В 1983 г. в Югославии началось производство танка,
получившего название М-84, а начиная с 1984 г. он
стал поступать на оснащение Вооруженных Сил
СФРЮ. Танк М-84 был разработан как вариант
модернизации танка Т-72, лицензия на производство
которого была закуплена ранее в СССР. Кроме
Югославии, подобная лицензия на производство
самого массового танка современности была у
Польши и Чехословакии. Модернизация танков в
этих странах шла в рамках Варшавского Договора и
являлась прерогативой разработчика танка, т. е.
КБ "Уралвагонзавода", с целью
стандартизации вооружений стран Договора.
Лицензия на производство танка Т-72 была и у Индии,
но модернизированный этой страной танк
"Аджия" не явился чем-то новым в мировом
танкостроении, так как по ряду показателей и
характеристик уступал первоначальному варианту,
танку Т-72. Наш интерес к югославскому танку М-84
вызван не только тем, что сейчас происходит в
Югославии, а, прежде всего, теми техническими
решениями югославских специалистов, которые
первыми начали некоторым образом кардинально
изменять внешний облик танка Т-72, за счет чего
танк приобрел новые технические очертания,
значительно расширившие его тактико-технические
характеристики.
Боевой вес танка М-84 на начало серийного
производства составлял 41 т, но в ходе дальнейших
мероприятий модернизации по улучшению
защищенности и живучести он достиг 44 т. Следует
заметить, что и мощность многотопливного
V-образного двенадцатицилиндрового двигателя
В-46, на танке М-84А, возросла с 780 л.с. до 1000 л. с., что,
несмотря на увеличение массы машины, привело к
возрастанию удельной мощности, а стало быть, к
улучшению подвижности машины, ее маршевых
возможностей. Увеличение мощности двигателя
было достигнуто за счет установки на него двух
турбокомпрессоров.
Основным вооружением танка является 125-мм.
Гладкоствольная пушка 2А46 (начальная скорость
бронебойно-подкалиберного снаряда составляет 1785
м/с). В качестве вспомогательного используется
спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и зенитный
пулемет НСВТ, калибром 12,7-мм. Боекомплект к пушке
составляет 42 снаряда, 3000 патронов к спаренному
пулемету и 500 к зенитному пулемету.
Танк М-84 сохранил классическую компоновку с
задним расположением моторно-трансмиссионного
отделения. В носовой части корпуса по середине
располагается механик-водитель, а в башне справа
и слева от пушки соответственно командир танка и
наводчик. Заряжание пушки автоматическое с
использованием автомата заряжания (A3). В
механизированной боеукладке которого находится
22 выстрела для пушки. Автомат заряжания выполнен
по типу A3 танка Т-72, т. е. размещение снарядов
находится в нижней донной части корпуса танка,
наименее уязвимой в бою, т. к. пространство 70-80 см
от земли, как правило, закрывается маской
местности и практически не подвержено поражению.
Распределение и номенклатура функций членов
экипажа в целом соответствует функциональной
организации деятельности экипажа
отечественного танка Т-72. Основным отличием
является абсолютно другой алгоритм работы
наводчика танка М-84 в сравнении с наводчиком
танка Т-72. Это достигнуто повышением уровня
автоматизации подготовки прицельных исходных
установок для стрельбы, благодаря применению
баллистического вычислителя с датчиком
топометеобаллистических параметров, что
значительно упростило функции наводчика при
боевой работе.
