Обычно рассказ об истории самоходной артиллерийской установки (САУ) СУ-152
начинают с декабря 1942 года, когда конструкторское бюро Челябинского
Кировского Завода (ЧКЗ) получило задание на ее разработку. Но этот факт
является только логическим завершением целой последовательности событий,
развернувшихся в самом начале сороковых годов ХХ столетия. Как известно,
"зимняя" война между Советским Союзом и Финляндией выявила целый ряд пробелов
в техническом оснащении Красной Армии. В частности, советские войска испытывали
острейшую необходимость в мощных огневых средствах, способных эффективно
поражать долговременные фортификационные сооружения линии Маннергейма. Чтобы
решить эту проблему, были возобновлены работы по опытной тяжелой САУ СУ-14Бр2
на базе агрегатов танков Т-28 и Т-35, вооруженной 152.4-мм орудием. Ее прототип
оснастили противопульным бронированием, но почти сразу же выяснилось, что оно
не обеспечивает должной защиты на предполагаемых дистанциях боя. Кроме того,
увеличение массы машины за счет бронирования привело к значительной
перегруженности моторно-трансмиссионной группы. С теми же проблемами
столкнулись и разработчики другой тяжелой САУ СУ-100Y. Тем не менее, задача
оснащения Красной Армии тяжелым штурмовым орудием была решена. Но такой машиной
стала не самоходка, а модификация танка КВ, оснащенная 152.4-мм гаубицей М-10 в
высокой башне кругового вращения. Сейчас ее называют КВ-2, а тогда машину
именовали как "КВ с большой башней". Прототип КВ-2 показал хорошие результаты
при стрельбе по захваченным финским ДОТам, но к моменту выпуска первых серийных
машин "зимняя" война уже закончилась.
Выпущенные до начала Великой Отечественной войны КВ-2 приняли самое активное
участие в боях ее первого периода. Только использовались они совершенно не в
том качестве, на которое рассчитывались - целями для них служили не укрепления,
а танки вермахта. За неимением бронебойных снарядов по ним стреляли
бетонобойными. Как правило, попадание такого снаряда в любой немецкий танк того
времени превращало его в груду чадящих обломков. Мощное бронирование КВ-2
позволяло ему выходить из боя победителем, имея на своей броне десятки вмятин
от попаданий снарядов врага. Такая их эффективность была для немцев просто
шокирующей. Но, к сожалению, довоенные танки серии КВ имели много недоработок в
конструкции и производственных дефектов, особенно в трансмиссии. Поэтому многие
машины были уничтожены или оставлены своими экипажами из-за механических
поломок узлов и агрегатов. Кроме того, КВ-2 проигрывали КВ-1 и Т-34 в
динамических характеристиках и оснащались низкоскорострельной артсистемой,
огонь из которой можно было вести только из неподвижной машины. Ресурсоемкость
и стоимость производства танков КВ-2 были также очень высокими, поэтому решение
о прекращении их производства вскоре после начала войны представляется довольно
логичным. Налицо была ситуация, когда затраты на производство КВ-2 не
соответствовали результатам их боевого применения: весьма успешно бороться с
танками врага могли гораздо более дешевые Т-34, а возможность поражать
укрепления неприятеля по известным причинам так и осталась невостребованной на
первом этапе войны.
По всей видимости, последнее обстоятельство оказало немалое влияние на
дальнейшее развитие советских тяжелых самоходок. Уже к ноябрю 1941 года
высшее руководство Красной Армии стало получать с фронта письма от командиров
различного ранга о необходимости боевой машины для артиллерийской поддержки
танков. В результате ЧКЗ получил техническое задание на ее разработку с
использованием базы тяжелого танка КВ. Однако вместо уже апробированного на
КВ-2 варианта с 152.4-мм орудием вооружение новой машины соответствовало
совершенно другой концепции - максимальной скорости ведения огня за счет
установки нескольких 76.2-мм и/или 45-мм орудий. Поскольку размещение во
вращающейся башне нескольких пушек было признано невозможным, артустановку
решено было смонтировать в неподвижной броневой рубке. В начале и середине 1942
года был построен и испытан КВ-7 - прототип тяжелой САУ с двумя вариантами вооружения
(сначала одно 76.2-мм орудие и два 45-мм, затем два 76-мм). В нем впервые были
заложены компоновочные решения, впоследствии реализованные на СУ-152. Более
подробно о конструкторских поисках разработчиков опытного завода №100 можно
узнать в [1]. Здесь же будет уместно заметить, что хоть эта ветвь развития
тяжелых САУ и была тупиковой, полученный опыт и наработки не оказались
напрасными.
