Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Пятница, 22.11.2024, 01:09

Меню
Категории раздела
Первые танки [24]
Между войнами [33]
Вторая мировая война [63]
Послевоенное время и современность [61]
Наш опрос
Лучший тяжёлый танк Второй Мировой Войны
Всего ответов: 916
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Миномет под именем «Тюльпан»
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » Танки » Послевоенное время и современность

Огонь, броня, скорость Т-62(СССР)

Конструктор первого в мире танка наш соотечественник А. А. Пороховщиков так писал о появлении у него идеи изобретения: "На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами?" Простыми и очень разумными были побуждения замечательного русского изобретателя! Созданный им "Вездеход" в мае 1915 года успешно прошел официальные испытания. Русская, армия могла бы первой получить новое мощное боевое средство. Могла бы... но не получила. Из-за преступного равнодушия и бюрократизма царских чиновников конструктивная доработка машины затянулась, и серийное производство танков так и не было организовано.

Зарождение отечественного танкостроения относится к 1919 году и связано с деятельностью вождя революции В. И. Ленина. По личному заданию Ильича на заводе "Красное Сормово" в трудных условиях разрухи было организовано производство танков. В августе 1920 года первый советский танк вышел за ворота завода. Рабочие назвали его "Борец за свободу тов. Ленин".

С тех пор советское танкостроение прошло славный путь развития и добилось выдающихся успехов. Особенно следует отметить создание накануне войны знаменитой "тридцатьчетверки", справедливо признанной лучшим танком второй мировой войны. Конструкция этого танка была разработана коллективом под руководством главного конструктора, талантливого инженера и замечательного энтузиаста советского танкостроения Михаила Ильича Кошкина. В 1942 г. ему (посмертно), а также А. А. Морозову и Н. А. Кучеренко за создание танка Т-34 была присуждена Государственная премия СССР.

В битвах Великой Отечественной войны советские бронетанковые войска снискали заслуженную славу. По существу, ни одна крупная операция не планировалась и не проводилась без участия больших масс танков. Недаром на бывших полях сражений и во многих городах у нас и за рубежом можно увидеть необычный памятник - танк Т-34 на высоком пьедестале. Это простое и достойное напоминание о подвигах советских танкистов в битвах за Родину.

В послевоенные годы, унаследовав техническое совершенство легендарных Т-34, на вооружение наших Сухопутных войск пришли танки новых конструкций. Еще в конце войны был создан танк Т-44, основным отличием которого от Т-34 было поперечное расположение двигателя и использование более совершенной торсионной подвески, что позволило улучшить компоновку танка и повысить плавность его хода. В первые послевоенные годы на смену ему поступил на вооружение танк Т-54 - машина со значительно улучшенными боевыми характеристиками: более надежной броневой защитой, большей огневой мощью, высокой подвижностью (маневренностью).

Весьма близким по конструкции к Т-54 был танк Т-55, отличавшийся еще большей приспособленностью к условиям современного боя, в том числе и с применением ядерного оружия. Дальнейшим шагом в развитии советского танкостроения явилось создание танка Т-62- вполне современной боевой машины, обладающей мощным вооружением, надежной броней и высокой маневренностью. Примечательно, что конструкция этого танка, в которой воплощены новейшие достижения науки и техники, тем не менее имеет много общего с предшествующими образцами: в ней использованы не только схема общей компоновки, но и многие основные агрегаты и механизмы танков Т-54 и Т-55.

Основой устройства танка является броневой корпус. Он изготавливается из свариваемых между собой броневых плит и служит вместе с башней для размещения экипажа, вооружения, боекомплекта и всех основных агрегатов, узлов и систем.

Размещение всего необходимого внутри корпуса, или, как говорят, общая компоновка танка - сложная инженерная задача. Остановимся на компоновочной схеме изображенного на рисунке танка Т-62, которая выдержала испытание временем и является своего рода классической. По этой схеме в передней части корпуса размещается отделение управления. Здесь находятся все необходимые рычаги и приборы для управления танком. Наблюдение за полем боя механик-водитель ведет через специальный прибор перископического типа. Для вождения в ночных условиях имеется инфракрасный прибор ночного видения. Вождение машины в условиях затрудненного ориентирования (например, под водой) осуществляется с помощью курсоуказателя.

