По разработанным в 1956 году ГБТУ СА тактико-техническим требованиям
к тяжелому танку коллектив конструкторов ленинградского Кировского
завода под руководством Л.С.Троянова в 1957 году разработал опытный
образец тяжелого танка- объект 279, единственный в своем роде и, без
всякого сомнения, уникальнейший.
Танк имел классическую компоновку, однако проблемы защищенности и проходимости были решены здесь весьма нестандартно.
Корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми
противокумулятивными экранами, которые прикрывали корпус спереди и по
бортам, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида. Башня литая,
сферической формы, также с тонколистовыми экранами. Толщина лобовой
брони корпуса достигала 269 мм, а башни - 305 мм.
Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм
пулемета КПВТ. Пушка снабжалась полуавтоматическим механизмом
заряжания, механизированной боеукладкой, двухплоскостным стабилизатором
вооружения "Гроза", стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С,
полуавтоматической системой наведения. Танк был оснащен полным
комплектом инфракрасных приборов ночного видения. Боекомплект пушки
состоял из 24 выстрелов, пулемета - из 300 патронов.
Силовая установка танка- 16-цилиндровый четырехтактный Н-образный
дизель ДГ-1000 мощностью 950 л.с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью
1000 л.с. при 2400 об/мин., с горизонтальным расположением цилиндров.
Трансмиссия включала комплексный гидротрансформатор и трехступенчатую планетарную коробку передач.
Изюминкой танка была ходовая часть - четыре гусеничных движителя,
размещенных под днищем корпуса. С каждого борта находился блок из двух
гусеничных движителей, в каждый из которых входили шесть сдвоенных
необрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика, ведущее
колесо заднего расположения. Подвеска гидропневматическая.
Подобная конструкция ходовой части обеспечивала машине фактическое отсутствие клиренса.
Экипаж танка состоял из четырех человек, трое из которых - командир,
наводчик и заряжающий - располагались в башне. Место механика-водителя
находилось в передней части корпуса по центру, здесь же имелся свой люк
для посадки в машину.
Из всех разработанных одновременно с ним танков объект 279 отличался
наименьшим забронированным объемом - 11,47 м3, имея при этом очень
сложный бронированный корпус. Конструкция ходовой части делала
невозможной посадку машины на днище, обеспечивала высокую проходимость
по глубокому снегу и заболоченной местности. Вместе с тем ходовая часть
была очень сложной по конструкции и в эксплуатации, не давала
возможности снизить высоту танка.
В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена.
Объект 279 находится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
М.Барятинский, М.Коломиец, А.Кощавцев