Разработка танка, в дальнейшем получившего название AMX-30, началась
в 1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико-технических
требований к основному боевому танку 60-х годов. Создание танка для
сухопутных войск Франции было продолжено государственным
научно-исследовательским центром АМХ в Исси-ле-Мулино (пригород
Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности. Серийный
выпуск AMX-30 начат в 1966 году.
В начале 80-х годов принято решение модернизировать танк AMX-30 и с
1982 года улучшенный образец, получивший наименование AMX-30В2, начал
поступать в войска. После прекращения в 1986 году производства AMX-30В2
для возможной поставки на экспорт были разработаны опытные образцы
танков AMX-32 и AMX-40. Однако, ввиду отсутствия интереса у французской
армии и импортеров к этим машинам, их производство не начиналось. Ниже
рассмотрена модификация AMX-30В2.
Компоновка
Танк имеет классическую схему общей компоновки. Механик-водитель
размещается в носовой части корпуса, его рабочее место смещено к левому
борту. Командир танка и наводчик находятся в боевом отделении справа от
пушки, заряжающий — слева. Боевое отделение занимает средшою часть
корпуса и башню.
Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса
и занимает объем 5,3 куб. м. Топливные баки общей емкостью 960 литров
размещены в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении.
Боекомплект к пушке уложен в передней части корпуса справа от
механика-водителя (28 выстрелов) и в башне (19 выстрелов). Общий
забронированный объем танка составляет 12,8 куб. м, из которых 2,0 куб.
м приходится на башню.
Огневая мощь
Основным вооружением танка является 105-мм нарезная пушка CN-105-F1
французского производства. Ее отличительной особенностью является
отсутствие эжектора. Продувка ствола осуществляется сжатым воздухом, а
для удаления пороховых газов из боевого отделения используются
специальные вентиляторы. Для повышения точности стрельбы ствол снабжен
теплозащитным кожухом.
Стрельба ведется унитарными бронебойными подкалиберными,
кумулятивными, осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми снарядами
французского производства. Заряжание пушки производится вручную, для
выброса стреляных гильз в левом борту башни имеется специальный люк.
Предусмотрено дублированное управление огнем от командира танка. Он
может вести стрельбу из основной пушки и спаренной 20-мм АП днем и
ночью. Для разведки целей и наведения оружия в цель у командира имеется
основной и вспомогательный прицелы. В качестве основного используется
комбинированный дневной-ночной перископический прицел М496, имеющий
восьмикратное увеличение. В конструкции прицела включены дальномер-ный
и ночные — низкоуровневый телевизионный и активный инфракрасный каналы.
Для подсветки целей ночью у командира установлен инфракрасный прожектор
РН9, обеспечивающий дальность обнаружения в ИК-диапа-зоне 600-800
метров. Вспомогательный дневной прицел командира имеет десятикратное
увеличение.
Основной прицел наводчика М581 работает совместно с лазерным
дальномером АРХ М550 и электронным баллистическим вычислителем СОТАС.
Увеличение прицела десятикратное. Дальномер обеспечивает измерение
дальностей в диапазоне 300-10000 метров. Электронный баллистический
вычислитель учитывает отклонения условий стрельбы от нормальных и
вырабатывает поправки на скорости цели и танка, дальность до цели,
боковой ветер, крен оси цапф, износ канал ствола, температуру воздуха и
атмосферное давление.
Для стрельбы ночью у наводчика имеется перископический монокулярный
подсветочный прицел. Подсветка целей осуществляется ксеноновым
прожектором РН-88, дальность обнаружения целей достигает 1100 метров.
Телевизионная камера смонтирована снаружи на правой стороне башни и
передает изображение на экраны командира танка и наводчика.
В качестве вспомогательного оружия используются спаренная с основной
20-мм автоматическая пушка М963 и зенитный пулемет калибра 7,62 мм,
установленный на командирской башенке. 20-мм автоматическая пушка
размещена во вспомогательной бронемаске, имеющей возможность
перемещаться независимо от основной, что обеспечило ей угол
воз-вышенР1Я до 40 градусов.
Защищенность
Корпус танка сварной, носовой узел — литой. Верхний лобовой лист
корпуса имеет толщину 80 мм и наклон 68 градусов. Броневые детали
корпуса монолитные, борта толщиной 57 мм. Башня танка литая.
Для защиты экипажа от воздействия поражающих факторов ОМП
установлена ФВУ, танк комплектуется оборудованием для дегазации после
действий в условиях применения ОВ. Для более комфортных условий работы
экипажа предусмотрена система кондиционирования. Защита от пожара
обеспечивается установкой быстродействующей системы противопожарного
оборудования.
