ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В
октябре 1950 г. специалисты детройтского арсенала начали изучение
концепции среднего танка, призванного прийти на смену М47.
Необходимость в такой машине была вызвана шоком, который испытали
американцы от близкого знакомства с Т-34-85 в Корее. Собственно, М47
как раз и стал ответом на "тридцатьчетверку", правда, ответом излишне
скоропалительным.
Проект перспективного среднего танка базировался на конструкции
тяжелой опытной машины Т43. Особенностью проекта стал абсолютно новый
цельнолитой корпус обтекаемой лодкообразной формы, в поперечном сечении
близкий к овалу. Считалась, что такая форма корпуса при равной толщине
брони обеспечит лучшую баллистическую защиту, нежели традиционные
конструкции. Инженерам из Детройта в пору присваивать звание "ударников
капиталистического труда" - проект среднего танка они закончили к
декабрю 1950 г., через два месяца после начала работы. Военные, после
изучения бумажных трудов специалистов Арсенала, приняли решение
заказать фирме Крайслер Корпорэйшн шесть экспериментальных, "пилотных",
танков Т48. Все опытные машины предназначались корпусу морской пехоты
США
Изготовление танка заняло гораздо больше времени, чем "рисование"
эскизного проекта. Первый вышел с завода Крайслера почти через год,
однако год - для полномасштабной разработки и изготовления нового
образца боевой машины - совсем немного. Жесткие сроки, высокий темп
работ - все это лишний раз говорит о высочайшей оценке боевых качеств
Т-34-85 американцами и отсутствии в армии США машины, равной по
характеристикам советскому танку. Причем Корея - это цветочки, ягодки
ждали американцев в Европе, начнись глобальной конфликт, о возможности
которого в ^ 50-е годы не думал только абсолютно беспечный человек. В
Корее количество Т-34-85 исчислялось десятками, в Европе тоже -
десятками, но тысяч. В случае войны могучий танковый каток Советской
Армии просто раскатал бы войска американцев и их саттелитов тонким
блином на пространстве от Рейна до Ла-Манша.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Т48
продолжил эволюционную линию американского танкостроения - это
дальнейшее развитие конструкции М46 и М47. Машина спроектирована по
классической схеме: отделение управления в передней части корпуса,
боевое отделение - в средней и моторно-трансмиссионное - в корме. МТО
отделено от остальной части танка противопожарной перегородкой.
Моторно-силовая установка нового среднего танка (4-тактный
12-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания Теледайн Континетал
AV-1970-5B, трансмиссия Аллисон CD-850 с двумя передачами переднего
хода и одной - заднего) перешла от предшественников без существенных
изменений Сдвоенные опорные катки также использовались на М46 и М47, но
вот литой лодкообразный корпус машины с местными уширениями под башню
являлся абсолютно новой конструкцией Подбашенное отверстие по диаметру
аналогично отверстию в корпусе танка Т43. Диаметр башенного погона
позволял в перспективе установить на танк башню с более мощным
вооружением.
Основным вооружением Т48 стала 90-мм пушка Т39. Вспомогательное
вооружение включало спаренный пулемет калибра 7,62 мм, установленный в
маске слева от орудия и съемный 12,7-мм пулемет с дистанционным
управлением, смонтированный на командирской башенке Ствол орудия имел
легкосъемный лейнер. Орудие оснащалось и эжектором для удаления
пороховых газов и дульным тормозом Количество снарядов в боеукладке
уменьшилось с 71 у М47 до 60 на Т48, однако выстрелы удалось разместить
более удобно для заряжающего Боекомплект находился в бортовых нишах
корпуса и в башне, вдоль левого борта Разворот башни и наведение пушки
в вертикальной плоскости осуществлялось гидроприводами, однако
устанавливалась и резервная ручная система наведения оружия.
По сравнению с М47 количество членов экипажа уменьшилось до четырех,
исключили стрелка-радиста. В отделении управления танка М48 размещался
один человек-механик-водитель. Перед люком механика-водителя
монтировалось три перископа, автоматически убиравшихся заподлицо с
крышей корпуса при открытии люка. Крышка люка сдвигалась вперед-вправо,
и головки поднятых перископов не позволяли открыть люк. В башне
находились рабочие места командира, наводчика (справа от орудия) и
заряжающего (слева от пушки). Доступ на рабочие места наводчика и
командира - через люк командирской башенки, у заряжающего имелся
отдельный люк. Сама башня с вращающимся поликом имела полусферическую
форму и больший внутренний объем, в ее кормовой нише устанавливалась
радиостанция и фильтро-вентиляционная установка
Дальность до цели наводчик определял при помощи стереоскопического
дальномера М-13А (максимальная дальность измерения 4400 м), вызывавшего
массу нареканий со стороны танкистов, служивших на М47, поскольку
требовалось подбирать пару наводчик-дальномер по характеристикам
прибора и органов зрения человека. Все же стоит отметить, что
американцы первыми установили оптический дальномер на М47, так что
определенные сложности, связанные с использованием прибора, объясняются
вполне понятной болезнью роста.