К осени 1942 года обстановка существенным образом изменилась - у Красной Армии
появились возможности по организации мощного контрудара с целью окружения и
ликвидации сталинградской группировки неприятеля. В обстановке строжайшей
секретности были проведены все необходимые приготовления и 19 ноября 1942 года
по немцам и их союзникам был нанесен мощный и неожиданный для них удар. Роли
воюющих сторон поменялись - Красная Армия наступала, вермахт оборонялся. В
целях усиления обороны немцы построили большое число укреплений, инженерных и
минно-взрывных заграждений. Также они использовали часть сооружений бывших
советских оборонительных обводов Сталинграда, взятых в ходе летне-осенних боев
1942 года. Для успешного их преодоления Красной Армии потребовалась машина
класса самоходных штурмовых орудий. Однако к этому моменту практически все
выпущенные ранее КВ-2 были потеряны, а разработанный прототип КВ-7 не обладал
достаточной мощью огня для борьбы с укреплениями.
Как результат, в ходе сталинградского контрнаступления советским войскам
приходилось либо терять время, ожидая огневой поддержки артиллерии (которая
практически вся была на тот момент буксируемой), либо штурмовать немецкие
позиции без артиллерийской поддержки, обагряя своей кровью каждую пядь
родной земли. Такая ситуация никоим образом не устраивала руководство
армии и страны, поэтому ещё до начала наступления несколькими
группами конструкторов был выполнен ряд эскизных работ по конструкции
самоходного "истребителя ДОТов". В качестве основного вооружения машины
такого класса предусматривалась 152.4-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца
1937 года, разработанная на артиллерийском заводе в Мотовилихе под
руководством Ф. Ф. Петрова. В числе этих разработок были даже проекты
сверхтяжелых машин массой от 60 до 100 тонн [1]. Однако ситуация требовала
наискорейшего решения проблемы и единственно возможным путем было сочетание
более-менее отлаженной в производстве базы тяжелого танка КВ-1С с
разработанными во второй половине 1942 года конструкциями монтировок
гаубицы-пушки МЛ-20 в самоходное шасси.
Поэтому в самый разгар сталинградского контрнаступления, в декабре 1942 года,
конструкторскому бюро ЧКЗ было выдано задание на разработку такой самоходки.
Из трех представленных вариантов был выбран проект Жозефа Яковлевича Котина,
который практически не требовал модификации базового шасси КВ-1С и гаубицы-пушки
МЛ-20 (два других варианта предполагали существенные изменения: Ф. Ф. Петров
настаивал на модернизации орудия, а Л. С. Троянов - на удлинении бронекорпуса базы).
Благодаря уже разработанной к этому моменту артиллерийской монтировке У-11
и опробованной на КВ-7 компоновочной схеме удалось очень быстро воплотить
проект в металл. Всего за 25 дней коллектив завода представил прототип
самоходки под заводским обозначением КВ-14. 25 января 1943 года на Чебаркульском
полигоне уже начались испытания новой машины. В ходе испытаний были проведены
стрельбы по фанерным щитам и трофейному танку Pz Kpfw IV c дистанций 500-1200 м.
7 февраля испытания были успешно завершены и 14 февраля 1943 года постановлением
Государственного Комитета Обороны САУ КВ-14 была принята на вооружение Красной Армии
под названием СУ-152 [2]. Сразу же последовало и распоряжение о немедленной
подготовке серийного выпуска этих машин на ЧКЗ.
Таким образом, распространенный тезис о том, что СУ-152 была прямым ответом
советских танкостроителей на появление у немцев тяжелого танка
Pz Kpfw VI Ausf H "Тигр I" несколько не соответствует действительности. Работы
по ее созданию стартовали еще до первого контакта советских войск с новой
немецкой машиной. Однако ее постановка в серийное производство была значительно
ускорена после
подробного знакомства с трофейным "Тигром" - стало ясно, что из всего парка
бронетанковой техники Красной Армии только СУ-152 способны бороться с ним на
любых дистанциях боя. Но даже с учетом этого обстоятельства не стоит
классифицировать СУ-152 как истребитель танков; более правильно считать эту
самоходку тяжелым штурмовым орудием с серьезными противотанковыми
возможностями.