Для постановки дымовых завес используются 4 гранатомета калибра 80 мм.
Подвижность
На танке в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами
установлен четырехтактный двенадцатицилиндровый многотопливный дизель
жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров
HS-110-2 мощностью 530 кВт (720 л.с). Пуск двигателя производится
электростартером.
Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия ENC 200 включает
комплексную гидропередачу с автоматически включаемым блокировочным
фрикционом, простую трехваль-ную автоматическую коробку передач,
обеспечивающую пять передач переднего хода и три — заднего, и
дифференциальный механизм поворота с гидрообъемной передачей в
дополнительном приводе. Особенностью конструкции является использование
суммирующего планетарного ряда внешнего зацепления. ГОП —
аксиально-поршневая, швейцарского производства.
Для торможения используются дисковые тормоза сухого трения. Система управления движением электро-механо-гидравлическая.
Ходовая часть танка пятиопорная, с задним расположением ведущих
колес. Гусеничный движитель включает десять двухскатных опорных катков
с резиновыми шинами, десять поддерживающих катков с внутренней
амортизацией, направляющие колеса с резиновыми шинами, ведущие колеса
со съемными венцами, гусеницы, состоящие из литых траков с ОМШ и
съемными резиновыми асфальтоходными подушками.
В системе подрессоривания применены несоосные торсионные валы и
телескопические гидроамортизаторы на первом и пятом узлах подвески.
Пробег танка до капитального ремонта установлен 10000 км.
Схема ходовой части танка AMX-30
Модификации танка AMX-30
AMX-30 (1963-1981 гг.) — базовый образец. Имеет оптический
прицел-дальномер, стабилизатор вооружения отсутствует. С пушкой спарен
пулемет калибра 12,7 мм. Двигатель HS-110 мощностью 515 кВт в моноблоке
с механической трансмиссией 5SD-200D.
AMX-30S — экспортный вариант танка AMX-30 для действий в
пустыне. Отличался установкой бортовых экранов, двигателя мощностью 620
Л.С., измененной конструкцией коробки передач, а также усиленной
системой кондиционирования, противотермитной обработкой изоляционных и
т.п. материалов.
AMX-30B2 (1982-1986 гг.) — улучшенная система управления
огнем, применение телевизионной системы, двигателя HS-110-2 и
гидромеханической трансмиссии. Вместо спаренного пулемета может
устанавливаться 20-мм автоматическая пушка.
AMX-30 Супер (1988 г.) — модернизированный вариант AMX-30,
предложенный группой немецких фирм для Саудовской Аравии. Отличается
новой системой управления огнем, двигателем мощностью 850 л.с,
увеличенной до 1028 л емкостью топливных баков, автоматической
трансмиссией, улучшенной ходовой частью.
Производство и поставки на экспорт
Танки AMX-30 производились с 1966 по 1981 год на танкосборочном
заводе ARE (город Роанн). С 1982 года завод перешел на выпуск танков
AMX-30B2, серийное производство которых бьшо прекращено в 1986 году.
Всего выпущено около 2800 машин всех модификаций.
Помимо Франции, производство танков (AMX-30S) осуществлялось по лицензии в Испании на танковом заводе в городе Севилья.
Кроме французской армии, танки AMX-30, AMX-30S и AMX-30B2 состоят на
вооружении сухопутных войск Греции, Испании, Венесуэлы, Катара, ОАЭ,
Саудовской Аравии, Чили, Кипра.
На шасси AMX-30 выпускались 155-мм самоходная пушка, зенитная
самоходная установка, самоходная пусковая установка ракет «Плутон»,
бронированная ремонтно-эвакуационная машина и танковый мостоукладчик,
ЗРК «Роланд».
Боевая и техническая характеристики танка AMX-30B2
Боевая масса — 37 т
Экипаж — 4 чел.
Высота по крыше башни — 2290 мм
Пушка — 105-мм нарезная
Боекомплект — 47 выстрелов
Дальномер — лазерный
Стабилизатор — отсутствует
Баллистический вычислитель — электронный
Заряжание — вручную
Дублированное управление огнем — от командира танка
Автоматическая пушка — одна, 20-мм
Пулеметы — один, 7,62-мм
Броневая защита — монолитная
Дымовые гранатометы — 4
Максимальная скорость — 65 км/ч
Запас хода по шоссе — 450 км
Двигатель — четырехтактный многотопливный дизель
Мощность двигателя — 530 кВт 720 (л.с.)
Трансмиссия — гидромеханическая
Подвеска — торсионная
Гусеница — с ОМШ
Глубина преодолеваемой водной преграды — 4 м (с подготовкой)
Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.