Четыре наблюдательных прибора командирской башенки обеспечивали
командиру суммарный круговой обзор. Ходовая часть принципиальных
изменений не претерпела: вместо трех поддерживающих роликов на борт
стало пять; использовались новые торсионы и гусеница с более широкими
траками; сняли дополнительный каток, препятствующий сбросу гусеницы при
развороте (как впоследствии выяснилось - напрасно).
Ходовая часть включала по шесть сдвоенных обрезиненных опорных
катков среднего диаметра, поддерживающие ролики, расположенные сзади
колеса, и впереди - направляющие колеса. Подвеска опорных катков -
независимая, торсионная с дополнительными буферными пружинами. На
первом, втором и шестом опорных катках имелись гидроамортизаторы.
Танк обладал способностью преодолевать водные преграды с помощью
индивидуального плавсредства - состоящего из четырех частей легкого
понтона. Каждая секция понтона выполнялась в виде стальной фермы,
заполненной пластмассовыми блоками. Понтон имел два гребных винта, на
которые передавался вращательный момент от ведущих колес танка.
Аварийный сброс понтона производился с помощью пороховых зарядов.
В СЕРИИ
Армия
выдала заказ на массовое производство танков Т48 по завершению первого
этапа испытаний "пилотных" машин, задолго до окончания всей программы
испытаний. Заводу Крайслер Корпорейшн предстояло изготовить 548 машин,
фирмам Форд Мотор Компэни и Фишер Боди Дивижн оф Дженерал Моторс- по
400 танков. Первый серийный Т48 покинул сборочную линию нового
танкостроительного завода Крайслера в Нью-Йорке, шт. Делавэр, в апреле
1952 г, однако торжественная церемония "крещения" Т48 состоялась 1
июля. Танк получил собственное имя "Паттон III", продолжая линию
"Паттонов" - М26 и М47.
Спешка с запуском в серийное производство нового образца техники до
добра никогда не доводила, Т48 здесь исключения не представляет.
Многочисленные отказы "сырой" материальной части привели к тому, что
значительное количество Т48 оказалось небоеспособными. Дефекты
конструкции выявлялись в ходе испытаний, однако внести изменения в
отлаженное серийное производство оказалось делом сложным,
проще-организовать модернизационные центры по внедрению доработок в уже
поставленные армии машины. Больше всего нареканий вызывали узлы и
агрегаты моторно-силовой установки и ходовой части. Стереоскопическими
дальномерами из-за сложности в эксплуатации экипажи чаще всего не
пользовались вообще.
После первого опыта эксплуатации военные сделали сокрушающий вывод
"...[танк Т48] не пригоден даже для тренировочного процесса".
Естественно, представители промышленности имели совсем другое мнение:
не отрицая наличия недостатков в конструкции танка, они считали, что
последствия нарушений инструкций по эксплуатации с лихвой перекрывают
конструкционные недоработки. Как всегда - истина лежала где-то
посередине, но армия вместо поисков истины просто отказалась принимать
танки. На заводах скопилось порядка 250 новеньких машин, и тогда
возобладало мнение, благо маховик серийного производства еще не
раскрутился на полную катушку, перепроектировать Т48 с учетом
полученного горького опыта и возобновить производство после тщательных
испытаний.
Промышленникам, по-видимому, удалось добиться пересмотра уже почти
принятого решения и склонить чашу весов в свою сторону: производство
продолжилось. К апрелю 1953 г. было изготовлено более 900 танков Т48, а
военные официально объявили машину стандартным танком армии США,
присвоив ему обозначение М48 "Паттон".
Едва сойдя с поточных линий, новенькие "Паттоны" тут же направлялись
в модернизационные центры, где проходили переоборудование. М48 имел
потрясающие малый запас хода - всего 75 миль (примерно 120 км), для
сравнения - запас хода Т-34-85 составлял 420 км. Дабы хоть как-то
устранить этот недостаток, в кормовой части корпуса танка стали
монтировать сбрасываемую консольную конструкцию, к которой крепилось
четыре 55 галонные (208-литровые) бочки, подключенных к топливной
системе "Паттона". Данное устройство не имело абсолютно никакой брони,
соответственно- в зоне боевых действий демонтировалось, а в случае
неожиданно возникшей опасности - сбрасывалось. Танк с такими
бензобаками был чрезвычайно уязвимым даже для огня легкого стрелкового
оружия. На некоторых машинах на бочки ставились металлические кожухи,
однако они все равно не спасали от бронебойно-зажигательных пуль.