На танке установлена новая система управления
огнем (СУО), разработанная и изготовленная в
Югославии и получившая название SUV М-84. Она
представляет собой современную и более развитую
систему чем у танка Т- 72. По оценке наших
специалистов идеология построения СУО танка М-84
приближается к СУО современных отечественных
танков Т-64 и Т-80. В СУО реализован ряд
оригинальных технических решений, как, например,
безгироскопный прицел с зеркалом,
стабилизированный в двух плоскостях, применение
тахометрической системы стабилизации прицела и
пушки, использования для питания системы
управления статического напряжения. Основными
режимами работы СУО танка М-84 являются:
подготовительный ("Электроника"),
полуавтоматический и стабилизации. Кроме
указанных, в СУО реализуются режимы
командирского целеуказания и поворота башни
механиком- водителем. В ее состав входят:
- комбинированный дневной - ночной прицел -
дальномер наводчика DNNS -2, установленный вместо
прицел-дальномера ТПД-1К и совмещающий функции
дневного и ночного, пассивного типа, прицелов с
лазерным дальномером, значительно меньший по
внутренним габаритам, чем серийные дневной и
ночной прицелы, которые он заменяет;
- баллистический вычислитель, в запоминающее
устройство которого введены алгоритмы работы,
обеспечивающие автоматическую выработку углов
прицеливания и упреждения, преобразование
координат с учетом крена, программы диагностики
и самоконтроля;
- пульт управления вычислителем, обеспечивающего
выбор типа боеприпаса, ручной или автоматический
ввод дальности до цели, значений продольного и
бокового ветра, температуру воздуха и заряда,
атмосферного давления и изменения начальной
скорости снаряда. На панели пульта расположены
два цифровых табло: на верхнем - указывается
значение введенной дальности, на нижнем -
значение вводимого данного в зависимости от
положения переключателя ввода данных;
- метеорологический датчик, установленный на
передней части крыши башни по ее оси в
металлической трубе, из которой с помощью
тросикового привода поднимается в "рабочее"
положение сам датчик, включающий в себя
полупроводниковые устройства, измеряющие
скорость бокового и продольного ветра,
температуру воздуха и атмосферное давление.
Дополнительно на танке М-84 югославские
специалисты установили новую систему ядерной,
химической и биологической защиты DRHT, вместо
отечественной ГО-27, и радиостанцию собственной
разработки RD-9, взамен Р-123.
Перископический прицел-дальномер наводчика
DNNS-2 содержит три канала, размещенные в едином
корпусе:
- оптический (дневной) прицельный канал с двумя
фиксированными кратностями увеличения Зх и 7х
при углах поля зрения 20 и 9 град. соответственно;
- электронно-оптический, пассивный, прицельный
канал ночного видения, созданного на основе
трехкамерного электронно-оптического
преобразователя второго поколения и имеющего
при увеличении изображения 8, 5 крат. угол поля
зрения 5, 5 град.;
- канал лазерного дальномера с диапазоном
измерения дальности от 200 до 10000 м.
Входное окно головки этого прицела защищено
броневым колпаком и откидной бронекрышкой с
ручным тросовым приводом. Применение прицела
наводчика, имеющего меньшие габариты и
закрепляемого в башне жестко, облегчило условия
его монтажа в башне, снизило трудоемкость общей
сборки и улучшило эргономические показатели
рабочего места наводчика в процессе
эксплуатации танка. На месте ночного прицела
наводчика ТПН-3, танка Т-72, установлен
дополнительный однократный смотровой прибор.
Оригинальным прибором СУО М-84 является
гироблок, размещенный на люльке пушки снизу. Он
содержит три гиротахометра, два из которых
измеряют угловые скорости погрешности
стабилизации орудия в плоскостях вертикального
и горизонтального наведения, а третий - угловую
скорость крена и два акселерометра, измеряющих
углы возвышения пушки и крена оси цапф. Гироблок
разработан югославскими инженерами и там же
изготовлен. Комплекс приборов наблюдения танка
М-84 включает:
- комбинированный (дневного и ночного видения)
электронно-оптический прибор наблюдения DNKS-2
командира танка (вместо ТКН-3);
- электронно-оптический прибор ночного видения PPV
- 2 механика-водителя (вместо ТВНЕ-4 ПА);
- призменные приборы наблюдения командира танка,
наводчика и механика - водителя TNP-65/160/165/168.
Номенклатура призменных приборов танка М-84 и их
установка (места расположения, шахты, детали
крепления) аналогичны танку Т-72.
Комбинированный прибор DNKS-2 предназначен для
решения задач поиска, обнаружения и опознавания
целей командиром танка в дневных и ночных
условиях, выдачи целеуказания наводчику,
корректировки результатов стрельбы и измерения
углов на местности. Прибор включает в себя:
- бинокулярный оптический канал дневного видения
в составе двух идентичных симметрично
расположенных оптических ветвей с увеличением 4,
9 крат и углом поля зрения 10 град. каждая;
- электронно-оптический псевдобинокулярный
пассивный канал ночного видения, созданный на
основе ЭОП с микроканальной пластиной и с углом
поля зрения 10 град.
Конструкция и электронно-оптическая схема
прибора DNKS-2 по сравнению со штатным советским
прибором ТКН-3 М имеют ряд особенностей:
- изменение положения визирной оси прибора в
плоскости вертикальной наводки от -8 град. до +12
град. осуществляется за счет поворота головного
зеркала, а не за счет прокачки всего прибора (как
в Т-72). Такое техническое решение
предпочтительнее с эргономической точки зрения,
особенно в условиях вибрационных и ударных
нагрузок на командира танка, возникающих при
движении танка, а также позволяет увеличить
диаметр объектива канала ночного видения;
- в приборе используется ЭОП с равномерным
разрешением по поверхности фотокатода, что
обеспечивает одинаковое изображение по всему
полю зрения канала ночного видения.
Новшеством при производстве танка явилось
применение механической обработки под сварку
кромок и фасок деталей из спецстали для корпуса и
башни, что значительно повысило культуру
корпусного производства, исключило
необходимость проведения трудоемких и вредных
операций по зачистке кромок деталей ручными или
шлифовальными машинами, снизило трудоемкость
термообработки на операциях отпуска кромок
после газовой резки, создало предпосылки к
роботизации сборки узлов под сварку. Другим
нововведением югославских специалистов в
конструкцию танка М-84, явилось применение легко
сдвигающихся вперед, вместо съемных на серийном
Т-72, ограждений казенной части пушки со стороны
командира танка и наводчика. Применение
сдвигающихся вперед ограждений пушки снижает
время и улучшает условия безопасности
регулировочных работ в зоне казенной пушки.
В целом же бронирование танка М-84 идентично
танку Т-72. В лобовой проекции корпуса и башни
применено многослойное бронирование.
Проведенные в Советском Союзе испытания 105-мм
американской пушки М68, установленной на танках
М48А5, М60, М1, немецкого танка "Леопард 1",
показали, что английский БПК L-28A1 пробивает 80 мм
монолитной брони средней твердости,
установленной под углом 68 град. на дальности 2000
метров. БПК М392А2 американского производства
данную преграду не пробивает. Разнесенные и
комбинированные преграды бронебойно-фугасным
снарядом L-35A2 не пробиваются. Все это говорит о
том, что бронирование танка М-84 способно
противостоять основной танковой пушке стран
НАТО, имея при этом запас по защите.
Большое внимание уделено маскировке танка. В
видимом диапазоне маскировка обеспечивается
применением матового покрытия, которое улучшает
параметры его скрытности при наблюдении в
оптические приборы в условиях направленного
освещения (Солнце, Луна, пиротехническая
подсветка). На танке применяются съемные крышки
на входных окнах призменных приборов наблюдения,
что позволяет уменьшить вероятность
демаскировки танка излучением освещения боевого
отделения в ночных условиях, которое может
обнаруживаться электронно-оптическими
прицелами противотанковых средств. Применяемая
на танке М-84 система дистанционной постановки
дымовых завес в основном аналогична по
конструктивным признакам отечественной системе
902А "Туча" и включает 12 пусковых установок
под гранаты калибра 81 мм, размещенных на скулах
башни в секторах ±2, 5Е.11, 5 град. с шагом 2, 5 град. в
плоскости горизонтальной наводки. Угол
возвышения (45 град.), габариты и масса ПУ такие же,
как и у системы 902А. В то же время система имеет
ряд отличий: так в ней используются дымовые
гранаты югославского производства, сходные по
конструктивным данным с гранатами НАТО. Пусковая
установка имеет иное конструктивное исполнение
электроконтактного устройства, узла фиксации
гранаты в стволе. Положительным решением
является применение герметизирующей крышки
ствола ПУ с цепочкой, обеспечивающей ее
многоразовое использование. В отечественной
системе к каждой гранате прилагается крышка,
сбрасываемая при выстреле.
Основные узлы шасси, агрегаты системы
охлаждения и смазки двигателя, трансмиссия,
привода управления, ходовая часть, а также
вооружение, механизм заряжания,
электрооборудование внешних отличий от
отечественного танка Т-72 не имеют.
У нас в стране с сентября 1987 г. по декабрь 1988 г.
один из образцов танка М-84 был, подвергнут
всесторонним испытаниям и исследованиям с целью
боевой и эксплуатационной эффективности и
надежности и определения возможности и
целесообразности использования отдельных его
конструктивных решений в отечественном
танкостроении. Танк М-84, закупленный в Югославии,
был изготовлен на заводе им. Джуро Джаковича (г.
Словенский Брод). Танк поступил во ВНИИТрансмаш 10
декабря 1986 г. Кроме танка, югославская сторона
поставила дополнительную СУО и командирский
прибор DNKS-2.
Основное внимание в этих испытаниях было
уделено СУО танка и ее влияние на эффективность
стрельбы в дневных и ночных условиях, а также
сравнительная оценка по отношению к
отечественному танку Т-72. У танка М-84 было
выявлено преимущество в следующем:
- значения начального смещения
стабилизированной пушки, статическая и
скоростная погрешность приводов ВН и ГН, зона
чувствительности приводов равны нулю;
- отсутствует невозвратный люфт прицела по ГН
вследствие его жесткой установки;
- выверка прицела с пушкой, погрешности передачи
углов от пушки к прицелу, выработка углов
прицеливания и поправок к ним для дневного и
ночного прицелов, имеющих единое зеркало,
одинаково;
- продолжительность подготовки СУО к работе
после включения составляет 40 с (на танке Т-72 2 мин
10 с) за счет ускоренного разгона гироскопов и их
автоматического разарретирования и возможности
совмещения некоторых операций;
- продолжительность перевода комплекса
танкового вооружения из боевого положения в
походное и обратно вследствие более удобного
расположения органов управления на танке М-84
составило 3 мин 10 с, в то время как на танке Т-72, 4
мин 30 с;
- погрешность выработки поправок на угловую
скорость цели для всех баллистик не превышает 1
угл. мин. (на танке Т-72 не превышает 1,8 угл. мин).
При проведении стационарных испытаний
выявился ряд особенностей работы СУО танка М-84:
- во всех режимах работы СУО увод
стабилизированной пушки может быть сведен к нулю
с помощью специальных регулировочных
потенциометров;
- в режиме "электроника" обеспечивается
автономно управление линией визирования в
пределах ±95 мрад, по ВН и ±60 мрад. по ГН;
- при отпускании ладонных выключателей на пульте
управления наводчика пушка и башня
автоматически гидростопорятся. Вследствие
этого, сползание и самоход башни на крене 15 град.
отсутствует.