Коллектив ЧКЗ, проявив максимум усилий и трудового
героизма, выполнил поставленную задачу - первые серийные самоходки СУ-152
покинули сборочные цеха завода в феврале 1943 года. Здесь надо отметить то
обстоятельство, что тогда ЧКЗ выпускал не только тяжелые танки КВ-1С,
но и куда большее количество средних Т-34. Поэтому адаптация сборочных линий
под СУ-152 проходила таким образом, чтобы никоим образом не нарушить
производство "тридцатьчетверок" и продолжать выпуск тяжелых КВ-1С. Только
после запуска в серию тяжелого танка ИС и самоходок на его базе производство
Т-34 на ЧКЗ было свернуто в их пользу.
Новые машины весной 1943 года начали поступать в учебные части, а затем и в
действующую армию. В процессе выпуска в конструкцию СУ-152 вносились небольшие
изменения, направленные на улучшение технологии производства и боевых качеств
машины. В частности, для СУ-152 была разработана турельная установка
зенитного пулемета ДШК. Более подробно с техническим устройством серийных
СУ-152 можно ознакомиться в
соответствующем разделе брошюры.
В серийном производстве век СУ-152 оказался недолгим - в 1943 году на
ЧКЗ полным ходом шла разработка нового тяжелого танка ИС, который хоть и
являлся прямым наследником КВ, но "обратной совместимости" с ним по узлам и
механизмам не имел. Поскольку СУ-152 очень хорошо себя зарекомендовала в боях,
с самого начала конструкторских работ разрабатывался ее эквивалент на базе
танка ИС. В конце октября 1943 года такая машина была построена, получила
название ИСУ-152 и после успешных испытаний была запущена в серийное
производство. В ноябре и декабре 1943 года СУ-152 выпускались
совместно с ИСУ-152, а с января 1944 года последняя полностью заместила
СУ-152 на сборочных линиях ЧКЗ. Таким образом декабрь 1943 года стал последней
точкой в истории серийного производства танка КВ и машин на его базе.
Полное число построенных СУ-152 неодинаково в различных источниках информации
[1-4], чаще всего упоминаются цифры в 670 или 704 выпущенных самоходки. Курская Битва. СУ-152 в засаде Изначально самоходками СУ-152 вооружались отдельные тяжелые
самоходно-артиллерийские полки (ОТСАП) в составе 12 машин каждый (плюс еще
один танк управления КВ-1С). Несколько
таких подразделений были сформированы весной 1943 года, но главные события, где
самоходкам СУ-152 предстояло сыграть важную роль, были еще впереди. Советское
командование имело достаточно разведданных о готовящемся немецком летнем
наступлении на Курской Дуге, в том числе и о возможном массированном применении
неприятелем новых танков и САУ. Из всей советской бронетехники только СУ-152
могли успешно им противодействовать без необходимости тесного сближения.
Поэтому на самые танкоопасные направления были переброшены 24 СУ-152 в составе
двух ОТСАП. Бойцы-пехотинцы с восторгом встретили появление новых советских
самоходок, а они, в свою очередь, их не разочаровали. 5 июля вермахт начал свою
операцию "Цитадель", обрушив на советскую оборону мощнейший танковый
удар.
Действуя в обороне в основном из засад, СУ-152 показали, что нет такой
вражеской техники, которую они не могли бы уничтожить. 152-мм бронебойные
снаряды разбивали средние немецкие танки Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV, броня новых
"Тигров" и "Пантер" тоже не могла ничего противопоставить этим снарядам.
Зачастую за неимением бронебойных снарядов по танкам врага стреляли фугасными
или бетонобойными. Кинетическая энергия 152.4-мм снаряда была настолько
большой, что при попадании в башню он чисто механическим ударом разрушал
элементы конструкции погона, смещая башню на несколько десятков сантиметров от
оси вращения. Бывали моменты, когда эти башни буквально летали в воздухе от
последующей детонации боекомплекта после попадания снаряда. Наконец, СУ-152
была единственной советской боевой машиной, способной успешно противостоять
грозной немецкой САУ "Фердинанд" ("Элефант").
