Mk VIII Cromwell ( A27M)
Осенью 1941 г. на заводах BRCW в Бирмингеме,
модернизируя первоначальную конструкцию А27 и
приспосабливая ее к новому танковому двигателю
Rolls-Royce Meteor и трансмиссии Merritt-Brown, был разработан
новый проект крейсерского танка и вскоре
построен первый прототип. 20 января 1942 г. танк
вышел на заводские испытания.
В феврале начались испытания в
Фарнборо. В течение двух месяцев интенсивной
работы новый танк прошел 3500 км при обязательном
пробеге в 1600 км. Серьезных поломок и повреждений
не отмечено, а рапорты испытателей были
однозначно позитивны и определяли новую машину
как "исключительно хорошую".
В это же время были подписаны
контракты на постройку первых 950 танков A27M,
причем ведущей фирмой остались заводы BRCW. Однако
из-за отсутствия достаточного количества
двигателей Meteor первые танки оставили заводские
цеха только в январе 1943 г.
Вскоре обязанности ведущей фирмы по
обоим вариантам А27 (т.е. Cromwell и переходного типа
Centaur) были переданы концерну Ley land. Но и он
испытывал те же проблемы и значительные партии
А27М начали поступать в войска только в середине
1943 г.
Таблица 3. Производство танков Cromwell.
Номера машин |
Количество |
Производитель |
Контракт |
Примечание |
заказ. |
произвед. |
Т120415- Т120689 |
275 |
275 |
Metro |
T11513, 7.02.1942 |
Cromwell I uVI |
Т121150- Т121822 |
673 |
376 |
BRCW |
Т/М 6415,4.03.1942 |
Cromwell I |
Т188065-Т190064 |
? |
300 |
Ley/and |
2225 |
|
? |
88 |
Fowler |
М 6074 |
Cromwell IV |
в том числе Т188617- Т188686 |
? |
30 |
Metro |
М4433 |
Cromwell VI |
Т255310 |
1 |
1 |
ЕЕ |
8/6722 |
Cromwell Vw |
Итого: |
|
1070 |
|
|
|
Летом 1943 года в учебном центре
танковых войск в Бовингтоне были организованы
сравнительные испытания английской и
американской техники. В них приняли участие 14
машин -танки Centaur, Cromwell и Sherman (в вариантах М4А2 с
дизельным мотором и М4А4 с пятью сопряженными
карбюраторными двигателями). По окончании
дневного пробега первыми в центр вернулись М4А2,
за ними - М4А4, потреблявшие больше топлива и
требовавшие дополнительной заправки на трассе.
После короткого техосмотра их экипажи
отправились отдыхать. В сумерках прибыли танки
Cromwell и поздно ночью - Centaur. Эти машины нуждались в
довольно длительном техническом обслуживании. В
своем рапорте руководитель испытаний майор
Клиффорд отметил, что он не хотел бы командовать
подразделением танков A27L Centaur, ненадежных в
эксплуатации и требовавших значи тельного
обслуживающего персонала. Cromwell, утверждал он, мог
бы стать ценной боевой машиной, но в настоящем
варианте он может рассматриваться только в
качестве испытательной модели, требующей
дальнейших работ по доводке.
Таблица 4. Производители танков
Centaur/Cromwell.
Производитель |
Centaur |
Cromwell |
Nuffield |
288 |
- |
LMS |
45 |
- |
Ley/and |
1158 |
300 |
Harland |
125 |
- |
Fowler |
715 |
88 |
ЕЕ |
803 |
1 |
BRCW |
- |
376 |
Metro |
- |
305 |
Итого: |
3134 |
1070 |
- Nuffield - Nuffield Mechanisations and Aero Ltd., Birmingham;
- LMS - London, Midland and Scottish Railway, Crewe;
- Leyland - Leyland Motors Ltd.. Leyland, Lancashire, основной завод в
Кингстон-апон-Темз, Surrey;
- Hariand - Hariand and Wolff Ltd., Belfast, Northern Ireland;
- Fowler - John Fowler and Co., Hunslet, Leeds;
- ЕЕ - English Electric Valve Co,. Stafford;
- BRCW - Birmingham Railway Carriage and Wagon Co., Birmingham;
- Metro - Metropolitan Carriage, Wagon and Finance Co., Ltd., заводы в
Олдбьюри и Уэднесбьюри, Стаффордшир.
Такие работы велись параллельно с
серийным производством. В начале февраля Leyland
принял ряд усовершенствований конструкции А27М.
Так, одна из новых моделей танка, так наз.
