Бронетехника мира    

-->Вы вошли как Гость | Группа "Гости" .Приветствую Вас  Гость 

Главная | Бронетехника | Регистрация | Вход                                                                                         

Четверг, 21.11.2024, 21:43

Меню
Категории раздела
Первые танки [24]
Между войнами [33]
Вторая мировая война [63]
Послевоенное время и современность [61]
Наш опрос
Какой самый важный компонент соверменного танка по Вашему мнению?
Всего ответов: 325
Облако тегов
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Популярные статьи
Бронетехника Румынии
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Легкие немецкие танки Первой мировой войны
Миномет под именем «Тюльпан»
Крейсерский танк CROMWELL(Англия)
Свежие материалы
3-я Танковая дивизия СС "Тотенкопф"
2-я танковая дивизия СС "Дас Райх"
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 3
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 2
Бронезащита тяжелых танков ИС и КВ.1941-1945гг. Часть 1
Дивизия СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер"
Краткая история СС
Предыстория и причины появления танков
Германские танки Первой мировой войны.Итоги и уроки
Немецкие проекты 1918 года
Главная » Статьи » Танки » Послевоенное время и современность

М48_2 (США)

Два прототипа варианта М88А1 Е1 вышли на испытания в марте 1987 г. Эти машины рассматривались как альтернатива новой БРЭМ на шасси танка "Абрамс" Среди нововведений М88А1 Е1:

усовершенствованная силовая установка, более длинная стрела крана, усиленные торсионы подвески опорных катков машины, более мощная лебедка, усиленная до 30 мм броня лобовой части корпуса, резиновые противокумулятивные экраны на ходовой части.

ТАНКОВЫЙ МОСТОУКЛАДЧИК AVLB

Мостоукладчик AVLB создан на базе танка М48, он предназначен для преодоления различных преград шириной до 18м танками и другими боевыми машинами в зоне боевых действий.

Вместо башни смонтирована мостовая конструкция и оборудование для ее укладки. Мостовая конструкция - типа "ножницы" - состоит из двух клепаных конструкций коробчатого сечения, изготовленных из алюминиевых сплавов, ширина каждой колеи 1,3 м. Параметры мостовой конструкции выбирались исходя из условий европейского театра военных действий. Мост длиной 19,3 м и грузоподъемностью 54 т обеспечивал преодоление 60% естественных препятствий в Западной Европе. На труднодоступной местности для повышения маневренности мостоукладчика существовала возможность "укоротить" мостовую конструкцию за счет уменьшения количества секций в каждой консоли с шести до четырех (общая длина моста в этом случае-12,3м) Укладка моста на преграду осуществляется с помощью гидравлики за 2-3 минуты, снятие - за 10-30 минут. Укладка моста производится без выхода экипажа их мостоукладчика. Предусмотрена возможность перевозки мостовой конструкции не только на "спине" мостоукладчика, но и на специальном автомобильном прицепе.

На вооружение мостоукладчик был принят в 1958 году. В качестве базы использовались шасси танков М48, М48А1 и М48А2. В конце 60-х годов на мостоукладчиках применили дизельную силовую установку.

155-ММ САУ М53

САУ М53 представляет собой 155-мм пушку М46 в орудийной установке Т58 на перекомпонованном корпусе танка М48. Моторно-трансмиссионное отделение и ведущие колеса перенесены в переднюю часть корпуса, в его задней части смонтирована поворачивающаяся башня Т58 с пушкой. Для придания дополнительной устойчивости при стрельбе в кормовой части САУ имеется откидной сошник, поднимаемый и опускаемый гидроприводом. Башня сварная, из катаных бронелистов, бортовые и кормовая стенки башни расположены вертикально. В бортах башни сделаны люки для механика-водителя и командира. Кормовая часть башни в боевом положении откидывается и служит площадкой для работы расчета орудия. На крыше башни расположена командирская башенка с турельной установкой 12,7-мм зенитного пулемета М2Н2. Углы обстрела орудия в вертикальной плоскости от-5° до +65°, в горизонтальной - +60° от оси САУ. Боекомплект состоит из 20 выстрелов картузного заряжания, в его состав входят осколочно-фугасные, бронебойные, химические, дымовые и осветительные снаряды. Максимальная дальность стрельбы -23.000 м, скорострельность - два выстрела в минуту.