Многие самоходчики на Курской
Дуге проявили героизм и высокое умение владеть вверенной им техникой, например
майор Санковский вместе с экипажем своей СУ-152 уничтожил только за один день
10 немецких танков. За все время Орловско-Курской операции его ОТСАП записал на
свой боевой счет 7 "Фердинандов" и 10 "Тигров", не считая прочих немецких машин
других типов (в разных источниках цифры слегка разнятся, в некоторых
упоминаются 8 уничтоженных "Фердинандов" и 12 "Тигров"). За такую
результативность против бронированного "зверинца" вермахта СУ-152 приобрела в
Красной Армии почетное прозвище "Зверобой".
Разумеется, СУ-152 отнюдь не была идеальной конструкцией. Как и все советские
САУ той же компоновочной схемы, она имела небольшой угол горизонтальной
наводки (12 градусов). Как следствие, СУ-152 была уязвима к фланговым атакам.
Кроме того, 60-мм бортовая броня в 1943 году уже не могла служить надежной
защитой от снарядов немецких длинноствольных 75-мм и 88-мм орудий.
Телескопический прицел у СУ-152 был рассчитан на стрельбу на расстояния до 900
м, а при прямой стрельбе на более далекие дистанции приходилось использовать
артиллерийскую панораму или массировать огонь нескольких машин для обеспечения
приемлемой вероятности попадания. Большая
масса 152-мм артвыстрелов раздельного заряжания требовала от заряжающего столь
же большой физической силы и не способствовала повышению и без того невысокой
скорострельности. В городских штурмовых боях не помешало бы наличие пулемета.
Ходовая часть СУ-152 унаследовала от КВ-1С все ее недостатки в
моторно-трансмиссионной группе. Но несмотря на все это, самоходка имела у
фронтовиков репутацию очень нужной машины в любых боевых обстоятельствах - ее
огромная огневая мощь с лихвой компенсировала все недостатки.
Практически все из сказанного в разделе сравнительного анализа статьи про
ИСУ-152 можно применить и к ее предшественнице СУ-152. К немногим исключениям
относятся только бронезащита и надежность машины - здесь ИСУ-152 имеет
серьезные преимущества по сравнению с СУ-152.
Схема бронирования СУ-152. Продольный разрез
После победного завершения Курской Битвы СУ-152 активно использовались в
наступательных действиях Красной Армии на всех фронтах от Карелии до Крыма.
Организация ОТСАП в конце 1943 года претерпела существенные изменения - теперь
в полку по штату была 21 самоходка - 4 батареи по 5 машин плюс еще одна машина
командира полка. В 1944 году ОТСАП начали постепенно перевооружаться на более
совершенные ИСУ-152 и ИСУ-122. В конструкции этих машин удалось устранить
многие недостатки, которые шли от исходного базового шасси КВ, а также усилить
бронирование без увеличения общей массы САУ. Разработанная для СУ-152 турельная
установка пулемета ДШК как раз и пригодилась для оснащения новых САУ серии ИСУ.
Сами же самоходки СУ-152 продолжали активно использоваться в боях с вермахтом,
поэтому лишь немногие из них встретили победную весну 1945 года. Но в отчаянной
схватке летом 1943 года они заложили еще один камень в основание Великой
Победы. В 1954 году СУ-152 были официально сняты с вооружения Советской Армии.
Схема бронирования СУ-152. Поперечный разрез
СУ-152 имеются в экспозициях нескольких военно-исторических музеев нашей
страны, в частности в подмосковной Кубинке в Музее бронетанковой техники
при НИИБТ Полигоне. Из модельной продукции отметим достойную по качеству
(сходимость частей корпуса близка к идеальной, но отливка содержит много облоя)
и доступную по цене модель СУ-152 в масштабе 1:35, выпускаемую российской
фирмой "Eastern Express".
