Разработка танка началась в 1967 году,
когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил
недостаточную надежность двигателя, ходовой
части и механизма заряжания.
Учитывая ограниченные возможности по
производству двигателей 5ТДФ и наличие в
достаточном количестве в резерве четырехтактных
двигателей В-45, было принято решение установить
их на Т-64. В том же году был изготовлен и испытан
экспериментальный образец такого танка.
В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах,
были проведены сравнительные испытания танков
Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой
охлаждения (разработка конструкторского бюро в
Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом
заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной
системой охлаждения (разработка
конструкторского бюро в Нижнем Тагиле).
Последние показали более высокие результаты.
В ноябре 1969 года на эти машины стали
устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780
л.с.) и ходовую часть новой конструкции.
Изготовленному с указанными изменениями образцу
был присвоен индекс «объект 172М». В 1973 году, после
войсковых испытаний, он был принят на вооружение
под маркой Т-72 и вскоре получил наименование
«Урал».
В соответствии с техническим заданием
боевые и технические характеристики Т-72
сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то,
что он был тяжелее «шестьдесятчетверки» на
четыре тонны, разница в массе не отразилась на
характеристиках максимальной скорости, запаса
хода и проходимости, так как емкость топливных
баков увеличилась на 100 литров, мощность
двигателя стала больше на 80 л.с., а ширина
гусеницы — на 40 мм.
Танк совершенствовался в ходе
серийного производства. В 1979 году на вооружение
был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985
году — танк Т-72Б. С 1993 года выпускается танк Т-90.
Ниже подробно рассмотрена конструкция
модификации Т-72Б.
Компоновка
Танк имеет классическую схему общей
компоновки с экипажем из трех человек и
поперечным расположением двигателя.
Механик-водитель находится в отделениии
управления по оси танка. Несмотря на большой угол
наклона верхней лобовой детали корпуса, он в
боевом положении размещен сидя, так как нижняя
часть кресла установлена в специальной
выштамповке днища. Забронированный объем
отделения управления составляет 2,0 куб. м.
В боевом отделении справа от пушки
расположен командир танка, слева — наводчик. В
нижней части боевого отделения установлен
вращающийся транспортер автомата заряжания,
форма и размеры которого позволяют членам
экипажа перемещаться внутри машины из боевого
отделения в отделение управления и обратно.
Применение автомата заряжания позволило
получить величину забронированного объема
боевого отделения 5,9 куб. м. и высоту танка по
крыше башни до 2226 мм.
Моторно-трансмиссионное отделение
занимает объем 3,1 куб.м. Для размещения двигателя
толщина листов корпуса в районе МТО уменьшена до
70 мм. По сравнению с танком Т-64А изменена
конструкция кормовой части корпуса и увеличена
длина МТО в связи с применением вентиляторной
системы охлаждения и входного редуктора,
соединяющего двигатель с бортовыми коробками
передач. Общий забронированный объем танка
составляет 11,0 куб.м.
Огневая мощь
Основным вооружением является
специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка
2А46М — пусковая установка. Она отличается от
пушки танка Т-64БВ наличием механизма улавливания
и выброса поддонов.
Конструктивные особенности 125-мм
пушки 2А46М.
1 - ствол с повышенной изгибной жесткостью и
уменьшенными допусками; 2 - увеличенная база
направляющих люльки; 3 - симметричные тормоза с
малоторможенным откатом до вылета снаряда из
канала ствола; 4 - быстроразъемное соединение
трубы ствола с казенником; 5 - призменные
направляющие люльки; б - люфтовыбирающее
устройство
Конструкция орудия позволяет
производить замену трубы ствола в полевых
условиях без его демонтажа из башни. В затвор
введен механизм, обеспечивающий открывание
клина вручную за два такта, что значительно
уменьшило затрачиваемые усилия. Для улучшения
точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката
закреплены симметрично относительно канала
ствола в правом верхнем и левом нижнем углах
казенника. Конструкция противооткатных
устройств обеспечивает незаторможенный откат до
вылета снаряда из канала ствола и позволяет
проводить их проверку в короткие сроки.
Для выверки нулевой линии
прицеливания без выхода членов экипажа из танка
пушка оснащена устройством встроенного контроля
выверки.
