До августа 1943 года единственной средней САУ, состоявшей на вооружении
Красной Армии, была СУ-122 со 122-мм дивизионной гаубицей М-30. Однако
вследствие малой начальной скорости гаубичного снаряда (515 м/с) и малой
настильности траектории СУ-122 не могла эффективно бороться с немецкими
танками. На повестку дня встал вопрос о специальной противотанковой самоходной
установке.
В апреле 1943 года Артиллерийский комитет ГАУ Красной Армии выслал
Уралмашзаводу тактико-технические требования (ТТХ) на проектирование САУ с
85-мм орудием. Основным назначением новой самоходки должно было стать
уничтожение тяжелых танков противника типа "Тигр" на дистанциях
500-1000 м. Для выполнения ТТХ предлагалось взять за основу модернизированную
СУ-122М и вместо 122-мм гаубицы установить орудие с баллистикой 85-мм зенитной
пушки обр. 1939 года. Во второй половине апреля конструкторский отдел
Уралмашзавода, возглавляемый Л.И. Горлицким, приступил к проектированию
машины.
5 мая 1943 года ГКО установил сроки и исполнителей по созданию новых танков
и САУ. Изготовление САУ с 85-мм пушкой возлагалось на Уралмашзавод, причем
Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ), возглавляемое В. Г.
Грабиным, должно было спроектировать, а завод № 9 Наркомата вооружения
изготовить орудие для САУ. Однако, когда из ЦАКБ были получены чертежи 85-мм
пушки С-31, выяснилось, что она занимает очень много места в боевом отделении и
не позволяет удобно разместить внутри машины оборудование и экипаж, а кроме
того, значительно увеличивает массу САУ. На Уралмашзаводе не только
переконструировали люльку этого орудия, но и предложили заводу № 9 также
разработать новую 85-мм пушку. В результате в КБ завода № 9, возглавляемом Ф.
Ф. Петровым, была спроектирована пушка Д-5С-85, значительно лучше отвечавшая
условиям установки в САУ. В конце мая 1943 года из ЦАКБ поступил эскизный
проект еще одного орудия С-18. Оно имело некоторые преимущества, так как в
нем использовалась люлька от серийной 76-мм танковой пушки ЗИС-5. Однако и
С-18 не очень удачно компоновалось в боевое отделение проектируемой САУ.
Несмотря на явные недостатки САУ с пушкой С-18, ЦАКБ, используя свой
авторитет, требовало, чтобы машина с его орудием была выполнена в металле.
Этот конфликт разрешился только 7 июня 1943 года, когда специальная смешанная
комиссия из представителей НКТП, НКВ, ГАУ и ГБТУ приняла решение изготовить
для сравнительных испытаний три опытных образца самоходов с 85-мм пушками:
СУ-85-1 с пушкой С-18-1 ЦАКБ и измененной люлькой Уралмашзавода, СУ-85-И с
пушкой Д-5С-85 завода № 9, СУ-85-П с пушкой С-18 ЦАКБ.
Работа над опытными образцами продолжалась полтора месяца. С 20 июля 1943
года проводились их заводские испытания пробегом на 80 км и стрельбой. При этом
пушка Д-5С отстрелялась в полном объеме 129 выстрелов, что же касается пушек
С-18-1 и С-18, то они из-за поломок спусковых механизмов сделали соответственно
39 и 62 выстрела. С 25 июля по 6 августа 1943 года на Гороховецком полигоне
(АНИОП) проходили государственные испытания, в ходе которых выяснилось, что:
"Наибольшие удобства в работе команды при стрельбе дает самоход с пушкой
Д-5С-85 вследствие короткой длины отката орудия, удобной высоты линии
заряжания, наибольшего рабочего объема для заряжающего. У этого самохода
получилось наибольшее время при стрельбе на прочность, наибольший средний темп
огня, в 4 раза выше, чем у самохода с орудием С-18.
Доступ к противооткатным устройствам в орудиях системы ЦАКБ невозможен без
снятия передней бронировки весом 300 кг, что крайне неудобно и на что требуется
затратить 3-4 часа времени.
Орудие Д-5С-85 самоуравновешено в цапфах. Для уравновешивания орудий системы
ЦАКБ применены большие грузы весом около 210 кг, что ограничивает свободное
пространство, нерационально по конструкции и некультурно на вид. Маховики
механизмов наведения у орудий системы ЦАКБ расположены неудобно.