Тактико-технические характеристики
Характеристика |
СУ-152 |
Состояние |
принята на вооружение 14 февраля 1943 г. |
Разработчик |
КБ завода №№ 100 и 172 |
Изготовитель |
ЧКЗ |
Производство |
февраль - декабрь 1943 г. |
База |
тяжелый танк КВ-1С |
Боевая масса, т |
45.0 - 45.5 |
Длина, мм |
- с пушкой вперед |
8950 |
- корпуса |
6750 |
- опорной поверхности |
4600 |
Ширина, мм |
3250 |
Высота, мм |
2450 |
Клиренс, мм |
440 |
Сред. удел. давление на грунт, кГс/см2 |
0.81 - 0.85 |
Двигатель |
Марка |
В-2К |
Тип |
4-тактный V-образный бескомпрессорный 12-цилиндровый дизель струйного распыления |
Разработчик |
КБ завода № 75 |
Гл. конструктор |
И. Я. Трашутин |
Изготовитель |
завод № 75 |
Максимальная мощность, л.с. |
600 |
Номинальная мощность, л.с. |
550 |
Эксплуатационная мощность, л.с. |
500 |
Тип топлива |
дизельное ДТ, газойль Э |
Тип охлаждения |
водяное принудительное |
Стартер |
электрический СТ-700 |
Устройства и агрегаты |
Вентилятор |
центробежного типа |
Воздухоочиститель |
"Вортонс" или "Циклон" |
Коробка передач |
- число передач вперед |
8 |
- число передач назад |
2 |
Ходовая часть |
Тип подвески |
независимая торсионная |
Тип гусеницы |
штампованная мелкозвенчатая |
Тип зацепления |
цевочное |
Направление гусеницы |
гребнями траков |
Траков в гусенице, шт. |
90 |
Шаг трака, мм |
160 |
Ширина трака, мм |
650 |
Ведущие колеса |
- тип |
литые с 2 съемными венцами заднего расположения |
- диаметр, мм |
932 |
- число |
2 |
Направляющие колеса |
- тип |
литые со стальным ободом переднего расположения |
- диаметр, мм |
680 |
- число |
2 |
Способ натяжения гусеницы |
поворот кривошипа |
Поддерживающие катки |
- тип |
литые со стальным ободом |
- диаметр, мм |
385 |
- число |
6 |
Опорные катки |
- тип |
литые со стальным ободом |
- диаметр, мм |
600 |
- число |
12 |
- полный ход, мм |
227 |
Запас топлива, л |
- основной бак |
470 |
- дополнительные баки |
360 |
Удельная мощность, л. с./т |
13.2 |
Максимальная скорость, км/ч |
43 |
Запас хода, км |
165 - 330 |
Преодолеваемые препятствия |
- подъем, градусов |
36 |
- крен, градусов |
30 |
- ров, м |
2.5 |
- стенка, м |
1.2 |
- брод, м |
1.5 - 1.6 |
Бронирование, мм (угол наклона, градусов) |
- лоб корпуса верх |
60 (70) |
- лоб корпуса низ |
60 (20) |
- борт корпуса |
60 (0) |
- корма корпуса |
60 (цил.) |
- лоб рубки |
75 (30) |
- скула рубки |
60 (25) |
- борт рубки |
60 (25) |
- корма рубки |
60 (10) |
- маска |
120 |
- крыша |
30 и 20 (90) |
- днище |
30 и 20 (90) |
Экипаж, чел |
5 |
Радиостанция |
9Р (10-РК-26) |
Переговорное устройство |
ТПУ-3Р (ТПУ-4) |
Артиллерийское вооружение |
Количество х тип |
1 х гаубица-пушка МЛ-20С |
Разработчик |
КБ завода № 172 |
Гл. конструктор |
Ф. Ф. Петров |
Изготовитель |
завод № 172 |
Калибр, мм |
152.4 |
Тип заряжания |
раздельно-гильзовое |
Тип затвора |
поршневой |
Дальность стрельбы, м |
- максимальная |
12000 |
- прямой наводкой |
3800 |
- прямого выстрела |
800 |
Боевая скорострельность, выстрелов/мин |
2 - 3 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
- осколочно-фугасного |
655 - 670 |
- бронебойного |
600 |
Углы наведения, градусов |
- вертикального |
от -5 до +18 |
- горизонтального |
12 |
Длина нарезной части, мм |
3467.1 |
Длина ствола, мм (клб) |
4925 (32) |
Число нарезов |
48 |
Длина отката нормальная, мм |
875 - 1250 |
Давление в накатнике, атм |
45 |
Объем жидкости в откатнике, л |
22 |
Объем жидкости в накатнике, л |
22 |
Номенклатура боеприпасов |
ОФ-450, Ф-530, Г-530 О-530А, БР-540, 30Ф25 |
Масса снаряда, кг |
43.51 (43.56) - ОФ, 48.8 - Бр |
Боекомплект, выстрелов |
20 |
Прицелы |
- прямой наводки |
СТ-10 (КТ-5) |
- с закрытых позиций |
панорама |
Анатолий Сорокин |