"Боевой Кромвель" (Battle Cromwell), кроме
улучшенных двигателя и трансмиссии, имела
модернизированный механизм возвышения ствола
башенного орудия, усиленное бронирование
(дополнительные 6-мм бронеплиты под днищем танка),
а корпус был усилен дополнительными внутренними
связями. В другой модели, Cromwell Pilot D, изменены
прежде всего, шасси и подвеска - танк получил
усовершенствованные амортизаторы, более широкие
гусеницы (что вызвало увеличение количества
зубьев ведущих звездочек), катки с резиновыми
бандажами типа Avon.
Упрощалась и технология производства
корпуса и башни. Прототип танка с литой башней
предложили фирмы Vauxhall (вскоре отвергнут) и Rolls Royce,
проект которой носил название Cromwell Applique. В этой
модификации на выполненные традиционным методом
корпус и башню приваривались дополнительные
бронеплиты, увеличивая толщину бронирования до
101 мм. Но и эта модель дальнейшего развития не
получила, зато в BRCW началось серийное
производство (в апреле 1944 г. построены первые 82
танка из 160 заказанных) варианта со сварной
лобовой броней корпуса и башни (в дальнейшем
башенная броня навешивалась на болтах) толщиной
101 мм. Этот вариант танка получил обозначение
Cromwell Vw (w - welded, сварной).
Изменения конструкции танка привели к
появлению 5 вариантов корпуса:
- А - первый, оригинальный вариант с люками
водителя и стрелка в крыше отделения управления;
- В - корпус без одного бокового ящика и с люком
стрелка, открывающимся вбок и вперед,
модернизированной заслонкой над
воздухозаборником в моторном отделении;
- С - новая конструкция заслонки воздухозаборника
над моторным отделением, более тонкие бронеплиты
(там же), изменение формы надгусеничных крыльев;
- D - изменение люка водителя и конструкции плиты
над моторным отделением;
- F -убран еще один боковой ящик с другого борта и
люк водителя открывается вбок и вперед.
Программа модернизации.
С конца 1943 г. - в связи с
перевооружением тысяч танков как Centaur, так и Cromwell
75-мм орудием, а также в связи с заменой на A27L
моторов Liberty двигателями Meteor и необходимостью
внедрения множества позднейших
усовершенствований конструкции и отдельных
механизмов А27 - начался процесс модернизации
почти всех машин обоих типов. В оригинальном
варианте к концу войны остались лишь единичные
экземпляры.
Модернизации подвергались не только
танки, прибывавшие для капитального ремонта из
учебных частей и полигонов, но и совершенно новые
машины с небольшим пробегом, поступавшие из
хранилищ мобилизационного резерва. Очередность
модернизации (замена вооружения, двигателей и
узлов) была произвольной, что привело к
разнообразию типов модернизированных машин. В
процессе развития и улучшения конструкции, а
также модернизации в 1943-1945 гг. появились
следующие модели и варианты танка Cromwell:
Cromwell I - первый серийный вариант.
Корпуса 30 машин были выполнены из
цементированной стали и вооружены 6-фунтовой
пушкой OQF. Танки Cromwell IA имели корпус, идентичный с
машинами Centaur I (иногда он именовался "тип С").
Серийное производство на предприятиях BRCW
началось в феврале 1943 года. Первоначально танк
получил обозначение Cromwell III в соответствии с
системой, согласно которой все новые танки
получали название Cromwell. В ноябре названия
сменились:
Cavalier (A24) - бывший Cromwell I и Centaur (A27L) -
бывший Cromwell II. Большинство танков этого типа,
первоначально учебные, были позднее переделаны в
модели V, VI, VII, VIII;
Cromwell II - опытный вариант танка получил
гусеницу шириной 15,5" (394 мм) против 14" (355
мм) у предыдущей модели. Кроме того, на Cromwell II был
снят курсовой 7,92-мм пулемет Besa Mk.II. Количество
членов экипажа сократили до 4 чел. Всего
построено 16 машин этой модификации;
Cromwell III - так обозначались танки Centaur I с
75 мм пушкой, на которых моторы Liberty были заменены
на Meteor. Первоначально переделанные машины
именовались Cromwell X. Корпус - "тип D". Модель
использовалась исключительно в учебных целях, а
затем модернизировалась в качестве модификаций
IV, VI, VII, VIII;
Cromwell IV и IVw - первая основная модель,
вооруженная 75 мм орудием. Этот танк выпускался в
двух вариантах: либо машина строилась как Cromwell
(перевооруженная модель I - III или изначально с
новой пушкой), либо - модернизированный Centaur III с
корпусом "тип D". Этот последний вариант был
самым многочисленным и составлял основу