Вес самохода с пушкой С-18 на 850 кг больше, чем самохода с пушкой Д-5С-85.
"
После испытания машин пробегом на 500 км государственная комиссия сделала
заключение, что по ходовым качествам, надежности в работе механизмов,
маневренности и проходимости САУ не отличаются от танка Т-34.
По результатам испытаний комиссия рекомендовала для принятия на вооружение
Красной Армии самоходную установку СУ-85-И с пушкой Д-5С, что и было оформлено
постановлением ГКО №3892 от 7 августа 1943 года. Этим же постановлением
предусматривалось прекращение серийного производства на Уралмашзаводе самоходов
СУ-122 и танков Т-34. Уралмаш стал производить только самоходно-артиллерийские
установки.
По компоновке узлов и агрегатов СУ-85 была аналогична СУ-122, на базе
которой она создавалась. При этом 73% деталей заимствовались от танка Т-34,
7% - от СУ-122 и 20% проектировались заново. Установленная в рамке в лобовом
листе корпуса пушка Д-5С с длиной ствола 48,8 калибра имела начальную скорость
бронебойного снаряда 792 м/с. По бронебойности это орудие на 57% превышало
пушку Ф-34 танка Т-34 и на 45% гаубицу М-30 самохода СУ-122, что увеличивало
дальность эффективной стрельбы по немецким танкам в полтора раза. Боекомплект
САУ состоял из 48 унитарных выстрелов с осколочными стальными гранатами О-365
и бронебойно-трассирующими снарядами БР-365 и БР-365К. Скорострельность пушки
с закрытыми люками боевой рубки составляла 6-7 выстр./мин.
Производство СУ-85 продолжалось на Уралмашзаводе с августа 1943 по октябрь
1944 года. За это время было выпущено 2644 самоходные установки.
СУ-85 поступали на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских полков РВГК
(САП) и применялись для огневого сопровождения танков Т-34. Этими САУ
вооружались также самоходно-артиллерийские полки, вошедшие в состав некоторых
истребительно-противотанковых бригад.
Новую самоходку в войсках приняли хорошо и использовали достаточно
эффективно. Вот отзыв командира 1440-го САП подполковника Шапшинского:
"Машина отличная, оправдала себя как истребитель танков противника, нужно
только правильно применять ее. В первых боях за Днепром, когда полку пришлось
применять самоходы как танки, полк потерял 5 машин. В дальнейших боевых
операциях полк главным образом поддерживал атаки своих танков, следуя за их
боевыми порядками на дистанции 200-300 м и отражая контратаки танков
противника. Экипажи самоходов действуют, подставляя противнику наиболее трудно
уязвимое место - лоб. Самоход СУ-85 пробивает лобовую броню танка "Тигр" с
дистанции 600-800 м, а борт его с 1200-1300 м".
Наряду с хорошими отзывами с фронтов завод получал и просьбы о необходимых
улучшениях и усовершенствованиях САУ. Так, командир 7-го мехкорпуса полковник
Катков, оценивая машину, писал:
"Самоход СУ-85 в настоящее время является наиболее эффективным средством
борьбы с тяжелыми танками противника. Обладая проходимостью и маневренностью,
не уступающей танку Т-34, и вооруженный 85-мм пушкой, самоход показал себя в
боевых действиях хорошо. Но, используя огонь и броню своих танков
"Тигр", "Пантера" и самохода "Фердинанд",
противник навязывает современный бой на больших дистанциях 1500-2000 м. В этих
условиях мощь огня и лобовая защита СУ-85 уже недостаточны. Требуется усилить
лобовую броню самохода и, самое существенное, вооружить его пушкой с
увеличенной бронебойной силой, способной поражать тяжелые танки типа
"Тигр" с дистанции не менее 1500 м".
Поиск путей усиления огневой мощи СУ-85 велся с самого начала его серийного
выпуска. К осени 1943 года завод № 9 изготовил 85-мм орудие Д-5С-85БМ с
начальной скоростью 900 м/с, что увеличивало пробиваемость брони на 20%.