ЗСУ М247 "СЕРЖАНТ ЙОРК"

Решение о создании в США самоходной зенитной артиллерийской установки, способной эффективно поражать маловысотные воздушные цели круглосуточно и в любую погоду, было принято под ' впечатлением от эффектного использования арабами советских ЗСУ-23-4 "Шилка" во время войны 1973 года. Американские ЗСУ "Вулкан" (вариант БТР М113 с авиационной 20-мм шестиствольной пушкой "Вулкан") были оснащены только оптическими прицелами и не могли действовать в условиях ограниченной видимости. Фактически американские механизированные подразделения не имели возможности действовать автономно, вне "зонтика" средств ПВО.

В середине 70-х годов в США широким фронтом развернулись работы по созданию ЗСУ, оснащенной радиолокационной и оптоэлектронными системами управления огнем и вооруженной двумя автоматическими 25-мм пушками. Уже первые эксперименты убедили специалистов во мнении, что для успешной борьбы с самолетами требуется оружие более крупного калибра. В 1977 году армия США официально опубликовала запрос предложений на разработку ЗСУ с автономной всепогодной системой управления огнем ПВО дивизии DIVAD (Divisional Air Defensive - противовоздушная оборона дивизии). Для ускорения создания и принятия на вооружение новой системы оружия в качестве шасси самоходки предлагалось использовать базу танка М48А5. Из нескольких предложенных проектов военные выбрали два: фирм Форд Аэроспейс и Дженерал Дайнемикс. Оба проекта имели сходную конструкцию и внешний облик. Однако фирма Дженерал Дайнемикс установила на свой образец 35-мм пушки (боекомплект 600 снарядов), а Форд - 40-мм орудия L70 шведской фирмы Бофорс с боезапасом 698 снарядов. Различия были также и в системах радиолокационного наведения. На ЗСУ фирмы Форд устанавливался вариант РЛС Вестингауз AN/APG-65 истребителя F-16, а на самоходке Дженерал Дайнемикс - радиолокационный комплекс наведения от флотской установки "Вулкан Фапанкс". Обе машины имели вспомогательные оптоэлектронные прицелы. К сравнительным испытаниям фирмы-конкуренты подготовили свои машины в 1980 году.

На испытаниях обе ЗСУ продемонстрировали не очень высокую надежность, по большому счету - установки испытания не прошли, отдельные пункты программы просто не были выполнены. Армия в 1985 году выбрала установку фирмы Форд, сочтя ее более перспективной, хотя отказов в системе управления огнем у нее было больше, чем у конкурента. Помимо ненадежной работы СУО, ЗСУ имела чрезмерно большую массу, неудобно размещался боекомплект, а на морозе вся система фактически отказывалась работать. Пожалуй, все-таки, решающим фактором выбора стало артиллерийское вооружение -40-мм пушки являлись стандартными во многих странах НАТО. В случае принятия на вооружение ЗСУ с 35-мм пушками на заморских территориях возникали дополнительные проблемы с обеспечением установок снарядами.

Решение о принятии на вооружение под наименованием М247 "Сержант Йорк" ЗСУ фирмы Форд следует считать скорее политическим, нежели военно-техническим. Всего было заказано 618 машин, однако, по мнению специалистов, даже если бы ЗСУ оказалась верхом технического совершенства, такое количество самоходок никак не могло обеспечить выполнение задач по прикрытию от авиации механизированных групп вооруженных сил США. В конце-концов программу серийного производства ЗСУ аннулировали, а армия США до сегодняшнего дня так и не получила самоходной зенитной артиллерийской установки с всепогодной автономной системой управления оружием.

Вооружение, боекомплект и система управления огнем размещаются в двухместной полностью закрытой бронебашне кругового вращения. В состав боекомплекта входят осколочные и осколочно-фугасные снаряды. Система управления огнем включает РЛС обнаружения и сопровождения целей (антенны РЛС обзора воздушного пространства и сопровождения цели установлены на крыше кормовой части башни), стабилизированный оптический прицел с дневным и ночным каналами, в прицел встроен лазерный дальномер.