вооружения танковых частей союзнических войск
на первой фазе боев на континенте летом 1944 г. Cromwell
IVw -машины со сварным корпусом "тип F";
Cromwell V и Vw - идентичны танкам
модификации "IVw". При сборке использовалась
исключительно сварка (на Mk.IV и IVw некоторые
алементы собирались на болтах). Нижняя часть
отделения управления литая. Машины модификации V
обозначались также Vw (welded - сварные). Они имели
лобовую броню корпуса и башни, усиленную
бронеплитами до 101 мм. Всего выпущено несколько
сотен таких машин;
Cromwell VI - танк поддержки с 95 мм гаубицей:
с таким вооружением модель строилась изначально
либо это был перевооруженный Centaur I или IV, либо
Cromwell I и III. Гаубица имела длину ствола 20-21,8
калибра и общую массу 394 кг. Углы вертикального
наведения - -5( +37). Начальная скорость снаряда - 328
м/сек. Боезапас - 51 снаряд. Построено около 200
машин;
Cromwell VII и VIIw - поздняя модель, появилась
в сентябре 1944 г. в результате модернизации разных
модификаций Centaur или Cromwell или строилась по
прототипу модели - танку Cromwell Pilot D. Танки
модификации VII имели усиленное бронирование
(корпус "тип Е"), модернизированную подвеску,
уширенные гусеницы (15,5") и усовершенствованную
коробку передач. Максимальная скорость - 51 км/ч.
Небольшое число танков модели VII имели корпус
"тип F". Обозначение VIIw носили
модернизированные танки Cromwell Vw;
Cromwell VIII - танк поддержки с 95 мм
гаубицей. появился в результате модернизации
Cromwell I, III, IV, V, VI, состоявшей в перевооружении (из
пушечных вариантов) и увеличении толщины
бронирования до 101 мм. Модернизировано несколько
десятков машин.
Варианты специальных машин на базе
танка Cromwell:
Cromwell ARV - несколько десятков танков
первых вариантов (I-III) переоборудовали в
эвакуационные бронетягачи или машины
технической помощи - Armoured Recovery Vehicle. Лишенные
башен танки оснащались складным краном
грузоподъемностью 3000 кг. Могла устанавливаться и
дополнительная стрела. В танковых полках, на
вооружении которых состояли А27М, один такой
тягач имелся в каждом эскадроне;
Cromwell Command - стандартные танки
переоборудовались в командирские машины в двух
вариантах - с сохранением башенного орудия и с
демонтированным главным вооружением и
снарядными стелажами. Во втором случае орудие
заменялось деревянным макетом. В башне
устанавливались две радиостанции "тип 19" (HP
или LP), планшет для работы с картой и т.п. Танк
предназначался для командования танковых бригад
и дивизий; радиостанции позволяли поддерживать
связь с командованием (корпуса, дивизии) и
подчиненными (бригадой, полком). Внешне такая
машина отличалась дополнительными антеннами
(монтировались в различных местах) и емкостями на
надгусеничных полках (3-4 канистры), а вблизи -
отсутствием отверстия в дульном тормозе ствола
макета. Часть таких танков изготавливалась в
заводских условиях, часть - силами полевых
мастерских, поэтому все они отличались друг от
друга;
Cromwell Control - танки с башенным
вооружением, оборудованные двумя радиостанциями
"тип 19" (LP) и одной "тип 38" и
предназначенные для командиров танковых
разведполков; радиостанции позволяли
поддерживать связь в дивизионной радиосети;
Cromwell Rear Link - танк с башенным
вооружением, радиостанциями "тип 19" (HP) или
"тип 38", являвшиеся передающими станциями в
танковых полках;
Cromwell ОР - разоруженные, оборудованные
дополнительными радиостанциями и приборами
наблюдения подвижные наблюдательные пункты для
офицеров-корректировщиков артог-ня в полках
самоходной или буксируемой артиллерии танковых
дивизий;
Cromwell CIRD - экспериментальные танки,
дополнительно оборудованные канадскими
круговыми минными тралами CIRD (Canadian Indestructible Roller
Device);
Cromwell Prong - танк, оснащенный устройством
Cullin Hedgerow Cutting Device для выкашивания проходов в
живых изгородях (bocages), окружающих поля в
Нормандии. Конструкцию создал американский
сержант К.Дж. Куллин. Испытания проходили в
Англии на танке Centaur III. Произведено 500 комплектов
такого оборудования. По окончании боев в
Нормандии устройства демонтировали;
Cromwell Crocodile - огнеметный танк, прототипы
испытывались в конце войны;
Cromwell CDL - танк, оборудованный двумя
мощными прожекторами (Mercury Vapour Searchlights), служащими
для ослепления противника; экспериментальная
конструкция.