Следующее отделение танка - боевое. Оно занимает центральную часть корпуса и башню. Во вращающейся башне монтируется вооружение - пушка и спаренный с нею пулемет, а также прицелы и приборы наблюдения и управления огнем. Для борьбы со снижающимися самолетами противника сверху на турели люка башни - крупнокалиберный зенитный пулемет.

Пушка у танка Т-62 благодаря стабилизаторам, основу которых составляет гироскопический блок, стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях, т. е. ствол ее может сохранять заданное положение независимо от колебаний корпуса танка. Это позволяет вести прицельный огонь не останавливаясь, с ходу, что увеличивает неуязвимость машины для огня противника. Для стрельбы в ночных условиях имеются инфракрасные приборы наблюдения и ночной прицел.

В нише башни и на днище боевого отделения в специальных ящиках размещен боекомплект. В него входят снаряды различных типов.

В боевом отделении находятся рабочие места командира танка, наводчика и заряжающero. Здесь же размещена радиостанция, с помощью которой командир танка в бою постоянно поддерживает внешнюю двустороннюю радиосвязь. Для связи членов экипажа между собой имеется внутреннее танковое переговорное устройство (ТПУ). Командир танка ведет наблюдение через смотровые приборы, расположенные во вращающейся командирской башенке. Приборы и механизмы целеуказания позволяют ему в необходимых случаях управлять поворотом основной башни независимо от наводчика, т. е. наводить пушку в цель в горизонтальной плоскости. Наводчик осуществляет наведение пушки и пулемета в цель с помощью пульта управления стабилизатора или рукояток подъемного механизма пушки и ручного привода механизма поворота башни. Выбрасывание стреляных гильз из боевого отделения производится специальным механизмом через люк выброса в кормовой части башни.

Кормовую часть корпуса занимает моторно-трансмиссионное отделение. Здесь смонтированы силовая установка и агрегаты трансмиссии, служащие для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам танка. По бортам этого отделения, а также отделения управления располагаются баки с необходимым запасом топлива и масла.

В качестве силовой установки на танке Т-62 используется двигатель В-55 мощностью 580 л. с. при 2000 об/мин. Это четырехтактный 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения. Следует отметить, что двигатели с воспламенением от сжатия (дизели) впервые в мировом танкостроении были установлены на советских танках Т-34 и КВ. Большинство иностранных танков времен войны имели менее экономичные и более опасные в пожарном отношении бензиновые двигатели. Ныне на современных иностранных танках также устанавливаются дизели.

Для обеспечения пуска двигателя в зимнее время на танке установлен форсуночный подогреватель. Пуск двигателя осуществляется с помощью системы воздухопуска от воздушных баллонов, зарядка которых производится компрессором, имеющим привод от коробки передач. Необходимое давление в воздушной системе поддерживается с помощью автомата давления. Дополнительная система пуска двигателя - от электрического стартера.

К ходовой части танка относятся гусеничный движитель и подвеска. Посредством гусеничного движителя, включающего резинометаллические гусеницы, опорные катки, ведущие и направляющие колеса и натяжной механизм, осуществляется движение танка. Применение гусениц с резинометаллическими шарнирами значительно повысило их надежность и срок службы. Подвеска связывает корпус танка с осями опорных катков и благодаря своим упругим элементам уменьшает толчки, воспринимаемые корпусом при движении машины по неровностям. На танке Т-62, как и на предшествующих моделях, используется индивидуальная торсионная подвеска, впервые примененная на советском тяжелом танке КВ. Упругими элементами здесь служат стальные стержни, предварительно закрученные весом танка. При подъеме опорного катка (наезде на препятствие) стержень закручивается дополнительно, смягчая толчок. Для быстрого гашения колебаний корпуса служат гидравлические амортизаторы. Торсионная подвеска надежна, хорошо защищена от поражения, так как стержни размещаются поперек танка, над его днищем.

Благодаря отличной проходимости и маневренности танк способен преодолевать разнообразные естественные и искусственные препятствия на поле боя. Он имеет оборудование для подводного вождения (ОПВТ), позволяющее преодолевать глубокие и широкие водные преграды; автоматическую систему противопожарной защиты. Система дымопуска позволяет при необходимости маскировать танк дымовой завесой.