Стрельба ведется артвыстрелами
раздельно-гильзового заряжания с бронебойными
подкалиберными, кумулятивными,
осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с
управляемой ракетой, которая имеет боевую
кумулятивную часть. Все артвыстрелы имеют единый
заряд с частично сгорающей гильзой. Поддон
гильзы после выстрела при очередном заряжании
пушки автоматически выбрасывается наружу через
специальный люк в крыше башни.
Выстрел 3УБК14 состоит из управляемой
ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет
такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому
его загрузка в кассету транспортера автомата
заряжания не отличается какими-либо
особенностями. Боекомплект пушки размещается во
вращающемся транспортере автомата заряжания (22
выстрела) и в немеханизированных боеукладках
корпуса и башни (23 выстрела).
Устройство
выстрела 3УБК-14 и управляемой ракеты 9М119.
1 - гирокоординатор; 2 - рулевой привод; 3 - маршевый
двигатель; 4 — боевая часть; 5 — приемник
излучения; 6 — укладка выстрела в кассе-те
автомата заряжания; 7 — метательное устройство
9Х949
Комплекс управляемого вооружения 9К120
обеспечивает ведение стрельбы управляемой
ракетой днем с места и с коротких остановок на
дальностях от 100 до 4000 метров. Он имеет
помехозащищенную полуавтоматическую систему
управления ракетой по лучу лазера.
В состав системы управления огнем
входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на
базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка
Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в
вертикальной плоскости.
Для ведения огня из танковой пушки
артвыстрелом в ночных условиях и управляемой
ракетой днем используется прицел-прибор
наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого
вооружения 9 К 120. Он может работать в активном или
пассивном режимах. Пушка оснащена
стабилизатором вооружения 2Э42-2 с
электрогидравлическим приводом вертикального и
электромашинным горизонтального наведения, что
уменьшило пожароопасность в танке по сравнению с
электрогидравлическим приводом.
В качестве вспомогательного
вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет
ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным
управлением от командира танка). Боекомплект
спаренного пулемета составляет 2000 патронов,
зенитного пулемета — 300 патронов.
Защищенность
Броневая защита лобовой части корпуса
и башни представляет собой многослойные
комбинированные броневые преграды, которые
обеспечивают неуязвимость от большинства типов
бронебойных подкалиберных и кумулятивных
снарядов танковых (противотанковых) пушек.
Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов
достигнута установкой навесной динамической
защиты.
На танке установлено 227 контейнеров, из
них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых
экранах — 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б
применяется встроенная динамическая защита.
Корпус танка — сварной, его верхняя
лобовая деталь наклонена под углом 68 градусов от
вертикали. Башня — литая, ее лобовая часть имеет
переменные углы наклона от десяти до двадцати
пяти градусов. Борта корпуса защищены
противокумулятивными экранами.
Танк отличается высоким уровнем
противорадиационной защиты за счет применения
подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и
локальной защиты членов экипажа.
Живучесть танка на поле боя повышена
за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы
902Б «Туча» для постановки дымовых завес, системы
защиты от напалма и быстродействующего
противопожарного оборудования 3ЭЦ13 «Иней». Танк
имеет камуфлирующую окраску и оснащен
оборудованием для самоокапывания и для
навешивания минного трала КМТ-6.
Подвижность
На машине установлен многотопливный
четырехтактный быстроходный дизельный
двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом
от приводного центробежного нагнетателя. Кроме
того, используется инерционный (волновой) наддув.
Мощность двигателя составляет 618 кВт
(840 л.с.). Он приспособлен к работе на дизельном
топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и
автомобильном бензине (А-66, А-72).
Пуск осуществляется с помощью
электростартера, системы воздушного запуска, а
также от постороннего источника тока или с
буксира. Для экстренного пуска холодного
двигателя зимой имеется система подогрева
впускного воздуха.
Механическая планетарная трансмиссия
состоит из входного редуктора, двух бортовых
коробок передач и двух бортовых редукторов. Она
имеет гидросервоуправление и собственную
масляную систему.
В системе подрессоривания применена
индивидуальная торсионная подвеска с
гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на
1, 2 и 6 узлах надвески каждого борта. Диски опорных
катков изготовлены из алюминиевого сплава.
Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а
поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию.
Для предохранения гусеницы от сбрасывания при
поворотах танка на ведущих колесах приварены
ограничительные диски.
Танк оснащен оборудованием для
подводного вождения, позволяющим преодолевать
водные преграды глубиной до пяти метров и
шириной около 1000 метров. На танке используется
комплекс средств связи «Абзац», который включает
У KB радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок
антенных фильтров и ларингофонный усилитель.
Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц
и имеет запоминающее устройство, позволяющее
заранее подготовить десять частот связи. Она
обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на
месте, так и в движении по средне-пересеченной
местности.
Модификации танка Т-72
- Т-72 (1973 г.) — базовый образец. Т-72К (1973 г.) —
командирский танк. Т-72 (1975 г.) — экспортный
вариант, отличался конструкцией броневой защиты
лобовой части башни, системой ПАЗ и
комплектацией боеприпасов.
- Т-72А (1979 г.) — модернизация танка Т-72. Основные
отличия: лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной
прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4,
сплошные бортовые противокумулятивные экраны,
пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска
дымовых гранат, система защиты от напалма,
система дорожной сигнализации, ночной прибор
ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный
динамический ход катков, двигатель В-46-6.
- Т-72АК (1979 г.) — командирский танк.
- Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант танка Т-72А. Он
отличался броневой конструкцией башни,
комплектацией боеприпасов и системой
коллективной защиты.
- Т-72М1 (1982 г.) — модернизация танка Т-72М. Он
отличался дополнительным 16-мм броневым листом на
верхней лобовой детали корпуса и
комбинированной броней башни с песчаными
стержнями в качестве наполнителя.
- Т-72АВ (1985 г.) — вариант танка Т-72А с навесной
динамической защитой.
- Т-72Б (1985 г.) — модернизированный вариант танка
Т-72А с комплексом управляемого вооружения.
- Т-72Б1 (1985 г.) — вариант танка Т-72Б без монтажа
некоторых элементов комплекса управляемого
вооружения.
- Т-72С (1987 г.) — экспортный вариант танка Т-72Б.
Первоначальное наименование — танк Т-72М1М.
Основные отличия: 155 контейнеров навесной
динамической защиты (вместо 227), бронирование
корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1,
другая комплектация боеприпасов к пушке.
Производство и поставки на экспорт
Серийное производство танка организовано на
заводе в Нижнем Тагиле. С 1979 по 1985 год в
производстве находился танк Т-72А. На его базе
выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его
дальнейшая модификация — танк Т-72М1. С 1985 года в
производстве находился танк Т-72Б, и его
экспортный вариант Т-72С.
Танки серии Т-72 экспортировались в страны
бывшего Варшавского Договора, а также в Индию,
Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и
Финляндию.
На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в
серийное производство БРЭМ-1, танковый
мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина
разграждения ИМР-2.
Боевая и техническая характеристики танка Т-72Б
- Боевая масса — 44,5 т
- Экипаж — 3 чел.
- Высота по крыше башни — 2226 мм
- Пушка — 125-мм гладкоствольная — пусковая
установка
- Боекомплект — 45 выстрелов
- Типы боеприпасов — БПС, БКС, ОФС, управляемая
ракета
- Комплекс управляемого вооружения — 9К120
- Управляемая ракета — 9М120 с управлением по лучу
лазера
- Дальность пуска УР — 100-4000 м
- Вероятность попадания УР — 0,8 по цели типа танк
при стрельбе с места
- Дальномер — лазерный
- Стабилизатор — электрогидравлический по
вертикали, электромеханический по горизонтали
- Баллистический вычислитель — аналоговый
- Заряжание — автоматическое
- Пулеметы — один 12,7-мм, один 7,62-мм
- Броневая защита — комбинированная
- Динамическая защита — встроенная
- Дымовые гранатометы — 8 шт.
- Максимальная скорость — 60 км/ч
- Запас хода по шоссе — 500 км
- Двигатель — двенадцатицилиндровый
четырехтактный многотопливный дизель
- Мощность двигателя — 618 кВт (840 л.с.)
- Трансмиссия — механическая планетарная
- Подвеска — торсионная
- Гусеница — с РМШ
- Глубина преодолеваемой водной преграды — 5м