М48А1
В процессе серийного производства на М48 начали устанавливать пушки
с Т- образным дульным тормозом Использовавшийся ранее цилиндрический
тормоз приводил при выстреле к образованию большого количества пыли
демаскирующей танк Новый дульный тормоз стал типовым для всех 90-мм
танковых пушек, однако как выяснилось на практике его эффективность не
намного превосходила старый, цилиндрический Пришлось также внести
изменения в ходовую часть - поставить дополнительное колесо между
последним опорным катком и ведущей звездочкой Колесо препятствовало
сбросу гусеницы при резких разворотах Среди других усовершенствований -
модификация люка механика-водителя, теперь он имел большую площадь и
сначала приподнимался, а потом сдвигался Таким образом, необходимость в
убираемых перископах отпала.
С августа 1953 г на башни М48 стали устанавливать новые
низкопрофильные командирские башенки М1 фирмы Эйркрафт Арманент с
12,7-мм пулеметом Башенка имела по периметру пять наблюдательных блоков
Приводы разворота башни и наведения пулемета в вертикальной
плоскости-электрогидравлические, время одного полного оборота - 15с
Установка пулемета ограничивала свободное пространство внутри башенки и
затрудняла работу командира, а неудачное расположение соленоида
дистанционного электроспуска приводило к тому, что соленоид регулярно
"сносился" ногами танкистов при спешном "нырянии" в башню Кроме того,
командирская башенка увеличивала и без того немаленькую высоту
"Паттона" Мнения относительно необходимости на танках подобных башенок
разделились На американских танках они остались и получили дальнейшее
развитие на М60, а в некоторых странах, куда поставлялись М48, башенки
модернизировали или демонтировали Американцы на модели М48А5 также
отказались от башенки с пулеметом.
После выпуска 3000 единиц М48, армия США присвоила танку со всеми
внедренными в конструкцию изменениями индекс М48А1 Наряду с
вышеперечисленными нововведениями, на М48А1 ставилась модернизированная
трансмиссия CD-850-4B, на заднем бронелисте башни наваривалась корзина
из металлических прутьев, а на решетке МТО ставился дефлектор для
отвода горячих газов двигателя -до его установки при развороте башни в
походное положение от работающего мотора сильно грелся ствол орудия,
что приводило к его изгибу и ухудшало точность стрельбы.
М48А2
Очевидно, что увеличение запаса хода М48 требовало замены двигателя
и трансмиссии Работа по установке нового мотора AVI-1970-8 и
трансмиссии XT-1400 на три опытных танка началась на арсенале в
Детройте осенью 1953 года Первый танк с альтернативной силовой
установкой прибыл на полигон Форт-Ноксдля испытаний в ноябре того же
года.
На танке в связи с заменой мотора и трансмиссии пришлось
перепроектировать кормовую часть корпуса Чтобы разместить трансмиссию
XT-1400 опустили днище МТО относительно днища корпуса в целом, что
привело к уменьшению клиренса и, как следствие, к ухудшению
проходимости танка Военные потребовали сохранить клиренс и подвижность
на уровне М48А1 - в результате от трансмиссии ХТ-1400 отказались,
вернувшись к проверенной CD-850--4B Танк с мотором AVI-1970-8 и
трансмиссией CD-850-4B получил обозначение Т48А2.
Усовершенствованный вариант двигателя был перекомпонован, за счет
установки на двигатель системы непосредственного впрыска вместо
карбюраторов удалось уменьшить занимаемый мотором объем и увеличить
емкость топливных баков танка почти вдвое с 757 л до 1440 л Изменения
коснулись формы крыши МТО высоту моторного отделения пришлось
увеличить, а с целью лучшего охлаждения двигателя была
перепроектирована кормовая часть корпуса, ставшая типовой для всех
последующих вариантов не только М48, но и М60 Старая "корма" М48
практически не подавляла инфракрасное излучение силовой установки,
делавшего танк очень заметным даже для примитивного тепловизионного
оборудования 50-х годов Внедренные мероприятия улучшили охлаждение
мотора, а установка выхлопных труб под теплоизоляционной крышей снизило
уровень ИК-излучения.