Принципиальной разницы между "Вездеходом" Александра Пороховщикова и самым современным. танком по существу нет. Танк продолжает оставаться машиной, в которой сочетаются три основных качества: огневая мощь, броневая защита, подвижность. Однако эти характеристики за минувшие десятилетия сильно изменились.

Прежде всего, неизмеримо возросла огневая мощь танка. Еще накануне второй мировой войны многие образцы имели лишь пулеметное вооружение или пушки калибром 20-37 мм. В ходе войны калибр танковых пушек быстро возрос до 76-88 мм, а в последнее время до 105-115 мм. Пути дальнейшего усиления огневой мощи многие зарубежные специалисты видят в оснащении танков ракетным вооружением. У современных танков скорость 70-80 км/ч. Что касается брони, то она теперь противостоит не только пулям и снарядам, а и поражающим факторам ядерного взрыва.

Ядерные испытания, проводившиеся в США, показали относительно меньшую уязвимость танков при ядерном взрыве. Так, броня практически полностью защищает экипаж от светового и теплового воздействия взрыва. Она эффективно задерживает альфа- и бетта-частицы. Что касается проникающей радиации (гамма-лучи и поток нейтронов), то степень ее ослабления зависит от толщины броневых элементов корпуса. Считается, что броня современных иностранных танков способна ослаблять проникающую радиацию в десятки раз.

Чтобы предотвратить проникновение внутрь танка зараженных радиоактивных частиц, он тщательно герметизируется и оборудуется фильтро-вентиляционной установкой. Последняя обеспечивает очистку воздуха от радиоактивных частиц, а также отравляющих веществ и бактериальных средств. Кроме того, она создает в боевом отделении некоторое избыточное давление (15-20мм ртутного столба), чтобы гарантировать от проникновения в танк зараженного воздуха через возможные неплотности и небольшие нарушения герметизации. Благодаря этому экипажи танков могут длительное время действовать на зараженной местности, не применяя средства индивидуальной защиты. На некоторых современных танках, в частности на французском АМХ-30, кроме фильтро-вентиляционной установки ставятся еще и кондиционеры, поддерживающие в танке необходимую температуру и влажность воздуха.

Герметизация бронекорпуса улучшает защиту экипажа и от действия ударной волны, предотвращая "затекание" ее внутрь боевого отделения.

По существу можно уже говорить о появлении четвертой основной характеристики танка - устойчивости к поражающим факторам ядерного взрыва. Работы по улучшению этой характеристики ведутся во многих странах. Но уже и сегодня танки из всех видов боевых машин в наибольшей степени приспособлены к действиям не только в обычном бою, но и в условиях применения ядерного оружия.

Отечественные танки Т-55 и Т-62 состоят в вооруженных силах России, государств СНГ и армиях еще многих стран мира. В 1983 году на базе указанных машин созданы Т-55М, Т-55АМ и Т-62М — результат глубокой модернизации соответствующих марок средних танков первого послевоенного поколения. Ценой умеренных затрат удалось повысить их боевую эффективность до уровня танков Т-64А и Т-72 первых выпусков. При этом основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня подвижности.

На базе танка Т-55М был создан и серийно производился первый (и на сегодняшний день единственный) в мире танк с активной защитой, получивший обозначение Т-55АД. Комплекс активной защиты 1030М «Дрозд» включает два блока вооружения с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом, две радиолокационные станции милиметрового диапазона и аппаратуру управления.

Огневая мощь

На танках Т-55М устанавливается комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион», на танках Т-62М — комплекс 9К116-1 «Шексна». Бортовая аппаратура и управляемые выстрелы этих комплексов отличаются только элементами конструкции, обеспечивающими возможность ведения стрельбы унифицированной ракетой из 100-мм нарезной и 115-мм гладкоствольной пушек соответственно. Комплекс 9К116 включает выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9 Ml 17 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока.

По основным внешним конструктивным признакам и размерам выстрел 3УБК10-1 не отличается от обычного и может размещаться в любой боеукладке. Метательное устройство сообщает ракете начальную скорость 400-500 м/с, которая поддерживается в полете за счет работы маршевой двигательной установки.