Кроме вышеперечисленных вариантов выпускались учебные танки М48С (в их конструкции использовалась не броневая, а обычная сталь) и различные исследовательские машины. В частности, на одном экземпляре М48А1 отрабатывался газотурбинный двигатель Лайкоминг AGT-1500.

Характеристики танка М48А5

Экипаж, чел. ...................................... 4 
Длина с пушкой вперед, м........................... 9,31
Длина корпуса, м ...................................6,42
Ширина, м.......................................... 3,63
Высота габаритная, м............................... 3,09
Клиренс, м......................................... 0,42
Боевая масса, т.................................... 49
Масса пустого, т ...................................46,29
Удельная мощность, л.с./т ......................... 15,89
Удельное давление на грунт, ке/м2.................. 0,88
Двигатель:
дизель Теледайн Континентал ADVS-1790-2D мощностью 750 л. с.
Вооружение:
105-мм орудие, углы наведения в вертикальной плоскости
от -9° до +19°
три 7,62-мм пулемета (один спаренный с пушкой и по одному -
на открытых турелях рядом с люками командира и заряжающего).
Боекомплект: 54 снаряда, 10.000 патронов
Максимальная скорость
по шоссе, км/ч..................................... 48,2
Запас хода, км..................................... 500
Емкость топливных баков, л......................... 1420
Преодолеваемые препятствия, м:
глубина брода...................................... 2,44
высота стенки...................................... 0,92
ширина траншеи .....................................2,59

БОЕВАЯ КАРЬЕРА

ВЬЕТНАМ

Впервые танкам М48 довелось понюхать пороху буквально сразу же после поступления в войска. Летом 1958 года бригада американской морской пехоты

высадилась в Ливане с задачей стабилизировать обстановку в связи с обострившейся гражданской войной. В составе бригады находился 3-й танковый батальон морской пехоты, имевший на вооружении М48А1. Танкисты "Паттонов" в ходе этой экспедиции пороху именно понюхали: единственное столкновение, которое с натяжкой можно считать боевым, произошло, когда два ливанских танка МЗ "Грант" попытались воспрепятствовать движению колонны морской пехоты. До стрельбы дело не дошло, поскольку командир ливанских танкистов получил приказ не мешать движению янки.

Реальная боевая карьера М48 началась в 1965 году в Индокитае. И опять пионерами применения танков этого типа стали морские пехотинцы. В марте 1965 г. в южновьетнамский порт Дананг прибыли транспорты с М48АЗ 3-го танкового батальона корпуса морской пехоты (КМП) США, того самого, что успел принять участие в миротворческой операции на Ближнем Востоке в 1958 году.

На первых порах американцы ограничивали использование тяжелой техники в боях с отрядами Вьет Конга. Причина была чиста политической - США стремились избежать обвинений в эскалации агрессии. Из состава всех армейских подразделений, отправлявшихся во Вьетнам, изымалась бронетехника. Исключением являлась только 1-я пехотная дивизия, которой оставили по роте танков М48 и БТР М113 - новые машины планировалось испытать в боевых условиях. Уже первые столкновения показали, что участие в боях бронетехники резко уменьшает потери. И все же, честь первыми опробовать "Паттоны" в бою выпала не армии, а флоту.

Генералы из штаба Командования военного снабжения Вьетнама попытались изъять из состава частей морской пехоты, отправлявшихся во Вьетнам, тяжелую технику. Однако то, что удалось проделать с армейскими дивизиями, не получилось с моряками: корпус морской пехоты США - особый род войск,.это не армия, чтобы подчиняться каким-то сухопутным крысам. Командование морской пехоты решило взять с собой все штатное вооружение: "Неужели морская пехота не знает ЧТО лучше?"

К концу 1965 года на вооружении задействованной в Индокитае морской пехоты имелось 65 линейных танков М48 и 12 огнеметных танков М67.

В плане применения танковых подразделений в условиях специфической партизанской войны морские пехотинцы не предложили ничего нового: охрана военных баз, эскортирование конвоев и непосредственная поддержка пехоты; в последнем случае одной пехотной роте придавался один танк.