Среди других внешних отличий от машин предыдущих вариантов - новое
ограждение фар На танках, предназначенных для армии, устанавливалось по
три, а не по пять поддерживающих роликов на борт, танки корпуса морской
пехоты по-прежнему имели по пять роликов В конструкцию Т48А2 были
внесены и все изменения, внедренные на предыдущих моделях В октябре
1955 г Т48А2 под обозначением М48А2 запустили в серийное производство
Стоит отметить что на разработку и запуск в серию М48А2 потребовалось
два года, в то время как работы по Т48 заняли всего год.
На варианте М48А2С вместо неудачного стереоскопического дальномера
М13А1 применили дальномер М17С "Консиденц", работающий на принципе
совмещения изображения Дальномеры М17 также имели ряд недостатков
большое время определения расстояния до цели, большую погрешность, но
все же пользоваться ими было проще, чем стереоскопическими На танках
М48А2С вновь отказались от промежуточного колеса между последним
опорным катком и ведущей звездочкой Производство М48А2 и М48А2С
продолжалось до конца 1959 года, машин этих модификаций было выпущено
больше всего среди всех построенных "Паттонов"
М48АЗ
Модель М48АЗ стала попыткой подтянуть возможности "Паттона" к
характеристикам советского Т-54 Полноценным ответом на появление в
Европе нового грозного противника стал М60, представлявший собой
дальнейшую эволюцию М26/47/48 Запуск в серию М60 не означал, однако,
конец совершенствования М48
На М60 американцы наконец-то установили дизельный двигатель,
избавившись от едва ли не главного недостатка танков более ранних типов
- малого запаса хода и повышенной пожароопасности Общность конструкции
М48 и М60 давала возможность внедрить дизель и на "Паттоны" Первый из
шести "пилотных" М48 сдизелями передали на Абердинский полигон для
испытаний в апреле 1960 г Танк получил индекс М48А1 Е1 На нем была
установлена моторно-силовая установка от М60 дизельный двигатель
AVDS-1790-2 и трансмиссия Аллисон CD-850-6 Поскольку за исходный
вариант при установке дизеля был взят М48А1, чтобы разместить дизель,
кормовую часть корпуса пришлось переделать по типу М48А2.
Наряду с дизелем М60 обладал еще одним важнейшим преимуществом перед
М48 -более мощной, чем 90-мм орудие Т39,105-мм пушкой Это орудие и
установили в башню М48А1 Е1, с ней был спарен 12,7-мм пулемет (на М48 в
маске пушки стоял пулемет калибра 7,62 мм).
Повышению огневой мощи танка способствовало и применение более
совершенной системы управления огнем, также позаимствованной от М60. В
состав СУО входили оптический дальномер, работавший на принципе
совмещения изображения, телескопический основной прицел и
баллистический вычислитель. Испытания показали, что по боевой
эффективности М48А1 Е1 превосходит все модификации "Паттона" и сравним
с М60.
Армия считала необходимым довести до уровня М48А1 Е1 примерно 600
находившихся на вооружении танков М48А1, однако в технику вмешалась
экономика. На складах имелись огромные запасы 90-мм снарядов, которые в
случае установки 105-мм орудия оказались бы ненужными. Кроме того,
замена основного вооружения танков обходилась в "копеечку" из-за
необходимости изготовления новых орудий, и опять же возникал вопрос:
"Что делать с 90-мм пушками?" Пришлось идти на компромисс - внедрить
все усовершенствования М48А1 Е1, оставив 90-мм пушки.
Очередной вариант "Паттона" получил индекс М48АЗ. Модернизация М48А1
началась в ремонтных центрах армии США Эннистон и Ред Ривер в феврале
1963 г. Всего по заказу армии переоборудование в М48АЗ прошло примерно
600 танков модели "А1", еще 419 машин модернизировали по заказу корпуса
морской пехоты США. Наиболее заметным внешним отличием М48АЗ стали
коробки с воздушными фильтрами, установленные на крыльях по бокам от
крыши МТО, кроме того, при модернизации на армейские танки ставили по
два дополнительных поддерживающих ролика, вновь доведя их количество до
пяти на борт. Установка дизеля вкупе с использованием топливных баков
большей емкости позволила увеличить запас хода до 480 км.
В ходе выполнения программы модернизации в конструкцию вносились
изменения по опыту использования танков во Вьетнаме, в частности были
установлены новые тормоза, люк командирской башенки, несколько изменена
башенная корзина.
М48А4
Командование американской армии возлагало большие надежды на
оснащение своих танков запускаемыми через ствол 152-мм ПТУР "Шилела".