Для управления ракетой применена полуавтоматическая система наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищенность. Кроме того, достоинством системы является малый объем, занимаемый аппаратурой управления в боевом отделении.

В СУО «Волна», устанавливаемую на танке Т-55М, входят лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ и стабилизатор «Циклон»М1. Для танков Т-62М применены прицел ТШСМ-41 У, стабилизатор «Метеор»М1 и баллистический вычислитель БВ-62.

Диапазон измерения дальностей лазерным дальномером составляет 500-4000 метров, точность измерения — 10 метров. В качестве источника излучения используется оптический квантовый генератор на стекле, активированном неодимом.

Баллистический вычислитель БВ-55 (БВ-62) обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов (кроме управляемых ракет).

Прицел ТШСМ-32ПВ, установленный на танке Т-55М, отличается от штатного прицела ТШ2Б-32П танка Т-55 главным образом независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, работающей и при блокировке пушки.

Стабилизатор вооружения «Циклон»М1 отличается от стабилизатора «Циклон» улучшенными эксплуатационными характеристиками благодаря использованию современной элементной базы.

Зенитный пулемет устанавливается на вращающемся верхнем погоне основания люка заряжающего. Боекомплект из 300 патронов в лентах находится в шести коробках, расположенных снаружи на правом борту башни.

Теплозащитный кожух пушки уменьшает влияние неравномерного нагрева на изгиб трубы ствола. При стрельбе из пушки с теплозащитным кожухом углы вылета снаряда изменяются от действия указанных факторов в 5-10 раз меньше, чем без него.


Защищенность

Дополнительное бронирование корпуса представляет собой сварную коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой с зазором 30 мм размещены 5-мм стальные пластины. Полость между ними заполняется пенополиуретаном. Конструкция приваривается снаружи к верхнему лобовому листу корпуса.

Дополнительная защита лобовой части башни изготовлена из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки. Они имеют одинаковый уровень защиты и однотипную схему бронирования с верхней лобовой частью корпуса танка. Конструктивно выполнены из литой броневой детали, с внутренней стороны которой приварена коробка с 5-мм стальными листами и тем же наполнителем между пластинами. Противокуму-лятивные секционные резинотканевые бортовые экраны имеют толщину 10 мм. Ширина танка по экранам равна 3520 мм, поэтому при железнодорожных перевозках бортовые экраны демонтируются.


Члены экипажа танка снабжены индивидуальными противорадиационными жилетами, а их рабочие места имеют локальную защиту от проникающей радиации.

Противоминная защита механика-водителя повышена за счет дополнительного бронирования днища путем приварки к нему снаружи каркаса и броневых листов толщиной 20 мм (в районе расположения механика-водителя), от нижнего носового наклонного листа до второй пары торсионов. Усилена защита аварийного люка броневой крышкой, перекрывающей его контуры. Она крепится изнутри с помощью гайки через отверстие в крышке основного люка. Установлен пиллерс между днищем и крышей корпуса справа за механиком-водителем, проведен ряд других усовершенствований.

Система 902Б запуска дымовых гранат обеспечивает постановку дымовой завесы на дальностях 200-350 м. В ее состав входят восемь пусковых установок, неподвижно закрепленных на правом борту башни, дымовые гранаты 3Д6 калибра 81 мм и пульт управления у наводчика. Ширина фронта дымовой завесы при залповом пуске четырех гранат составляет 100-120 метров, а средняя высота — 8 метров. Время эффективного дымообразования одной гранаты — 60-130 секунд. Проведен ряд мероприятий по защите танка от напалма.

Подвижность

На танке установлен двигатель В-55У мощностью 456 кВт (620 л.с.) с инерционным наддувом и штатными обслуживающими системами. Он отличается от В-55В впускными коллекторами. В коллекторе установлена перегородка, разделяющая поток всасываемого воздуха на две части. Одна часть поступает в первые три цилиндра двигателя, другая — в остальные три цилиндра. Такое конструктивное решение позволило повысить мощность двигателя на 40 л.с.

Для улучшения плавности хода динамический ход опорных катков увеличен со 135-149 мм до 162-182 мм за счет применения торсионных валов, изготовленных из стали электрошлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания.