Первые стычки с вьетконговцами танкисты морской пехоты имели летом 1965 года. Происходили они, как правило, в ходе патрулирования периметров лагерей моряков. По-настоящему танки впервые показали себя в сражении в районе Чалай. Поданным разведки, вьетконговцы собирались атаковать крупную военную базу в этом районе силами 1-го полка. Американцы решили упредить противника. Операция по разгрому 1-го полка получила название "Старлайт", к участию в ней привлекалось до трех батальонов морской пехоты, каждому батальону придавался танковый взвод и САУ. В результате скоординированных действий пехоты, вертолетов и десантников вьетнамцев удалось прижать к морю. Бои продолжались в течение недели. Противник был полностью уничтожен. Танки и самоходные пушки "Онтос" оказывали огневую поддержку наступающим частям. Своими действиями танкисты доказали возможность использования тяжелой техники в условиях джунглей и заболоченных рисовых чеков. В то же время американцы понесли ощутимые потери: колонна из трех М48 и пяти LVTP, шедшая без сопровождения пехоты, напоролась на партизан и была полностью уничтожена. Согласно американским данным, при проведении операции "Старлайт" семь М48 получили тяжелые повреждения, однако все машины удалось вернуть в строй.

Несколько операций, подобных "Старлайт", способствовали снятию запрета на отправку бронетехники в Индокитай. С начала 1967 года танки во Вьетнаме стали использоваться достаточно широко.

В течение последующих трех лет бронетанковые подразделения осуществляли огневую поддержку войск, охрану военных объектов, где они интегрировались в систему стационарных огневых точек. Американцы также пытались при помощи М48, оснащенных Катковыми тралами, расчищать дороги от мин, которыми их в изобилии засеивали вьетнамцы. Катковые тралы были слишком тяжелыми и сильно ограничивали подвижность танков, поэтому их использовали в весьма ограниченных масштабах. Во время обороны базы Кхесань атаки коммунистов отражали и пять танков М48.

Высокую эффективность бронекавалерийские подразделения продемонстрировали при отражении серии хорошо спланированных ударов отрядов Вьет Конга и регулярных частей армии ДРВ в начале 1968 года, известных как "новогоднее наступление". Нападения на американцев и правительственные войска происходили по всей территории Южного Вьетнама, особенно тяжелыми были бои в городах Сайгон, Лонгвинь, Бьенхоа, в районе авиабазы Тан Сон Нат. Хорошая тактическая мобильность гусеничной техники позволяла быстро перебрасывать танки и САУ на угрожаемые участки для оказания огневой поддержки обороняющимся. Американцы опомнились от внезапного нападения уже через несколько часов и начали постепенно выдавливать противника из городов и военных баз. Городские улицы - не лучшее место для использования танков, к тому же в начале 1968 года вьетнамцы впервые в больших количествах стали применять ручные гранатометы РПГ-7. Особенно велики были потери среди экипажей танков М48А1, на которых стояли бензиновые двигатели. Эти танки, наряду с "Шериданами", пользовались во Вьетнаме дурной славой; были случаи отказов танкистов идти на них в бой.

Единственной крупной наступательной операцией США в Индокитае, в котором заметную роль сыграли танки, стало вторжение в Камбоджу. После неудачного (с военной, но не с политической точки зрения) "новогоднего" наступления отряды Вьет Конга обосновались на территории сопредельной Камбоджи. Всю вторую половину 1968 года и первую половину 1969 года небольшие хорошо вооруженные группы партизан без проблем переходили камбоджийско-вьетнамскую границу и нападали на конвои грузовых автомобилей, гарнизоны в Южном Вьетнаме. Мелкие отряды базировались и в самом Южном Вьетнаме, но основные базы находились в Камбодже. Логично было не "ловить блох" в бескрайних джунглях, а разгромить базы, не считаясь с тем, что они находятся в формально нейтральной стране. Основной удар наносили южновьетнамские войска, однако янки тоже в стороне не остались.

1 мая 1969 г. правительственная пехота при поддержке танков 11-го бронекавалерийского полка атаковала лагерь, который американцы называли "Фишхук". С воздуха на лагерь был высажен вертолетный десант. В ходе сражения удалось разгромить несколько батальонов Вьет Конга. Два месяца понадобилось американцам, чтобы уничтожить все основные базы партизан в Камбодже. Американцы одержали очередную победу, но как только они убрались из Камбоджи, базы коммунистов появились там вновь. Партизанская война не угасала.

Несколько ранее вторжения в Камбоджу, 3 марта 1969 г., состоялся единственный за всю войну бой между северовьетнамскими и американскими танками. Ночью восемь ПТ-76 при поддержке БТР атаковали лагерь сил специального назначения в Бенхете. Американская разведка заранее узнала о нападении, поэтому гарнизон лагеря был усилен взводом танков М48 из состава 69-го бронекавалерийского полка армии США. В бою потери в танках понесли обе стороны. Один ПТ-76 подорвался на мине, еще два были уничтожены огнем М48. Потери американцев - один танк.

Основным и наиболее популярным среди личного состава танком бронекавалерийских частей армии США во Вьетнаме стал М48АЗ, оснащенный дизельным двигателем. По мнению танкистов, это была хорошо сбалансированная в отношение бронезащиты и огневой мощи машина. Экипажи этих танков особенно ценили устойчивость конструкции к детонации боекомплекта при взрывах мин под гусеницами. На начальном этапе войны американцы предпочитали ремонту замену разбитых машин новыми. Однако довольно быстро ситуация изменилась. Значительное количество машин, получивших боевые повреждения, по существующим в армии США нормативам ремонту не подлежало. Таких танков оказалось слишком много, чтобы взять и одним росчерком пера отправить их в металлолом. Один из руководителей разработки М48 полковник Паттон признал в 1972 году на страницах журнала "Арми лоджистишн":

"Фактическое снижение боеспособности частей, обусловленное боевыми повреждениями танков, оказалось значительно сильнее, чем предполагалось. Много боевых машин списывалось в металлолом, что делало очевидным необходимость принятия срочных мер".

Чтобы вернуть в строй максимально возможное количество танков М48 уже в конце 1967 года пришлось создать специальную группу для изучения боевых повреждений, возможности организации ремонта и разработки рекомендаций по производству ремонтных работ. Руководил группой полковник Шеридан. При изучении боевых повреждений, полученных "Пат-тонами" в Индокитае, было отмечено, что большая часть подбитых машин имеет разрушения передних узлов подвески и ходовой части, а также днища. Основная причина - подрыв на мине и деформация литого корпуса по линии торсионных валов в результате взрыва. Вместе с тем среди повреждений имелись и "дыры" от артиллерийских снарядов. Ранее в США танки с подобными повреждениями корпуса списывались однозначно.

В начале 1968 года специалисты группы разработали программу восстановления танков М48АЗ. Рекомендовалось сваривать поврежденные участки брони корпуса с последующей механической обработкой. Пробоины в днище и башне следовало или заваривать с помощью ферритных электродов, или ставить "заплаты" и брони толщиной 25,4 мм (заплаты ставились на пробоины диаметром более трех дюймов).

Восстановительный ремонт танков М48АЗ был налажен на армейской базе в Аннистоне в середине 1968 года. Деятельность этой базы дает некоторое представление о потерях "Паттонов" во Вьетнаме. В 1968-1972 гг. в Аннистоне отремонтировали 313 танков только модификации М48АЗ. Три машины было списано, в то время как в 1965-1968 гг. из-за боевых повреждений пришлось списать 120 "Пат-тонов". Сведения о количестве отремонтированных и списанных танков только одной модели "A3" плохо стыкуются с официальными данными о минимальных боевых потерях в танках. На практике получалось, что подбитую машину все равно списывали, но при этом она якобы выживала на поле боя, или тащили ее в Штаты для дорогостоящего восстановления.

В 1972 году в Ханое посчитали, что этот год должен стать победным. По тропе Хо Ши Мина в Южный Вьетнам было переброшено огромное количество снаряжения и боевой техники - шла подготовка к решительному наступлению. В отличие от "новогоднего" наступления 1968 года на острие атакдолжны были идти не партизанские формирования, а регулярные подразделения армии ДРВ. Разведки США и Южного Вьетнама подготовку наступления "проспали", поэтому огневой удар, нанесенный 29 марта 1972 г. по позициям южновьетнамцев вдоль демилитаризованной зоны в районе 38-й параллели, и последовавшие за ним атаки пехоты и танков оказались внезапными. Задним числом ЦРУ посчитало, что в наступлении принимало участие до 700 танков, главным образом Т-54. Главный удар пришелся по недавно сформированной 3-й пехотной дивизии армии Южного Вьетнама. Дивизия была смята и, потеряв почти все тяжелое вооружение, отброшена к городу Куангчи. Задержать наступление удалось спешно переброшенному к г. Куангчи 20-му танковому полку армии Южного Вьетнама (единственному, вооруженному М48), недавно получившему новенькие М48, морским пехотинцам и рэйнджерам. Если верить американским данным, в 20-м полку служили сплошь и рядом узкоглазые Михаэли Виттманы: 2 апреля рота М48 без потерь со своей стороны уничтожила два Т-54 и девять ПТ-76, а всего к 20 апреля танкисты 20-го полка (без потерь со своей стороны, естественно) уничтожили более шестидесяти Т-54. Надо сказать, что в боях за Куангчи впервые во Вьетнаме были использованы ПТУР "Малютка", так что можно уверенно говорить о том, что горели в тех местах не одни только "пятьдесятчетверки".