Под эти ракеты был спроектирован танк М60А2. В начале 60-х годов
предполагалось переоборудовать в носители ПТУР большое количество
состоявших на вооружении М60А1. Танки, вооруженные ПТУР, отличались от
"стандартных" М60 только башнями, в связи с запланированной
модернизацией парка М60 высвобождались башни со 105-мм орудиями. Эти
башни решили установить на М48. Два прототипа, представлявших гибрид
корпуса М48А1 и башни от М60 изготовили на заводе фирмы Крайслер.
Машины получили обозначение М48А1 ЕЗ. Испытания прошли успешно, танк
под обозначением М48А4 предполагалось принять на вооружение, но в армии
США танки М48А4 так и не появились. Программа вооружения М60 "Шилелами"
потерпела крах, соответственно- не оказалось "свободных" башен со
105-мм орудиями. В то же время обозначение М60А4 "прижилось"
применительно к "Паттонам" со 105-мм орудиями, модернизированными в
Израиле.
М48А5
Появление М48А5 было вызвано очередной критической ситуацией,в
которой оказались танковые войска США в начале 70-х годов. Программу
призванного стать основным боевым танком армии США
американо-западногерманского МВТ-70 аннулировали, М60А2 оказался
неудачным, плюс ко всему прочему, армия США лишилась нескольких сотен
М60А1, в спешном порядке направленных в Израиль для восполнения потерь,
понесенных "стратегическим союзником" в ходе войны 1973 года. Численный
состав танкового парка вооруженных сил США упал до опасно малого
уровня, его качество также оставляло желать лучшего.
Выход в повышении боевых возможностей существующих танков виделся в
срочной модернизации М48 до уровня, примерно соответствующего М60.
Детальный анализ программы модернизации показал, что имеет смысл
заниматься переоборудованием только машин варианта М48АЗ. Так, для
доведения до уровня М60 в конструкцию М48АЗ необходимо было внести 11
изменений (главное из которых- установка 105-мм орудия), а в
конструкцию М48А1 - уже 67, в том числе требовалось осуществить весьма
трудоемкую и затратную операцию по замене силовой установки.
Новый вариант "Паттона" получил обозначение М48А5. При разработке
проекта модернизации американцы стремились максимально учесть опыт
израильтян, "собаку съевших" на модификации танков самых различных
типов, в том числе и М48. Так, уже в ходе выполнения американской
программы на М48А5 стали ставить командирские башенки "Урдан"
израильской конструкции, а 7,62-мм пулемет М60 стал монтироваться не
только в командирской башенке, но и рядом с люком заряжающего. Танки
М48А5 с башенкой "Урдан" нередко называют "низкопрофильными" в отличие
от М48А5 с башенкой М1.
Всего в вариант М48А5 прошло переоборудование в ремонтном центре
Эннистон, шт. Алабама, примерно 2000 танков, состоявших на вооружении в
США и других странах.
Заводы США изготовили в 1952- 1959 гг. 11.703 танка М48 разных
вариантов, половина из которых была поставлена на экспорт в более чем
20 государств мира.
МОДЕРНИЗАЦИЯ М48 ЗА ПРЕДЕЛАМИ США
Первыми за пределами США модернизацией М48 занялись в Израиле. Танки
этого типа появились на Земле Обетованной благодаря усилиям спецслужб.
Официально США поддерживали эмбарго на поставку военной техники
Израилю, но по полуофициальным каналам около 100 М48 попали на Ближний
Восток из арсеналов бундесвера.
Одной из причин доработки "Паттонов" в Израиле стало желание
стандартизировать свой достаточно пестрый танковый парк если не по
типам боевых машин, то хотя бы по боеприпасам и запасным частям к
двигателям. В промежуток с 1965-1973 гг. на все М48 Армии обороны (в
том числе и полученные после войны 1967 года американские М48)
установили дизели AVDS-1790 и перевооружили их американскими 105-мм
пушками М68 (лицензионное английское орудие L7, такие же стояли на
израильских "Центурионах"). Штатные командирские башенки американских
"Паттонов" демонтировали, установив взамен башенки "Урдан" местного
производства. Американские танковые пулеметы М85 и М73 сменили более
надежные бельгийские MAG.
Модернизированный М48 получил новое имя "Магач". Происхождение названия трактуется следующим образом:
".Magach" - "Ma-Ga-Ch" - первый и последний слоги представляют
начальные слоги написания на иврите цифр четыре и восемь, Ga -
производное от Gimel - Германия, напоминание о том, что первые М48 были
получены из ФРГ. В начале 80-х годов израильские М48 получили комплекты
динамической брони "Блэйзер".
Танки М48 в большом количестве состояли на вооружении бундесвера.
Наряду с "Леопардами-1" они являлись становым хребтом сухопутных войск
ФРГ в первой половине 70-х годов. Внешне "Пат-тоны" бундесвера
отличались от американских наличием больших прожекторов фирмы
AEG-Телефункен на масках пушки и ящиками для имущества членов экипажа,
наваренными на кормовые башенные корзины, а также смонтированными по
бортам башни двумя блоками из четырех дымовых гранатометов немецкой
конструкции. Еще одним внешним отличием М48 бундесвера стали
установленные на корпусе танка зеркала заднего вида.
Состояние станковым парком в ФРГ тогда чем-то напоминало
американские проблемы. Немцы потеряли время на проекте МВТ-70, а затем
на разного рода совместных программах по участию в создании "Абрамса".
Как следствие-поступление перспективного основного боевого танка в
подразделения бундесвера задержалось. Нишу между "Леопардом-1" и
"Лепардом-2" заполнил M48A2GA2.
Программа модернизации осуществлялась фирмами Тиссен Хеншель и
Вегманн Индастриз. Тиссен отвечал за разработку проекта и изготовление
прототипов, Вегманн-за серийное производство. Первый модернизированный
на заводе в Касселе фирмой Вегманн Индастриз "Пат-тон"
западногерманские танкисты получили в июне 1978 г Вооружение M48A2GA2
включало английскую 105-мм пушку L7A3 с теплоизоляционным кожухом,
помимо усиления боевой мощи танка, немцы избавились от разнобойности
танкового вооружения, на "Леопардах-1" стояли такие же пушки. Вместо
высокой командирской башенки с пулеметом монтировалась более
традиционная башенка с восемью смотровыми приборами, а пулемет можно
было устанавливать на открытой турели рядом с люком командира. Для
ведения боевых действий в темное время суток на M48A2GA2 имелись
бесподсветочный прибор наблюдения ВМ8005 механика-водителя и
телевизионная низкоуровневая система наблюдения AEG-Телефункен PZB-200
командира и наводчика. По заказу бундесвера с июня 1978 г. по ноябрь
1980 г. в вариант М48 A2GA2 модернизировано 650 танков.
В 1982 году немцы получил заказ на модернизацию до уровня
M48A2GA2183 танков М48, состоявших на вооружении турецкой армии. На
практике получилась совершенно новая модель "Паттона", отличная как от
западногерманских, так и от американских М48. Пожалуй, именно турецкий
М48 стал наиболее совершенным "Паттоном", правда, появился он
поздновато.
Одним из требований турок стала установка на танке дизельного
двигателя. Германские инженеры предложили установить на М48 хорошо
зарекомендовавшие себя V-образные 8-цилиндровые дизель-моторы водяного
охлаждения MTU МВ837-Ка500 мощностью 1000л. с., в то время как
американские дизели имели мощность 750 л.с. "Паттоны" с немецкими
двигателями имели гораздо более высокие характеристики, чем
американские М48АЗ. В Германии также рассматривалась возможность
установки на М48 газотурбинного двигателя Гаррет GT601. Турбинный
"Паттон" проходил испытания на полигоне в Трире в 1984 году.
Модернизация большей части парка турецких М48 проводилась с участием
американцев. В 1982-1989 гг. на двух турецких танкоремонтных заводах до
уровня М48А5Т1, примерно соответствующего М48А5 армии США, было
переоборудовано около 1900 танков. В конце 80-х годов примерно 750 М48
путем установки термоизоляционных чехлов на стволы орудий, введения в
состав СУО нового баллистического вычислителя и двух-ппоскостного
стабилизатора пушки модернизировали в вариант М48А5Т2. Модернизационные
комплекты поступали в Турцию из США.
Апофеозом модернизации стал "Супер М48", предложенный на внешний
рынок фирмой Вегманн в середине 80-х годов. Основное вооружение танка -
стабилизированная в двух плоскостях 105-мм пушка L7A3, однако ключевым
фактором повышения огневой мощи "Супер Паттона" стало использование
новой системы управления огнем MOLF-48 (Modular Laser Fire control
system - модульная лазерная система управления огнем) фирмы Крупп-Атлас
Электроник. В состав системы входили основной оптический прицел
наводчика с ночным каналом и встроенным лазерным дальномером (кратность
дневного оптического канала-х12, ночного-х4 и х12); цифровой
баллистический вычислитель, вырабатывающий данные для стрельбы с учетом
состояния атмосферы, пространственного положения орудия, дальности до
цели, параллакса между стволом орудия и линией визирования прицела,
изгиба канала ствола.