К ступице ведущего колеса приварен ограничительный диск для предохранения от сбрасывания гусеницы с РМШ. Гусеница имеет повышенный коэффициент сцепления с грунтом из-за увеличения высоты грунтозацепов на 5 мм и изменения рисунка опорной поверхности трака. Кроме того, ресурс ее работы повышен за счет усиления резинометаллических шарниров. На танке Т-62М дополнительно установлены два гидроамортизатора на узлах подвесок вторых опорных катков.

Радиостанция Р-173 и радиоприемник Р-173П установлены вместо радиостанции Р-123М.

Средние танки Т-55, модернизированные в других странах

Производство танков Т-55 по лицензии осуществлялось в ЧССР и ПНР. Модернизация этих машин проводилась в объеме тех мероприятий, которые были перечислены выше для советских образцов. Для танков чехословацкого производства была разработана система управления огнем «Кладиво», а для польских — СУО «Мерида».

Танки Т-55 состоят на вооружении армий свыше сорока стран. В таких государствах, как Ирак, Израиль, Египет, Румыния и Финляндия, проводилась их глубокая модернизация. В 1989 году на выставке в Багдаде был продемонстрирован модернизированный иракский танк Т-55, вооруженный 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46, которая ранее устанавливалась на советских машинах Т-72А. В связи с применением автомата заряжания экипаж машины состоял из трех человек. В кормовой части высота башни была увеличена для размещения механизма подъема кассет автомата заряжания. Танк имел усиленную броневую защиту башни и передней части корпуса. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. С каждой стороны башни смонтированы по четыре дымовых гранатомета. Масса модернизированного танка возросла до 40 тонн.

Начиная с 1977 года в Румынии на Т-55 устанавливали лазерный дальномер и баллистический вычислитель китайского производства, дизельный двигатель мощностью 600 л.с., бортовые экраны и 12,7-м м зенитный пулемет. В ходовой части применялась шестиопорная схема с двумя поддерживающими катками со стороны каждого борта. На стволе пушки монтировался теплозащитный кожух.

В Финляндии на Т-55 устанавливают лазерный дальномер, пассивные приборы ночного видения, теплозащитный кожух ствола пушки, бортовые экраны, дымовые гранатометы западногерманского типа и 12,7-мм зенитный пулемет.

В Израиле на трофейных танках Т-55 вместо 100-мм используется 105-мм нарезная пушка, новые система управления огнем, стабилизатор и приборы ночного видения.

В Египте на Т-55 мощность двигателя В-55 увеличена до 700 л.с. и установлена трансмиссия германской фирмы «Ренк».

Модификации модернизированных танков Т-55/Т-62

Основные мероприятия по модернизации Марки танков
Т-55М Т-55АД Т-55МВ Т-62М Т-62М1 Т-62М1-2 Т-62МВ Т-62Д
Комплекс управляемого вооружения "Бастион" + + + - - - - -
Комплекс управляемого вооружения "Шексна" - - - + - - + -
Система управления огнем "Волна" + + + + + + + -
Зенитный пулемет ДШКМ (НСВТ) + + + + + + + -
Теплозащитный кожух ствола пушки + + + + + + + -
Дополнительное бронирование корпуса + + - + + - - +
Дополнительное бронирование башни + - - + + +   +
Дополнительное бронирование днища + + + + + + + +
Динамическая защита     + -     + -
Активная защита - + - - - - - -
Бортовые экраны + + + + + + + +
Система защиты от напалма + + + + + + + +
Система запуска дымовых гранат + + + + + + + -
Двигатель В-55У* + + + + + + + +
Модернизированная ходовая часть + + + + + + + +
Радиостанция Р-173 + + + + + + + -
*При установке двигателя В-46-5М танки обозначались: Т-55М1; Т-55АМ-1; Т-55АД-1: Т-55МВ-1; Т-62М-1; Т-62М1-1; Т-62М1-2-1; Т-62МВ-1; Т-62Д-1
Сергей Грянкин, Полковник-инженер В.Вишняков, КТН
Категория: Послевоенное время и современность | Добавил: Ariec (13.08.2009)
Просмотров: 3149 | Рейтинг: 5.0/1
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz