числе
способные вплавь преодолевать водные преграды.
Разрабатывались такие машины и в нашей
стране. В 1950 году на базе серийного
артиллерийского тягача М-2 создали танк К-90.
Сварному корпусу, защищенному 15-мм броней,
придали удобообтекаемую водой форму, причем
борта в верхней части имели обратный наклон,
чтобы сделать К-90 остойчивее и лучше разместить
коническую башню.
В ней установили мощное для 10-тонной
машины вооружение —76-мм пушку ЛБ-70Т с
боекомплектом в 40 снарядов и спаренный с нею
7,62-мм пулемет с 1 тыс. патронов, которые
обслуживали командир и заряжающий. Заметим, что
боевое отделение находилось ближе к корме, а
двухтактный дизельный двигатель ЯАЗ-204, главный
фрикцион и коробку передач смонтировали впереди.
Крутящий момент на задние ведущие колеса
передавался через карданный вал, проходивший
через боевое отделение. Столь необычная
компоновка объяснялась стремлением
конструкторов добиться максимальной унификации
танка с базовой машиной. Заметим, в последующем
подобный подход к созданию новой техники не
применялся.
Ходовая часть К -90, как и М-2, имела по
пять однорядных обрезиненных опорных катков с
торсионной подвеской и три поддерживающих катка
на борт. Направляющие колеса были взаимосвязаны
с опорными катками. На плаву танк перемещался с
помощью двух гребных винтов, размещенных в корме,
в специальных нишах.
Новый танк был прост в устройстве, мог
передвигаться со скоростью до 43 км/ч по суше и 9,6
км/ч на воде и без дозаправки преодолевал не
менее 250 км. Однако в целом его боевые качества
оказались недостаточно высокими. Отрицательно
сказались малый запас плавучести, неважные
условия, в которых находился экипаж, быстрый
износ зубчатых венцов ведущих колес.
Все это привело к тому, что
совершенствование и доработку К-90 и созданного
на его основе бронетранспортера К-78 прекратили.
На вооружение же приняли ПТ-76,
разработанный в 1949—1951 годах под руководством Ж.
Котина. Вот, кстати, как это произошло.
— Я напомнил адмиралу Н. Кузнецову
(командующему ВМС СССР.— С. Г.) о том, что
плавающие танки ПТ-76 успешно прошли испытания,
что заключительные акты я, как председатель
приемочной комиссии, послал почти год назад, а
решения все еще нет,— вспоминал
генерал-лейтенант в отставке Г. Кудрявцев.—
«Обязательно продемонстрируйте их в действии!»
— ответил Кузнецов и напомнил, что для этого у
меня есть всего лишь сутки.
... Когда высокие гости, среди которых
был Н. Хрущев, направились к пирсу, я рассказал им
о новых танках. «Сколько времени нужно, чтобы
посмотреть на них?» — спросил Хрущев. «Не больше
20 минут!» — ответил я, и по моему сигналу
несколько ПТ-76 один за другим выскочили из леса и
с ходу стали прыгать с обрыва в воду. Тут мы
получили «добро» на их запуск в серийное
производство...»
Новая машина имела классическую
компоновку. В сварном корпусе простой и
рациональной формы с максимальной толщиной
брони 1 3 мм впереди было отделение управления, в
центре — боевое, двигатель, силовая передача и
водоходный движитель располагались в корме.
Чтобы носовая часть не зарывалась в воду, впереди
установили откидной волноотражающий щиток.
В конической башне находилась 76-мм
пушка Д-56Т с телескопическим прицелом и
боекомплектом в 40 выстрелов, частично
размещенным и на вращающемся полу башни, а также
спаренный пулемет СГМТ, которые обслуживали два
танкиста. Реактивный дульный тормоз, эффективно
гасивший силу отдачи, позволял экипажу вести
огонь при движении на воде.
Шестицилиндровый двигатель В-6
установили продольно и через главный фрикцион
соединили с пятискоростной коробкой передач,
заимствованной у Т-34.
В шестиопорной ходовой части первые и
последние узлы торсионной подвески оснастили
гидравлическими амортизаторами, причем
пустотелые опорные катки создавали
дополнительный запас плавучести. На ПТ-76 впервые
в мире применили гидрореактивный водометный
движитель. Воду в него забирали через два
прикрытых решетками отверстия под днищем.
Частично или полностью перекрывая выпускные
патрубки в корме, водитель направлял поток в
трубы заднего хода, а при развороте — в боковые.
В ходе производства ПТ-76 трижды
модернизировали. Например, реактивный дульный
тормоз заменили активным, ввели эжекционное
устройство
для продувки ствола, приборы ночного
видения, гирополукомпас, другие новинки. Так, на
ПТ-76Б, выпущенном в 1962 году, установили
двухплоскостной стабилизатор вооружения и
систему защиты от оружия массового поражения и
дополнительный топливный бак. Неизбежное при
модификации увеличение массы заставило
конструкторов изменить форму корпуса, сделав его
на 130 мм выше, а крыше моторно-трансмиссионного
отделения придать обратный уклон, чтобы с нее
быстрее сходила вода.
Специально для частей морской пехоты
создали ПТ-76М, у которого борта в верхней части
были выпуклыми, чтобы улучшить мореходность
машины. Однако существенных преимуществ
«морской» танк не получил, а производство двух
равноценных моделей было нецелесообразно,
поэтому морской пехоте передали ПТ-76 с
некоторыми изменениями — в частности на трубе
вентилятора поставили насадку, предохранявшую
ее от заливания. Надежный, маневренный ПТ-76
послужил базой для появившегося в 1952 году
бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат,
созданного через 5 лет БТР-50ПК, командно-штабного
БТР-50ПУ и пусковой установки.
Создавали подобную технику и в других
странах. Так, в 70-х годах в КНР стали выпускать Т-60,
прототипом которого был ПТ-76, но китайцы
применили полусферическую башню с 85мм пушкой, а
корпус выполнили более высоким. Еще раньше, в 1955
году, американская морская пехота получила
38-тонный танк LVTH-6. Его создатели посчитали
главным мореходность, и машина вышла очень
большой, при этом чрезмерная длина и не совсем
удачная ходовая часть делали ее неповоротливой.
Добавим, что мощная 105-мм гаубица не годилась для
борьбы с маневренными целями. Эти недостатки,
выявившиеся во время вьетнамской войны, решили
судьбу американского танка.
Шведы, учитывая природные особенности
своей страны, с 1971 года производили удачный
15,5-тонный танк IKV-91, оснащенный 90-мм пушкой с
лазерным дальномером и электронным
баллистическим вычислителем и спаренным с нею
7,62-мм пулеметом. 295-сильный дизель, стоящий по
диагонали силового отделения, обеспечивал
скорость 67 км/ч на суше, а по воде он передвигался
за счет вращения резинометаллических гусениц,
чья верхняя часть была заключена в
гидродинамический кожух.
В наши дни только наш ПТ-76, китайский
Т-60 и шведский IKV-91 способны с ходу, без подготовки
и дополнительных приспособлений, преодолевать
водные преграды.
Сергей Грянкин