В МТО был расположен опробованный на турецких М48 дизель МВ837-Ка500
и новая полностью автоматическая трансмиссия Ренк RK-304. Переделке
подверглась также ходовая часть танка: на 1-м, 2-м, 5-м и 6-м опорных
катках установили гидроамортизаторы и гидравлические ограничители хода
катков, замене подверглись все торсионы. На танке использовались
гусеницы с траками, аналогичными используемым на "Леопарде-2".
M48A2C, Бундесвер, 1970 г.
Установленная на башне накладная композитная броня фирмы Блом и Фосс
придала машине совершенно новый облик. По две броненакладки
монтировалось по бортам башни, еще одна - на маске пушки. Характерная
угловатая форма навесной брони не оставляла сомнений в немецком
происхождении "Супер Паттона" - "утюгообразный" дизайн PzKpfw.lll/ IV,
"Тигров" и "Леопардов-2" стал визитной карточкой танкостроителей
Германии. Ходовая часть машины прикрывалась резиностальными экранами.
Покупателей на "Супер М48" в мире так и не нашлось.
Локальную модернизацию М48А5 путем установки бортовых экранов на
ходовую часть провели в Южной Корее. Эти танки получили обозначение
М48А5К.
Испанцы дорабатывали свой парк М48 путем замены бензиновых
двигателей дизелями, установки СУО с лазерным дальномером и аналоговым
баллистическим вычислителем, 105-мм пушек английского или
западногерманского производства.
В Иране при модернизации танков осуществлялись мероприятия,
направленные на стандартизацию узлов и агрегатов танков М47, М48 и М60.
Машины оснащались однотипными силовыми установками, трансмиссиями,
подъемными и поворотными механизмами пушки и башни,
воздухоочистителями. Модернизация осуществлялась с помощью специалистов
из США.
Американцы оказали техническую помощь в доработке почти 300 М48,
состоявших на вооружении армии Тайваня. На них ставились лицензионные
орудия М68 местного производства; новые СУО, включающие лазерный
дальномер фирмы Тексас инструменте; тепловизионные приборы ночного
видения;моторно-силовые установки, аналогичные используемым на танках
М60АЗ; новые командирские башенки.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВАРИАНТЫ ТАНКА М48
ОГНЕМЕТНЫЙ ТАНК М67
Огнеметный вариант М48 - Т67 - был спроектирован с учетом опыта,
полученного при изготовлении и испытаниях экспериментального М47 с
огнеметом. Огнемет E30R1 (другое обозначение Мб) устанавливался вместо
90-мм пушки; в башне устанавливался бак для огнесмеси емкостью 378
галлонов (примерно 1480 л). Горючая смесь выстреливалась через ствол
сжатым воздухом. Стрельба была возможна непрерывной струёй
продолжительностью одна минута, но чаще "выстрелы" длились 2-3 секунды.
Теоретический тактический радиус действия огнемета составлял 150-200 м,
но на дальности более 100 м рассеивание струи огнемета оказывалось
чрезмерным.
Внешне Т67 отличался от М48 несколько более толстым и коротким
стволом "орудия". Экипаж огнеметного танка включал трех человек;
заряжающий, из-за отсутствия пушки, стал лишним. Стрельбу из огнемета и
спаренного с ним пулемета вел наводчик.
После испытаний Т67 было принято решение переоборудовать в
огнеметный вариант 73 танка М48А1. В армии США огнеметный танк получил
индекс М67. Производство М67 началось в 1955 году. После запуска в
серию танков М48А2, огнеметные танки стали изготавливать на шасси
"двойки". На М67А1 монтировались усовершенствованные огнеметы М7 и
перископические прицелы ХМ-30. Обозначение М67А2 огнеметные танки
получили после модернизации их шасси до уровня М48АЗ
БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА М88
Необходимость иметь на вооружении армии США новую БРЭМ наглядно
продемонстрировал корейский конфликт Мощностей БРЭМ М32 на базе
"Шермана" не хватало для работы с изрядно потяжелевшими со времен
Второй мировой войны танками, такими как М26 и М46 Работы по созданию
замены М32 начались в 1954 году.
Дискуссию вызвал вопрос о шасси для ремонтно-эвакуационной машины
Командование сухопутных войск на континентальной части США хотело иметь
БРЭМ на базе недавно принятого на вооружение танка М48, в то время как
департамент вооружений министерства обороны предлагал использовать в
качестве шасси находившийся в стадии разработки экспериментальный Т95
(будущий М60) Точка зрения командования армии на какое-то время
одержала верх В 1956 году с фирмой Боуэн-Маклэглин был заключен
контракт на изготовление трех прототипов БРЭМ Т88 на базе танков М48.