Северовьетнамские части действительно понесли большие потери, и к середине апреля линия фронта стабилизировалась, но не надолго: 27 апреля началось новое наступление. Танковый кулак разорвал линию фронта, над обороняющимися частями южновьетнамцев нависла угроза окружения к северу от Куангчи. Началось планомерное отступление, местами переходящее в бегство. В передовых частях отступающих, ломая своими машинами хрупкие бамбуковые мостики через местные реки, неслись на М48 славные танкисты 20-го полка.

2 мая Куангчи пал. Длившееся месяц сражение закончилось: для продолжения наступления у северовьетнамцев сил уже не было. Линия фронта стабилизировалась, теперь уже надолго. Штаб 20-го танкового полка заявил об уничтожении в ходе этих боев более 90 танков Т-54 и ПТ-76. Все собственные потери (ни много, ни мало-100% имевшихся перед началом боев танков) офицеры полка отнесли на счет слабых мостов над реками и прочих небоевых повреждений. Сразу после окончания сражения остатки 20-го полка пришлось вывести на переформирование.

Очередное наступление с Севера привело к разгрому южновьетнамских войск на приморском направлении. Эвакуация Плейку началась 15 марта. Военные и гражданские перемешались, весь план отхода сразу же рухнул, и под ударами подразделений армии ДРВ отступление перешло в паническое бегство. Ценой потери 320 танков, в основном М48, и нескольких сотен БТР, 60.000 отступающим (из 200.000 вышедших из Плейку и Контума) удалось вырваться из центрального района и достичь 25 марта побережья Южно-Китайского моря в районе г. Туйхоа.

На заключительном этапе войны М48 имели на вооружении как подразделения армии Южного Вьетнама, так и их противники, захватившие танки в качестве трофеев. В последнем аккорде войны - взятии Сайгона 30 апреля 1975 г. принимал участие 203-й танковый полк армии ДРВ, на вооружении которого кроме бронетехники советского и китайского производства находились трофейные танки М41, М48и БТР М113. В прессе сообщалось, что Вьетнам использовал трофейные М48 в 1979 году в ходе боев на территории Камбоджи.

Наряду с линейными танками М48, американцы применяли во Вьетнаме мостоукладчики AVLB (они были, в частности, на вооружении 11-го бронекавалерийского полка), огнеметные танки М67 и БРЭМ М88. Малый возимый в танке запас огнесмеси не позволял использовать М67 в глубоких рейдах, обычно они использовались в системе обороны баз. БРЭМ непосредственного участия в боевых действиях не принимали, однако использование тяжелой техники в Индокитае без М88 было просто невозможным. На плечи экипажей БРЭМ легла тяжелая работа по ремонту подбитой и сломанной техники в полевых условиях, эвакуации поврежденных танков и БТР.

ИНДО-ПАКИСТАНСКИЙ КОНФЛИКТ 1965 ГОДА

Поставленные из США танки М48 использовал Пакистан в войне 1965 года с Индией. Конфликт начался с серии пограничных инцидентов в районе пустынной местности Ранн-Кутч в западной части индо-пакистанской границы, произошедших в апреле-мае. Пакистанская сторона использовала в боях мелкие танковые подразделения на М48.30 июня было заключено перемирие, однако напряженность на границе не спадала, с новой силой боевые действия возобновились 1 сентября. Очаг напряженности сместился к северу - в Кашмир. Регулярные силы армии Пакистана численностью до бригады при поддержке двух батальонов "Паттонов" вторглись в долину южного Кашмира.

