Основной боевой танк Швеции модели STRV-103,
известный под обозначением «S», представляет
значительный интерес, поскольку на нем впервые в
мировом танкостроении применены принципиально
новые конструктивные решения, основным из
которых является: использование в качестве
силовой установки двух разнотипных двигателей —
газотурбинного и дизельного, отсутствие башни,
неподвижная относительно корпуса танка
установка пушки и наводка ее на цель при помощи
поворотов корпуса в горизонтальной и
вертикальной плоскостях, двойное бронирование
корпуса танка — основное для экипажа и жизненно
важных систем и вспомогательное для
второстепенных агрегатов. Экипаж танка 3
человека. Управление огнем осуществляется
командиром танка и механиком-водителем, третий
член экипажа выполняет функции радиста.
Силовая установка танка представляет
собой комбинацию из дизельного и газотурбинного
двигателей, работающих как автономно, так и
совместно. Применение такой силовой установки
тесно связано с общей концепцией танка,
поскольку она оказывает существенное влияние на
его компоновку и все боевые свойства.
Комбинированная силовая установка
разрабатывалась только для данного типа танка.
Однако ее слегка модифицированный вариант
использовался шведскими конструкторами при
создании 57-тонной САУ, выпущенной в очень
ограниченном количестве, и 40-мм ЗСУ LVKV 42, работы
над которой были прекращены после создания
опытного образца. Основным подрядчиком при
разработке танка «S» и двух вышеназванных
образцов была фирма «Бофорс». Субподрядчиком в
создании комбинированной силовой установки
являлась фирма «Вольво».
При создании танка были учтены
оперативно-тактические требования,
сформулированные на основе специальных
исследований, выполненных в середине 50-х годов.
Исследования показали, что в ближайшем будущем
танк останется необходимым элементом в системе
вооружения Швеции, особенно для ведения боевых
действий на равнинной местности на юге страны и
вдоль побережья Балтийского моря. Тщательный
учет географических условий страны и системы
комплектования вооруженных сил привели
специалистов к выводу о целесообразности поиска
новой концепции танка, более приемлемого в
специфических условиях Швеции. По мнению
специалистов, такой танк по боевым качествам
должен превосходить находящийся в то время на
вооружении шведской армии английский танк
«Центурион», а также обеспечивать возможность
более легкого обучения экипажа. Для выполнения
требований оперативной и тактической
подвижности максимальный вес танка не должен был
превышать 43 тонны, по возможности ему должна быть
обеспечена плавучесть. Эти противоречивые
требования еще более усложнились из-за
необходимости улучшения броневой защиты танка,
вызванной созданием новых ПТС. Поиски решения,
удовлетворяющего требованию значительного
уменьшения размеров танка, и облегчения условий
обучения экипажа, привели к отказу от
традиционных конструктивных схем — вращающейся
башни и различных уровней размещения экипажа
(механик-водитель в корпусе, а остальные в башне),
подобное расположение, особенно для заряжающего,
которому требовалось пространство по высоте
почти в рост человека, значительно повышало
высоту танка в целом. Эти соображения были
положены в основу концепции нового шведского
танка. Основное вооружение и спаренные пулеметы
были жестко установлены в корпусе, наводка
оружия в цель по горизонтали осуществлялась с
помощью обычного гидростатического механизма
поворота танка ( время поворота на 90 град, на
сухом грунте равно 1 сек.), а по вертикали —
перекачкой масла в гидропневматической подвеске
от передних опорных катков к задним и наоборот.
Концепция предусматривала установку
относительно простого автомата заряжания для
основного вооружения — 105-мм нарезной пушки L74 с
длиной ствола 62 калибра и позволяющего иметь
практическую скорострельность до 15 выстр./мин.
Механизм заряжания связан с тремя магазинами
боеприпасов, размещенных в корме за боевым
отделением под броневыми кожухами системы
охлаждения. Магазин №1 имеет 4 вертикальных шахты
по 5 выстрелов в горизонтали, всего 20 снарядов,
магазин №2 — 5 вертикальных шахт по 5 выстрелов в
горизонтали, всего 25 снарядов, и магазин №3 имеет
1 ряд на 5 выстрелов. Всего в боекомплект танка
входит 50 выстрелов с БПС, КС и дымовыми снарядами.
Затвор орудия и противооткатные устройства
расположены над магазинами между двумя блоками
системы охлаждения. При таком подходе к
компоновке танка обеспечивалась наилучшая
баллистическая защита и удобная возможность
снаряжения магазинов боеприпасами, так как
высота танка составляет всего 1,9 метра.