БРЭМ М88 на базе танка М48
Постройка "пилотных" машин задержалась- медленно шел процесс
полномасштабного проектирования, долго не могли найти субподрядчика для
изготовления сварной бронерубки машины В этих условиях вновь воспрянули
духом сторонники создания БРЭМ на базе танка Т95 Расчеты показывали,
что новая БРЭМ и новый танк будут запущены в серию практически
одновременно БРЭМ на базе перспективного танка позволит
стандартизировать бронетехнику по значительной номенклатуре узлов и
агрегатов, кроме того, машина на основе Т95 будет обладать большим
модернизационным потенциалом и лучшими характеристиками Однако
сторонники Т95 опять потерпели поражение.
Положение с линейными танками в армии США было весьма напряженным
-усилия производства следовало направить только на выпуск перспективных
танков, а не отвлекать на постройку вспомогательной техники В то же
время значительное количество состоявших на вооружении танков М48
перестало отвечать требованиям танкистов, вот эти машины и следовало
переделывать в БРЭМ В затянувшемся споре вынесли следующий
окончательный вердикт строить ремонтно-эвакуационные машины на базе М48
в качестве промежуточного варианта пока заводы не насытят бронетанковые
войска Т95 после чего вернуться к вопросу о создании новой БРЭМ Истина
заключающаяся в известной поговорке "Нет ничего более постоянного, чем
временное" - справедлива по обе стороны океана "Промежуточная" БРЭМ до
сих пор остается на вооружении армии и корпуса морской пехоты США и
замены ей пока не предвидится.
Испытания опытных Т88 показали, что двигатель AVI-1790-8
обеспечивает машине более чем скромные возможности по эвакуации
бронетехники и замене башен Между тем, принятие на вооружение более
тяжелого М60 еще более ужесточило требования к тяговым характеристикам
БРЭМ и грузоподъемности кранового оборудования Установка более мощного
980-сильного мотора AVI-1780-6 и трансмиссии Аллисон XT-1400 позволило
резко улучшить характеристики БРЭМ После испытаний БРЭМ с обновленной
силовой установкой, вооруженные силы США подписали с фирмой
Боуэн-Маклэглин контракт на серийное производство
ремонтно-эвакуационных машин М88.
Конструкция М88 значительно отличалась от исходного танка, изменения
претерпела даже "ванна" танкового корпуса Поскольку машина имела более
длинную базу ходовой части, вопрос о конверсии М48 в БРЭМ отпал сам
собой, основной аргумент в споре со сторонниками Т95 на практике
применить оказалось не возможным Ремонтно-эвакуационная машина длиннее
и уже танка М48, вместо башни на БРЭМ установлена рубка, которая
занимает примерно 2/3 корпуса Рубка сварена из плоских бронелистов В
ней находятся места членов экипажа БРЭМ командира, механика-водителя и
двух специалистов-ремонтников Внутри корпуса на днище бронерубки жестко
закреплены две лебедки В передней части корпуса машины имеется
бульдозерный отвал, который используется в качестве дополнительной
опоры при работе крана или лебедки При необходимости машину можно
применять и как бульдозер, однако делать этого не рекомендуется из-за
слабой конструкции бульдозерного оборудования На крыше передней части
рубки расположены узлы крепления откидной А-образной стрелы
гидравлического крана, в походном положении стрела укладывалась на
корпус машины. В состав оборудования входит также гидравлический
разводной гаечный ключ, предназначенный прежде всего, для откручивания
болтов в подвеске танков.Бронезащите машины при ее разработке уделялось второстепенное
внимание поскольку М88 не предполагалось использовать в боевых условиях
под огнем противника Назначение БРЭМ-ремонт техники в ближнем тылу и
эвакуация подбитой техники с поля боя "пост фактум" - когда сражение
уже закончилось. Тонкая противопульная броня наряду с установленными
почти вертикально бронелистами не обеспечивают адекватной защиты от
огня противотанковых средств. Вместе с тем, невыгодная сточки зрения
защищенности форма рубки обеспечивает относительный комфорт членам
экипажа, а большой внутренний объем позволяет перевозить экипаж
подбитого танка или кучу всякого нужного и не очень нужного имуществаВсе вооружение М88 состоит из личного оружия танкистов и
смонтированного на крыше рубки рядом с люком командира
крупнокалиберного пулемета на шкворневой установке (на прототипах
имелись командирские пулеметные башенки, аналогичные применяемым на
М48).Серийное производство М88 началось на заводе фирмы Боуэн-Маклэглин в
Йорке, шт Пенсильвания, в феврале 1961 г До его окончания в феврале
1964 г. со сборочной линии сошло более тысячи БРЭМ Выпуск машин
возобновился в 1970 году в связи с нехваткой БРЭМ в армии США.
Дальше
|