Чтобы остановить наступление противника индийское командование использовало авиацию. Истребители-бомбардировщики поставленную задачу выполнили, а в результате бомбоштурмовых ударов пакистанцы.

потеряли 14 М48. 7 сентября в ответ на действия Пакистана границу перешли подразделения 7-й индийской пехотной бригады. В последующие три дня в бои с индийской стороны оказались втянутыми две пехотные дивизии и танковая бригада, им противостояли две пехотные и одна танковая дивизии Пакистана.

Перед 1-й пакистанской танковой дивизии, оснащенной М47 и М48, была поставлена задача - ударом во фланг сорвать продвижение индийцев в направлении Лахора. Индийцы смогли вовремя вскрыть сосредоточение массы танков и подготовиться к отражению удара. 10 сентября 1965 г. в районе населенного пункта Асал Уттар произошло крупнейшее танковое сражение индо-пакистанской войны. Пакистанцы, как специально, сделали все возможное, дабы потерпеть поражение:

дали время на подготовку обороны, для атаки выбрали холмистую местность, и, в довершении всего, танки наносили удар без поддержки пехоты. Сражение превратилось в избиение "Паттонов" всеми возможными средствами поражения: РПГ, безоткатными орудиями, артиллерией, ручными гранатами. К заходу солнца на поле боя чадило сто танков, главным образом М48. Местечко Ассал Уттар пакистанцы прозвали "Паттон Нэгэр" - кладбище "Паттонов".

Разгром 1-й пакистанской танковой дивизии сказался на репутации М48 среди танкистов всего мира. Американцам пришлось объясняться: танк-то, де, превосходный, но вот тактическое использование, подготовка экипажей... В ряде западных изданий отмечается, что индийцы имели более совершенные танки, причем в американских изданиях тип этих танков не указывается. Добро бы это были Т-54, однако в войне 1965 года индийская сторона использовала "Центурионы". Очень не хотелось чванливым янки признавать превосходство друзей-конкурентов из Великобритании.

Индия официально объявила об уничтожении 462 пакистанских танков, в основном М48, собственные потери - 160- 200 танков (по пакистанским данным - 500).

АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОИНЫ

Первую сотню М48 Израиль получил из бундесвера, к началу войны 1967 года роту "Паттонов" израильтяне успели перевооружить 105-мм пушками и установить на них дизели.

Подразделения, имевшие на вооружении "Паттоны", действовали прежде всего на Синайском полуострове против подразделений вооруженных сил Египта. Именно танкисты этих угдатов в короткий срок наголову разгромили численно превосходящего противника. Победа, одержанная на Синае, ценна еще и тем, что египтяне имели на вооружении танки, как минимум, не уступавшие израильским. Одним из угдатов командовал генерал Тал - создатель первого израильского танка "Меркава". Его танкисты наступали на приморском направлении. В бою 5 июня 1967 г. за железнодорожную станцию и город Рафах экипажи "Паттонов" дрались с Т-34-85 и ИС-3 из состава танковых подразделений 7-й египетской пехотной дивизии.

Лобовую атаку передового отряда 7-й танковой бригады полковника Гонена в составе двух рот "Центурионов" египтяне смогли отбить, тогда батальон М48 под командованием майора Эхуда Элада обошел Рафах и нанес удар двумя колоннами Танкисты Элада отбросили арабов с северной окраины города, не стали ввязываться в уличные бои и устремились к следующей цели - населенному пункту Эль-Ариш Путь на Эль-Ариш закрывали укрепленные противотанковые позиции в районе дефилеДжиради Первая попытка прорвать оборону египтян окончилась неудачей Причем попытка эта оказалась для египтян полной неожиданностью - они никак не ожидали таких "ударных" темпов продвижения от танкистов Тала Сбить с позиций против танкистов частям 7-й бригады удалось только в третьей атаке ценой потери 17 "Центурионов" Однако египтяне контратаковали и с первого же раза восстановили положение, отбросив танкистов на исходные позиции.