Дополнительное вооружение в виде двух
размещенных рядом курсовых пулеметов ksp 58 strv,
калибра 7,62 мм, размещено в отдельном бронекожухе
в передней левой части танка, причем на
внутренней части крышки этого бронекожуха
расположен ЗИП к пулеметам, позволяющий
использовать их после дополнительной сборки как
обычные ручные пулеметы.
Третий, такой же тип пулемета,
расположен на командирской башенке. До введения
лазерного дальномера на танке использовался
пристрелочный пулемет, спаренный с пушкой. Вести
огонь из пушки и пулеметов могут как командир
танка, так и наводчик, он же механик-водитель,
причем танк может вести и командир. Оба они имеют
одинаковые прицелы — приборы наблюдения OPS-1
фирмы «Юнгнер». Прицелы имеют переменную
кратность увеличения (6, 10 и 18 крат.) и углы
вертикальной прокачки от -11 град, до +16 град. В
последующем в прицел был введен лазерный
дальномер LV300 с дальностью измерения от 200 до 9995
метров. К прицелу была добавлена литера L. Кроме
того, для наблюдения из танка используются 7
перископических приборов ОР-2 той же фирмы,
четыре у командира танка, два у радиста и один у
наводчика.
Если вооружение для шведских
конструкторов особых проблем не вызывало,
трудность только заключалась в отработке
действия систем автомата заряжания, то с выбором
силовой установки для танка им пришлось решать
много трудных задач, включавших в себя много
разных факторов, которые необходимо было учесть.
Так как для танка была выбрана концепция низкого
силуэта, то, следовательно, нужно было выбрать
силовую установку, которая не требовала бы
большой высоты корпуса.
Факторами, определяющими конфигурацию
силовой установки, были: наклон верхнего
лобового (78 град.) и нижнего лобового листов (73
град.), расположение ствола пушки в середине
высоты моторно-трансмиссионного отделения и
наличие пространства по обе стороны затвора
пушки, которое в силу ограниченности
пространства планировалось использовать для
размещения охлаждающих радиаторов и
вентилятора.
Так как большая часть поверхности
элементов системы охлаждения была сделана из
тонкого листового металла, то по расчетам их
пробитие снарядами с кумулятивной начинкой или
осколками могло быть причиной быстрой утечки
охлаждающей жидкости или масла и привести к
выходу танка из строя. Поэтому необходимо было
выбрать такой тип силовой установки, систему
охлаждения которой можно было бы разместить в
имеющемся хорошо защищенном пространстве за
боевым отделением и внутри основного
бронирования. Дополнительная защита системы
охлаждения предусматривалась большими
топливными баками, установленными снаружи
основного бронирования и имеющими
противопульное и противоосколочное
бронирование. Пространство же в передней части
дополнительного броневого короба посчитали
подходящим для размещения воздухоочистителей,
впускных и выпускных коллекторов, так как их
повреждение в бою не вызывает немедленного
выхода боевой машины из строя. При испытаниях
танка было подтверждено, что он смог выполнять
свою задачу в течение нескольких часов, прежде
чем стал необходим ремонт.
Разработка силовой установки началась
в 1959 году. После изучения возможностей
использования большого количества двигателей
было отобрано 12 вариантов силовой установки для
предварительного анализа. К тому времени были
определены возможные ограничения
моторно-трансмиссионного отделения в полном
объеме в свете выбранной компоновки танка.
Группа конструкторов, назначенная для оценки
различных вариантов силовой установки, пришла к
единодушному мнению о большом преимуществе
комбинации газотурбинного двигателя и дизеля. По
их мнению, критерий «стоимость—эффективность»
именно для танка «S» подходила как нельзя лучше.
Во-первых, эта комбинированная силовая
установка была единственным вариантом, который
мог быть реализован в отводимом пространстве в
корпусе танка. Все другие потребовали бы
существенного ослабления защиты лобовой части
или увеличения высоты силуэта.
Во-вторых, установка ГТД и дизеля по
обе стороны ствола пушки позволила обеспечить
легкий доступ для обслуживания к обоим
двигателям. Более того, силовая установка из двух
двигателей, каждый из которых в состоянии
обеспечить движение танка (хотя и с некоторыми
ограничениями), более надежна в боевых условиях.
Установка двигателей танка STRV
рассчитана на переднее расположение ведущих
колес. ГТД установлен слева, а дизельный
двигатель справа в МТО танка. Охлаждающие
радиаторы и вентилятор расположены в двух
отдельных бронированных кожухах в кормовой
части танка позади боевого отделения.
Воздухозаборники и воздушные фильтры, а также
выпускные коллекторы обоих двигателей размещены
снаружи основного броневого корпуса над
гусеничной полкой. В задней части правого
спонсона находятся два глушителя дизельного
двигателя. В обычных условиях оба двигателя
работают на дизельном топливе. Однако они могут
работать на реактивном топливе или на
низкооктановом бензине. В танке три топливных
бака: два бака емкостью по 416 литров в кормовых
наружных спонсонах и один бак 113 литров — на
днище МТО.
Первоначально на танке STRV-103 «нулевой»
серии и первых серийных образцах STRV-103A были
установлены 240-сильный дизельный двигатель К-60
фирмы «Роллс-Ройс» и 270-сильный двухвальный ГТД
«Боинг 502». После нескольких лет войсковых
испытаний и опытной войсковой эксплуатации
стало ясно, что для того, чтобы все компоненты
танка соответствовали предъявленным
требованиям, необходима более высокая мощность.
Для группы специалистов, начавшей исследования
различных методов повышения мощности, было два
пути. Первый — за счет применения турбонаддува и
охлаждения подаваемого воздуха в камеру
сгорания повысить мощность дизельного двигателя
до 300 л.с. Однако это вызвало бы повышение
требований к системе охлаждения и, как следствие,
к ухудшению защиты. Второй — повышение мощности
ГТД. Оказалось, что мощность ГТД «Боинг 502» может
быть повышена до 330 л.с. без всяких отрицательных
последствий для других систем танка. Тем более
фирма «Боинг» предложила установить более
мощную модель 553, которая в то время была только
что разработана. При тех же размерах, что и модель
502, новый ГТД развивал максимальную мощность — 490
л.с., но имел на 20% повышенный удельный расход
топлива и требовал усиления трансмиссии. Однако
решение было принято в пользу ГТД. Танк этим
двигателем получил обозначение STRV-103B, также было
принято решение об переоснащении всех
выпущенных ранее танков этим двигателем.
Газотурбинный двигатель «Катерпиллер
553» был спроектирован в США, но выпускался
заводом реактивных двигателей в Льеже (Бельгия).
В основе лежит конструкция, разработанная фирмой
«Боинг» для противолодочного вертолета. В 1968
году право на производство этого двигателя было
приобретено фирмой «Катерпиллер». Поскольку ГТД
предназначался для использования в авиации, то
он имеет ряд конструктивных особенностей по
сравнению с двигателями такого типа, созданными
для наземных машин. Во-первых, он не является
регенеративным, т.е. в его конструкции нет
никаких устройств, преобразующих тепловую
энергию выхлопных газов. Поэтому его удельный
расход топлива намного выше, чем, например, у
дизельного двигателя (примерно вдвое при работе
с полной нагрузкой и в 10 раз в режиме холостого
хода). Во-вторых, он наиболее эффективен при
работе с постоянными нагрузками и скоростями.
Такой недостаток, как низкая приемистость
(кстати, в нем нет никаких устройств для того,
чтобы осуществлять разгон и торможение танка
двигателем), компенсировался за счет дизеля.
Кроме того, в ходе строевой эксплуатации были
разработаны и применяются специальные приемы
управления движения танком.
С другой стороны, ГТД обладает такими
преимуществами, как простота конструкции,
меньшим числом движущихся деталей, меньшим
объемом, массой (всего 204 кг.) и большей мощностью.
Первоначально ГТД модели 502 был снабжен
воздухоочистителем инерционного сепараторного
типа с большим числом циклонов и продувочным
вентилятором. Однако в ходе эксплуатации танка в
войсках стало очевидным, что для увеличения
срока службы двигателя требуется более
тщательная очистка воздуха. Поэтому на модели 553
была изменена конструкция системы очистки
воздуха. После инерционного воздухоочистителя
был дополнительно включен контактный фильтр, а
мягкие алюминиевые поверхности ротора
компрессора и диффузора были покрыты слоем более
твердого материала.
Дизельный двигатель танка «S», также
как и ГТД, являлся одним из самых компактных в то
время. Он был разработан фирмой «Роллс-Ройс» для
использования на английских боевых машинах. Это
6-цилиндровый многотопливный оппозитный
двигатель жидкостного охлаждения с объемом 6,1
литра. Двигатель К-60, установленный на шведском
танке, отличается от английского прототипа тем,
что имеет привод отбора мощности, связанный с
гидравлической системой. Это дает возможность
использовать всю мощность двигателя для быстрой
наводки орудия. Поэтому на танке использована
управляемая гидропневматическая подвеска,
позволившая иметь очень плавный ход на скорости
до 25 км/час за счет большого хода опорного катка
(300 мм). Балансиры первого и четвертого опорных
катков шарнирно связаны со штоками двух
гидроцилиндров, которые и перемещают корпус
танка в вертикальной плоскости. Для быстрого
переброса огня в горизонтальной плоскости, а он
равен 90 град./сек, пришлось пожертвовать удельным
давлением на грунт (1,1 кг/кв.см), так как длина
опорной поверхности для этих целей составляет
всего 2,85 метра. Гусеница танка имеет съемные
резиновые подушки и состоит из 61 трака.
Выходной вал двигателя связан с
автоматической трансмиссией DRH-1M фирмы «Вольво».
Трансмиссия имеет трехступенчатую коробку
передач с гидродинамическим преобразователем
момента. Эта силовая установка, состоящая из
дизельного двигателя и автоматической
трансмиссии, обеспечивает на выходном валу такую
же характеристику, что и установленный на танке
двухвальный ГТД. Поэтому от обеих силовых
установок сделан общий выход через механическую
комбинированную передачу на планетарную
коробку, обеспечивающую две ступени —
повышенную, с максимальной скоростью движения 60
км/час или пониженную — 17,6 км/час как вперед, так
и назад. Оба двигателя связаны с комбинированной
передачей индивидуальными блокирующими муфтами
холостого хода. При обычной работе муфта ГТД
выключена, и он может быть плавно включен или
отключен в зависимости от потребности в мощности
для осуществления маневра. Муфта дизельного
двигателя включается обычно для того, чтобы
обеспечивать торможение двигателем. Включение
этой муфты нужно также при запуске дизельного
двигателя от газотурбинного. Управление обоими
двигателями осуществляется от одной педали
подачи топлива, связанной с двигателями через
механическую координационную систему. Для
запуска и глушения каждого двигателя имеется
отдельный привод. На очередной модификации танка
STRV-103C, появившейся в 1986 году, из-за возросшего
веса было принято решение об увеличении мощности
дизельного двигателя путем установки более
мощного образца. Для этого был выбран
американский дизель 6V-53T фирмы «Детройт»
мощностью 290 л.с., в связи с увеличением мощности
двигателя была частично модернизирована и
трансмиссия.
Схема управления танком Strv-103C на плаву Как уже говорилось, еще одной
особенностью шведского танка является
возможность преодолевать водные препятствия
собственными силами. Он может быть подготовлен
для действий на плаву за 15 минут. Для этого
требуется развернуть специальное устройство,
обеспечивающее плавучесть танка, которое
выполнено из синтетической ткани и складывается
по бортам, установить удлинители для выхлопных
труб и провести тросы управления танком на плаву,
так как механик-водитель расположен в задней
части плавсредства наверху, и для управления
танком он использует удлинители, прикрепленные к
педали подачи топлива и к штурвалу. Движение
танка осуществляется за счет перематывания
гусениц. Трубы-подпорки для плавсредства в
собранном виде расположены вдоль борта танка и
выполнены из броневой стали, что в свою очередь
также является дополнительной
противоосколочной защитой вспомогательных
систем двигательной установки и топливных баков.
Неуклонный рост эффективности средств
поражения бронетанковой техники на поле боя
подтолкнул шведских конструкторов предпринять
очередную модернизацию STRV в направлении
повышения защиты танка от кумулятивных
боеприпасов. Так как конструктивные особенности
верхней лобовой детали не позволяют
использовать в полном объеме блоки навесной
динамической защиты, то шведские конструкторы
применили оригинальный способ решения данного
вопроса. В передней части устанавливается
решетка из бронестали, способная выдержать до
четырех попаданий противотанковых гранат.
Использование 18 топливных канистр (по 9 на борт),
по мнению шведов, кроме увеличения общего
количества топлива (400 л.), смогло послужить и
бортовыми экранами для защиты от кумулятивных
боеприпасов.
Так что же такое шведский танк? Многие
страны, такие, как США, Великобритания, Австралия,
изучавшие возможности этой боевой машины, дали
ему высокую оценку, но... как самоходной
противотанковой установке. Сами шведы неуклонно
и по сей день утверждают, что сочетание жестко
установленной пушки, использование комбинации
ГТД и дизельного двигателя, управляемой
гидропневматической подвески, блокированного
управления движением и огнем, а также других
современных технических решений позволило
создать достаточно эффективный, но все же именно
танк. Так как реально машина нигде не воевала, то
подтвердить или опровергнуть любое из этих
мнений пока невозможно. В заключение хочется
сказать, что увидеть эту интересную боевую
машину можно на экспозиции Военно-исторического
музея бронетанкового вооружения и техники в
Кубинке. Там стоит STRV-103B, подаренный этому музею
шведами.
Юрий Спасибухов