Танк разработан компанией «Кадиллак Гейдж Текстрон» (Cadillac Gage
Textron) в инициативном порядке. Выработка концепции началась в январе,
конструкторские работы — в сентябре 1983 года. Уже в августе 1984 г.
был собран образец шасси. Опытный образец башни в июне был установлен
на шасси танка М551 «Шеридан» для испытаний. В октябре 1984 г. новый
танк был показан общественности, а к концу 1985 года испытательный
пробег танка превысил 5 тыс. км. По результатам этих испытаний были
внесены необходимые изменения в конструкцию ходовой части, системы
охлаждения двигателя, а также в оснащение танка приборами наблюдения и
стрельбы. С декабря 1988 г. по начало 1990 г. более 100 танков было
поставлено в Таиланд.
Усиленный вариант танка «Стингрей» (новая башня и улучшенная
броневая защита) был предложен американской армии по программе AGS
(Armored Gun System), но не принят ей.
Компоновка
Танк выполнен по традиционной компоновочной схеме — с экипажем 4
человека и кормовым расположением моторно-трансмис-сионного отделения.
Регулируемое сидение водителя размещено посередине носовой части
корпуса. Крышка его люка фиксируется в закрытом и открытом положениях.
Перед люком установлено три перископических прибора, обеспечивающих
хорошие условия наблюдения в секторе 120 градусов. Центральный прибор
может заменяться пассивным прибором ночного видения. Обычно водитель
занимает свое место через люки башни, своим люком он может пользоваться
только при крайних левом и правом положениях пушки (повороте башни). По
каждую сторону от сидения водителя расположены укладки для выстрелов к
пушке.
Боевое отделение размещено посередине машины. Трехместная башня
сконструирована компанией Cadillac Gage так, чтобы она могла
использоваться не только на танке «Стингрей», но и на БКМ V-600 (6x6),
танке М41, любых других шасси массой более 13 т. Место командира справа
от пушки, наводчик сидит впереди и ниже его, заряжающий — слева от
пушки.
Кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения
обусловливает компоновку ходовой части — заднее положение ведущих и
переднее направляющих колес. Для облегчения доступа в МТО задняя стенка
корпуса сделана откидывающейся.
Огневая мощь
В боевом отделении установлена 105-мм пушка с дульным тормозом и
увеличенной длиной отката. Стандартная 105-мм пушка усовершенствована
путем изменения эжекционной продувки ствола, конструкции люльки и
использования новых противооткатных устройств. Ее боекомплект
составляют 32 выстрела. Все они размещены ниже погона башни. Три
готовых к стрельбе выстрела в лотках вертикально установлены слева от
казенной части пушки, еще 5 выстрелов — под гильзоулавливателем. Форма
лотков позволяет размещать в них боеприпасы всех типов. Стреляные
гильзы выбрасываются через специальный люк на левой стороне башни.
Слева от пушки находится спаренный 7,62-мм пулемет М240 с 400 готовыми
к стрельбе патронами. Еще 2000 патронов перевозятся в коробках по 200
шт. Для перезаряжания пулемета заряжающему нужно 7 с. Вместо пулемета
М240 в качестве спаренного может быть установлен 12,7-мм пулемет. На
крыше башни у люка командира устанавливается 7,62 или 12,7-мм зенитный
пулемет. В первом случае боекомплект 200, во втором — 100 патронов.
Комбинированный дневно-ночной прицел М36Е1 наводчика установлен в
крыше башни. По желанию заказчика он может быть заменен комбинированным
дневно-ночным прицелом М36Е1 SIRE, включающем лазерный дальномер или
тепловизор. У командира имеется дневно-ночной прицел NV-52 и 7 призм
для кругового обзора, у заряжающего — 1 прибор наблюдения. Система
управления огнем разработана компанией Cadillac Gage, имеющей большой
опыт создания и производства таких систем.
Вести прицельный огонь могут наводчик и командир. Приводы
электрогидравлические, с ручным дублированием. Углы наведения по
вертикали составляют от -7,5 до +20 градусов, по горизонту — 360
градусов. По желанию заказчика может устанавливаться 2-плоскостной
стабилизатор вооружения с электрогидравлическими приводами, что
обеспечит возможность стрельбы с ходу при движении машины по
пересеченной местности. В СУО танка используется электронный цифровой
баллистический вычислитель английской компании «Маркони». Этот
вычислитель прошел очень серьезные испытания, поскольку он с 1981 г.
применялся в СУО 90-мм пушки «Коккериль» на БКМ V-150 (4x4).