В ход сражения вмешался лично генерал Тал, он не стал дожидаться резервов, а принял рискованное решение оставшиеся "Центурионы" вновь пытаются атаковать вдоль шоссе, а батальон "Паттонов" обходит позиции арабов с юга по труднопроходимым дюнам. Одной из рот батальона М48 командовал 23-летний лейтенант Авигдор Кахалани - будущий национальный герой войны 1973 года В бою за Джиради танк Кахалани получил прямое попадание и загорелся, лейтенант чудом остался жив А вот командиру батальона - майору Эладу - не повезло, в том бою он погиб Ведомые Кахалани, который принял командование на себя после гибели Элада, танкисты поставленную задачу выполнили, но какой ценой' Все, без исключения, "Паттоны" батальона получили попадания снарядов или минометных мин, командир батальона погиб, начальник штаба и командиры всех трех рот были ранены Всего один бой за дефиле Джиради наглядно демонстрирует, что блицкриг Армии обороны Израиля на Синае вовсе не был легкой прогулкой Тем более следует отдать дань уважения танкистам Тала и Шарона, сумевшим одержать победу

Уместно привести сравнение с индо-пакистанской войной - там М48 заслужили дурную славу, а вот на Ближнем Востоке израильтяне остались очень довольны американскими танками Конечно же, все то же пресловутое тактическое использование, подготовка экипажей И справедливы сии простые истины не только для М48, но и для Т-54, Т-62, Т-72, которые так любят хаять наши "вероятные союзники" Правда, на острие ударов Армии обороны шли все-таки "Центурионы", а не М48.

На Синайском полуострове на М48 "ездили" израильтяне, а вот на сирийском фронте "Паттоны" использовал противник Израиля На помощь Сирии пришла Иордания Король Хуссейн направил на фронт обе своих танковых бригады - 40-ю и 60-ю, бригады были вооружены танками М47 и М48А1 После окончания боевых действий иорданцы не досчитались примерно 2/3 из имевшихся трех сотен "Паттонов" Львиную долю танков вывела из строя израильская авиация, однако экипажи израильских "Шерманов" и АМХ-13 также записали на свой боевой счет несколько десятков единиц иорданской бронетехники Впоследствии значительное количество брошенных на местах боев арабских М48 после восстановительного ремонта поступило на вооружение подразделений танкового корпуса Армии обороны Израиля

НА СТРАЖЕ МИРА И КАПИТАЛИЗМА

В середине 50-х годов, несмотря на все проблемы и недостатки, М48 являлся основным танком американских вооруженных сил "Паттоны III" состояли на вооружении армии и морской пехоты, они дислоцировались как на континентальной части США, так и в Европе. "Европейские" М48 принимали участие в известном противостоянии августа 1961 г. в Берлине.

М48 в международном плане, можно считать, не повезло - он так и остался "промежуточным" между М47 и М60. К примеру, даже в 1965 г. среди НАТОвских стран М48 имели на вооружении лишь ФРГ и Норвегия, в то время как остальные предпочитали (или не хотели менять) М47 и "Центурионы". В самих США уже в 60-е годы М48 стали передаваться Национальной гвардии. Кстати, "Паттонам" Национальной гвардии довелось поучаствовать в подавлении многотысячных антивоенных демонстраций лета 1967 года в крупных городах США. В морской пехоте М48 варианта "A3" продержались гораздо дольше - в начале 80-х годов "Паттоны" все еще оставались на вооружении КМП. В частности, танки М48АЗ в 1982 году имелись на военной базе Гуантанамо, где они регулярно патрулировали "сухопутную границу" США и социалистической Кубы.

Несмотря на то, что, казалось бы, время ветерана давно прошло, М48 продолжает находиться на вооружении во многих странах мира. На конец 90-х годов "Паттоны III" имели Греция (15 М48АЗ, 799 М48А5), Израиль (600), Иордания (100- 150, на хранении), Южная Корея (950), Ливан (50), Марокко (184 М48А5), Пакистан (300-350), Португалия (86 М48А5), Испания (148 М48А5Е2), Таиланд (105 М48А5), Тайвань (550), и Турция (3000 М48А5Т1/Т2).

Назад

Михаил Никольский

Категория: Послевоенное время и современность | Добавил: Ariec (03.03.2010)
Просмотров: 2012 | Рейтинг: 2.0/1
Форма входа
Найти бронемашину
Реклама
Баннерная Сеть ARMY Best Sites
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz