В сентябре 1943 г в
США была запущена программа разработки ряда
тяжелых боевых машин. Исследования, проведенные
департаментом вооружения, показали, что подобные
машины могут понадобиться в Европе для
преодоления заблаговременно укрепленных
оборонительных линий типа немецкого
"Западного вала". Планировалось
использовать новую 105-мм пушку Т5Е1. На танке
планировалось использовать 200 мм броню и
электротрансмиссию, разработанную для тяжелого
танка Т1Е1 и среднего Т23. Пушка Т5Е1 обладала
высокой начальной скорость снаряда и могла
эффективно поражать бетонные укрепления. Шеф
департамента вооружения посчитал, что в течение
восьми - двенадцати месяцев можно выпустить 25
таких танков (обычно столько времени требовалось
для изготовления одного опытного образца), что
позволило бы им поспеть к вторжению в Европу.
Сухопутные Силы с этим не согласились и
рекомендовали изготовить только три опытных
танка, а электротрансмиссию заменить на
механическую. После согласований в марте 1945 г Тыл
сухопутных войск заказал пять танков, получивших
обозначение Т28. При этом бронирование было
усилено до 305 мм, а боевой вес был поднят до 95 т.
По проекту
предполагалось создать приземистый, 6езбашенный
танк. При этом 105-мм пушка Т5Е1 монтировалась в
лобовом листе с углами наведения по горизонту 10°,
и углами склонения +20-5°. Экипаж из четырех
человек должен был включать водителя и
наводчика, сидящих спереди слева и справа от
пушки соответственно, заряжающего - сзади-слева и
командира за наводчиком. Водитель и командир
имели в своем распоряжении наблюдательные
башенки. Вокруг командирской башенки
монтировалась турель под 12,7-мм пулемет
"Браунинг". Его мог использовать только
командир, стоя в люке, что позволяло считать
пулемет только вспомогательным вооружением,
если не считать личного оружия членов экипажа.
Наводчик имел в своем распоряжении
телескопический прицел, связанный со стволом
пушки, и перископический прицел, установленный
на крыше боевого отделения.
Шеф департамента вооружения 7 февраля
1945 г издал меморандум с предложением сменить
наименование с Т28 на "самоходное" Т95,
учитывая как раз отсутствие башни и слабое
вспомогательное вооружение. Приказом ОСМ 26898 от 8
марта 1945 г это предложение было одобрено.
Учитывая напряжение промышленности, загруженной
военными заказами, оказалось трудно найти
мощности даже для изготовления пяти машин.
Проект согласилась реализовать "Пасифик кар и
фоундари компани", и в мае 1945 г она получила
чертежи проекта, описание пушечной установки и
пружинной горизонтальной подвески. Сразу
началась окончательная доводка проекта. Первая
отливка лобовой части корпуса поступила 20 июня, а
сварка корпуса была завершена в августе 1945 г.
После окончания войны на Тихом океане
количество опытных машин было сокращено в заказе
до двух. Первая из них была отгружена на
Абердинский полигон 21 декабря 1945 г, а вторая - 10
января 1946 г. Первая машина получила
регистрационный номер 40226809 и использовалась для
испытаний на Абердине, а вторая - N 40226810 - была
переведена в Форт-Кнокс, а потом в инженерный
институт в Юме, Аризона, для испытания наплавных
саперных мостов.
Двигательная установка Т95 была
практически идентична установленной на танке М26
"Першинг", хотя последний был в два раза
легче. Учитывая тяговые характеристики
500-сильного двигателя Форд-GAF, условия
управляемости и передаточное число трансмиссии,
скорость оказалась не выше 12 км/ч. Реально
рекомендовалось двигаться со скорость не более 10
км/ч при 2600 оборотах двигателя. Большой вес
машины заставил особое внимание уделить
снижению удельного давления на грунт. Решение
этой проблемы было достигнуто установкой двух
пар гусениц - по паре на борт. Внешние гусеницы
вместе с бортовым 100-мм экраном могли
демонтироваться для движения танка по твердому
грунту. Снятые гусеницы при этом буксировались
за самоходкой. Снятие внешних гусениц уменьшало
ширину машины с 4,56 м до 3,15 м. В Абердине на
испытаниях четыре члена экипажа снимали внешние
гусеницы с первой попытки за 4 часа, столько же
требовалось для их монтажа. С третьей попытки обе
эти операции заняли 2,5 часа.
Тяжело бронированная, с мощным
вооружением самоходка Т95 не вписывалась в
концепцию бронетанковых вооружений Сухопутных
войск США. Так, танки должны были иметь башню, а
самоходки - обычно легко бронировались для
достижения максимальной мобильности. Т95 не
вписывался ни туда, ни туда. В результате в июне
1946 г название было вновь изменено - машина стала
тяжелым танком Т28. Посчитали, что мощное
вооружение и тяжелое бронирование больше
подходит для танка. Тем не менее, Т28 (Т95) продолжал
свои испытания на Абердинском полигоне до конца
1947 г - определялась живучесть деталей и узлов при
эксплуатации столь тяжелой машины. Всего
"накрутили на гусеницу" 865 км, включая 205 км
по дорогам и 660 км по целине. Надо ли говорить, что
на это ушло довольно много времени из-за низкой
скорости движения и небольшого интереса к
программе испытаний танка. Работы были
остановлены, в связи с решением департамента
военной политики прекратить все работы в классе
100-тонных машин. Один Т28 (Т95) сейчас выставлен в
коллекции музея Паттона в Форт-Кноксе, Кентукки.
ТТХ сверхтяжелого танка Т28
(105-мм самоходное орудие Т95) |
Экипаж |
4 чел |
Длина |
11,12 м |
Ширина |
4,55 м |
Высота (по пулемет) |
2,85 м |
Вес (боевой) |
86260 кг |
Толщина брони |
маска орудия |
292 мм |
лоб корпуса |
305 мм |
борт (с экраном) |
152 мм |
Вооружение: |
105-мм пушка Т5Е1 (62 снаряда) |
12,7-мм зенитный пулемет М2 |
Мощность двигателя |
500 л.с. |
Скорость |
13 км/ч |
Дальность действия по твердому
покрытию |
160 км |
Хунникут |