При проведении сравнительных полевых
испытаний у танка М-84 выявлены преимущества по
следующим параметрам:
- при измерении дальности лазерным дальномером
по заэкранированной цели на танке М-84 имеется
возможность получения правильного результата
путем выбора наводчиком одного из двух
высвечиваемых на табло значений. На танке Т-72 в
этом случае все измерения будут ложными, т. е. до
экрана;
- у танка М-84 дальномерной частью прицела
принимаются и обрабатываются отраженные
световые импульсы от одной или двух целей;
- ночные каналы приборов танка М-84 оказались
более устойчивыми к действию световых помех
(засветы). В условиях испытаний время потери
видимости после окончания действия помех на М-84
не превышало 4 с, в то время как на танке Т-72
доходило до 10 с;
- на танке М-84 обеспечена возможность измерения
дальности до цели, как в дневных, так и в ночных
условиях. На танке Т-72 возможность пользования
лазерным дальномером при прицеливании через
ночной прицел практически отсутствует;
- дальность опознавания объектов через ночной
прибор механика-водителя танка М-84 превышает
дальность опознавания через аналогичный прибор
танка Т-72 в среднем в 2,5 раза, что позволило
увеличить средние скорости движения в ночных
условиях;
- в прицеле наводчика DNNS-2 дневной, ночной и
дальномерный каналы съюстированы на заводе,
поэтому измерение дальности до цели, как в
дневных условиях, так и ночных не превышает по
времени 1 с;
- при проведении стрельб на эффективность в
дневных с места и сходу из обоих танков получены
равноценные результаты. Следует отметить, что
дальность действительной стрельбы (55% попаданий)
при стрельбе с ходу из танка М-84: для БПК-2140 м, для
КС-1910 м;
- при проведении стрельб на эффективность в
ночных условиях с места и с ходу частотность
попаданий из танка М-84 была в среднем в 1,5 раза
выше, что объясняется возможностью на танке М-84
измерять ночью дальность лазерным дальномером.
Заметим также, что со времени проведения
испытаний прошло более 10 лет, за которые танк М-84
неоднократно подвергался доработкам и
модернизациям. Помимо увеличения мощности
двигателя до 1000 л. с. для танка М-84А были
разработаны две новых СУО FCS-84 и FCS Omega-84. Имеющих в
своей основе новый прицел наводчика SCS-84, у
которого, в частности, пассивный ночной канал
прицеливания выполнен на ЭОП 3-го поколения. В
дневной канал прицеливания введена одна
фиксированная кратность увеличения, равная 10. В
СУО Omega-84 дополнительно введен детектор
обнаружения лазерного излучения и новый
баллистический вычислитель DBR-84.
Кроме выпуска танка М-84 для национальных
вооруженных сил, а их было изготовлено более 500
машин, он экспортировался в единственную страну,
решившую принять этот танк на вооружение, им стал
Кувейт. Заказавший в Югославии в 1989 г. 200 машин,
включая 15 командирских танков.
В заключение хотелось написать, что как бы не
развивались в дальнейшем события на Балканах и в
случае сухопутной агрессии против Югославии,
вооруженным силам стран НАТО, их бронетанковым
соединениям, придется ой как не сладко. Ведь в
основе бронетанковых частей югославской армии
находится улучшенная и обновленная версия
лучшего танка 80-х, танка Т-72. В условиях
резкопересеченной местности Югославии, где
значительно меньшее количество танкодоступных
направлений, чем, скажем, в пустынях Кувейта,
американские танки "Абрамс", вес которых
достиг 60 т, будут отличной мишенью для
югославских танкистов. Ну а миф, раздутый всему
миру, о том, что "Абрамсы" практически
неуязвимы, будет развеян точно так же, как
"легенда" о не сбиваемом и невидимом
самолете F-117.
В самом деле, из мирового танкостроения
известно, что на бронирование танков уходит
около 50% их общей массы. Тогда получается, что у
танка М1 около 30 т уходит на защиту 21 кубического
метра забронированного объема, а у М-84, 20 т на 11,5
куб. м. Как ни крути, получается далеко не в пользу
супостатов. Не принижая достоинств иракских
танкистов, воюющих на Т-72, добавим ко всему, что
югославы это далеко не арабы, тем более что они на
своей родной земле и сражаются за свой дом, за
свою страну.
Ю. Спасибухов, А. Бахметов, Д. Михайлов