Серийное производство А27М Cromwell
закончено в январе 1945 г. Оригинальных танков (т.е.
изначально имевших двигатели Meteor) построено
около 1100. Значительно большее количество
известных под этим названием машин появилось в
результате модернизации и перестройки A27L Centaur.
Однако точное их количество неизвестно до сих
пор.
Конструкция Cromwell стала базой для
разработки в 1942-44 гг. последующих моделей боевых
танков различных типов и вариантов - крейсерских,
поддержки пехоты и самоходных орудий.
Большинство их остались в стадии проекта,
некоторые осуществились в металле в качестве
единичных прототипов и только три были приняты
на вооружение и пущены в серийное производство:
А28 - проект Cromwell - вариант в версии
танка поддержки пехоты - с усиленным
бронированием, которое прикрывало и шасси, 1942 г.;
А29 - проект крейсерского танка массой 45
т. с 17 фн. орудием (облегченный вариант носил
обозначение А29А), разработка У. Роботэма; 1942 г.;
А30 - в двух вариантах: танка и СУ. Танк,
проект которого разработал также У. Роботэм, имел
удлиненные на пару катков шасси и корпус. 17 фн.
орудие устанавливалось во вращающейся высокой
прямоугольной башне. Прототип изготовлен фирмой
BRCW в 1942 г.; танк принят на вооружение по названием
Challenger в качестве танка поддержки (для
уничтожения бронированных целей). Объем серийной
продукции ограничился 200 экз., построенных в 1943-44
гг. и применявшихся в боях на западноевропейском
театре военных действий. Самоходная установка
также имела поворотную башню, но со значительно
более тонкой броней и открытую сверху. Корпус и
шасси - другой конструкции. Прототип построен в
BRCW в 1944 г.; машина принята на вооружение в
качестве истребителя танков Avenger. Серия из 230 СУ
поставлена войскам уже после окончания военных
действий;
А31 - проект танка поддержки пехоты на
бронированном шасси А27М, со сварным корпусом и
башней, заимствованной у Churchill, 1942 г.;
А32 - Cromwell с бронированием по стандарту
Churchill и более мощным шасси, масса машины - до 33 т;
проект фирмы Rolls-Royce; 1942 г.;
А33 - так наз. штурмовой танк (Assault tank),
известный под названием Excelsior, предлагавшийся
для замены А22 Churchill. Проект 1942 года. В 1943 г.
построены прототипы машины в двух вариантах.
Модель фирмы English Electric - Pilot A - имела шасси и
подвеску американского тяжелого танка Т1 и 57 мм
орудие. Вторая модель, разработанная фирмой LMS и
Rolls-Royce (Pilot В), была вооружена 75 мм орудием и имела
подвеску типа RL. Масса обоих вариантов достигала
40 т., броня - до 114 мм (планировалось ее увеличение
до 150 мм), у обоих шасси прикрывалось броней и
устанавливались двигатели Meteor. Испытания обоих
машин (велась разработка третьего прототипа, Pilot
С, но до его постройки дело не дошло) начались в
конце 1943 г., а в 1944 г. от дальнейших работ
отказались. Pilot В экспонируется в танковом музее
в Бовингтоне.
А34 - Cromwell с 77-мм орудием новой
конструкции (фирмы Vickers)* в новой, больших
размеров башне с развитой кормовой нишей. Проект
Leyland 1943 г. В феврале 1944 г. построен прототип
машины, после испытаний и доводки принятой на
вооружение в качестве крейсерского танка Сомеt
Серийное производство начато в сентябре 1944 г.
параллельно с производством А27М и первые машины
приняли участие в боевых действиях весной 1945 г.
на территории Германии. В послевоенное время, до
начала поступления в войска танков Centurion, Comet -
основной танк британской армии. Снят с
вооружения после 1959 г.;
* На самом деле его калибр был 76 мм,
но чтобы не путать его с другими орудиями того же
калибра, его стали называть 77-мм.
А35 - проект утяжеленного варианта А34,
1943 г.;
А36 - утяжеленный вариант танка Challenger -
толще броня, усилена подвеска, 1943 г.;
A3 7 - вариант модели А33 с удлиненным
корпусом и шасси, более мощным бронированием и 17
фн. орудием, 1943 г.;
А40 - утяжеленный вариант А30 (так наз. А30
"степень 2" или Challenger II), 1943 г.;
А42 - утяжеленный вариант А27М/А34, 1943 г.
Назад|Дальше
|