Размеры установочных частей нового орудия сохранились такими же, как у Д-5С,
и никаких серьезных изменений в самоходе не требовали. Поскольку ствол
Д-5С-85БМ был на 1068 мм длиннее, чем у Д-5С, для уравновешивания в цапфах его
оттянули назад на 80 мм. В начале января 1944 года опытный образец самохода
прошел заводские испытания, после чего его отправили в Гороховец на
государственные, которые он выдержал, но на вооружение принят не был. Кроме
того, осенью 1943 года проводились проектные работы по установке на самоход
орудий большего калибра: 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы Д-15.
Вопрос усиления огневой мощи решили за счет применения на САУ орудия с
баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943
года передали Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной
артиллерии. 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление № 4851 о вооружении
среднего самохода 100-мм орудием. Во исполнение этого постановления НКТП
приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал Уралмашзавод:
"1) к 15.01.44 г. спроектировать средний самоход на базе агрегатов танка
Т-34 и вооружить его 100-мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ;
2) к 20.02.44 г, изготовить и провести заводские испытания самохода. Орудие
должно быть подано с завода № 92 к 25.01.44 г.;
3) к 25.02.44 г. передать самоход на государственные испытания".
Как видим, сроки устанавливались очень жесткие. Осложняло ситуацию и то,
что история с ЦАКБ повторилась с удивительной точностью. Получив чертежи орудия
С-34, на Уралмаше убедились, что эта пушка для самохода не годится: она имела
внушительные размеры по ширине, при наведении влево упиралась во вторую
подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Были необходимы большие
изменения в серийном корпусе САУ, в том числе и в его геометрической схеме,
что влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. Требовалось перейти
на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты
управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до
габаритов гусениц, что вызвало бы увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с
СУ-85. При этом ЦАКБ снова заняло непримиримую ведомственную позицию: давая
свою танковую пушку С-34 для установки на САУ, оно требовало использовать ее
без изменений и настаивало на приспособлении САУ к пушке. Уралмашзавод вновь
обратился к заводу № 9, и там создали 100-мм орудие Д-10С, которое было легче
С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без
излишнего увеличения массы машины.
В феврале 1944 года первый опытный образец прошел заводские испытания,
состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта на АНИОПе в
Гороховце проходили государственные испытания, где самоход произвел 1040
выстрелов и прошел 864 км. В своем заключении комиссия отметила, что опытный
образец испытания выдержал и может быть принят на вооружение Красной Армии
после внесения некоторых изменений. 14 апреля по заводу отдали распоряжение о
немедленной подготовке к серийному производству артсамохода СУ-100.
Однако ЦАКБ снова потребовало формального выполнения постановления ГКО, то
есть изготовления опытной САУ с пушкой С-34. Вновь потянулись переговоры и
переписка по этому вопросу. В итоге было принято решение о частичной переделке
пушки С-34, спроектированной изначально для вооружения тяжелого танка ИС-2.
Переделка, заключавшаяся в уменьшении ширины люльки на 160 мм, изготовлении
новых вставных цапф, новой рамки, поворотного механизма, походного крепления,
удалении прилива под спаренный пулемет и установке прицела, выполнялась на
заводе № 9. Самоход с орудием С-34 получил индекс СУ-100-2. Одновременно с ним
построили второй опытный образец самохода СУ-100, который стал головным для
машин серийного производства и включал в себя все улучшения, рекомендованные
госкомиссией. Его испытания проходили на АНИОПе с 24 по 28 июня 1944 года.
После проведения стрельбы в количестве 923 выстрела и пробега на 250 км
государственная комиссия признала, что тактико-технические показатели СУ-100
обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на
дистанциях 1500 м для танков "Тигр" и "Пантера" вне
зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода "Фердинанд"
только при попадании в бортовую броню, но с дистанции 2000 м.
Самоход СУ-100-2 с пушкой С-34 специальным поездом доставили на полигон в
Гороховец в начале июля 1944 года. Он прошел испытания в том же объеме, что и
СУ-100, был признан худшим и на вооружение не рекомендован. СУ-100 же,
напротив, постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение
Красной Армии.
Новая боевая машина создавалась на базе агрегатов танка Т-34-85 и самохода
СУ-85. Все основные агрегаты танка - двигатель, трансмиссия, ходовая часть
остались без изменений. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили
их подвеску, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус,
заимствованный у СУ-85, подвергся немногочисленным, но весьма важным
изменениям: толщину лобовой брони увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую
башенку и смотровые приборы типа МК-IV, установили два вентилятора для
интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72%
деталей заимствовались от Т-34, 4% от СУ-122, 7,5%-от СУ-85 и лишь 16,5%
проектировались заново.
Пушка Д-10С с длиной ствола 56 калибров имела начальную скорость
бронебойного снаряда 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных выстрелов с
бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и БР-412Б, осколочно-фугасными
гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый
снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле
встречи 60 градусов пробивал 110-мм броню.
Производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, причем в течение трех
месяцев оно велось параллельно с производством СУ-85. При этом по предложению
Л. И. Горлицкого обе артсистемы Д -10С и Д-5С монтировались в максимально
унифицированные корпуса, годные как для установки любого из двух орудий, так
и любой боеукладки. Походное крепление, поворотный механизм, прицелы и
бронезащита орудий изменялись. От этой унификации особенно много выигрывала
конструкция СУ-85. Достаточно сказать, что боекомплект увеличился до 60
выстрелов. Первую унифицированную САУ выпустили в июле. В августе завод
прекратил изготовление СУ-85 и перешел на выпуск "гибридов", имевших индекс
СУ-85М.
Производство СУ-100 продолжалось по март 1946 года, за это время было
выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным в 1947 году
производство возобновили и выпустили еще 198 САУ.
Летом и осенью 1944 года в опытном порядке были изготовлены САУ ЭСУ-100 с
электротрансмиссией и СУ-122П со 122-мм пушкой Д-25Т.
С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии
начали перевооружать новыми САУ. В каждом полку имелась 21 машина. В конце года
приступили к формированию самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в
каждой. Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях
заключительного периода Великой Отечественной войны.
СУ-100, без сомнения, самая удачная и наиболее мощная советская
противотанковая САУ периода Великой Отечественной войны. Будучи на 15 т легче,
чем идентичная ей по компоновке и назначению немецкая САУ
"Ягдпантера", СУ-100 имела аналогичную броневую защиту и лучшую
подвижность. Начальная скорость бронебойного снаряда 88-мм немецкой пушки
Pak 43/3 с длиной ствола 71 калибр составляла 1000 м/с. Ее боекомплект
(57 выстрелов) был больше, чем у Д-10С. Использование немцами бронебойного
снаряда PzGr 39/43 с бронебойным и баллистическим наконечниками обеспечивало
пушке "Ягдпантеры" лучшую бронепробиваемость на дальних дистанциях.
У нас аналогичный снаряд БР-412Д появился только после войны. В отличие от
немецкой САУ, в боекомплекте СУ-100 отсутствовали подкалиберные и кумулятивные
снаряды, фугасное же действие 100-мм осколочно-фугасного снаряда было,
естественно, выше, чем у 88-мм. В целом эти две лучшие средние самоходки Второй
Мировой войны не имели друг перед другом ощутимых преимуществ, при этом спектр
применения у СУ-100 был несколько шире.
На вооружении Советской Армии СУ-100 находились и в послевоенный период. В
1960 году в ходе модернизации на них установили усовершенствованный двигатель
В-2-34М (или В-2-34М-11), топливный насос НК-10, воздухоочистители ВТИ-3,
командирский прибор наблюдения ТПКУ-2Б и прибор ночного видения
механика-водителя БВН, радиостанцию 10РТ-26Э и ТПУ-47. Во второй половине 60-х
годов прибор ночного видения заменили на более совершенный, поставили
радиостанцию Р-113, опорные катки ходовой части заимствовали от Т-54. В таком
виде СУ-100 еще долго находились в войсках, принимали участие в учениях, а по
мере поступления новых самоходно-артиллерийских установок ставились на
долговременное хранение в парки, где некоторое количество их, по-видимому,
находится и сейчас. Во всяком случае, приказа министра обороны о снятии СУ-100
с вооружения пока не было. Эти машины принимали участие в военных парадах 9 мая
1985 и 1990 годов.
СУ-100 состояли на вооружении армий ряда стран Варшавского Договора, а также
Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. В Чехословакии с 1952
года СУ-100 производились по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они
принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967
годов. В армиях некоторых стран эти САУ имеются и сейчас. Вместе со своим
базовым танком Т-34-85 у СУ-100 есть шанс в боевом строю встретить XXI век.