Защищенность
Корпус танка сварной, изготовлен из стали высокой твердости типа
«Кэдлой» (Cadloy). Он обеспечивает круговую защиту от 7,62-мм пуль, а
лобовые детали могут противостоять обстрелу 14,5-мм пулями. Башня тоже
сварная. Обеспечивает такой же уровень защиты. Применение в конструкции
корпуса и башни только плоских деталей облегчает пользователям
дальнейшее совершенствование защиты без больших переделок. В связи с
тем, что возможные заказчики высказывают пожелания иметь более высокий
уровень защиты, Cadillac Gage прорабатывает возможность применения
дополнительного бронирования, в том числе с использованием керамической
брони и динамической защиты.
В машине реализованы многочисленные защитные мероприятия,
направленные на повышение ее живучести. Так, в боевых условиях по бокам
и позади сидения водителя может устанавливаться дополнительная
противоосколочная защита, топливная система общей вместимостью 757 л.
изолирована от обитаемых отделений и МТО непроницаемыми перегородками,
система охлаждения моторно-трансмиссионного блока выполнена таким
образом, чтобы максимально снизить инфракрасную сигнатуру танка, экипаж
может использовать стандартные вентилируемые маски М1 ЗА 1 для защиты
от ОМП, развитая система противопожарного оборудования имеет в МТО
проводной датчик (fire-warning), а в обитаемых отделениях оптические
датчики, обеспечивающие ее быстрое автоматическое срабатывание. По
желанию заказчика может устанавливаться термодымовая аппаратура. Машина
окрашена стойкой к химическому воздействию краской.
Подвижность
В МТО танка «Стингрей» поперечно установлен дизель 8V-92TA компании
Detroit Diesel мощностью 393 кВт (535 л.с.). Он связан с автоматической
трансмиссией XGT-411-2A «Аллисон», которая ранее использовалась на
значительно более тяжелых машинах, в частности на артиллерийских
машинах М107, М108, М109 и др. Она содержит гидротрансформатор
(коэффициент преобразования 2,4) с блокировочным фрикционом,
механическую коробку передач, механизм поворота дифференциального типа
с управляющими фрикционами и тормозами, а также разработанные
специально для танка «Стингрей» бортовые редукторы. Для охлаждения
моторно-трансмиссионного блока используются три осевых вентилятора,
водяные и масляные радиаторы систем двигателя и трансмиссии
обеспечивают возможность длительной работы при температуре окружающего
воздуха +50 градусов Цельсия. Охлаждающий воздух в МТО поступает с
левой стороны кормы корпуса и выбрасывается из него в правую сторону.
Подвеска танка индивидуальная торсионная. Она подобна подвеске
самоходной гаубицы М109, состоящей на вооружении многих стран мира.
Подвеска содержит по 6 двускатных обрезиненных опорных и по три
поддерживающих катка на каждый борт. Последние заимствованы с танка
М41. Торсионные валы длиннее, чем на М109, первые и последние валы
имеют больший диаметр, чем все остальные. На первых, вторых и шестых
узлах подвески используются гидравлические амортизаторы. Разработчики
подвески отмечают, что она имеет конструктивный запас грузоподъемности,
позволяющий несколько повысить массу машины, например, усилив ее
бронирование, без серьезных переделок.
Гусеницы машины стальные, с резино-металлическими шарнирами параллельного типа со съемными резиновыми подушками.
Электроснабжение машины обеспечивают генератор масляного охлаждения
и 6 аккумуляторных батарей, установленных в левой части корпуса. Доступ
к ним через специальный люк. Батареи могут обеспечить пуск двигателя
при температуре до -32 градуса Цельсия.
Боевая и техническая характеристики танка «Стингрей»
Боевая масса — 21,2 т
Экипаж — 4 чел.
Высота по крыше командирского люка — 2550 мм
Пушка — 105-мм, нарезная
Боекомплект — 32 выстрела
Типы боеприпасов — БПС, БКС, БФС, ФС, СГПЭ, ДС
Дальномер — нет*
Стабилизатор вооружения — нет*
Баллистический вычислитель — электронный
Заряжание пушки — вручную
Пулеметы — один 12,7 мм; один 7,62 мм
Броневая защита — противопульная
Максимальная скорость — 67 км/ч
Запас хода (при средней скорости 40 км/ч) — 480 км
Двигатель — дизель 8V-92 ТА Detroit Diesel
Мощность двигателя — 393 кВт
Трансмиссия — гидромеханическая с дифференциальным механизмом поворота
Подвеска — индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Гусеница — с резино-металлическими шарнирами параллельного типа
Глубина преодолеваемого брода — 1,07м
* Лазерный дальномер и 2-плоскостной стабилизатор вооружения могут устанавливаться по желанию заказчика
Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.